Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                       Сообщение CHEM&WAR.249, 5 июля 2001 г. **
*******************************************************************
                                     Тупики химического разоружения

               ВПЕРЕДИ - ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ?

    "ИЗВЕСТИЯ"
    А если бы он вез химоружие?
    МПС хочет доли в разоруженческом пироге
    Сегодня в Госдуме железнодорожники будут пугать депутатов и
военных призраком химической катастрофы - во втором чтении будут
рассмотрены поправки к закону "Об уничтожении химического оружия".
Эти поправки разрешат перевозку химических боеприпасов к месту их
утилизации. Военные уверяют, что процесс будет безопасным. Но верят
им далеко не все.
    Россия должна уже в 2001 году начать уничтожение 40 тысяч тонн
отравляющих веществ, размешенных в шести регионах страны: Камбарском
и Кизнерском районах Удмуртии, Саратовской. Пензенской, Брянской и
Кировской областях. Предполагалось, что завод по утилизации химического
оружия (ХО) будет построен в каждом из этих регионов. Но из-за
отсутствия средств было принято решение ограничиться тремя заводами.
    Как сообщил "Известиям" генеральный директор Российского агентства
по боеприпасам Зиновий Пак, это выгодно экономически, к тому же не все
шесть территорий придется уговаривать разместить у себя небезопасные в
экологическом плане предприятия. Да и перевозиться будет не весь арсенал:
цистерны с жидкими отравляющими веществами будут утилизироваться на
месте. Артиллерийские и ракетные химические головные части находятся в
специальных транспортных ящиках и контейнерах, гарантирующих безопасность.
    Но консенсус пока не сложился. Сперва помешал МПС. По словам
заместителя министра путей сообщения России Сергея Гришина, главным
условием перевозок химоружия должно быть обеспечение безопасности, а
за нее надо платить - за обследование маршрутов перевозки, за усиление
железнодорожных путей, средств электроснабжения, сигнализации, связи,
разработку специальных вагонов и контейнеров с повышенной защитой.
Независимые эксперты полагают, что не избежать и строительства объездных
путей: пропускать такие составы через областные центры, по их мнению,
ни в коем случае нельзя.
    Агентству по боеприпасам пришлось согласиться, что обследование
путей,разработку и покупку спецвагонов придется оплачивать за счет
программы уничтожения ХО. Но сегодня перед ними будет поставлена более
серьезная проблема - получение разрешения регионов на перевозку через их
территорию химического оружия. Если руководители Калужской, Курской,
Тульской, Орловской и Тамбовской областей в принципе согласились с этой
идеей, то Рязанская, Курганская, Пермская области и Татарстан - против.
Самарский губернатор Константин Титов, например, отметил,что согласно
областному законодательству для ввоза на территорию региона опасных
отходов потребуется проведение областного референдума. Его результат
уже просчитан: население скажет - нет.
                     Д.Сафонов, "Известия", 4 июля 2001 года

    "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"
    БРОНЕПОЕЗД ДЛЯ ЗАРИНА
    Страшный зуд химического оружия
    После принятого еще в мае 1997 года Закона "Об уничтожении химического
оружия" огромные запасы "удушающей смерти" ничуть не уменьшились. По
заявлению Госкомиссии по химическому разоружению, мы отстаем от
установленного графика на три года и на миллиард неосвоенных долларов.
Дабы ускорить процесс, решили... поменять законодательную базу. И если
Госдума примет поправку к закону, то вскоре по России поползут поезда с
химоружием, которые, учитывая надежность наших железных дорог, можно
будет назвать "поездами смерти".
    Дополнение к Закону "Об уничтожении химического оружия", предложенное
депутатами Петром Рогоновым, Иваном Федоткиным, Василием Шандыбиным и
Александром Шульгой, по праву может претендовать на одно из самых
лаконичных в новой истории российского парламентаризма. Поправка состоит
всего из двух слов: "как правило". Однако меняет она многое. Если в законе
записано, что уничтожение химоружия должно проводиться в местах его
хранения, то если вставить в середине предложения "как правило" -
категоричность положения сразу меняется. В общем, можно уничтожать
химическую гадость где-нибудь в другом месте...
    Из досье "МК".
    В России находятся самые значительные в мире запасы отравляющих
веществ - 40 тысяч тонн. Хранятся они на специальных складах в разных
регионах страны. Это поселок Горный Саратовской области, город Щучье
Курганской области, города Кизнер и Камбарка Удмуртской республики,
поселок Марадыковский Кировской области и город Почеп Брянской области.
Производилось химоружие на предприятиях в Волгограде, Новочебоксарске
(Чувашская Республика) и Дзержинске (Нижегородская область).
    Причина появления поправки к закону до банальности проста - отсутствие
финансов. Ратифицировав четыре года назад Конвенцию о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении,
Россия взяла на себя обязательство полностью уничтожить химические арсеналы
в течение 10 лет. Временной промежуток более чем достаточный, да и с началом
процесса уничтожения никто нас не торопил. Первый этап, в ходе которого
предстояло ликвидировать всего лишь один процент запасов отравляющих
веществ, был определен в два с половиной года. Впрочем, обязательства
никто не торопился выполнять: три года подряд на уничтожение химоружия в
федеральном бюджете выделялось средств на порядок меньше, чем было
необходимо. Ставка в те годы делалась на помощь из-за границы.
    Из досье "МК".
    США с 1995 года по декабрь 2000-го выделили на уничтожение российских
химарсеналов 286,5 миллиона долларов (в прошлом году - 94 миллиона).
Правительство ФРГ с 1993 года выделило 58,9 миллиона немецких марок.
Заявленная помощь от Нидерландов - 25 миллионов гульденов, от Италии - 15
миллиардов лир, от Финляндии - 2,4 миллиона финских марок. В минувшем году
Евросоюз принял решение о предоставлении России помощи в уничтожении
химоружия на общую сумму в 5,8 миллиона евро.
    Памятуя о том, что на российских просторах могут раствориться любые
суммы, Запад на этот раз выделял помощь не в целом на программу уничтожения
химических боеприпасов, а на оснащение конкретных объектов. В частности,
американцы начали строительство завода по уничтожению химоружия в Щучьем,
а также завезли современное оборудование в Центральную лабораторию по
химико-аналитическому контролю за работами в области химического
разоружения, что обошлось им в 30 миллионов долларов. Немцы оказывают
непосредственную помощь в разработке и поставке оборудования для завода в
поселке Горный. Итальянцы - в городе Кизнер, в Камбарке - "сфера
интересов" Италии и Нидерландов.
    Впрочем, помощь эта в основе своей - заявленная: получать ее можно
лишь при соблюдении определенных условий. Запад готов выделять
деньги непосредственно на строительство заводов. Создание же необходимой
инфраструктуры - проведение экологического мониторинга, строительство
транспортной сети и системы канализации, жилья для работников предприятий,
медицинское обеспечение - должно производиться за счет российской стороны.
При ежегодной потребности в 5-6 миллиардов рублей в бюджетах последних лет
эта сумма не превышала 600 миллионов. Как следствие, создание большинства
объектов по уничтожению химоружия до сих пор находится на стадии
согласования и утверждения проектной документации. Естественно, что и
реакция стран-спонсоров на эту медлительность более чем жесткая.
    Ситуация для России сложилась патовая. После "неприятностей" с МВФ и
Парижским клубом Москва не хочет снова оказаться в роли партнера, не
держащего слова. Но и выполнить свои обязательства, несмотря на резкое
(почти в шесть раз) увеличение финансирования, тоже не удастся.
    Сегодня трудно сказать, кому первому пришла в голову мысль отказаться
от строительства сразу семи объектов по уничтожению боеприпасов,
сосредоточив усилия лишь на двух-трех. Но глашатаев этой идеи нашли быстро -
депутатов Госдумы от Брянской области, которая наиболее сильно пострадала
в России от аварии на Чернобыльской АЭС. Бесспорно, для жителей Брянщины,
не говоря уже о правительстве, это весьма выгодно. А для саратовцев,
курганцев, где уже начато строительство заводов?..
    Помимо того что "поезда смерти" потребуют колоссальных затрат на
обеспечение безопасности передвижения (по нашей-то "железке"!), их
транзит придется на крупные областные центры. И если часть руководителей
регионов в принципе поддерживают идею перевозки химоружия при соблюдении
соответствующих норм безопасности, то многие - категорически против.
Самарский губернатор Константин Титов, например, отметил, что в
соответствии с областным законодательством для ввоза на территорию
региона опасных отходов потребуется проведение референдума. Предсказать
отрицательное мнение граждан нетрудно.
    Безусловно, три завода построить дешевле, чем семь, даже при затратах
на безопасность перевозок. И это объясняет соблюдение порочного принципа
властей: деньги дороже людей.
        В.Строгонов, "Московский комсомолец", 5 июля 2001 года

                         *   *   *

    Удивительно, что настырный "Московский комсомолец" не доискался
до того, кто придумал идею возить русское химическое оружие по нашим
железным дорогам. Информируем: это решил Конгресс США осенью прошлого
года (объявив, что это их условие выделения нашим "химикам" денег на
химическое разоружение). Ну а дальше наши власти щелкнули каблуками и
помчались исполнять. Разумеется, депутаты ГосДумы от Брянской области
Шандыбин и Шульга подсуетились с подходящим законом - хочется, видать,
избраться в Думу еще разок (ну как же, "отвели угрозу от родной Брянщины",
"спихнули химическое оружие этим лопухам из Курганской области", ну и т.д.).

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2001 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность