Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                    Сообщение CHEM&WAR.314, 8 декабря 2001 г. **
*******************************************************************
                                               Будни ракетной войны

                 В КАРАГАНДЕ ПОГОВОРИЛИ О БАЙКОНУРЕ

    ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА БАЙКОНУРЕ НУЖНЫ
КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ
    В Караганде 5 декабря прошел круглый стол, посвященный проблеме
воздействия космодрома "Байконур" на окружающую среду и здоровье
населения.
    Инициатором проведения круглого стола стала неправительственная
организация "Экомузей", которая принимает участие в работе парламентской
комиссии по подготовке к парламентским слушаниям по данной теме,
которые намечены на 17 декабря.
    Независимый эксперт Валерий Яковлев считает: прежде, чем принимать
какую-либо программу или вырабатывать рекомендации по решению проблем,
необходимо досконально и комплексно изучить экологическую ситуацию на
Байконуре.
    "Космодром работает уже более 40 лет. В 1994 году был заключен
Договор аренды, ратифицированный парламентами Казахстана и России. Все
споры по Договору разрешаются Российско-Казахстанской Межправительственной
комиссией по комплексу "Байконур". Договором установлены обязательства
сторон: российская сторона вносит арендную плату (115 млн. долларов в год).
Иных платежей, налогов и сборов не взимается, в том числе, и за право
пользования водными ресурсами. Купит ли республика на эти деньги вооружение
или станет охранять окружающую среду, выплачивать населению региона
компенсации за вред, нанесенный космодромом окружающей среде и здоровью
людей - это внутреннее дело Казахстана, решения по которому кажется,
принимаются на уровне, недоступном парламенту.
    Арендатор готов, в соответствии с "Конвенцией о международной
ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами" (1972 г.),
возмещать вред, причиненный физическим и юридическим лицам (в т.ч.
спускаемыми из космоса объектами) - лишение жизни, повреждение
здоровья, повреждение имущества.
    Смущает намерение депутатов принять "отечественную национальную
программу", неизвестно чему посвященную. Помнится, "национальные"
программы в Казахстане неоднократно разрабатывались и многие тихо ушли
в небытие - я могу ответственно заявить об этом, как автор Национальной
программы рационального природопользования.
    Я полагаю, что ни отечественной, ни национальной "программы" нет и
быть не может, хотя бы потому, что программы такого уровня должны обладать
свойством "народности" и быть подчиненными целям более высокого уровня. К
тому же нужна системность. Вот уже два года ведутся работы по оценке
влияния запусков ракет с космодрома Байконур на окружающую среду.
Параллельно, изучается здоровье сельских жителей в районах Карагандинской
области. Но все это "задачный" уровень, когда у каждого исполнителя свои
собственные заботы и результаты, из которых, как из разрозненных кусков
мозаики, никакую вразумительную картину не составишь, тем более, что еще
нет даже локального программного эскиза этой картины.
    Около шести лет "пробивалась" в уполномоченных органах разработка
обыкновенного технико-экономического обоснования (ТЭО) или доклада
(сокращенный вариант ТЭО) по комплексным и экологическим проблемам
деятельности российского военно-космического комплекса (или одного только
космодрома Байконур) в Казахстане. И, надо сказать, что Аэрокосмический
комитет, Минобороны и другие органы, имеющие отношение к этим объектам,
весьма положительно отозвались об этом деле, но сослались на бедность и
другие обстоятельства. В результате уполномоченные органы уклонились от
упомянутого предложения разработать ТЭО (или доклад) по космодрому. А это
означает, что принимаемые и не принимаемые решения одинаково субъективны.
    Технологические, инженерные и другие проблемы предприятия и его
подразделений - это внутреннее дело предприятия. Едва ли депутаты станут
обсуждать устройство позиционных районов или технику обращения с
противогазом в точках падения ступеней ракеты "Протон". Другое дело -
события, происходящие в районах влияния (РВ) космодрома за границами
отведенных ему земель, в связи с вредом, наносимым сугубо казахстанским
природно-хозяйственным комплексам (ПХК).
    И вот тут депутатов может ожидать разочарование: почти никакой
систематической, статистически достоверной информации об экологической
ситуации в районах падения и районах, где пролетающие ракеты влияют на
окружающую среду, нет и не было, т.к. никто серьезно этим не занимался.
По большому счету, у депутатов нет объекта слушаний - какой-то территории
с какими-то границами, как-то охарактеризованной в отношении имеющихся
там ПХК, с хотя бы приблизительными факторными, ресурсными и ситуационными
оценками. Имеющиеся по отдельным частным вопросам сведения касаются
территории нескольких районов падения и никакую целостную картину из них
составить невозможно. Да и сам "эскиз" этой картины, как отмечено, еще
никем не прорисован.
    Исследования нескольких районов падения (РП) частей ракет 1991-1992 гг.
не вышли за границы РП и частично устарели. Данные изучения одного РП в
2000-2001 гг. также получены внутри его территории и в недостаточно полном
составе. Как уже было сказано, в последние два года изучалось здоровье
сельского населения (активно мигрирующего в города) в отдельных районах
Карагандинской области и пока неясно, как полученные сведения будут
смотреться в контексте неизученных еще природно-хозяйственных комплексов
(ПХК). Известно, что эти комплексы (вместе с населением) находятся под
множеством воздействий разных источников на фоне неблагополучной в
отдельных местах природной геохимической радиационной обстановки.
Территория невыявленных пока районов влияния (РВ) подвергается загрязнению
выбросами промпредприятий, ее жители (особенно сельские) в последние годы
оказались в тяжелейших социально-экономических условиях, отрицательно
сказывающихся на здоровье людей.
    Понятно, что без целенаправленных, подчиненных программным целям
исследований (геохимии ландшафтов, почвенной флоры и фауны и других)
невозможно достоверно определиться с объектом парламентских слушаний.
    В отсутствие внятно очерченного, описанного и реально опознанного
объекта, есть вероятность, что депутаты могут сосредоточиться либо на
частностях и предположениях, либо на самых общих, постановочных вопросах
(программных, организационных, посреднических и т.п.), чтобы в
соответствии с Договором (1994 г.) и Соглашением по экологии и
природопользованию (1997 г.) заняться научно-практической деятельностью,
связанной с вредными последствиями запусков ракет. Не надо забывать также,
что помимо Договора 1994 года, республика ратифицировала около 350 других
международных договоров и еще к полусотне присоединилась посредством
принятия законодательных актов (об этом сообщил в своей речи Президент
Н.Назарбаев в сентябре 2001 г.).
    Чтобы декабрьские слушания не стали очередным сотрясением воздуха, я
рекомендую депутатам открыть Орхусскую 1998 года "Конвенцию о доступе к
информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе
к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" и опубликовать
стенограмму слушаний, сделав, тем самым,первый шаг к созданию программы,
обладающей свойством "народности". Тем временем, следовало бы запустить
механизм определения и возмещения вреда, наносимого космодромом, имеющий
необходимую законодательную базу.
    Из досье "Greenwomen":
    "О разрозненности и неполноте информации" говорилось на выездном
заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию
мажилиса парламента РК, которое прошло в октябре и было посвящено изучению
проблемы влияния запусков ракетоносителей типа "Протон" с космодрома
"Байконур" на состояние здоровья населения и экологическую ситуацию.
Было отмечено, что Казахстану необходимо проводить исследования независимо
от России, а для этого необходим единый межведомственный координационный
центр. Срочно должен быть решен вопрос и о казахстанской методике
определения наличия гептила и необходимой для этого аппаратуре. "Россия
имеет полувековой опыт исследований по гептилу, но не спешит делиться им
с нами", - сказал председатель рабочей группы комитета Рауан Шаекин.
"Исследования, которые проводятся на российские деньги "Инфракосом",
вряд ли можно считать объективными и корректными", - подчеркнул он.
    На сегодняшний день ни один из четырех районов Карагандинской области,
территории которых входят в зону влияния запусков ракетоносителей, не
получает денежных компенсаций за причиняемые неудобства. Выборочное
обследование состояния здоровья населения этих районов проводится
казахстанскими специалистами, но по заказу российской стороны. На
сегодняшний день обследовано около 50 тысяч человек. Поскольку программа
финансируется Россией и рассчитана до конца 2004 года, результаты будут
получены не раньше 2005 года, что не может устраивать казахстанскую
общественность.
    По мнению директора "Экомузея" Д.Калмыкова, главные проблемы -
обеспечение безопасности населения во время запусков ракетоносителей с
космодрома, доступность и полнота информации о производящихся запусках,
прозрачность данных по распределению средств, поступающих от России за
аренду космодрома.
    За прошедшие годы с космодрома "Байконур" было запущено около 1200
космических аппаратов и более 1180 межконтинентальных баллистических ракет.
Однако, по сей день в районах плановых падений ракет среди населения не
проводятся учения и консультации на предмет, как обезопасить себя в
непредвиденных обстоятельствах. В службе ЧС области нет
специалистов-спасателей, обученных работать в нештатных ситуациях падения
ракетоносителей.
    В начале 2001 года руководство Карагандинской и Кызылординской
областей обратилось в Аэрокосмическое агентство РК с просьбой прислать
график запусков с космодрома "Байконур" аппаратов на 2001-2002 годы.
Однако ответа до сих пор не получено.
       Источник: АГЕНТСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ "GREENWOMEN"
                 greenwomen@nursat.kz, 7 декабря 2001 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2001 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность