Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                   Сообщение CHEM&WAR.334, 24 февраля 2002 г. **
*******************************************************************
                                      Будни химического разоружения

            ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РОСБОЕПРИПАСОВ И ЛИЧНО ПАКА

    ЖУРНАЛИСТ НАЕХАЛ НА ПАКА
    Российское агентство по боеприпасам потеряло лицо. Причем
юридическое. В четверг на заседании правительства был запланирован
доклад гендиректора "Росбоеприпасов" Зиновия Пака, который должен
был представить членам кабинета проект "Положения о российском
агентстве по боеприпасам" - основного документа, регулирующего
деятельность любого федерального органа. Доклад г-на Пака так и не
состоялся: по сообщению департамента правительственной информации,
обсуждение вопроса перенесено "на одно из последующих заседаний".
Таким образом, "Росбоеприпасы" продолжили свое существование в
каком-то неопределенном, "полулегальном" режиме, который и без того
затянулся в этом агентстве почти на три года.
    Ситуация тем более странная еще и потому, что именно через это
агентство, отвечающее за выполнение программы ликвидации российских
арсеналов химического оружия, должны проходить многомиллиардные потоки
западной финансовой помощи, выделяемой на утилизацию оружия массового
поражения. А значит, Москва кровно заинтересована, чтобы как раз в
отношении этой структуры ни у кого не могло возникнуть ни малейших
подозрений.
    Своему появлению на свет "Росбоеприпасы", как, впрочем, и четыре
остальных российских оборонных агентства, обязаны президентскому указу
651, подписанному Борисом Ельциным 25 мая 1999 года. Впрочем, в тот
момент к их рождению мало кто отнесся серьезно: российский
военно-промышленный комплекс уже много лет находился в процессе
бесконечных малопонятных реформаций, подчиняясь то Госкомоборонпрому, то
Минэкономики, то Миноборонпрому... Очередную новацию восприняли поначалу
как что-то столь же временное. Тем более что само проведение очередной
реформы, приведшей к появлению агентств, связывали с именем мало кому
известного тогда кремлевского чиновника Владимира Путина, только-только
назначенного на должность секретаря Совета безопасности РФ. Однако с
президентскими указами не спорят, поэтому бюрократическая машина привычно
приступила к визированию бумаг: агентствам требовались финансовые средства,
штаты, помещения, жилье. И конечно же, им нужен был легитимный статус:
указ  651 предписывал правительству "утвердить в 2-месячный срок положения
о вновь образованных и преобразованных федеральных органах исполнительной
власти".
    В отведенный срок, конечно, никто так и не уложился, однако, если
вспомнить о том, каков был в конце ельцинского правления уровень
исполнительской дисциплины, конечный итог следует признать вполне
удовлетворительным. "Росавиакосмос" завизировал в правительстве свое
положение в октябре 99-го, в декабре были утверждены все бумаги у агентства
по системам управления и "Россудостроения", а еще через месяц завершило все
формальности и агентство по обычным вооружениям. Впрочем, руководство
оборонных агентств не скрывало, что само заинтересовано в визировании этих
документов. Ведь "Положение" - это документ не только фиксирующий
обязанности, но и права конкретного органа. Стандартный пункт такого рода
документов - "российское агентство ... является юридическим лицом, имеет
бланк и печать с изображением государственного герба РФ и со своим
наименованием, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте)" -
дорогого стоит.
    Таинственную "медлительность" "Росбоеприпасов" в кулуарных беседах
информированные военно-промышленные источники газеты "Время новостей"
объясняли тем, что Зиновий Пак "надеялся в конечном итоге "прописать под
себя" не одно агентство, а более серьезную структуру". Определенные
основания для подобных надежд у г-на Пака действительно имелись: в свое
время ему довелось поруководить всей российской оборонкой -- сначала в
качестве председателя Госкомоборонпрома, а затем и "полновесного" министра
оборонной промышленности в правительстве Черномырдина. Однако, после того
как стало очевидно, что существование федеральных агентств -- это "всерьез и
надолго", отсутствие у одного из них нормального статуса превратилось в
серьезный тормоз. Правда, для того, чтобы снять опасения западных партнеров
России, выделяющих деньги на ее химическое разоружение (общая стоимость
программы оценивается примерно в 5 млрд долларов), правительство утвердило в
2001 году "Положение о федеральном управлении по безопасному хранению и
уничтожению химического оружия при российском агентстве по боеприпасам". Тем
не менее поскольку управление существует при "Росбоеприпасах", а само
агентство так до сих пор и не определилось со своими "правами и
обязанностями", ситуация остается весьма пикантной.
               Ю.Голотюк, Время Новостей, 15 февраля 2002 г.

    ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПАКА
    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 ноября 2000 года No 1627-р
    [О порядке координации деятельности федеральных органов
   исполнительной власти, участвующих в выполнении международных
            договоров в области химического разоружения]
     1. Одобрить   предложения   Росбоеприпасов,   согласованные   с
заинтересованными федеральными  органами  исполнительной власти,  по
координации деятельности федеральных органов исполнительной  власти,
участвующих   в  выполнении   международных   договоров  в   области
химического разоружения.
     2. Утвердить  распределение  обязанностей  между   федеральными
органами   исполнительной   власти,   участвующими   в    выполнении
международных   договоров   в   области   химического    разоружения
(прилагается).
     3. Установить,  что  финансирование  мероприятий,  связанных  с
выполнением настоящего распоряжения, осуществляется за счет средств,
предусмотренных  в  федеральном бюджете  на  содержание  федеральных
органов  исполнительной  власти,   и  средств,  предусмотренных   на
федеральную  целевую  программу  "Уничтожение  запасов   химического
оружия в Российской Федерации".
                                          Председатель Правительства
                                                Российской Федерации
                                                          М.Касьянов

                                                          УТВЕРЖДЕНО
                                         распоряжением Правительства
                                                Российской Федерации
                                    от 17 ноября 2000 года No 1627-р
       Распределение обязанностей между федеральными органами
          исполнительной власти, участвующими в выполнении
     международных договоров в области химического разоружения
                           Росбоеприпасы
     Обеспечение реализации  государственной   политики  в   области
химического разоружения в пределах компетенции Агентства.
     Осуществление функций    уполномоченного   органа    Российской
Федерации   по  выполнению   Конвенции   о  запрещении   разработки,
производства, накопления  и применения  химического оружия  и о  его
уничтожении (далее именуется - Конвенция), а также по взаимодействию
с Организацией по запрещению  химического оружия (далее именуется  -
ОЗХО).
     Организация и   обеспечение   взаимодействия   с   федеральными
органами  исполнительной  власти и  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации при определении основных  направлений
работ и  комплекса мероприятий по  выполнению Российской  Федерацией
международных обязательств в области химического разоружения.
     Выполнение функций государственного  заказчика по разработке  и
реализации   с   участием   заинтересованных   федеральных   органов
исполнительной  власти  и органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  федеральной  целевой  программы   уничтожения
химического   оружия,   ликвидации   или   конверсии   объектов   по
производству химического оружия.
     Выбор безопасных   и    экономически   приемлемых    технологий
уничтожения химического  оружия на основе  конкурса отечественных  и
зарубежных разработок.
     Организация проектирования, экспертизы проектов,  строительства
объектов по уничтожению химического  оружия в комплексе с  объектами
специальной     и    социальной     инфраструктуры,     необходимыми
природоохранными сооружениями и объектами  лечебно-профилактического
назначения.
     Обеспечение разработки и создания технологий и технологического
оборудования для   разборки   химических   боеприпасов,   а    также
уничтожения или утилизации их комплектующих элементов.
     Организация эксплуатации  объектов по  уничтожению  химического
оружия,  в   том   числе  совместно   с  другими   заинтересованными
федеральными органами  исполнительной власти  промышленных зон  этих
объектов,  включая  подготовку  персонала  для  их  эксплуатации   и
обслуживания, а также обеспечение средствами индивидуальной  защиты,
антидотами    и    средствами    приборного    контроля     объектов
производственной зоны и окружающей среды.
     Организация, обеспечение  и  выполнение  работ  по  безопасному
хранению запасов химического оружия до полного их уничтожения.
     Лицензирование деятельности, связанной  с проведением работ  по
хранению,  перевозке  (кроме перевозок  федеральным  железнодорожным
транспортом)  и   уничтожению  химического   оружия,  обращению   со
списочными  химикатами,   подлежащими  объявлению   и  контролю   по
Конвенции,  и   отходами,  образующимися   в  процессе   уничтожения
химического оружия.
     Участие совместно  с  заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной власти в разработке проектов международных соглашений
по   оказанию   Российской   Федерации   другими   государствами   и
организациями безвозмездной помощи в области химического разоружения
и заключение в установленном порядке таких соглашений.
     Участие совместно  с  заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной власти  в выработке позиции  Российской Федерации  на
двусторонних  и многосторонних  переговорах  по вопросам  выполнения
Конвенции.
     Участие совместно  с  заинтересованными  федеральными  органами
исполнительной  власти  в обеспечении  представительства  Российской
Федерации  в  ОЗХО,  в работе  сессий  Исполнительного  совета  этой
Организации и конференций государств - участников Конвенции.
     Участие в    координации    мероприятий    по    международному
сотрудничеству   в   области   химического  разоружения   и   в   их
осуществлении.
     Заключение в   установленном   порядке   по   согласованию    с
заинтересованными  федеральными  органами исполнительной  власти  от
имени  Правительства  Российской  Федерации  соглашений  с  ОЗХО  об
осуществлении  международного   контроля  на  российских   объектах,
подлежащих объявлению и контролю по Конвенции.
     Наблюдение за   выполнением    положений   Конвенции    другими
государствами  -  участниками   Конвенции  в  пределах   компетенции
Агентства.
     Организация и обеспечение приема и сопровождения  международных
инспекций ОЗХО на территории Российской Федерации.
     Обеспечение готовности  объектов  по  хранению  и   уничтожению
химического оружия к международным инспекциям ОЗХО.
     Организация научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских
работ по созданию средств и методов национального контроля в области
химического разоружения.
     Осуществление контроля  за  полнотой  сбора  и   достоверностью
данных   о  производстве,   потреблении   и  переработке   списочных
химикатов, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции.
     Подготовка по  согласованию  с  заинтересованными  федеральными
органами   исполнительной  власти   информации   в  соответствии   с
положениями Конвенции  и  представление ее  в  ОЗХО в  установленном
порядке.
     Проведение с   участием  федеральных   органов   исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
мероприятий по информированию  населения и общественных  объединений
по вопросам обеспечения  безопасности населения и защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ  с химическим  оружием  в  местах  его
хранения и уничтожения.
     Подготовка с  участием  заинтересованных  федеральных   органов
исполнительной    власти    ежегодных    информационных     докладов
Правительства  Российской  Федерации  по  выполнению  Конвенции  для
представления Федеральному Собранию Российской Федерации...

    КОММЕНТАРИЙ
    Кипятился жарнулюга напрасно. Необходимые права и обязанности по
части уничтожения химического оружия у Росбоеприпасов и лично З.П.Пака
уже имеются. Так что западные денежки, о которых озаботился журналист,
расходовать можно.
    Впрочем, если бы сей журналист не рыскал по коридорам в поисках
сплетен, а искал серьезные проблемы, то одну мы можем ему подсказать.
    Дело в том, что по части химического оружия Росбоеприпасы
унаследовали от Комитета по конвенциальным проблемам химического
и биологического оружия при Президенте России все обязанности.
    Кроме одной.
    В положении о Комитете по конвенциальным проблемам химического и
биологического оружия при Президенте РФ, о создании и содержании работы
которого было объявлено Указами Президента РФ No 160 от 19 февраля 1992
года и No 523 от 25 мая 1992 года, была такая запись: Комитет
"осуществляет анализ информации по обнаруживаемым местам захоронения
старого химического оружия, определение степени и масштабов опасности
этих мест, разработку мероприятий по ликвидации возможных очагов
опасности".
    А в обязанностях Росбоеприпасов, дотошно переписанных из Указа
президента Ельцина в распоряжение премьера Касьянова, одна все-таки
"выпала".
    Между тем запись о "старом химическом оружии" родилась не на пустом
месте. Она вытекает из международных обязательств, взятых на себя
государством под названием России, когда оно в 1993 году подписало, а
в 1997 году ратифицировало Конвенцию о химическом оружии.
    Так вот, в отношении старого химического оружия в части IV В)
Приложения по проверке той самой Конвенции установлен обязательный для
России "Режим ", который включает следующее:
 3. Государство-обладатель старого химоружия в течение 30 дней обязано
сообщить в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) "всю
имеющуюся соответствующую информацию, включая, по мере возможности,
местонахождение, вид, количество и нынешнее состояние этого старого
химического оружия".
 4. Государство-обладатель старого химического оружия обязано сообщить в
ОЗХО данные о старом химическом оружии, обнаруженном "после вступления
для него в силу" Конвенции о химическом оружии; это необходимо сделать
"не позднее, чем через 180 дней после обнаружения".
 5. ОЗХО проводит "первоначальную инспекцию и любые последующие инспекции"
для проверки информации пп.3 и 4.
 6. Государство-обладатель информирует ОЗХО "о предпринимаемых шагах по
уничтожению или удалению иным образом" старого химоружия.
 7. Государство-обладатель "уничтожает старое химическое оружие". Сроки и
порядок подлежат обсуждению с ОЗХО.
    Все эти хлопоты со старым химическим оружием хитромудрый З.П.Пак с
себя скинул, когда сочинял свои служебные обязанности в Росбоеприпасах.
    И теперь он доволен жизнью - можно ездить в другие страны и проверять,
как они выполняют Конвенцию о химическом оружии.
    В заключение сообщаем для сведения несведущего журналиста и
безответственного госчиновника З.П.Пака, что на территории России
имеются 350 (триста пятьдесят) мест, где защитники Отечества закопали
химическое оружие и теперь молчат в тряпочку.
     Интересно, кому у нас в стране до всего этого есть дело.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность