Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                  Сообщение CHEM&WAR.400, 17 сентября 2002 г. **
*******************************************************************
                                            Наследие холодной войны

         РАЗОРУЖЕНИЕ РОССИИ: ЗА ДЕНЬГИ, ЗАТО ПОД ПРИСМОТРОМ

    Инициатива <10 плюс 10 на 10>: форма и содержание
    Специальный доклад  Центра по исследованию проблем нераспространения
при Монтерейском Институте международных исследований.
Авторы: Кристина Чуен, Майкл Ясинский, Тим Мейер.
    27 июня 2002 года <большая восьмёрка> (Россия и семь крупнейших развитых
стран <большой семёрки> - США, Великобритания, Франция, Германия, Япония,
Италия и Канада) объявила о новой инициативе под названием <Глобальное
партнёрство против распространения оружия и материалов массового поражения>.
По новому соглашению, <большая семёрка> обязуется выделить до 20 миллиардов
долларов в течение следующего десятилетия для финансирования проектов по
нераспространению оружия и материалов массового поражения, главным образом
в России, но также и в других странах. Так называемая <Инициатива 10 плюс
10 на 10>, которая была согласована на саммите <большой восьмёрки> в
Кананаскисе (Канада) в конце июня, состоит из 10 миллиардов долларов от
США и 10 миллиардов долларов в общей сложности от остальных членов
<большой семёрки>.
    Несмотря на внушительные цифры и не менее внушительную пиар-кампанию
сопровождавшую это заявление, пока не ясно, сколько действительно новых
средств было обещано выделить. Большая часть 10-ти миллиардов долларов от
США - это средства необходимые для продолжения уже существующих
американо-российских программ в ранее согласованных масштабах. С другой
стороны, новая инициатива является важным обещанием продолжать эти
программы в течение следующих десяти лет. Соглашение позволяет странам-
участницам учитывать уже выделенные, но ещё не истраченные деньги и даже
предусматривает взносы от стран, не входящих в <большую восьмёрку>, в
случае если крупнейшие европейские страны и Япония не смогут выделить 10
миллиардов долларов. Кроме того, на короткой встрече в верхах не было
времени формулировать все подробности соглашения и пришлось ограничиться лишь
общими принципами, хотя и то, что было сделано, уже является существенным
достижением. Концепция новой инициативы была американской идеей, и
соглашение было принято в основном благодаря настойчивости делегации США.
В последний момент пришлось проводить переговоры о том, как программа будет
осуществляться в России, а также о налогах, потенциальной судебной
ответственности, доступе к информации и объектам, привилегиях и иммунитете.
    Тем не менее, новая инициатива может стать действенным инструментом
расширения помощи России в сфере нераспространения оружия и материалов
массового поражения. Теперь существует официальное обещание всех стран
<большой семёрки> участвовать в финансировании этой сферы, а США обещают
продолжать финансирование уже производящихся работ в течение следующих
десяти лет. Если на последующих переговорах будут успешно выработаны
механизмы для осуществления этой инициативы, что ещё под большим вопросом,
то новое <Глобальное партнёрство> станет важным шагом на пути уничтожения
опасного наследия Холодной войны на территории бывшего Советского Союза.
    Глобальное партнёрство
    В совместном заявлении <большой восьмёрки>, все участники пообещали
способствовать недопущению распространения оружия и материалов массового
поражения путём оказания соответствующей помощи России и другим странам.
Совместное заявление содержит обещание собрать до 20 миллиардов долларов
(10 миллиардов от США плюс 10 миллиардов от остальных членов <большой
восьмёрки>, кроме России). Конкретные механизмы финансирования ещё будут
обсуждаться и могут включать как двусторонние зачёты долгов в обмен на
нераспространение (объяснения - ниже), так и прямую помощь. Россия будет
главным получателем помощи, но другие страны также смогут участвовать.
Совместное заявление выделяет несколько важных направлений для проектов,
которые будут проводиться под эгидой партнёрства:
  1. По совместному соглашению, эффективные меры по наблюдению, контролю
и обеспечению прозрачности будут приниматься для полного достижения
поставленных целей (включая необратимость процесса при необходимости) и
подтверждения результатов работы, учёта затраченных средств и обеспечения
доступа к местам, в которых проводятся работы, для представителей стран-
доноров.
  2. Проекты будут осуществляться при соблюдении экологических стандартов
и максимальных мер безопасности.
  3. Для каждого проекта будут обозначены чёткие поэтапные планы, при
несоблюдении которых эти проекты могут быть приостановлены или полностью
прекращены.
  4. Материалы, оборудование, технологии, работы по обслуживанию и
специальные знания, которые по взаимному соглашению будут задействованы в
этих программах, должны будут служить исключительно мирным целям в рамках
осуществляемых проектов, и не могут быть использованы для других целей без
специального соглашения. Соответствующие меры физической защиты будут
применяться для предотвращения краж или вредительства.
  5. Все правительства должны будут предпринять необходимые меры для того,
чтобы та поддержка, которая будет оказана в рамках программы, считалась
бесплатным техническим содействием и была освобождена от налогов и других
сборов.
  6. Предоставление товаров и услуг будет осуществляться по возможности в
соответствии с открытой международной практикой и национальными
требованиями безопасности.
  7. Все правительства должны будут предпринять необходимые меры для того,
чтобы обеспечить защиту участников работ и подрядчиков из стран-доноров от
судебных претензий, связанных с осуществлением сотрудничества.
  8. Соответствующие привилегии и иммунитет должны быть предоставлены тем
представителям правительств стран-доноров, которые будут работать в
совместных проектах.
  9. Должны быть предприняты эффективные меры для защиты секретной
информации и интеллектуальной собственности.
    Совместное заявление также предусматривает создание механизма ежегодных
проверок продвижения проектов, проведение консультаций о приоритетах,
недостатках или излишках, другие координирующие меры, а также сообщение
результатов правительствам <большой восьмёрки>.
    На брифинге 27 июня 2002 года, высокопоставленный представитель
администрации Буша заявил, что каждая страна-участница будет сама выбирать
проекты, в которых она будет участвовать, проводить независимые переговоры
с Россией и осуществлять эти проекты.
    Российско-американские переговоры о <Глобальном партнёрстве> уже
находятся на стадии планирования и обсуждались заместителем госсекретаря
США Джоном Болтоном и заместителем министра иностранных дел России Георгием
Мамедовым во время подготовительных согласований перед прошлогодней
сентябрьской встречей Российско-американского рекомендательного комитета по
стратегической безопасности.
    По некоторым сообщениям, итальянские дипломаты начали дискуссии с Россией
по осуществлению заявления <большой восьмёрки> во время встречи 16 июля
между заместителем министра иностранных дел России Георгием Мамедовым и
Джанкарло Арагоной, директором департамента многосторонних политических
вопросов и прав человека в итальянском Министерстве иностранных дел.
    Помимо дискуссий о международных проектах по нераспространению оружия и
материалов массового поражения, заявление <большой восьмёрки> провозглашает
приверженность членов группы шести принципам по недопущению доступа
террористов и тех, кто предоставляет им убежище, к оружию и материалам
массового поражения. Первый принцип - способствовать принятию, полному
осуществлению и, при необходимости, расширению многосторонних соглашений
и других международных инструментов для предотвращения распространения
оружия и материалов массового поражения или незаконного доступа к ним, а
также способствовать усилению организаций, занимающихся осуществлением
этих международных соглашений и инструментов. Принятие этого принципа
администрацией Буша особенно важно, поскольку, по мнению критиков, многие
прошлые её действия препятствовали выполнению таких соглашений как Договор
о всеобщем запрещении ядерных испытаний и Конвенция о биологическом
оружии. Другие пять принципов глобального сотрудничества представляют собой
обещания поддерживать эффективную физическую защиту, учёт, пограничный
контроль, и меры по контролю над экспортом в отношении оружия и материалов
массового поражения, а также обещание укреплять внутренний контроль над
существующим оружием и материалами массового поражения, минимизируя
запасы ядерных и биологических материалов и уничтожая всё химическое оружие.
    Участие и позиция России
    Реакция Российского правительства на Инициативу о глобальном партнёрстве
была положительной. Однако, выражая согласие с основными принципами
заявления <большой восьмёрки>, российские государственные деятели отметили,
что остаются трудности в переговорах об ответственности, прозрачности и
других аспектах по каждой программе. Тем не менее, конструктивная позиция
России в Кананаскисе - это значительный шаг вперед, так как ранее Россия
отказывалась принять условия, включенные в совместное заявление во время
переговоров по многостороннему соглашению о защите окружающей среды,
известному под названием <Многосторонняя программа по защите окружающей
среды от ядерного загрязнения в Российской федерации> (MNERP), а также во
время переговоров о трехстороннем соглашении России, Норвегии и США по
этим вопросам. Поддержка Путиным целей партнёрства <большой восьмёрки>
вероятно, поможет достичь прогресса в будущих переговорах.
    На пресс-конференции 27 июня 2002 года президент Путин обозначил
приоритеты Российского правительства в отношении нераспространения оружия и
материалов массового поражения. Утверждая, что российское ядерное оружие не
представляет угрозы распространения, но опасно для окружающей среды, Путин
назвал две важнейшие задачи, стоящие перед Россией сегодня: уничтожение
химического оружия и ликвидация нестратегических ядерных подводных лодок. Он
отметил, что Россия будет действовать в этих направлениях в любом случае,
но с благодарностью примет помощь от партнеров по <большой восьмёрке>.
    Некоторые российские обозреватели предположили, что заявление <большой
восьмёрки> было в основном политической рекламой, и отметили, что в прошлом
обещания о помощи были гораздо большего масштаба, чем полученные в
результате средства. Более того, они напомнили, что обещания о помощи сходные
с теми, о которых заявлено в Кананаскисе, были сделаны на саммите НАТО в мае
2002 г. в Риме, когда итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони заявил,
что Европейский союз предоставит 10 миллиардов долларов для программ по
нераспространению ядерного оружия в бывших советских республиках в течение
следующих 10-ти лет и госсекретарь США Колин Пауэлл сделал такое же
обещание.
    Российские политики из числа недовольных внешнеполитическим курсом Путина,
такие как лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов и вице-президент
Академии геополитических наук генерал Леонид Ивашов, как и ожидалось,
критиковали инициативу <большой восьмёрки> за то, что она служит для
выявления слабости России, представляет угрозу сохранению обороноспособности
России и не позволяет России стать противовесом однополярной политике США.
В то же время, другие российские политики приветствовали новую инициативу, а
также формальное признание России как полноправного члена <большой
восьмёрки> как большую победу Путина.
    Несколько российских экспертов предсказывают, что осуществление программы
<10 плюс 10 на 10> столкнётся со значительными трудностями из-за конфликта
между стремлением стран-доноров осуществлять надзор над проектами и
желанием российского правительства охранять секретную информацию.
    Вклад США
    США являются безусловным лидером <большой восьмёрки> в организации и
осуществлении программ по нераспространению оружия и материалов массового
поражения. С начала 1990-х годов, американское правительство инициировало ряд
проектов под эгидой программы Сотрудничества для уменьшения угрозы (CTR),
направленной на решение проблем выполнения договоров о контроле над
вооружениями, обеспечения безопасности ядерного оружия и материалов и
контроля над их экспортом, ликвидации стратегических ядерных подводных
лодок, предотвращения <утечки мозгов> среди специалистов по вооружениям, и
многих других вопросов. С 1992 по 2002 год, США выделили около 7 миллиардов
долларов на проекты по нераспространению оружия и материалов массового
поражения в России и других бывших советских республиках. Правительственные
организации США разработали эффективные методы обеспечения учёта и
прозрачности, которые были включены в совместное заявление <большой
восьмёрки> о глобальном партнёрстве.
    Администрация Буша запросила у Конгресса 957 миллионов долларов (включая
428 миллионов на программы Министерства обороны, 420 миллионов на
программы Министерства энергетики и 109 миллионов на программы
Госдепартамента) на 2003 финансовый год для помощи России и другим бывшим
советским республикам в сфере нераспространения оружия и материалов
массового поражения. Эта сумма превосходит 760 миллионов долларов,
запрошенные администрацией в бюджете на 2002 финансовый год, хотя и меньше
фактической суммы 2002 финансового года в 1 миллиард 14 миллионов долларов,
включившей дополнительные расходы, одобренные Конгрессом США после
событий 11 сентября 2001 года. Вероятно, США выполнят свое обещание
выделить 10 миллиардов долларов в течение следующих 10 лет, если они
продолжат на существующем уровне финансировать проекты помощи в
нераспространении оружия и материалов массового поражения в России и в
других бывших советских республиках.
    Хотя долговременное обещание продолжать помощь России и другим странам
бывшего СССР и является новостью, сохранение нынешнего уровня
финансирования может означать фактическое сокращение в финансировании
определенных программ. Это не соответствует нуждам, определенным
американской двухпартийной комиссией Бэйкера-Катлера, которая в январе 2001
года выпустила доклад, призывавший США потратить 30 миллиардов долларов в
течение последующих 8-10 лет на программы по нераспространению оружия и
материалов массового поражения в России.
    Вклад других стран
    Другие члены <большой восьмёрки> также пообещали финансирование, но
пока известны лишь немногие подробности касающиеся конкретных программ. Из
сообщений о встрече <большой восьмёрки> становится ясно, что инициатива о
новом партнёрстве принадлежала делегации США, которая решила сделать
нераспространения оружия и материалов массового поражения гораздо более
высоким приоритетом, чем оказание помощи Африке, что являлось заранее
оговоренной главной темой встречи в Кананаскисе. Возможно, из-за
недостаточных предварительных консультаций и довольно неожиданного
появления темы нераспространения как одной из главных в программе встречи,
Германия оказалась единственной страной <большой восьмёрки> помимо США,
сразу пообещавшей финансирование новых программ по нераспространению
оружия и материалов массового поражения. Более того, в отличие от США,
большинство членов <большой восьмёрки> должны будут существенно увеличить
свои расходы на такие программы, чтобы достигнуть суммарного уровня в 10
миллиардов долларов в течение следующего десятилетия. С 1992 по 2001 год,
Европейская комиссия и отдельные страны Европейского союза потратили
примерно 550 миллионов евро (около 468 миллионов долларов по состоянию на
июнь 2001 года) на проекты по нераспространению оружия и материалов
массового поражения в России и других бывших советских республиках. Эта
сумма не включает в себя существенную помощь Европейского союза и Японии
на ядерную безопасность.
    Инициатива <большой восьмёрки> была положительно оценена германскими
средствами массовой информации, которые обратили особое внимание на пользу
программы с точки зрения охраны окружающей среды и возможные выгоды для
немецкой промышленности. Германия, вслед за США, одной из первых предложила
свою помощь, пообещав выделить 1,5 миллиарда долларов, а также поддержала
инициативу на встрече в верхах. В то время как до этой встречи Германия в
основном выступала за экономические обмены долгов (упразднение долга в
обмен на акции российских компаний), по сообщению газеты <Берлинер Цайтунг>
германский канцлер Герхард Шрёдер в декабре 2001 года обсуждал с
президентом Путиным идею применения механизма обмена долгов к
финансированию программ по нераспространению оружия и материалов
массового поражения. По другим сведениям, Германия прохладно относится к
идее обмена долгов на нераспространение оружия и материалов массового
поражения. Германия предпочитает проекты, в которых могут быть задействованы
немецкие специалисты по транспортировке и хранению ядерных материалов -
например, перемещение ядерных реакторов с подводных лодок из Гремихи во
временное хранилище в заливе Сайда (Sayda Bay), хранение радиоактивных
отходов низкого и среднего уровня на Новой земле, остановка плутониевого
реактора в Красноярске, и улучшение безопасности при перевозках ядерных
материалов. Германия уже несколько лет помогает России при уничтожении
арсеналов химического оружия и ведёт переговоры по новым программам в этой
области.
    Хотя Канада была разочарована результатами встречи в верхах, канадское
правительство выразило готовность обещать 1 миллиард канадских долларов
(около 600-650 миллионов долларов США) для программы глобального
партнёрства <большой восьмёрки> в течение следующих 10 лет. Сообщается
также, что Канада предложит техническую помощь в сфере нераспространения
оружия и материалов массового поражения. Эти обещания были сделаны без
консультаций с парламентом. В Канаде ещё не было общественных дебатов о
партнёрстве из-за неожиданности сделанных заявлений. Таким образом, Канада
пока не сделала официального заявления о финансировании.
    Великобритания была также удивлена переменой повестки дня с темы Африки.
Однако 1 июля премьер-министр Тони Блейр сказал, что Великобритания выделит
до 750 миллионов долларов в течение следующих 10 лет. Британские средства,
рассчитанные на оказание текущей и уже запланированной на будущее помощи, в
дополнение к участию в программах Европейского союза, предусматривают
финансовую поддержку ликвидации оружейного плутония, уничтожения
химического оружия, выгрузки ядерного топлива и разборки атомных подводных
лодок, остановки ядерных реакторов, контроля и учёта материалов (MC&A),
работ по ядерной безопасности, физической защиты ядерных материалов,
предоставления рабочих мест персоналу закрытых ядерных заводов и смягчения
социальных и экономических последствий закрытия ядерных заводов. Однако эти
проекты ещё подлежат оформлению в юридические рамки, что было отмечено на
встрече <большой восьмёрки>. Великобритания участвовала в приостановленных
переговорах MNEPR, а также проводит переговоры с Россией по двустороннему
соглашению о реальном начале проекта в северо-западной России. Британцы уже
заключили соглашение о юридических рамках для обеспечения уничтожения
запасов химического оружия.
    По сообщениям японской прессы, премьер-министр Японии Юничиро Коизуми
пообещал 200 миллионов долларов на новую инициативу, хотя для этого
потребовалось усиленное лоббирование со стороны США. Источник в
министерстве иностранных дел Японии полагает, что в настоящее время Япония
готова потратить 250 миллионов долларов на нераспространение оружия и
материалов массового поражения в бывшем Советском союзе. Из этой суммы 150
миллионов долларов - это деньги, которые уже были обещаны ранее, но ещё не
истрачены, а 100 миллионов долларов - это новые деньги, которые
предназначаются на международный проект по ликвидации плутония и на реактор
на быстрых нейтронах БН-600 на Белоярской атомной станции. Этот реактор будет
приспособлен для ликвидации плутония сжиганием смешанного оксидного
топлива (mixed-oxide или МОХ), вырабатываемого из оружейного плутония. Один
официальный представитель Японии пожаловался, что цифра в 20 миллиардов
долларов на <глобальное партнёрство> появилась произвольно и пока не понятно,
как именно эти средства будут потрачены. Другие представители ставили под
сомнение стремление президента Буша предоставить России такую помощь. Тем
не менее, Япония может не пожелать предоставить дополнительные средства, если
проблемы с существующими японскими проектами не будут разрешены. Коизуми
не удовлетворён уровнем российского сотрудничества по существующим проектам
в сфере нераспространения, финансируемым Японией, а японский парламент
выразил негативное отношение к таким программам иностранной помощи. Хотя
Япония первоначально выделила 25 миллиардов иен (около 208 миллионов
долларов) на эти программы, проекты на 16,5 миллиардов иен ещё не
осуществлены, из-за нежелания России предоставить некоторую информацию и по
другим причинам. В июле 2002 года Япония послала аудиторов в Россию и
Казахстан для выяснения причин задержек в осуществлении проектов по
нераспространению. Только один проект, финансируемый Японией
(перерабатывающий завод <Ландыш> для жидких радиоактивных отходов низкого
уровня из атомных подводных лодок, на который было выделено 4,2 миллиардов
иен), был полностью осуществлён, хотя и с большими задержками. По некоторым
сообщениям, официальные представители Японии настаивают на прекращении
затрат на проекты по нераспространению оружия и материалов массового
поражения, до тех пор, пока Россия не создаст эффективную систему
административного регулирования этих проектов. Предание гласности проблем с
программами помощи России оказало отрицательный эффект на общественную
поддержку этих программ в Японии. Большая часть обещанных 200 миллионов,
таким образом, является не новыми, а уже выделенными ранее, но не
истраченными средствами.
    Франция и Италия ещё не сделали официальных обещаний о выделении средств
на новое глобальное партнёрство. Ожидается, что Италия примет решение на этот
счёт в сентябре. До сих пор, французская помощь России предоставлялась в
рамках программы помощи в разоружении AIDA. С 1992 по 1996 год, Франция
обещала 57,1 миллионов долларов на эти цели, и с тех пор продолжает выделять
примерно такое же количество средств. Кроме того, начиная с 1993 года,
Франция участвовала в научных исследованиях направленных на приспособление
российских атомных электростанций для использования смешанного оксидного
топлива. Франция пообещала около 60 миллионов долларов на ликвидацию
плутония, а также участвует в совместной программе Европейского союза 1999
года по нераспространению оружия и материалов массового поражения в России,
в рамках которой строится завод по уничтожению химического оружия в Горном.
    Помимо двусторонних программ, Европейская комиссия обещала выделить на
новую инициативу 1 миллиард евро. Европейским странам, которые не являются
членами <большой восьмёрки>, было предложено участвовать в <глобальном
партнёрстве>, в дополнение к двусторонним программам, средствам, выделяемым
Европейским союзом, и другим международным программам. Вероятно,
Европейские страны будут участвовать в многосторонних программах через такие
организации, как Европейский банк реконструкции и развития (в частности
Германия желает использовать этот банк для оказания помощи в сфере
нераспространения), Организацию технической поддержки СНГ (TACIS) и
Европейскую инициативу ядерных городов (ENCI), которая была формально
начата в апреле 2001 года. Последняя программа предназначена для дополнения
существующих программ по нераспространению, улучшения сотрудничества в
области нераспространения между Европейскими странами и Россией, внедрения
новых подходов к демилитаризации российских ядерных городов и вовлечению их
в коммерческое сотрудничество. Европейская комиссия создала Международную
рабочую группу (IWG) для достижения целей ENCI и координации усилий разных
стран.
    Программы глобального партнёрства
    Проекты по нераспространению под эгидой глобального партнёрства будут
продолжать решать задачи, которыми уже занимаются существующие
международные программы помощи. Кроме того, программы нового партнёрства
могут быть расширены в направлениях ещё пока не затронутых существующими
проектами. Один из главных сторонников помощи бывшим советским
республикам в нераспространении оружия и материалов массового поражения,
сенатор Ричард Лугар, предложил расширить помощь для уничтожения ракетных
и обычных подводных лодок с ядерными двигателями, а также для разборки
тактических ядерных вооружений. Выступая перед Комитетом по международным
отношениям Сената США, госсекретарь Колин Пауэлл также поддержал
расширение помощи в области нераспространения тактических ядерных
вооружений и химического оружия. Однако для этого должны быть найдены
новые деньги.
    Во многих отношениях эти направления близко соответствуют приоритетам
в нераспространении, объявленным президентом Путиным, особенно в отношении
химического оружия и уничтожения атомных подводных лодок. Проекты по
нераспространению в этих областях имеют большие шансы на успех, несмотря на
существующие трудности в программах уничтожения химического оружия.
Процесс разборки атомных подводных лодок уже усовершенствован и может быть
перенесён со стратегических субмарин на другие классы подлодок. Однако другие
направления предложенные сенатором Лугаром и госсекретарём Пауэллом
вероятно натолкнутся на существенные трудности. Российские запасы тактических
ядерных вооружений, например, в настоящее время остаются за пределами
формального режима контроля над вооружениями, и в этой области отсутствует
прозрачность, в то время как озабоченность США в отношении тактических
ядерных вооружений вступает в противоречие с позицией президента Путина,
который считает, что российское ядерное оружие не представляет угрозы
распространения и хорошо охраняется.
    Инициативы по облегчению долга
    Совместное заявление <большой восьмёрки> о глобальном партнёрстве в
области нераспространения оружия и материалов массового поражения привлекло
внимание к идее обмена внешнего долга России на финансирование программ по
нераспространению. Включение такого положения в совместное заявление
повышает вероятность того, что не все средства на эту инициативу будут
бюджетными ассигнованиями. Концепция об обмене внешнего долга России не
нова и уже обсуждалась на разных форумах в последние годы. Например, она была
предложена в июне 2001 года представителями Национальной лаборатории
тихоокеанского северо-запада и Сетью Ландау - центром Вольта, и с тех пор
обсуждалась на встречах Международной рабочей группы (IWG) по вопросам
ENCI. Правительство Германии, на которую приходится львиная доля российского
долга, также выступает за обмен долгов. Эта идея приобрела ещё большую
популярность в администрации Буша после визита Путина в США в ноябре 2001
года, во время которого он выражал озабоченность долговой нагрузкой
Российской Федерации.
    Российское правительство было озабочено тем, что обслуживание внешнего
долга может потребовать до 40 процентов бюджета страны в ближайшем будущем. В
2003 году, на который приходится пик выплат по внешним долгам, Россия должна
будет вернуть своим кредиторам около 18 миллиардов долларов. На США
приходится относительно небольшая часть общего российского долга суверенным
кредиторам в 71,5 миллиардов долларов. Из 3,8 миллиардов долларов, которые
Россия должна США, более 2 миллиардов долларов - долг советских времён.
Германия, для сравнения, является держателем 26 миллиардов долларов долга,
Италия - 6,4 миллиардов долларов, а другие европейские страны - 35 миллиардов
долларов в сумме. Распределение внешнего долга России таково, что прощение
части долгов в обмен на нераспространение оружия может быть особенно
привлекательным для европейских членов <большой восьмёрки>.
    Концепция обмена внешнего долга на финансирование программ по
нераспространению оружия и материалов массового поражения предусматривает
механизм для зачёта прощеного долга для финансирования конкретных проектов
по нераспространению, что имеет сходство с обменами долгов за экологию,
которые уже применялись в других странах. Российское правительство
подготовило два альтернативных предложения по осуществлению обмена долгов.
Согласно первому предложению, долг будет обмениваться на акции российских
предприятий. Согласно второму предложению, долг будет обмениваться на
финансирование программ по нераспространению оружия и материалов массового
поражения.
    Министерство атомной энергии России считает, что стоимость конверсии
оборонных объектов и создания новых рабочих мест в десяти ядерных городах
может достигнуть 500 миллионов долларов, а обмен долгов как раз может
предоставить средства для таких проектов.
    Концепция обмена внешнего долга России находит поддержку и в США. Акт
о содействии безопасности 2001 года (S.1803) в статье B (Акт 2001 г. о
сокращении долга Российской Федерации за нераспространение) содержит
положение о разрешении правительству США обменять 100 миллионов долларов
советского долга в 2002 финансовом году и ещё 200 миллионов долларов
советского долга в 2003 финансовом году, и создать при Министерстве
финансов США Фонд инвестиций в нераспространение в России.
    25 июля 2002 года Комитет по международным делам Конгресса США провел
слушания о дискуссии насчёт возможностей упразднения российского долга как
средства финансирования программ помощи в нераспространении. Члены Палаты
представителей Адам Шифф и Эллен Таушер - среди инициаторов Акта 2002 года
о сокращении долга Российской Федерации за нераспространение (HR.3836 -
дополняющий S.1803). Это законодательство, предложенное за несколько месяцев
до встречи <большой восьмёрки> в Кананаскисе, было основано на предыдущих
обменах долгов за экологические проекты и предполагает замену долга на новые
российские обязательства, выраженные в соглашении об инвестициях в
нераспространение и о создании в будущем фонда для поддержки
нераспространения оружия и материалов массового поражения. Предполагается,
что Российское правительство возьмёт на себя обязательства принимать конкретно
оговоренные меры по нераспространению и обеспечению прозрачности. На
правительство США будет возложена функция одобрения программ по
нераспространению. Эти программы будут содержать многие положения из уже
существующих американских программ по нераспространению, включая аудит со
стороны США, освобождение от российских налогов и ограничение пропорции
средств, которые будут потрачены вне России. Закон также разрешит
правительству США побуждать других стран-кредиторов проводить похожую
политику.
    Заключение
    Хотя инициатива <глобального партнёрства> пока ещё не принесла значительного
нового финансирования помощи в сфере нераспространения, она может стать
важной вехой в решении проблем оружия и материалов массового поражения на
территории бывшего Советского Союза. Пока неясно, каким образом будут (и
будут ли вообще) собраны обещанные Европой и Японией 10 миллиардов
долларов, но инициатива обновила усилия по обеспечению финансирования для
уничтожения и охраны оружия и материалов массового поражения. Пока ещё нет
административного органа для осуществления этих проектов и не определены
конкретные получатели помощи, так что много работы ещё предстоит сделать.
Тем не менее, инициатива <глобального партнёрства> является лучшей надеждой
на продвижение в области соглашений об общих юридических рамках (legal
framework agreements), отсутствие которых часто являлось основным препятствием
для выделения обещанных средств в прошлом.
    Направления для будущих исследований
    Прежде чем более подробные соглашения в рамках <глобального партнёрства>
будут заключены, страны <большой восьмёрки> должны определить наиболее
эффективный путь для достижения определенных целей по нераспространению
оружия и материалов массового поражения. Разнообразие необходимых мер по
нераспространению, от уничтожения оружия до физической защиты мест хранения
радиоактивных отходов, требует множества различных подходов. Хотя заявление
<большой восьмёрки> в Кананаскисе обозначило несколько направлений -
ответственность, прозрачность, обеспечение доступа и т.п. - ещё предстоит
подробная проработка и обсуждение этих концепций. Таким образом, <большая
восьмёрка> может рассматривать возможности для продвижения в определенных
проектах путем расширения программ по существующим соглашениям (например,
прибавление новых программ по разборке подводных лодок по существующему
соглашению CTR). Управление программами через общий фонд предусматривает
надзор всех восьми стран (или большего числа, если другие страны будут
участвовать). В некоторых программах, вероятно, будет ценной максимальная
гибкость и внимание со стороны единственной страны-донора, поэтому часть
проектов могут быть выполнены наиболее эффективно на двухсторонней основе.
В то же время, следует максимально использовать и разнообразие стран-доноров,
которые имеют различные приоритеты, различные требования к обеспечению
прозрачности и доступа, различные ресурсы и различные отношения с Россией.
    Таблица
    Страна - Сумма, предусмотренная <инициативой 10+10> - Приблизительная
сумма средств истраченных или выделенных в прошлом на программы
нераспространения в бывшем СССР
    США - 10 миллиардов долларов - 7 миллиардов с 1992 г.
    Великобритания - до 750 миллионов долларов - 128 миллионов с 2000 г.
    Франция - сумма не опубликована - 130 миллионов с 1992 г.,
                                      не включая TACIS
    Германия - 1,5 миллиарда долларов - 30,5 миллионов с 1993 по 1999 г.
    Япония - 200 миллионов долларов - 70 миллионов с 1993 г.
    Италия - сумма не опубликована - 40-45 миллионов с 2000 г.
    Канада - официальное обещание не сделано, пресса указывает на
             600-650 миллионов долларов - 23 миллиона с 1992 г.

    Nuclear Watch, The International Center Newsletter - 17 сентября
      2002 г. The International Center, Washington, icrussia@rcn.com

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность