Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                       Сообщение CHEM&WAR.467, 4 июня 2003 г. **
*******************************************************************
                                          Будни ракетной активности

                    ДЕЛА РАКЕТНЫЕ: ДУМЫ О ДУМЕ

    КРАСИВЫЕ СЛОВА ОТ ДУМЫ

             ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
                                   Комитет по экологии
                        РЕШЕНИЕ
                3 апреля 2003 г.  No 94-2
     0 координации деятельности по обеспечению экологической
     безопасности при реализации ракетно-космических программ
     Российской Федерации
    Заслушав и обсудив вопрос о координации деятельности по обеспече-
нию экологической безопасности при осуществлении ракетно-космических
программ Российской Федерации,
    Комитет отмечает:
 1. Как свидетельствуют обращения в Государственную Думу граждан,
организаций и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, проблема обеспечения экологической безопасности при
осуществлении ракетно-космической деятельности Российской Федерации
продолжает оставаться актуальной.
 2. Федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за
ракетно-космическую деятельность в Российской Федерации, совместно с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется определенная работа по снижению негативного воздействия
этой деятельности на окружающую среду и население (особенно при аварийных
ситуациях): проводится оценка влияния ракетно-космической деятельность
на здоровье населения и экологическое обследование районов падения
отделяющихся частей ракет-носителей, составляются их экологические
паспорта, осуществляется очистка районов падения от компонентов ракетного
топлива и фрагментов металлоконструкций, новые типы ракет-носителей
проектируются с использованием новейших технологий и конструкторских
решений, позволяющих минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде
ракетно-космической деятельностью.
    В то же время практические вопросы обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической деятельности в штатном режиме в полной
мере не решаются из-за отсутствия единой государственной политики,
соответствующего системного подхода, недостаточности законодательной базы
и продуманной финансовой политики.
 3. Одной из причин сложившейся ситуации Комитет видит в недостаточной
координации (взаимодействия) федеральных органов исполнительной власти
между собой, этих органов и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также в необходимости более тесного сотрудничества
с органами местного самоуправления в области обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической деятельности.
 4. В рамках законодательного и нормативно-правового регулирования,
использования соответствующих экономических методов, разработки конкретных
организационно-технических мероприятий в области охраны окружающей среды
при осуществлении ракетно-космической деятельности требуют разрешения, в
частности, проблемы:
 - создания соответствующей государственной системы обеспечения
экологической безопасности;-
 - приведения в соответствие с земельным законодательством использования
территорий субъектов Российской Федерации в качестве районов падения
фрагментов ракет-носителей;
 - существующего запрещения (пункт 2 ст.51 Федерального закона "Об
охране окружающей среды") сброса отходов производства и потребления в
поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра
и на почву; размещение опасных объектов на путях миграции животных, вблизи
нерестилищ и иных местах, в которых может быть создана опасность для
окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
 - принятия федеральной целевой программы по оценке воздействия и
ликвидации негативных последствий ракетно-космической деятельности, которая,
в свою очередь, должна способствовать разработке и реализации единой
государственной политики в области обеспечения экологической безопасности
ракетно-космической деятельности;
 - введения обязательного государственного экологического страхования
при всех пусках ракет-носителей, проходящих на территориях субъектов
Российской Федерации;
 - разработки налоговых льгот при внедрении прогрессивных технологий,
поддержки субъектов хозяйственной деятельности при реализации инновационной
политики;
 - ведения комплексного мониторинга за воздействием ракетно-космической
деятельности на окружающую среду районов падения отделяемых частей
ракет-носителей и прилегающих к ним территории;
 - ведения санитарно-гигиенического мониторинга состояния среды обитания и
здоровья населения, проживающего на сопредельных с районами падения
территориях;
 - возможной корректировки местоположения экологически опасных
районов падения отделяемых частей ракет-носителей;
 - осуществления компенсационных выплат за использование территорий
субъектов Российской Федерации (в том числе, при выведении из хозяйственного
оборота) при ракетно-космических пусках;
 - разработки нормативов и определения источников финансирования
взимания нормативной платы за негативное воздействие на окружающую среду
субъектов Российской Федерации фрагментов ракетной техники и компонентов
ракетных топлив;
 - оценки и возмещения экологического ущерба при нештатных ситуациях;
 - очистки территорий субъектов Российской Федерации от фрагментов
ракетно-космической техники.
 5. Одним из основных механизмов взаимодействия в области ракетно-космической
деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации являются
соответствующие договоры о порядке и условиях эпизодического использования
районов падения отделяющихся частей ракет-носителей. В связи с возникшей в
ряде случаев необходимостью перезаключения (заключения) указанных договоров
в первоочередном порядке должны быть решены на уровне федерального
законодательства некоторые правовые проблемы, в частности, по вопросам:
 - обоснованного распределения (и соответствующего законодательного
закрепления) прав и обязанностей в области обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической деятельности между соответствующими
федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов
Российской Федерации, а также участия в этом процессе органов местного
самоуправления;
 - платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде
в полном объеме;
 - лицензирования деятельности по обращению с отделившимися частями
ракет и оформления права собственности на них.
    Комитет решил:
 1. Подтвердить выраженную в Решении Комитета от 19 сентября
2002 года No 78-4 актуальность проблемы обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической деятельности.
 2. Предложить Правительству Российской Федерации продолжить системную
разработку и осуществление необходимых мер по решению правовых,
организационных и технических проблем обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической деятельности, обратив особое внимание на
необходимость более тесного взаимодействия в этой области соответствующих
федеральных органов исполнительной власти между собой, этих органов и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также
привлечения к этой деятельности органов местного самоуправления.
 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации дать поручение
соответствующим федеральным органам исполнительной власти:
 а) разработать соответствующие предложения в федеральное
законодательство, в том числе:
 - по созданию государственной системы обеспечения безопасности (в
том числе, экологической) при осуществлении ракетно-космической
деятельности;
 - по обязательному государственному экологическому страхованию при
осуществлении космической деятельности, при этом предусмотреть требования
о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в районах падения
отделяющихся частей, при проведении запусков ракет-носителей, выполняемых
как в рамках федеральных ракетно-космических программ, так и в интересах
обороны и безопасности Российской Федерации;
 - по разрешению проблемы запрета сброса отделяющихся частей
ракет-носителей на определенные природные объекты и комплексы (п.2 ст.51
Федерального закона "Об охране окружающей среды");
 - по обеспечению права федеральных органов исполнительной власти
на использование территорий в качестве районов падения отделяющихся частей
ракет-носителей на основе "публичного сервитута" в интересах государства в
соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации (с
оформлением соответствующего Постановления Правительства Российской
Федерации в изменение Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 мая 1995 г. No 536);
 б) разработать Федеральную целевую программу по обеспечению экологической
безопасности ракетно-космической деятельности и определить источники ее
финансирования;
 в) внести в Правительство Российской Федерации предложения:
 - по установлению перечня федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственное регулирование в области охраны окружающей
среды при осуществлении ракетно-космической деятельности, при этом
рассмотреть возможность возложения ответственности за координацию
деятельности по проведению санитарно-гигиенического мониторинга состояния
загрязнения среды обитания и здоровья населения, проживающего вблизи
районов падения, на Федеральное управление медико-биологических и
экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской
Федерации (с обеспечением соответствующего финансирования);
 - по нормированию воздействия на окружающую среду при осуществлении
ракетно-космической деятельности (ст. 22 Федерального закона "Об охране
окружающей среды");
 г) разработать и осуществить совместно с субъектами Российской Федерации
мероприятия:
 - по оценке состояния здоровья населения, проживающего на сопредельных
с районами падения территориях, с целью определения возможных
причинно-следственных связей между ракетно-космической деятельностью и
заболеваемостью населения;
 - по организации постоянного экологического мониторинга при осуществлении
ракетно-космической деятельности (и определить порядок его финансирования);
 д) представить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации информацию о возможных (и существущих) финансовых затратах,
необходимых для обеспечения экологической безопасности ракетно-
космической деятельности.
 4. Рекомендовать заинтересованным субъектам Российской Федерации
провести совместное обсуждение экологических проблем, возникающих на их
территориях, в связи с осуществлением ракетно-космической деятельности и,
при необходимости, внести соответствующие предложения в федеральные
органы государственной власти, в частности, по вопросам:
 - разработки и реализации единой государственной политики и создания
государственной системы обеспечения экологической безопасности в этой
области;
 - разработки (доработки) соответствующего федерального законодательства,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
в области охраны окружающей среды;
 - разграничения полномочий в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
 - разработки (доработки) при необходимости договоров между федеральными
органами исполнительной власти и органами государственной вла-
сти субъектов Российской Федерации о порядке и условиях эпизодического
использования раионов падения отделяющихся частей ракет-носителей;
 - формирования и обеспечения функционирования территориальных
систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов
Российской Федерации.
                   Председатель Комитета      В.А.Грачев

    КОММЕНТАРИЙ С.КРИЧЕВСКОГО

    Здравствуйте!
 1. Рассылаю ВСЕМ копию Решения Комитета по экологии ГД ФС РФ "0
координации деятельности по обеспечению экологической безопасности при
реализации ракетно-космических программ Российской Федерации" от 3
апреля 2003 г.  No 94-2.
    Оно не только об РКД, но и редкий случай ознакомится на этом примере
с деятельностью Комитета по экологии, который работает в режиме, близком
к "черной дыре".
 2. Это Решение принято по результатам Заседания Комитета, состоявшегося
6 марта 2003 г., на котором именно в такой постановке обсуждался конкретный
вопрос. Информацию о Заседании от 6 марта 2003 г. я рассылал в письме от
7.03 с.г. (его текст полностью опубликован в электронном бюллетене
"Проблемы химической безопасности. Химия и война. Сообщение
CHEM&WAR.464, 28 мая 2003 г.).
 3. Несмотря на то, что я был на заседании 6 марта как представитель ЦЭПР,
текст данного Решения от 3 апреля с.г. разосланный всем участникам
заседания, в ЦЭПР не поступил, и мне удалось по личной инициативе получить
его в виде твердой копии только 5 мая.
    Вследствие занятости и длительной поездки в Киев только сейчас смог
отсканировать его и разослать. Прошу извинить за задержку.
 4. Главное, что есть в этом решении - признание актуальной проблемы
экобезопасности РКД и стремление решать ее через разработку и реализацию
государственной политики и целевое финансирование, а также четное
выделение регионального аспекта.
    Основные недостатки:
 1) попытка ставить и решать проблемы экобезопасности РКД исключительно
в государственной постановке, без взаимодействия с общественными
организациями (эко-НПО даже не упомянуты, т.е. отсутствуют в сознании и
поле деятельности Комитета, т.к. принципиально даже в упор не видят);
 2) центральным звеном определяется многострадальная Федеральная целевая
программа "Обеспечение экологической безопасности РКД" (которую уже 10 лет
никак не могут "родить", т.к. двигают в типично ведомственной постановке
для разработки стандартов и др. нормативов обеспечения экобезопасности
РКД - без учета социально-экологических аспектов).
 3) эта кривая ведомственная телега ставится впереди лошади, - впереди
экополитики, тогда как сначала надо выработать экополитику, а затем ее
реализовывать.
  (См. об этом в Решении Комитета п.4 дефис 4:
"Комитет отмечает: ....  требуют разрешения проблемы: ...     - принятия
федеральной целевой программы по оценке воздействия и
ликвидации негативных последствий ракетно-космической деятельности, которая,
в свою очередь, должна способствовать разработке и реализации единой
государственной политики в области обеспечения экологической безопасности
ракетно-космической деятельности; ...").
 5. При всех недостатках данного Решения Комитета оно по сути есть шаг
вперед в нужном направлении.
    Предлагаю отреагировать на него соответствующим письмом - заявлением
от заинтересованных общественных организаций.в адрес Председателя Комитета
В.А.Грачева. Цель - только контакт и рефлексия, но и попытка наладить
реальный диалог с Комитетом по экологии. Жду соображений (особенно из
регионов) и готов сделать на их основе "рыбу".
    С уважением.
       С.Кричевский, сопредседатель Совета МСоЭС, член ЦЭПР,
       координатор Программы "За экологическую безопасность
       ракетно-космической деятельности", член Межведомтсвенной
       экспертной комиссии по космосу.
              1 июня 2003 г., sergei.krichevsky@starcity.ru

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами