Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                       Сообщение CHEM&WAR.479, 3 июля 2003 г. **
*******************************************************************
                                             Химическое разоружение

                    О КАМБАРКЕ - С ВНИМАНИЕМ

    Дайте мне яду!
    Что стоит за "стахановскими" методами уничтожения химоружия?
    СОГЛАСНО международной Конвенции по уничтожению химического оружия, к
2007 году наша страна обязана ликвидировать 20% своего арсенала - 8 тысяч
тонн отравляющих веществ. Однако чем ближе сроки, тем меньше ясности в этом
вопросе.
    В Удмуртии хранится почти треть всех российских запасов химического
оружия: в Камбарке - более 6 тысяч тонн отравляющих веществ кожно-нарывного
действия, в Кизнере - 5 тысяч тонн нервно-паралитического действия.
    На этой неделе состоялось очередное, седьмое по счету, заседание
государственной комиссии по ликвидации химоружия в России. Стало известно,
что вариант уничтожения люизита в Камбарке до сих пор не определен, и это
несмотря на то, что первый вариант ТЭО (технико-экономических обоснований)
был рассмотрен еще 4 года назад, а на программу ликвидации боевых
отравляющих веществ в Удмуртии уже затрачено более полумиллиарда рублей.
    Картину уничтожения химоружия в нашей стране иначе как туманной не
назовешь. Сначала представители агентства Росбоеприпасы уверяли, что в
России химоружие не уничтожается вовсе. Сейчас выясняется, что начиная с
2000 года ликвидации подверглись так называемые аварийные боеприпасы -
в числе первых те, что находятся на территории Удмуртии.
    В августе 2002 года агентство Росбоеприпасы сообщило всему миру: Россия
начинает ликвидацию своих ОВ с люизита на специально построенной установке
в поселке Горном Саратовской области. Однако в декабре 2002 года объект в
Горном начал уничтожать не люизит, а иприт.
    В апреле 2003 года Россия отрапортовала о выполнении первой части
международных обязательств по Конвенции о запрещении химоружия: уничтожен
1% запасов ОВ - 400 тонн иприта.Строительство же объекта по уничтожению
химоружия в Камбарке напрямую связано с работой установки в поселке Горном,
а там до сих пор не пущена линия по ликвидации люизита. Установка в Горном
так и называется - опытная, но работает в промышленном режиме с первого
дня. При плановой мощности 90 тонн в год за первый месяц работы было
уничтожено 60 тонн иприта, а через два месяца почти 200 тонн. Если бы речь
шла о рытье котлована, например, эти цифры можно было бы как-то понять и
объяснить: мол, ударный труд во славу Родины. Но уничтожение химоружия не
очень вяжется со стахановством. Тем более что организаторы ударного труда
забыли про одну "малость": стационарный склад для хранения токсичных
реакционных масс, образующихся при уничтожении иприта. Они просто разлили
их по бочкам, которые хранятся на территории арсеналов.
    Международному сообществу по большому счету все равно, как наша страна
умудрилась уничтожить 400 тонн 0В за рекордно короткие сроки на опытной
установке. Наши склады слишком далеко от Европы и Америки. Страны -
участницы Конвенции только знай торопят, готовы вкладывать собственные
средства, лишь бы Россия поскорее освободилась от опасного оружия. Страны
Евросоюза изъявили желание помогать Камбарке: они обещали в этом году
перечислить от 2 до 4 млн евро. Но Россия пока не может принять эту помощь.
    Выяснилось, что теперь для Камбарки, помимо двух ТЭО, есть еще и
небезынтересное предложение от губернатора Саратовской области Дмитрия
Аяцкова.
    Роднит оба варианта ТЭО отечественная технология, которую специалисты
называют щелочным гидролизом люизита. В первом варианте промышленная зона
объекта находится в удалении от складов с боеприпасами на 5 км, во втором -
на территории арсенала. Первый вариант предусматривает размещение
промышленной зоны в стационарных зданиях, во втором предлагается уничтожать
люизит на мобильных установках. Второй вариант, говорят специалисты
Удмуртии, значительно снижает экономические затраты и сокращает процесс
уничтожения с 5- 6 лет до 2, 5 лет.
    Однако министерства и ведомства республики вынесли жесткий вердикт:
второй вариант ТЭО нуждается в серьезной доработке. Замечаний много.
Участок, выбранный под строительство объекта, не соответствует строительным
нормам. Размер санитарно-защитной зоны (один километр) слишком мал. Не
учтены результаты по апробированию технологий уничтожения люизита - их
просто нет. Нет комплекта деклараций о безопасности будущего объекта.
И т.д. и т.п.
    Предложения губернатора Аяцкова на этом фоне выглядят понятно, а потому
привлекательно, правда, не совсем законно.
    Он выступил с инициативой перевезти 6 тысяч тонн люизита, из Камбарки
для уничтожения в Горный.
    Сейчас предложение Аяцкова изучается в правительстве РФ. Инициатива
губернатора рассматривалась на заседании государственной комиссии по
химическому разоружению уже дважды. В Удмуртии ждут очередное ТЭО (говорят,
что оно влетит в копеечку) и сравнительные экономические характеристики по
двум вариантам уничтожения люизита в Камбарке и в Горном.
    Что касается законности инициативы, то эти вопросы связаны главным
образом с транспортировкой 0В. Федеральный закон позволяет перевозить по
территории России опасные грузы. Но в этом случае опасность будет
чрезвычайная, учитывая расстояние от Камбарки до Горного - более тысячи
километров. К тому же Башкортостан и Татарстан еще в 90-х годах приняли
законодательные акты, запрещающие провоз по своим территориям боевых
химических отравляющих веществ, а также их отходов. Министерство путей
сообщения выдвинуло очень жесткие условия для транспортировки по железным
дорогам химоружия, соблюдение которых будет стоить дорого. Да и
международная Конвенция по химическому разоружению предписывает уничтожение
установок, на которых производилась утилизация 0В.
    Сейчас правительство России вынуждено взять тайм-аут, чтобы решить, что
делать со строительством объекта в Камбарке.
    Что теряет Камбарка, если ОВ решат перевозить в Горный? Не будут
построены два жилых дома, автостанция, канализационные очистные сооружения,
медицинский диагностический центр... Программой предусмотрено, что на
социальное развитие регион получает около 10% от стоимости объекта по
уничтожению химоружия.
    Должно быть, региональная власть прекрасно ориентируется даже в
обстановке химического тумана, если она без тени сомнения готова отдать
Аяцкову все ОВ? Пусть в Камбарке из-за этого не построят канализацию, а в
Кизнере еще лет десять не начнут строить Дом культуры.
            О.Евсеева, "Версты" (Москва), 28 июня 2003 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами