Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1016, 1 мая 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

        ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ К Э.ПАМФИЛОВОЙ. И НЕ ТОЛЬКО К НЕЙ

    Открытое письмо Председателю комиссии по правам человека
    при Президенте Российской Федерации Памфиловой Э.А.
    Глубокоуважаемая Элла Александровна!
    Прежде чем перейти к теме письма, позвольте напомнить Вам некоторые,
важные для обсуждения проблемы прав человека, выдержки из Положения о
Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. No 1457 с изменениями от 12
февраля 1998 г., 30 января 1999 г., 10 сентября 2001 г.)

   "1. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации
(далее именуется - Комиссия) является совещательным и консультативным
органом при Президенте Российской Федерации, содействующим реализации
главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод
человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской
Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
::::::::.
  3. Основными задачами Комиссии являются:
 * создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его
конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации;
 * содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и
свобод человека и гражданина;
 * содействие деятельности федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации
основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина;
::::::::..
  4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач:
 * осуществляет сбор, изучение и анализ информации :по указанным вопросам,
проводит специальные исследования;
:::::::::
 * вносит Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании
механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и
обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты
прав и свобод человека и гражданина;
 * анализирует законодательство Российской Федерации и ее субъектов,
затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и
гражданина, участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные
вопросы, для внесения их Президентом Российской Федерации в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
::::::::.
 * проверяет по поручению Президента Российской Федерации либо по
собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод
человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав
человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность;
::::::::.
  6. Комиссия в целях реализации своих задач имеет право:
заслушивать на своих заседаниях информацию соответствующих должностных
лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека
и гражданина;
 * запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц
по вопросам, входящим в ее компетенцию;
::::::::
  7. По вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, члены Комиссии в
установленном порядке имеют право посещать органы государственной власти,
а также любые государственные учреждения и организации.
::::::::
  9. Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий,
направляются соответствующему органу государственной власти, в компетенцию
которого входит решение вопроса.
    Орган государственной власти и его должностные лица, получившие
рекомендации и заключения Комиссии, обязаны в установленный срок
рассмотреть их и уведомить Комиссию о принятом решении. В необходимых
случаях информация об этом доводится до сведения Президента Российской
Федерации".

    Я думаю, что представленных Вам полномочий вполне достаточно для
обеспечения высокой эффективности осуществления Вами деятельности по
реализации конституционных прав граждан.
    В связи с наличием у Вас таких полномочий мне не совсем понятна Ваша
позиция, высказанная Вами в телепередаче "Зеркало" от 12 апреля 2003 г.
(ведущий Николай Сванидзе). Вместо того, чтобы эффективно и
профессионально действовать, помогая Президенту РФ в обеспечении
конституционных прав граждан, Вы на всю страну скандируете пустые
лозунги и призывы, свидетельствующие о том, что ни возглавляемая Вами
комиссия, ни Президент РФ не в состоянии обеспечить соблюдение
конституционных прав и свобод граждан. Чтобы не быть голословным приведу
несколько записанных мною цитат-лозунгов и цитат-сетований из Вашего
телевизионного выступления:
 * "необходимо мобилизовать государственную волю";
 * "необходимо поставить заслон тотальной безответственности";
 * "необходимо осуществить общественный контроль";
 * "гражданам необходимо самоорганизовываться";
 * "никто эту власть не контролирует, ни на каком уровне>.
    При этом необходимо заметить, что и сам Президент РФ - В.В.Путин, не
в восторге от своих деловых и профессиональных качеств и придерживается
не очень-то высокого мнения о качестве выполняемых им (с Вашей помощью)
основных своих функций - функций Гаранта Конституционных прав и свобод
граждан: "Фактически есть большой разрыв между конституционными
гарантиями и реальными возможностями людей по их реализации>. Эти слова
Президент РФ В.В.Путин произнес в день Конституции, на встрече с членами
комиссии по правам человека (то есть с Вами и Вашими коллегами).
    То, что с Конституционными правами и свободами граждан в России
все очень плохо, мы - граждане, знали и без Вашего выступления и без
выступления Президента РФ. Мы, собственно говоря, и наняли В.В.Путина,
что бы он обеспечивал нам реализацию наших конституционных прав и свобод.
А от Вас мы ждали, что Вы окажете Президенту РФ эффективную поддержку в
исполнении им своих конституционных обязанностей.
    Элла Александровна, поймите, что пламенными призывами и плачем делу
не поможешь. Мне кажется, что, имея такие громадные полномочия, Вы вполне
могли бы более эффективно исполнять свои обязанности (хотя и на
общественных началах, то есть б-е-з-в-о-з-м-е-з-д-н-о). Вполне возможно,
что Вы просто не знаете, как Вам эффективно выполнять свои функции.
Вполне возможно, что, обнаружив повсеместное, повальное и вопиющее
нарушение конституционных прав и свобод граждан, Вы просто растерялись
перед безбрежным океаном проблем.
    Поймите, что подобными своими выступлениями Вы  напрочь отрицаете
хоть какой-нибудь авторитет президентской власти. Давайте, договоримся,
что на одном из примеров я, так уж и быть, научу Вас, как Вы обязаны
действовать, исполняя Ваши должностные обязанности. Я предлагаю Вам
сделать последнюю попытку переломить ситуацию и помочь Президенту РФ
решить хотя бы одну, но наиболее значимую и глобальную проблему в
области реальной реализации конституционных прав граждан. Вы же хорошо
понимаете, что Ваша реплика, цитируемая мною выше: "никто эту власть не
контролирует, ни на каком уровне", в первую очередь относится к власти
Президента РФ. Попробуйте же реализовать предлагаемый Вами гражданский
контроль власти на примере контроля власти Президента РФ. Если же у Вас
ничего не получиться, то лучше не позориться и оставить эту чисто
декоративную должность и заняться делом.
    Итак, для проверки последней возможности что-либо сделать реального,
Вам необходимо выбрать достойную и масштабную проблему - проблему
самую, что ни на есть вопиющую и проблему самую, что ни на есть очевидную.
Я предлагаю Вам взять для такого случая проблему, в которой представлено
нарушение сразу нескольких конституционных прав граждан, причем
нарушений в массовом порядке - права на благоприятную среду обитания,
права на охрану здоровья, права на жизнь и права на правосудие.  Вы
понимаете, что это  основополагающие права граждан, без реализации которых
невозможно реализовать и все остальные права.
    В качестве наиболее подходящего примера я предлагаю Вам взяться
за проблему граждан, пострадавших в результате Чернобыльской аварии.
Эта проблема достаточно подробно описана в специальном докладе
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олега
Орестовича Миронова "Экология и нарушение прав человека" от 5 сентября
2002 г., адресованного им Федеральному собранию РФ. Что касается
О.О.Миронова, то, как оказалось, решение этой проблемы ему абсолютно не
по силам. Он также как и Вы констатирует,  сетует, причитает, призывает,
но не действует. Приведу несколько цитат из доклада О.О.Миронова по
поводу проблемы Чернобыльцев:
 - "Однако Минфин России, начиная с 1997 года, не только не исполняет
судебных решений, но и не выполняет соответствующих многократных
поручений Президента и Правительства Российской Федерации, равно как и
постановление Конституционного Суда Российской Федерации".
 - "Средства для возмещения вреда, причинённого неправомерными действиями
(бездействием) органов исполнительной власти, предусматриваются ежегодно
законами о федеральном бюджете. Однако ни одно должностное лицо не
ответило за вопиющие нарушения прав "ликвидаторов" на компенсацию ущерба".
 - "Однако судебные решения о возмещении вреда здоровью лицам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в
последние годы не исполняются в России практически повсеместно".
    Итак, непосредственным начальником Минфина является Премьер-Министр,
а непосредственным начальником последнего является Президент Российской
Федерации В.В.Путин. Для решения означенной проблемы Вы обязаны непременно
и немедленно обратиться лично к Президенту РФ. Действительно, кому, как ни
Вам - председателю комиссии по правам человека при Президенте Российской
Федерации  в качестве ходатая от этих самых человеков и в качестве
посредника между гражданами и властью, обращаться к Президенту РФ, именно
по вопросам нарушения конституционных прав граждан на благоприятную среду
обитания, на охрану здоровья и жизни и, что самое важное - на правосудие?
Тем более, что Вы по своей высокой должности свободно вхожи к Президенту РФ.
    Проблема, с которой Вы обратитесь к Президенту РФ - это проблема,
которую может и обязан решать только Президент РФ и никто иной. Вполне
возможно, что Президент РФ либо не знает об этой проблеме, либо пытается
ее решить исходя из приобретенного им жизненного опыта, который в большей
своей части относится ко времени построения в нашей стране тоталитарного
государства. А опыт этот очень прост и очень эффективен. Возьмём хотя бы
опыт нашего государства относительно участников Великой Отечественной
Войны. Прежде чем обратить внимание на нищенское существование этих
достойных граждан, государство выждало несколько десятков лет, пока
громадное большинство этих граждан покинуло этот свет. Возможно, и наш
Президент также придерживается этой "мудрой" тактики в отношении
Чернобыльцев и вспомнит о Законе и о том, что он гарант Конституции только
тогда, когда это станет экономически выгодным, то есть когда в живых
останутся единицы.
    Причем заметьте особенно, что хотя Олег Орестович и вешает всех собак
на тишайшего и интеллигентнейшего и, я уверен, абсолютно законопослушного
профессионала - Алексея Кудрина, но вовсе не Министр финансов во всем этом
беззаконии виновен. Давайте не будем лгать ни себе, ни гражданам - в
рассматриваемом случае не исполняет судебных решений, равно как и
постановление Конституционного Суда Российской Федерации, сам Президент
РФ - В.В.Путин и никто иной. Хотел бы я посмотреть на чиновника, даже
самого высокого ранга, чтобы он позволил себе не исполнить "многократных
поручений Президента и Правительства Российской Федерации". Но если мы
предположим обратное - что Минфин действительно не исполняет поручений
Президента и Правительства, то мы с неизбежностью обязаны сделать вывод,
что Президент РФ утратил свои полномочия по факту, и является чисто
декоративной креатурой.
    Так вот, Вы Элла Александровна, обязаны пойти к Президенту РФ
В.В.Путину и сообщить ему, что именно он - Гарант конституционных прав
граждан, своими деяниями (в данном случае своим бездействием) нарушает
конституционные права граждан на благоприятную среду обитания, на охрану
здоровья и жизнь и, что самое важное - на правосудие, и что он  - Президент
РФ, должен незамедлительно прекратить это делать, ибо его пример
неподчинения Закону и судебному решению может иметь самые непредсказуемые
и глобальные последствия (а возможно уже имеет). Действительно, если
Президент РФ не исполняет Закон (который выше Президента) и если
Президент РФ не исполняет решения суда первой инстанции (которое выше
Президента РФ), то, тем самым, Президент подталкивает граждан к повальному
и массовому неисполнению Законов, и что этот практический результат
деятельности Президента РФ полностью противоречит должностным обязанностям
Президента РФ, за исполнение которых он получает от нас - граждан, зарплату.
Кроме того, этот практический результат деятельности Президента РФ
полностью перечёркивает все пламенные призывы В.В.Путина построить
правовое и демократическое государство.  Если Президент РФ не исполняет
Закон и не исполняет решение суда, то, как же он может требовать
исполнения Закона и исполнения решений суда от граждан своей страны? Если
Президент РФ не относится к категории законопослушных граждан страны, то,
совершенно очевидно, что он не Президент.
    Противоправное поведение Президентов РФ Б.Н.Ельцина и В.В.Путина
не могло остаться не замеченным чиновничьим миром. Действительно.
  1) Профессионалы от закона - прокурор (бывший) и министр юстиции
(бывший), никто как иные разбирающиеся в правовой ситуации, своими
действиями подтвердили, что Закон нынче не в законе и, следовательно,
бояться недействующего закона не стоит. Заметьте при этом, что лица,
похожие на генерального прокурора и на министра юстиции пострадали не
от закона, а также от беззакония.
  2) Законодатели, понимая, что действующие законы не исполняются,
стараются по-своему "исправить" ситуацию и принимают вместо старых, пусть
несовершенных, но хоть в чем-то содержательных законов, новые - абсолютно
пустые. Правовая ситуация по крайней мере в области экологии и
здравоохранения приближается в настоящее время к ситуации 1936 года,
когда в качестве самых прогрессивных законов начинают выступать
Конституция и Гражданский Кодекс. Федеральные законы, регулирующие
защиту окружающей среды и защиту здоровья граждан, принимаемые на
основе высших правовых актов, по отношению к последним, носят скорее
ограничительный, чем разрешительный и детализирующий характер в
отношении прав граждан, как на благоприятную среду обитания, так и на
охрану здоровья и жизнь. Особенно в последних законах по экологии и по
здравоохранению присутствует только дух закона в виде рамочных статей,
практически полностью лишенных буквы закона, которой только и может
руководствоваться судебная власть. Достаточно отметить, что в проекте
закона о здравоохранении нет ни определения здоровья, ни определения вреда
здоровья, ни сколь-нибудь, даже рамочной, расшифровки возможных типов
компенсаций вреда здоровью. В уже действующем с 2002 года новом законе по
экологии также отсутствует даже рамочная расшифровка типов компенсаций
вреда здоровью в обстоятельствах экологического правонарушения.
  3) Судьи, наблюдая повальное неисполнение судебных решений, стараются
по-своему "исправить" ситуацию и стараются не принимать законных решений,
грозящих бюджетным организациям компенсационными выплатами пострадавшим
от противоправной деятельности государственных организаций.
  4) Органы исполнительной власти делают всё от них зависящее, чтобы не
исполнять решения судов. Например, Постановления Правительства No 143 от
2000 г. и No 666 от 2002 г. злостно не исполняются Минфином. Все
перечисленное выше - это закономерный результат незаконных деяний
Президента РФ, результат неисполнения им своих основных функций
Гаранта конституционных прав граждан.
    Элла Александровна, добиться уважения Президентом РФ В.В.Путиным
прав и свобод граждан, относится к перечню Ваших обязанностей, цитируемых
мною в начале письма. Совершенно очевидно, что в создавшейся ситуации
любой чиновник может не исполнять Закон (что, кстати говоря, и делается
чиновниками повсеместно и постоянно), ссылаясь на аналогичную позицию
Президента РФ В.В.Путина. Но если подобным образом ведут себя чиновники
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, если они своими
деяниями (действиями и бездействием) прививают гражданам правовой
нигилизм, то что же остаётся делать гражданам? Ответ очевиден. Что
угодно, но только не исполнять Закон!
    Если Закон един для всех, то представьте себе такую ситуацию.
Допустим, что вред окружающей среде и вред здоровью граждан причинила не
государственная или бюджетная организация (в данном случае Минатом), а
организация коммерческая и, допустим, что эта коммерческая организация
отказывается исполнять решение суда по возмещению пострадавшим
гражданам нанесенного им вреда. Согласитесь, что представить себе такое
просто невозможно. Вся сила государственной машины в таком случае будет
направлена на то, чтобы закон восторжествовал, и чтобы решение суда было
исполнено. И, поверьте, что у коммерсантов в зачёт компенсаций нанесённого
гражданам вреда будут изъяты не только золотые слитки, но и золотые зубные
коронки.
    Разве может коммерсант сослаться на то, что он не заложил в бюджет
своей организации средств на выплату компенсаций вреда, в связи с тем,
что не предполагал, что его нанесет. Но почему Минфин или иные
государственные мужи приводят столь смехотворное, абсолютно идиотское и
абсолютно неправомерное обоснование в неисполнение решений суда, когда в
качестве причинителя вреда выступают бюджетные организации?
    Причем, заметьте, что ни Минфину, ни Премьер Министру, ни
Президенту РФ не грозит рассчитываться с пострадавшими гражданами своими
золотыми зубными коронками. В стране имеется громадный золотовалютный
запас и практически неограниченный объем потенциальной природной ренты.
А, если Президент РФ прекратит абсолютно противозаконную войну в Чечне,
то у страны появится ещё один годовой бюджет.
    Элла Александровна, Вы должны объяснить Президенту РФ В.В.Путину,
что основная ценность нашей страны - это её граждане и что если и
вкладывать с пользой для государства средства, то их следует вкладывать
именно в граждан, а не в золотые слитки. Золотые слитки могут украсть или
на худой конец приватизировать, а все граждане никогда не смогут покинуть
эту чужую для них страну и хотят они того или нет, но своей деятельностью
будут приносить ей пользу и славу.
    Но в данном случае речь идёт даже не о вложении средств, а о выплате
долга гражданам - долга признанного судом! Разве не выплатив долга по суду,
возможно строить для Президента новые резиденции, или новые горнолыжные
курорты, или разве можно устраивать пышные празднования разных летий если
в стране сотни тысяч беспризорных детей и миллионы безработных?
Элла Александровна, если Вам не удастся помочь Президенту РФ решить
проблему Чернобыльцев, то Вам как честному и совестливому человеку
необходимо будет срочно подать в отставку, признав тем самым абсолютную
декоративность Вашей нынешней должности.
    Кстати, эту проблему возможно решить и иным путем. Поскольку "в
России существует разрыв между конституционными гарантиями прав человека
и возможностью их практической реализации" и поскольку права разных
категорий граждан реализуются существенно, по-разному - для чиновников в
полном объеме и даже более, а для граждан практически никак, то посоветуйте
Президенту РФ объявить в Стране Чрезвычайное положение (ЧП) и отменить
действие Конституции. Вы можете спросить меня, в чем же профит от такого
решения для граждан? Польза в том, что для большинства граждан нашей
страны Чрезвычайное положение уже давно введено, поскольку их
конституционные права и свободы уже давно не реализуются. А введение в
стране ЧП лишь уравняет чиновников с гражданами, которые также будут
поражены в правах. Избирательность права означает большее бесправие, чем
его отсутствие для всех. Избирательность права и избирательность закона в
период перехода к новым экономическим отношениям заведомо обрекает на
рабство большую часть нации и тем самым делает очередную революцию
неизбежной.
    Действительно, разве не в обстоятельствах Чрезвычайного положения
существуют (не живут, а существуют и выживают) сотни тысяч беспризорных
детей и стариков и сотни тысяч, если не миллионы бомжей? Разве не в
обстоятельствах  Чрезвычайного положения живут десятки миллионов наших
сограждан, находящихся  за чертой бедности? Разве не в обстоятельствах
Чрезвычайного положения живут те миллионы граждан, которые замерзают и
которые недоедают? Разве не в обстоятельствах Чрезвычайного положения
существуют миллионы граждан, вовлечённых в войну в Чечне? Но если
большинство нации существует в обстоятельствах ЧП, почему не ввести ЧП
официально.
    Для убедительности напомните Президенту РФ В.В.Путину о
пропагандируемой им правовой реформе и спросите его, есть ли необходимость
в правовой реформе, если высшие должностные лица злостно не исполняют
Закон? Разве для того, что бы заставить чиновников исполнять Закон,
необходима реформа?
    Элла Александровна, если Вам удастся помочь Президенту РФ - В.В.Путину
решить эту одну единственную проблему, то можно будет надеяться на
решение сотен и тысяч иных подобных проблем. А если не удастся...
    Если должность председателя комиссии по правам человека не
предполагает сколь-нибудь системной, реальной и эффективной деятельности
по реализации прав граждан, а носит чисто декоративный характер (в основном
для внешнего пользования), то ее надо срочно упразднить, а Вам - человеку
искреннему и честному, не позориться и тихо уйти в отставку. Если наше
государство по-прежнему, и, по сути, и содержанию остаётся авторитарно-
тоталитарным внутри, то оно и должно выглядеть таковым и снаружи, не
вводя никого в заблуждение.
      С уважением, Гражданин России Фитин Aлексей Федорович,
Президент ЗАО "Научный Центр Экологической Токсикологии",
канд. биол. наук, fitin@km.ru, сайт ecotox.narod.ru

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами