Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

    
      #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1030, 15 мая 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


                    ПЕРЕД ЭКО-ВСТРЕЧЕЙ В КИЕВЕ

    ИНФОРМАЦИЯ
    На V Конференции министров в Киеве министры экологии стран
Центральной Азии представят доклад "Окружающая среда, вода и
безопасность в Центральной Азии"
    Он предлагается в качестве основы для укрепления
межгосударственного и межсекторального партнерства для сохранения
окружающей среды и устойчивого развития.
    V Конференции министров "Окружающая среда для Европы (ОСЕ)" пройдет
в Киеве (Украина) 21-23 мая. Делегация министров экологии Центральной
Азии также намерена обсудить вопросы экологического образования,
Братиславской декларации (была принята на пленарном заседании
Европейского Эко-Форума 8 декабря 2002 г. в Братиславе и освещает ряд
межгосударственных экологических вопросов и проблем, которые необходимо
решить); укрепления взаимодействия с Европейским Эко-Форумом (открытой
коалиции НПО) - в частности, в вопросах, касающихся хартии интеграции
экологической политики, водного хозяйства, отмены производства атомной
энергии, вовлечения общественности в процесс принятия решений по
экологическим вопросам, распространения экологической информации и др.
    В Киеве министры экологии стран-участниц планируют подписать три
протокола и одну конвенцию. Эти документы будут способствовать повышению
прозрачности перемещения опасных веществ, организации стратегического
принятия экологических решений в отношении планов и программ на
национальном уровне, экологической ответственности в случаях
трансграничного воздействия аварий и др. Эти документы представляют собой
результаты важнейшего Панъевропейского процесса сотрудничества органов
охраны окружающей среды и экологических организаций.
    Совещание в Киеве станет первым совещанием министров окружающей среды
ЕЭК ООН после саммита в Йоханнесбурге. Регион ЕЭК ООН включает в себя
большую часть индустриального мира, который оказывает серьезное негативное
влияние на состояние окружающей среды не только Европы, но и остальной
части планеты. Европейский Эко-Форум разослал министрам стран-участниц
конференции письмо, в котором, в частности, рекомендует министрам обратить
внимание на Панъевропейскую региональную стратегию по постепенному
прекращению использования неустойчивых моделей производства и потребления,
эффективную помощь странам с переходной экономикой по выполнению
экологической политики, действия по снижению нагрузки на окружающую
среду и риски, связанные с производством энергии (например, прекращение
использования ядерных установок и учреждение международных фондов для
ликвидации последствий эксплуатации реакторов наивысшего риска - в
Армении и России); защиту биоразнообразия от воздействия генетически
модифицированных организмов (ГМО) и др.
    В рамках Конференции министров пройдет специальная сессия министров и
экологических НПО, посвященная интеграции экологической политики. Во
встрече примут участие неправительственные организации со всего мира.
Делегация представителей НПО из Центральной Азии также примет участие во
встрече. Группа представителей НПО Центральноазиатского региона (в том
числе, делегаты Киевской конференции) приняла участие в консультативной
встрече НПО Центральной Азии, которую 12 мая в Алматы провел Региональный
Экологический Центр Центральной Азии (РЭЦ ЦА).
    Участники встречи ознакомились с инициативами стран Центральной Азии,
которые будут представлены на Киевской конференции, обсудили результаты
подготовительного процесса и возможности дальнейшего взаимодействия НПО
для полноценного участия общественности в послекиевском процессе.
        Агентство экологических новостей "Greenwomen"
                  14 мая 2003 г., greenwomen@nursat.kz

    МЕМОРАНДУМ
    Меморандум Международного Социально-Экологического Союза к 5-й
Европейской конференции Министров окружающей среды "Окружающая среда
для Европы" и к Международной конференции ЭКО-Форума неправительственных
организаций (май 2003 г., Киев, Украина)
 1. Международный Социально-Экологический Союз - одна из крупнейших сетевых
неправительственных организаций на территории Содружества Независимых
Государств, объединяющая свыше 200 коллективных членов,   приветствует
проведение  5-й  Европейской  конференции  Министров окружающей среды
"Окружающая среда для Европы" и Международной конференции ЭКО-Форума
неправительственных организаций, и выражает надежду на их позитивное
воздействие на состояние общеевропейской окружающей среды.
 2. Международный Социально-Экологический Союз отмечает, что страны
Европейского субконтинента имеют общие экологические интересы, общие
проблемы охраны окружающей среды, достаточный потенциал и ресурсы,
необходимые для их совместного решения, обладают позитивным опытом
сотрудничества в области окружающей среды.
 3. Международный Социально-Экологический Союз считает, что основными
общеевропейскими экологическими проблемами являются:
  3.1. Трансграничные воздействия и загрязнения вследствие хозяйственной
и иной деятельности, в том числе в результате технических аварий, их
последствия для здоровья людей и природы.
  3.2. Развитие и распространение экологически опасных технологий,
разработка и реализация опасных проектов.
  3.3. Разрушение дикой природы, естественных природных экосистем, в том
числе на особо охраняемых природных территориях, на сопредельных
территориях ряда стран.
  3.4. Нарастающий дефицит чистой пресной воды,  чистого атмосферного
воздуха, энергии и других жизненно необходимых природных ресурсов.
  3.5. Экологические последствия военной активности времен "холодной" войны,
разоружения  и ликвидации избыточной военной техники и вооружения, в том
числе оружия массового поражения, риски и последствия многочисленных
локальных военных конфликтов, терроризма, а также процессы неомилитаризации,
которые реально противостоят решению национальных, общеевропейских и
глобальных экологических проблем.
 4. Международный Социально-Экологический Союза отмечает, что важной
частью общеевропейской окружающей среды является пространство стран бывшего
СССР. После распада СССР на огромной территории сохранились и нарастают
многочисленные экологические проблемы, оказывающие региональное и глобальное
воздействие, их решение не под силу отдельным государствам и невозможно без
активного и эффективного международного сотрудничества в общеевропейском
масштабе:
  4.1. Несмотря на то, что одним из первых документов Содружества Независимых
Государств (СНГ) было "Соглашение о сотрудничестве в области охраны
окружающей среды" (1992 г.), прошедшее десятилетие показало фактическую
неспособность СНГ создать работоспособные структуры для охраны окружающей
среды, найти и  мобилизовать ресурсы на решение экологических проблем.
  4.2. В странах СНГ вопросы охраны окружающей среды не являются
приоритетными, и на фоне тяжелейшего социально-экологического кризиса
идет процесс деэкологизации деятельности государств, массово нарушаются
экологические права граждан, без экологической экспертизы, без учета
мнения населения реализуются экологически опасные проекты, происходит
широкомасштабная  деградация окружающей природной среды.
  4.3. Программы европейской помощи странам СНГ, направленные на решение
экологических проблем, несмотря на позитивный вклад, в целом оказались
недостаточными  и  малоэффективными, а в ряде случаев контрпродуктивными.
Европейский Банк реконструкции и развития в последние годы финансирует ряд
экологически опасных проектов на территории СНГ.
 5. Международный Социально-Экологический Союз считает, что открытое и
ответственное обсуждение проблем охраны окружающей среды, разработка,
принятие и реализация общих решений и документов: "Экологической стратегии"
для стран СНГ - Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии; "Карпатской
конвенции"; "Европейского заявления в защиту гор", а также по энергетике,
образованию и другим общеевропейским проблемам, чрезвычайно актуальны.
Это дает шанс изменить ситуацию и улучшить ее усилиями всех 55-ти стран
Европейского субконтинента, для чего необходимо объединение политической
воли, организационных, финансовых и других ресурсов.
 6. Международный Социально-Экологический Союз выражает готовность к
активному сотрудничеству с правительственными  и общественными структурами
стран Европы в области экологии и окружающей среды по следующим основным
направлениям:
  6.1. Разработка и реализация международной, национальной и отраслевой
экологической политики, направленной на охрану окружающей среды через
экологизацию деятельности.
  6.2. Обеспечение реального, равноправного и эффективного  партнерства
государственных, межгосударственных структур и общественных организаций и
движений в решении проблем охраны окружающей среды.
  6.3. Создание в рамках Европейского интеграционного процесса системы
социального заказа, поддержки и гарантированного доступа
неправительственных экологических организаций к национальным и международным
ресурсам, необходимым для деятельности по охране окружающей среды.
  6.4. Обеспечение доступа к экологической информации, развитие системы
экологического образования и просвещения на базе современных информационных
технологий.
  6.5. Проведение экологической  экспертизы и аудита, развитие общественных
систем оценок и контроля окружающей среды и природопользования.
  6.6. Последовательное введение европейских стандартов в области охраны
окружающей среды на всем пространстве Европейского субконтинента, с
ориентацией на самые строгие экологические и гигиенические стандарты
отдельных стран.
  6.7. Введение более жестких требований сертификации, ограничений и других
мер безопасности при трансграничной транспортировке экологически опасных
грузов, особенно опасных отходов.
  6.8. Сохранение дикой природы, развитие системы особо охраняемых природных
территорий и экологических сетей.
  6.9. Реализация бассейнового подхода при решении соответствующих проблем
охраны окружающей среды.
  6.10. Развитие и внедрение новых экотехнологий, прежде всего энерго- и
ресурсосберегающих.
 7. Международный Социально-Экологический Союз выражает надежду, что встречи
и совместная работа в Киеве будут способствовать активизации и развитию
экологического сотрудничества стран Европейского субконтинента.
    Сопредседатели Совета Международного Социально-Экологического Союза:
        Святослав Забелин
        Сергей Кричевский
        Лев Федоров
                          Москва, "07" мая 2003 г.

    ПИСЬМО
    Уважаемые коллеги!
    Координационный Совет Европейского ЭКО-Форума направил письмо всем
министрам окружающей среды региона ЕЭК ООН, в котором сформулированы
требования и предложения экологических НПО к Киевской Конференции
"Окружающая среда для Европы"ю Письмо отражает современное состояние
дел в подготовке документов и переговорном процессе по Киевской
Декларации министров.
    Согласованная позиция ЭКО-Форума содержится в Братиславской декларации.
Письмо подготовлено на ее основе. Декларация является приложением к
письму. Она опубликована на русском и английском языках на сайте
ЭКО-Форума www.eco-forum.org
    Текст письма приводится ниже. Он будет опубликован на сайте ЭКО-Форума
на английском и русском языках 9 мая.
    С наилучшими пожеланиями, В.Элиас
             От имени Координационного Совета Европейского ЭКО-Форума
    СДЕЛАЕМ КИЕВ-2003 ИСТОРИЧЕСКИМ ЭТАПОМ В РЕШЕНИИ ПРИРОДООХРАННЫХ
ЗАДАЧ В ЕВРОПЕ!
    Кому: всем министрам окружающей среды региона ЕЭК ООН
    От Координационного совета Европейского ЭКО-Форума
                                                2 мая 2003 года
    Уважаемый господин Министр!
    Приближается 5-ая Конференция министров "Окружающая среда для
Европы" (ОСЕ) в Киеве, Украина. В Киев приедет множество экологических
организаций со всего региона для того, чтобы поддержать принятие Вами
решений, которые помогут эффективно бороться с деградацией окружающей
среды в Панъевропейском регионе и обеспечат лидирующую роль стран ЕЭК
ООН в решении глобальных проблем, обсуждавшихся в Йоханнесбурге в
прошлом году.
    Как Вам известно, в процессе "Окружающая среда для Европы"
экологические общественные организации работают вместе в рамках
Европейского ЭКО-Форума, созданного в 1991 г. по случаю первой
министерской конференции в Добржише. ЭКО-Форум активно участвовал и в
подготовке нынешней конференции, будучи вовлечен во все процессы и
инициативы на всех уровнях.
    В декабре прошлого года участники Европейского ЭКО-Форума
согласовали "Братиславскую декларацию", в которой представлены
основные ожиданиях экологического сообщества от Киева (см.
http://www.eco-forum.org/Towards/bratislava-declaration-rus.pdf).
    В эти последние недели до Конференции предстоит еще много работать
для того, чтобы обеспечить ее успех. В этом письме нам хотелось бы
подчеркнуть ряд конкретных вопросов, от которых, на наш взгляд, зависит
успех конференции. Часть из них необходимо решить заранее, другие следует
согласовать в ходе самого совещания.
 1. Юридически обязательные документы
    На Конференции будут подписаны три протокола и одна конвенция. Эти
документы будут способствовать повышению прозрачности перемещения опасных
веществ, организации стратегического принятия экологических решений в
отношении планов и программ на национальном уровне, экологической
ответственности в случаях трансграничного воздействия аварий и Карпатская
конвенция. Они представляют собой результаты важнейшего Панъевропейского
процесса сотрудничества органов охраны окружающей среды и экологических
организаций.
    Мы призываем всех Министров: подписать Протоколы о стратегической
экологической оценке, о регистрах выброса и переноса загрязнителей, о
гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный
трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, и
Рамочную конвенцию о защите и устойчивом развитии Карпат, даже если Вы не
принимали участие в переговорах.
    Подписывая эти документы или потенциально рассматривая возможность
их подписания, необходимо договориться о немедленном начале дальнейшей
работы по: предложениям о включении в дальнейшем принятия решений по
политике и законодательству в сферу применения протокола о СЭО;
включению дополнительных веществ и видов деятельности в протокол о РВПЗ
и расширению ситуаций, к которым применяются протоколы, в особенности в
отношении хранения и переноса в пределах участка; выполнению в
максимальной степени всех трех протоколов на национальном уровне, не
дожидаясь их вступления в силу.
 2. Меры в ответ на глобальные проблемы
    Киев станет первым совещанием министров окружающей среды ЕЭК ООН
после саммита в Йоханнесбурге. Регион ЕЭК ООН включает в себя большую
часть индустриального мира, который оказывает серьезное негативное
влияние на состояние окружающей среды не только Европы, но и остальной
части планеты. Настал решающий момент для будущего Земли, которое зависит
от того, окажутся ли правительства готовы решить глобальные проблемы или
нет, смогут ли индустриальные страны взять на себя лидирующую роль в этом
процессе или нет.
    В этой связи, Европейский ЭКО-Форум настаивает на том, чтобы:
Министры договорились начать работу в рамках процесса "Окружающая среда
для Европы" по Панъевропейской региональной стратегии по постепенному
прекращению использования неустойчивых моделей производства и
потребления с периодом реализации в 10 лет, чтобы подготовить ее в течение
года после Киевской конференции.
    Такая стратегия - необходимый региональный вклад в работу, которой
займутся КУР и ЮНЕП для выполнения решения ВСУР "Поощрять и стимулировать
разработку десятилетних рамочных программ в поддержку региональных и
национальных инициатив, направленных на ускорение перехода к устойчивым
моделям потребления и производства в целях содействия социально-
экономическому развитию, не выходящему за рамки ассимиляционного потенциала
экосистем." Как говорится в Плане выполнения решений ВСУР: "Для
достижения глобального устойчивого развития необходимы коренные изменения
в сложившихся в странах структурах производства и потребления", и "развитые
страны должны играть здесь ведущую роль". Помимо существенного влияния,
которое такая стратегия должна иметь в нашем регионе, подобные совместные
усилия могли бы породить доверие развивающихся стран, что является
предпосылкой для прогресса на глобальном уровне. Решение о работе над
такой стратегией следует принять в Киеве вместе с договоренностью о
поддержке со стороны секретариата ЕЭК ООН и о процедуре отчетности в
рамках Комитета ЕЭК ООН по экологической политике. КЭП должен включить
этот вопрос в свою повестку дня.
    Важным элементом такой стратегии должно быть систематическое
поощрение интеграции экологической политики, включая широкое
использование ценовых механизмов в поддержку интеграции политики, отмену
экологически вредных субсидий, повышение доступа на рынок для
экологических товаров и услуг, включая государственный заказ, расширение
ответственности производителя, а также конкретные цели для отраслевой
политики, особенно транспорта, энергетики и сельского хозяйства. В
условиях рыночной экономики важно, чтобы корпоративные интересы
всецело сотрудничали с общественностью и были подотчетны ей.
    Для изменения моделей потребления и производства важное значение
имеют законодательство, финансовые стимулы, развитие науки и технологий.
Однако, в особенности для моделей потребления, присутствует и этическая
аспект. Этические ценности, такие как солидарность, справедливость
и достаточность являются существенными элементами концепции
устойчивости. Это было признано на первой конференции ОСЕ, однако, это
понятие не получило дальнейшего развития. Мы призываем вернуть этические
ценности в повестку дня министров, занимающихся вопросами охраны
окружающей среды и устойчивого развития. Региональная стратегия должна
заключать в себя поощрение этически корректного поведения по отношению к
природе и окружающей среде, в которой мы живем. Учитывая пределы, с
которыми мы сталкиваемся в использовании природных ресурсов, стратегия
должна основываться на солидарности в рамках и за пределами границ, в том
числе по отношению к будущим поколениям. Следует обратиться к таким
вопросам, как поощрение культурного разнообразия, релокализация экономики,
продумать такое регулирование рекламы, которое не дает возможности
поощрять неустойчивый стиль жизни.
    Министрам необходимо использовать эту конференцию, чтобы сделать все
возможное для убеждения трех важных членов ЕЭК ООН - США, Россию и Турцию -
присоединиться к Киотскому протоколу. Первые два государства, в особенности,
несут основную ответственность за изменение  климата, учитывая их выбросы
парниковых газов. России может понадобиться дальнейшая поддержка в этом
отношении со стороны других стран. Необходимо сделать ясным для США то, что
решение этой страны продолжать повышать внутренние выбросы парниковых газов
крайне безответственно и серьезно подрывает потенциальные возможности найти
мирные решения общих глобальных проблем.
    Министрам необходимо подтвердить свою позицию 1998 г. о соотношении
между многосторонними экологическими соглашениями (МЭС) и многосторонней
торговой системой. На конференции ОСЕ в Орхусе в 1998 г. министры и главы
делегаций 51 государства сделали следующее заявление, против которого
высказалась лишь одна страна - США. Мы призываем Вас подтвердить: "что
цели и обязательства, вытекающие из МЭС, не должны ущемляться другими
международными соглашениями, и необходимость обеспечить, чтобы правила,
положения и процедуры ВТО полностью учитывали необходимость поощрения
охраны окружающей среды на высоком уровне. В особенности, многосторонняя
торговая система должна на основе четких и предсказуемых правил
воспринять использование торговых мер, предусмотренных в рамках МЭС
(пар. 11 Орхусской декларации министров)."
 3. Общая для региона Стратегия по образованию для устойчивого
     развития
    Поскольку образование является существенным компонентом мобилизации
общественности и создания возможностей для ее действий в защиту природы,
в области экологической политики и устойчивого развития, и будучи уверены
в том, что существующую практику можно кардинально изменить в
большинстве, если не во всех, странах, мы выступаем за соглашение о
разработке к 2005 году для всего региона Стратегии по образованию для
устойчивого развития в сотрудничестве с министрами образования и иными
заинтересованными органами.
    В последние десятилетия в регионе ЕЭК ООН было многое сделано для
развития экологического образования. Сейчас наступил подходящий момент
для того, чтобы расширить эту работу и обратиться к образованию для
устойчивого развития, которое бы делало акцент на всех его трех
составляющих. Эта инициатива должна исходить от Вас, министров окружающей
среды, а работу следует вести в рамках Комитета по экологической политике
ЕЭК ООН с его расширенным мандатом при сотрудничестве с ЮНЕСКО. Мы
полагаем, что такая Стратегия должна стать региональным вкладом ЕЭК ООН
в декаду ООН по образованию для устойчивого развития (ОУР), которая
начнется в 2005 году.
    На наш взгляд, стратегия должна предусматривать хотя бы минимальные
положения об ОУР для всех стран региона, включать в себя рамочную
программу для обучения преподавателей и лиц, принимающих решения, а также
обучающие семинары для специалистов и средств массовой информации. Она
должна охватывать образование на всех уровнях - от дошкольного до высшего,
включать формальное и неформальное образование и обучение на протяжении
всей жизни.
    Разработка и осуществление стратегии должы происходить при
полноценном вовлечении всех заинтересованных сторон и, в особенности,
экологических общественных организаций.
 4. Эффективная помощь странам с переходной экономикой по выполнению
    экологической политики
    Много усилий было вложено в разработку рамочной основы эффективной
стратегии по решению экологических проблем в регионе Восточной Европы,
Кавказа и Центральной Азии, которая включает в себя как положения о
сотрудничестве, так и помощь. Европейский ЭКО-Форум был вовлечен в
подготовительный процесс, хотя это не означает, что все экологические
общественные организации остались довольны результатами процесса. В
двух государствах (Украина и Молдова), большинство организаций усматривают
основные проблемы в самом подходе. В других странах, экологические
общественные организации озабочены практическими вопросами эффективности
такой рамочной основы и предполагаемыми способами кооординации процесса.
Мы полагаем, что важно вовлекать все заинтересованные стороны и, в
особенности, экологические общественные организации на всех стадиях
разработки и реализации Стратегии, что является существенным требованием
для любой инициативы, зарегистрированной в качестве партнерства II-го
типа на ВСУР в Йоханнесбурге.
    Нам бы также хотелось обратить Ваше внимание на необходимость
напрямую отразить в этой Стратегии работу по устойчивым моделям
потребления и производства, поскольку в затрагиваемом регионе предстоит
еще многое сделать в этом направлении.
    Мы также озабочены тем, что Стратегия не упоминает интеграцию
экологической политики в торговлю и промышленность, хотя эти сектора
остаются такими же приоритетными, как и другие указанные в Стратегии
отрасли.
    Нам известно о тех ожиданиях, которые правительства и Европейская
комиссия связывают с новыми РЭЦами в отношении  выполнения этой
Стратегии. Мы обращаем Ваше внимание, как министров, на то, что это не
должно изменить основную миссию этих центров, согласованную в ходе
предыдущих Конференций министров ОСЕ, которая заключается в том, чтобы
поддерживать участие общественности и развитие гражданского общества.
Эта миссия имеет существенно важное значение для построения демократии
и перехода к устойчивому развитию в регионе ВЕКЦА, и мы призываем Вас
отразить это в Стратегии и в Киевской декларации министров. В некоторых
из затрагиваемых стран ВЕКЦА, экологические общественные организации
придерживаются мнения о необходимости очень серьезного улучшения в
отношении этой основной миссии новых РЭЦев, что и должно стать
приоритетом. Для этих организаций, смещение фокуса деятельности новых
РЭЦев в настоящий момент не представляется хорошей идеей.
 5. Действия по снижению нагрузки на окружающую среду и риски,
    связанные с производством энергии
    Орхусская конференция в 1998 г. инициировала работу по поощрению
энергоэффективности и искоренению экологически вредных субсидий для цен
на энергию, которые фактически способствуют использованию энергии. В
Киеве Вы будете обсуждать результаты работы в этой области, проделанной
в рамках различных форумов.
    Мы призываем Министров: Снова подчеркнуть высказывание Орхусской
конференции о срочности "постепенно снижать и, где это возможно, устранять
к 2005 году субсидии цен на энергию, которые противодействуют эффективному
использованию энергии и/или оказывают вредное воздействие на окружающую
среду". Если срочность этих действий не будет конкретным образом
подтверждена в Киеве, Европейский ЭКО-Форум не верит в то, что эти действия
будут реализованы на практике. Со времени  Орхусской конференции было
сделано очень мало для прекращения использования субсидий. Киевская
конференция должна дать сигнал на самом высоком уровне для ускорения
развития в этом направлении.
    В отношении целей по устойчивой энергетике, министры должны прийти к
согласию установить национальные и региональные цели и временные рамки в
течение года с Киевской конференции. Только тогда Киевская конференция
станет существенным шагом вперед в этой области.
    Кроме того, ввиду серьезной озабоченности работой ядерных установок,
как по причине риска крупных аварий, так и в связи с возрастающей угрозой,
связанной с дальнейшим производством и накоплением ядерных отходов, мы
призываем, как можно скорее, договориться о постепенном прекращении
использования этих установок. Нам хотелось бы напомнить министрам о том,
что последний Eurobarometer по вопросам экологии, составленный осенью
прошлого года, показывает, что общественность в государствах-членах ЕС
озабочена атомными станциями больше, чем любыми другими экологическими
угрозами!
    Мы также предлагаем учредить международные фонды для ликвидации
последствий эксплуатации реакторов наивысшего риска в Армении и России,
как это было сделано для стран, присоединяющихся к Европейскому Союзу.
    В свете продолжающейся дискуссии о соглашении <ЕВРАТОМ> мы считаем,
что в его нынешней форме его следует аннулировать. Вопросы ядерной
безопасности должны регулироваться либо общими соглашениями, либо в
рамках нового договора. Любое новое, пересмотренное или консолидированное
Европейское соглашение в области ядерной энергетики должно быть
исключительно направлено на сохранение здоровья и безопасности населения,
охрану окружающей среды и физическую безопасность ядерных материалов.
 6. Защита биоразнообразия Европы от воздействия генетически
    модифицированных организмов
    Ввиду неопределенности воздействия использования генетически
модифицированных организмов в сельском хозяйстве, мы призываем прийти к
соглашению о моратории на использование таких организмов в сельском
хозяйстве в регионе и на распространение продуктов, в которых
использованы ГМО, до тех пор, когда появятся неоспоримые доказательства
отсутствия потенциальных угроз окружающей среде или будут доступны
эффективные меры по предотвращению таких угроз.
 7. Укрепление организационного устройства процесса "Окружающая
    среда для Европы"
    Мы решительно поддерживаем то, что процесс ОСЕ должен
продолжаться на Панъевропейском уровне и быть платформой
региональных и субрегиональных инициатив, включая те, которые на
настоящий момент протекают параллельно с ним. Мы
полагаем, что проведение ежегодных конференций министров
создавало бы постоянную движущую силу для улучшения окружающей
среды в Европе. Мы призываем правительства продолжать идти по
восходящей линии в отношении вовлечения экологических
общественных организаций в процесс "Окружающая среда для
Европы". Каким бы ни было организационное устройство, мы
настаиваем на том же уровне прозрачности и вовлечения (в
качестве наблюдателей или консультантов) экологических
общественных организаций, в особенности Европейского ЭКО-Форума,
во всех органах и на всех сессиях, как формальных, так и
неформальных, которые относятся к выполнению решений ОСЕ и
подготовке к будущим совещаниям.
 8. Участвуйте в круглом столе с НПО по интеграции экологической
    политики
    В рамках официальной программы министерского совещания во второй
день после обеда состоится круглый стол, организованный по
инициативе Европейского ЭКО-Форума. Его цель - дать возможность
министрам и представителям экологических общественных
организаций обсудить вопросы о том, как способствовать
интеграции экологической политики на практике. Мы направляли Вам
ранее программу круглого стола. Мы были бы очень признательны,
если бы Вы лично приняли активное участие в этом мероприятии.
    Круглый стол преследует следующие цели:
 * Неформальная и откровенная дискуссия между экологами и министрами о
сущности препятствий для интеграции экологических требований в
соответствующую секторальную и горизонтальную политику;
 * Обсуждение положительных примеров экологической политики и ее
интеграции в секторальную и горизонтальную политику в регионе
ЕЭК ООН, изучение ее потенциала и обсуждение путей ее поощрения;
 * Обсуждение и прояснение роли правительств и роли экологических НПО,
их взаимодополняющего характера.
    Обсуждение пройдет в рамках трех частей:
 * Пусть рынок работает для окружающей среды
 * Интеграция экологической политики в сельском хозяйстве
 * Преодоление препятствий институционального характера
    Некоторые из Вас дали свое согласие в ответ на предложение
выступить по одному из этих трех вопросов. Нам очень бы
хотелось, чтобы дискуссия прошла в виде интерактивного диалога,
в котором приняли бы участие все Министры и НПО.
    Мы рассчитываем на Вас!
    С уважением, В.В.Элиас, председатель,
         от имени Координационного совета Европейского ЭКО-Форума
          eecoforumnews@AIvaschenko.home.bio.msu.ru, 8 мая 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами