Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

    
      #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1031, 16 мая 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                   Право на небраконьерский бизнес

       КОМАНДА ЭКОЛОГОВ - ПРОТИВ НЕФТЕПРОВОДА АНГАРА-ПРИМОРЬЕ
                       (см. ECO-HR.1023)

    ПИСЬМО
    Здравствуйте, Лев Александрович!
    Посылаю Вам текст нашего Обращения к президенту и др. - по
строительству нефтепровода. Принят он по результатам обсуждения на
"Круглом столе" - Вам информацию о нем посылали. Сбор подписей - до
понедельника 19 мая.
    Предполагаем, что промелькнувшая информация о строительстве трубы
только на Дацин - отвлекающий маневр, слишком уж заинтересованы все
власти и Транснефть в строительстве трубы к бухте Перевозной (а совсем
не в Находку, как официально говорится). Единственная надежда, что
общественный шум, поднимаемый и в столице, а не только немногочисленными
дальневосточниками, на которых вообще внимания власти не обращают (пусть
хоть вся Уссурийская тайга - Всемирное наследие, или Байкал - Всемирное
наследие с их тиграми, леопардами, лотосами и трепангами, пропадают...)
      С уважением, А.К.Селезнева, annsel@mail.primorye.ru, 16 мая 2003 г.

    ОБРАЩЕНИЕ
                       Президенту Российской Федерации В.В.Путину
                       Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову
                       Председателю Государственной Думы
                               Федерального Собрания Г.Н.Селезневу
    Мы, члены неправительственных экологических организаций Дальнего
Востока и Сибири, чрезвычайно обеспокоены ситуацией, которая складывается
в отношении подготовки и рассмотрения проекта строительства нефтепровода
для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона.
    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17.07.01
No Пр-1315 ОАО "АК "Транснефть" в августе 2001 года приступило к разработке
Декларации о намерениях и обоснований инвестиций строительства нефтепровода
для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона. Как было представлено на заседании Правительства РФ 13 марта
2003 года, одним из главных для рассмотрения Правительства является вариант
нефтепровода "Ангарск - б.Перевозная" (планируемый объем перекачки 50 млн.
тонн/год; заказчик проекта ОАО "Транснефть").
    Этот вариант трассы нефтепровода вызывает много замечаний экспертов,
ученых и общественности. В связи с тем, что обсуждение проекта в
правительстве намечено на ближайшее время, общественные организации, по
инициативе Межрегиональной общественной организации ДВОРЦ "Инициативная
сеть активистов региона", 24 апреля 2003 г. провели в г.Владивостоке
"Круглый стол" "Экспертиза вопроса реализации проекта строительства
нефтепровода "Ангарск-Приморье". По результатам Круглого стола было
принято решение направить данное обращение с изложением наиболее острых
вопросов, вызывающих обеспокоенность ученых, специалистов, представителей
общественности и местных жителей региона
    1. Экологические угрозы строительства нефтеналивного терминала в
б.Перевозная:
 1. Строительство нефтеналивного терминала сопряжено с большой вероятностью
нефтяного загрязнения:
 * уникальных морских экосистем, в том числе единственного в России
Дальневосточного государственного морского заповедника;
 * рекреационной зоны залива Петра Великого - наиболее южной и тепловодной
части Тихоокеанского побережья России;
 * лечебных грязей (илов) курорта республиканского значения Сад-город;
 * морских берегов г.Владивосток.
    Вероятность нефтяного загрязнения обусловлена гидрологическими и
геологическими факторами, влияющими на стоянку танкеров и перекачку
нефтепродуктов:
 * побережье в районе б.Перевозной - это зона максимального прибоя,
свидетельством чему являются абразионные и аккумулятивные формы рельефа
и выброшенные на берег суда;
 * морские отложения представлены пластичными илами, мощностью более 10 м,
не способными удерживать якоря;
 * направление глубинных и поверхностных течений от б.Перевозной крайне
неблагоприятное в случае нефтяных разливов;
 * незначительные морские глубины не позволят крупнотоннажным танкерам
подходить близко к берегу.
 2. Значительно усилится антропогенный пресс на ареал уникального
дальневосточного леопарда, включенного в Международную Красную книгу со
статусом вымирающего вида. Проблема имеет международное значение. Трасса
трубопровода проходит по Барсовому заказнику республиканского значения.
    2. Экономическая эффективность
    Экономическая эффективность данного проекта, как для России, так и для
Приморского края требует серьезной проработки, так как заявленная стоимость
строительства вероятно занижена.
    Территории, по которым пройдет нефтепровод, имеют сложное геологическое
строение, зачастую с высокой сейсмичностью, местами развита вечная мерзлота,
трасса пересекает многочисленные горные перевалы, сотни рек и озер. В этом
отношении проект по сложности реализации аналогичен нефтепроводу,
проложенному на Аляске (Прудобэй-Валдиз), что дает основания для
сравнительных оценок. Заявленная стоимость 5,8 млрд.$ США строительства
нефтепровода Ангарск-Приморье (протяженность 3885 км) показывает разницу в
сторону занижения в пересчете на погонный км в 11,5 раз относительно затрат
на строительство Трансаляскинского трубопровода (протяженность 1280 км).
Стоимость строительства Трансаляскинского трубопровода в 1977 г. составляла
8 млрд $ США (в пересчете на современный курс- 22 млрд $ США).
    Единственное объяснение столь огромной разницы в стоимости прокладки
нефтепровода Ангарск-Приморье - в нем заложена экономия за счет использования
устаревших технологических решений, не отвечающих повышенным требованиям
экологической безопасности, недоучтены социальные и экологические аспекты.
    При расчете стоимости проекта строительства данного нефтепровода
необходимо учитывать возмещение ущерба за уменьшение запасов водных
биоресурсов и на компенсационные мероприятия, а так же использовать
наиболее экологически безопасные технологии, такие как:
 * прокладка трубопровода над поверхностью на сваях или подвесных
конструкциях через нерестовые реки и водно-болотные комплексы;
 *  прокладка нефтепровода над поверхностью на специальных сваях в районах
вечной мерзлоты и на рельсах в районах повышенной сейсмической активности;
 * необходимо отказаться от траншейного способа прокладки нефтепровода
через реки высшей категории рыбохозяйственного значения, которых трассой
пересекается более 40.
    При рассмотрении трассы и выборе технологических решений строительства
нефтепровода необходимо учитывать, что он проходит по территориям с уязвимыми
природными экосистемами, что чревато тяжелейшими эколого-экономическими
последствиями.
    3. Нарушения природоохранного законодательства
 1. ОАО "Транснефть" в ответ на неоднократные официальные запросы до сих
пор не предоставила соответствующие материалы зарегистрированным экспертным
комиссиям общественной экологической экспертизы ни в одном регионе.
 2. Общественные слушания по проекту во всех 8 регионах Сибири и Дальнего
Востока, где намечается строительство трубопровода, прошли с нарушением
требований законодательства. Надо отметить, что даже замечания,
представленные соответствующими государственными природоохранными
структурами после общественных слушаний, не затребованы заказчиком и
находятся в ГУПРах регионов. В связи с этим, необходимо проведение повторных
общественных слушаний с предоставлением всей документации по проекту для
широкого ознакомления общественности.
    Мы считаем необходимым до принятия решения о выборе данного проекта
как варианта для транспортировки нефти в страны АТР, провести серьезную
доработку данного проекта с обязательным проведением всех мероприятий по
информированию и обеспечению участия общественности (повторные общественные
слушания, общественная экспертиза) в соответствии с законодательством во
всех регионах на протяжении предполагаемой трассы нефтепровода.
    Надеемся, что при рассмотрении вопроса строительства нефтепровода на
заседании Правительства в мае 2003 года Вами будут приняты во внимание
вышеизложенные замечания.
    Семенов А.В., Председатель Совета, Межрегиональная общественная
             благотворительная организация Дальневосточный Ресурсный
             Центр ИСАР., isarrfe@vlad.ru
    Васильев Б.И., д.г-м.н, заслуженный деятель науки РФ, Президент
             Международная экологическая организация Приморское
             экологическое некоммерческое партнерство "Зеленый крест"
                                     citizen@fastmail.Vladivostok.ru
    Берсенев Ю.И., к.г.-м.н., координатор программ по ООПТ,
                  Дальневосточное отделение WWF, ybersenev@wwfrfe.ru
    Шапхаев С.Г., директор Бурятское региональное отделение по Байкалу
                  shap@vsgtu.eastsib.ru
    Старостина Е.Г., ОО Экологический пресс-клуб "Последняя среда",
                     estarostina@wwfrfe.ru
    Cелезнева А.К., Социально-экологический Союз, Владивосток
                    annsel@mail.primorye.ru
    Федоровская Л.Е., директор, Амурское региональное общественное
              учреждение "Экологическая инициатива", oosei@amur.ru
    Лебедев А.В., председатель Совета Общественная организация БРОК -
            Бюро региональных общественных кампаний, swan1@marine.su
    Чурикова Л.В., директор, Общественная организация Страж тайги
                   kedr@kmscom.ru

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами