Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1058, 12 июня 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                    Право на свободу пикетирование


              МОСКВА: БОДАЛИСЬ ЭКОЛОГИ С МИНАТОМОМ
   (любителям орхусского доступа к ПРАВО-судию посвящается)

    ОЖАРОВСКИЙ ПРИГЛАШАЕТ В СУД
    Новая технология московской милиции и Минатома
    В понедельник, 9 июня в Замоскворецком суде Москвы меня будут обвинять
в "неповиновении законному распоряжению сотрудника милиции", а я буду
защищаться. Приходите, учитесь на моих ошибках - или перенимайте опыт
достижений.
    Это будет уникальная возможность для активистов неправительственных
организаций получить опыт зашиты права на собрание, права на выражение и
отстаивание своего мнения. И уникальная возможность наблюдать за действием
новой "технологии" властей, когда обвинение в несанкционированном
мероприятии даже не выдвигается, зато всех участников обвиняют по более
серьезной статье КоАП - 19.3.
    Неделю назад, 27 мая 2003г. я и еще дюжина активистов антиядерного
движения около получаса простояли на солнцепеке вблизи здания Минатома.
Мы пытались привлечь внимание к опасным планам использования оружейного
плутония в качестве топлива АЭС. В начале акции милиция забрала наши
паспорта, через полчаса мы проследовали в отделение, где нам пришлось
провести ночь, т.к. по закону обвиняемых в "неповиновении" могут задерживать
на срок до 48 часов. Очевидно и ночевка в отделении, и обвинение по статье
19.3 - это часть плана, имеющего целью запугать активистов, которые и так
все реже и реже выходят на улицы Москвы и других городов. И от решения
суда в понеде льник будет зависеть, прошла ли такая технология "обкатку".
    Приходите - не пожалеете. По закону, заседание суда открытое,
допускаются все желающие. Но надо не опаздывать - 9:30, понедельник,
9 июня, ул. Татарская, д. 1, зал 403 (м. Павелецкая, за музеем Бахрушина).
    Материалы дела и другие подробности - см.http://idc.cis.lead.org/eco/
          А.Ожаровский, andrey@host.cis.lead.org, 4 июня 2003 г.

    СОВЕТ ЮРИСТА
    ... самый непредвзятый юрист, основываясь на воспроизведенных нормах
(ключевое - определение термина "пикетирование"), а также на фактических
обстоятельствах дела увидит состав правонарушения...
    Защититься в указанной ситуации можно лишь используя процессуальные
милицейские "проколы". Например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ No 2 от
27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (по
судам общей юрисдикции аналогичного пока нет) дает судам следующие
разъяснения:
 17. Положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления
протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий
защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном
правонарушении.
    В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или
законного представителя юридического лица по поводу вменяемого
правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам
разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в
протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и
замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются
(часть 4).
    Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной
ответственности или дела об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности необходимо проверять
соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц,
в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении,
имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в
удовлетворении требования административного органа о привлечении к
административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо
для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного
органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
  (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. No 3. С. 28-29.).
    Вообще, что бы то ни было, - не сдавайся, дерзай! (В судебных делах,
также как и в жизни, людей добровольно сдавшихся, гораздо больше, чем
побежденных!).
       С искренним уважением Н.Краев, nik@kraev.kirov.ru, 5 июня 2003 г.

     ЕЩЕ ОДИН СОВЕТ ЮРИСТА
     Друзья мои!
  1. Один из моих коллег, юрист-пофигист, выступая на конференции произнес
следующее: "По технологии предания гласности можно будет вывешивать "черный
список" судей. Некоторых, несмотря на то, что я правозащитник, я бы без
суда и следствия на столбах вешал" (опубликовано в кн.: Средства массовой
информации - инструмент гражданского общества / Материалы
научно-практической конференции. Киров, 4-5 сентября 2000 г. С.88)...
     Дак вот он в связи с произошедшими событиями сказал, что формально
надо было организовать у Минатома РФ не пикетирование, а сбор подписей
под каким-либо воззванием против применения этого пресловутого "П"
(плутония) (например за референдум...), установив  какой-либо щит
агромаднейших размеров, стол, организовав людей, раздающих воззвания и
собирающих подписи.
     По юридическим меркам - это не пикетирование, а сбор подписей.
Процедура сбора подписей не зарежимлена (не урегулирована, не прописана,
никаких запретов нет). Цель - привлечение к проблеме была бы достигнута
другими средствами, но "укусить" экологов было бы значительно сложнее.
 2. Эх кабы бы знать, где подскользнешься... Или - мы всегда умны задним
числом...
    А что, сложно было подать заявку и получить "высочайшее" соизволение
на проведение пикетирования на 10-15 человек? Тем более, что формальных
причин для отказа придумать сложно.
    ... Пока экологи-природоохранники не начнут самостоятельно "врубаться",
"грызть" законодательство и учитывать его требования в своей деятельности,
то высокой эффективности ждать не можно. А на отбивание от "наездов" тоже
надо времени, сил, средств немало...
    Успехов в изучении ПРАВА и законодательства!
                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
   о поpядке уведомления оpганов исполнительной власти г.Москвы о
 пpоведении митингов, уличных шествий, демонстpаций и пикетиpования
  на улицах, площадях и в иных откpытых общественных местах гоpода
Утвеpждено Указом Пpезидента РФ от 24 мая 1993 г. No 765(с изменениями
на 20 октября 1998 года)
    1. Настоящее Вpеменное положение опpеделяет поpядок уведомления
оpганов исполнительной власти г.Москвы о пpоведении миpных (невооpуженных)
митингов, уличных шествий, демонстpаций и пикетиpования* на улицах,
площадях и в иных откpытых общественных местах гоpода.
    2. Уведомление о пpоведении митингов, уличных шествий, демонстpаций
и пикетиpования (далее именуемых массовые акции) подается в оpганы
исполнительной власти уполномоченными (оpганизатоpами массовых акций)
тpудовых коллективов пpедпpиятий, учpеждений и оpганизаций, общественных
оpганизаций (объединений), общественной самодеятельности и отдельных гpупп
гpаждан в сpок не pанее пятнадцати и не позднее десяти дней до намечаемой
даты их пpоведения с пpедоставлением выписки из пpотокола о пpоведении
данного меpопpиятия.
___________________
     * теpмины "митинг", "уличное шествие", "демонстpация", "пикетиpование"
в настоящем Вpеменном положении означают:
  "митинг" - массовое собpание гpаждан для публичного выpажения
отношения к действиям лиц и оpганизаций, событиям общественно-политической
жизни;
  "уличное шествие" - оpганизованное массовое движение людей по
пешеходной или пpоезжей части улицы, пpоспекта с целью пpивлечения
внимания к каким-либо пpоблемам;
  "демонстpация" - публичное выpажение гpуппой людей
общественно-политических настpоений с использованием  во вpемя
шествия плакатов, тpанспоpантов и иных наглядных сpедств;
     "пикетиpование" - наглядная демонстpация гpуппой гpаждан своих
настpоений и взглядов без шествия и звукоусиления.
    О массовой акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек
письменно уведомляется мэp, до 5 тысяч - пpефект администpативного
окpуга, до 1 тысячи - глава районной управы (абзац в редакции,
введенной в действие с 22 октября 1998 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 октября 1998 года No 1272).
    3. В уведомлении указываются цель, фоpма, место пpоведения
массовой акции или маpшpуты движения, вpемя начала и окончания
акции, пpедполагаемое количество участников, фамилии, имена,
отчества уполномоченных (оpганизатоpов),  место их жительства, дата
подачи уведомления, номеp контактного телефона. Оговаpиваются фоpмы
и методы гаpантиpованного обеспечения уполномоченными
(оpганизатоpами) пpи пpоведении массовой акции общественного поpядка,
оpганизации медицинской помощи, использования звукоусиливающей аппаpатуpы.
Указываются лица, ответственные за эти участки обеспечения. Уведомление
подписывают не менее тpех уполномоченных (оpганизатоpов).
    Оpган исполнительной власти пpинимает уведомление и на его копии
письменно подтвеpждает дату и вpемя получения.
    4. Уведомление о пpоведении массовой акции оpганом исполнительной
власти не пpинимается в случае, если:
 - акция пpотивоpечит пpинципам Деклаpации пpав и свобод человека и
гpажданина, общепpинятым ноpмам общественной моpали и нpавственности;
 - в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (оpганизатоpов)
обеспечивать соблюдение общественного поpядка, а также если  они или
уполномочившие их оpганизации неоднокpатно не выполняли  взятые
обязательства по pанее пpоводившимся массовым акциям;
 - акция совпадает по фоpме, месту, вpемени, но не по напpавленности и
целям с дpугой массовой акцией, уведомление о котоpой в установленные
сpоки подано pанее либо одновpеменно;
    - акция создает pеальную угpозу ноpмальному функциониpованию
пpедпpиятий, учpеждений и оpганизаций;
    - создается необходимость  пpекpащения pаботы пассажиpского и
железнодоpожного тpанспоpта  из-за невозможности изменения  маpшpута
его движения.
    5. Оpган исполнительной власти впpаве по согласованию с уполномоченными
(оpганизатоpами) изменить вpемя, место (маpшpут) и поpядок пpоведения
массовой акции в целях обеспечения  общественного поpядка, ноpмальной
pаботы тpанспоpта, госудаpственных и общественных оpганов, пpедпpиятий,
учpеждений и оpганизаций.
    6. Рекомендуется  воздеpживаться  от  планиpования, пpоведения
массовых акций вблизи  от линий элекpопеpедачи высокого напpяжения,
газопpоводов высокого давления, теплотpасс большого диаметpа, особо
взpыво- и пожаpоопасных объектов, стpоящихся объектов и коммуникаций.
    7. Массовые   акции  пpоводятся   в   соответствии  с   целями,
изложенными в уведомлении, в указанные в нем сpоки и в обусловленных
местах (маpшpут).
    Предельные сроки проведения массовых акций одними и теми же
уполномоченными (организаторами) не должны одновременно превышать
пяти дней, не могут начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее
22 часов (абзац дополнительно включен с 22 октября 1998 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 1998
года No 1272).
    8. Госудаpственные и общественные оpганизации, должностные лица, а
также гpаждане не впpаве пpепятствовать массовым акциям, пpоводимым с
соблюдением установленного настоящим Вpеменным положением поpядка.
    9. Уполномоченные  (оpганизатоpы)  массовой  акции  не   впpаве
пpоводить ее, если  уведомление не  было подано в  сpок или не  было
пpинято, и обязаны пpекpатить ее подготовку.
    10. Отказ в пpинятии исполнительным оpганом власти  уведомления
о пpоведении массовой акции может быть обжалован в вышестоящий оpган
исполнительной власти или суд.
    11. Рассмотрев  уведомление   о   проведении  массовой   акции,
соответствующий орган исполнительной власти сообщает  уполномоченным
(организаторам)  о  принятом  решении   не  позднее  пяти  дней   до
намечаемой даты проведения массовой акции.
    В эти же сроки орган исполнительной власти информирует о  целях
массовой акции государственные органы, которым она адресуется.
    Указанные государственные органы обязаны рассмотреть по существу
вопросы, явившиеся причинами проведения массовой акции, принять по ним
необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, и сообщить о них уполномоченным (организаторам) массовой акции.
    Руководители государственных органов несут персональную ответственность
за организацию работы с публичными обращениями граждан. (Пункт
дополнительно включен с 22 октября 1998 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 октября 1998 года No 1272)
          Краев Н.В., nik@kraev.kirov.ru, 6 июня 2003 г.

    А ВОТ ЖИЗНЬ СЛОЖНЕЕ СХЕМ
    Никому и никогда в рабочий день не давали разрешение (это
формально характер - уведомительный) проводить что-либо
непосредственно у Минатома. Есть теория и есть практика протеста,
мы говорим про практику.
    С антиядерными пожеланиями
        А.Козлов, Экозащита-Воронеж, участник акции 27-го
                     war@horror.vrn.ru, 6 июня 2003 г.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    А если подставились, должны знать, что за это бывает и будьте
готовы заплатить по полной программе.
                       Г.Хорева, gaia@an.ru, 5 июня 2003 г.

    ОБОБЩЕНИЕ
    Дорогие друзья!
    Что-то в последнее время слишком много новых наездов на экологов.
Я поддерживаю мысль о максимальной поддержке друг друга в любых
ситуациях. Всех не пересажают!
          Ваш, Д.Рыбаков, greens@karelia.ru, 5 июня 2003 г.

    БЛАГОДАРНОСТЬ
    Спасибо огромное тем, кто откликнулся, кто поддержал меня...
    Да, я понимаю, что "приглашение на суд" актуально только для москвичей".
Но именно для систематизации "правил общения с милицией и судами" я и гружу
этим рассылку... Больше не буду.
    ВСЯ информация о процессе будет на сайте http://idc.cis.lead.org/eco/
    Пока там есть протокол о правонарушении, рапорты сержантов и мои
объяснения. После суда добавлю материалы слушаний... Кому интересно - или
заходите на сайт, или пишите мне...
    С днем Земли, блин...
    А.Ожаровский, президент Московского Международного дискуссионного
                  Клуба, andrey@host.cis.lead.org, 4 июня 2003 г.


    ЗА СУДОМ НЕ ЗАРЖАВЕЕТ
    Эколог признан виновным после акции протеста около Минатома
в Москве
    Судья доверилась милиционеру и начальнику управления Минатома, но
проигнорировала показания двух независимых свидетелей. Следующий суд
назначен на 11 июня.
    9 июня Замоскворецкий райсуд г. Москвы признал виновным в "неповиновении
милиции" Андрея Ожаровского, президента МДК (Московский Дискуссионный Клуб),
который принимал участие в антиядерной акции протеста около Минатома 27 мая.
Протест был организован международной экологической группой "Экозащита!" в
рамках Дня акций против использования плутония в качестве ядерного топлива
на АЭС, прошедшего параллельно в России и США в конце мая.
    Судья предпочла довериться офицеру милиции, хотя двое приглашенных
свидетелей (фотографы, снимавшие акцию 27 мая) опровергли обвинение
милиционера в "неповиновении", а фотоматериалы, представленные в суде как
доказательства, наглядно демонстрируют абсурдность выдвинутых обвинений
(фото м видео доступны на сайте www.antiatom.ru). В результате Андрей
Ожаровский был оштрафован на 500 руб. "Виновный" не согласен с решением суда
и намерен подать апелляцию, чтобы отстоять свою невиновность.
    В среду, 11 июня, состоится заседание суда по делу другого задержанного
эколога - Владимира Сливяка, лидера группы "Экозащита!", который также не
признает претензий милиции и считает, что закон нарушали скорее стражи
правопорядка, нежели участники акции протеста. По мнению активиста, милиция
допустила значительные нарушения при задержании экологов. В ночь с 27 на 28
мая 12 участников акции протеста просидели в отделении милиции около 20
часов, им не были предоставлены еда и вода, а также возможность известить
родственников и адвокатов о задержании, как того требуют законодательные
акты РФ.
    Напомним, что ранее, 2 июня, в суде против экологов свидетельствовал
Николай Шингарев (начальник управления Минатома по связям с госорганами
и СМИ).
    27 мая группу экологов задержали около Минатома и обвинили в
неповиновении милиции. Впервые в подобной практике Министерство по атомной
энергии РФ в обратилось к сотрудникам милиции с письмом, в котором указало
на то, что экологи мешали проходу в здание. Вместе с этим, на видео и
фотоматериалах об акции протеста отчетливо видно, что активисты никому не
мешали. Целью письма является ужесточение наказания для активистов.
    Минатом, при помощи милиции, предпринимает шаги по ужесточению наказания
для тех, кто протестует против атомной энергии. Если раньше милиция не имела
право задерживать активистов более чем на 3 часа, обвиняя в "нарушении
правил проведения митингов", то теперь пробуется новый метод - обвинение в
"неповиновении милиции". Это дает возможность задерживать активистов на срок
до 48 часов.
    "Мы пытаемся защищаться в суде так активно, как, скорее всего, не смогут
защищать себя большинство наших сограждан, не знакомых с тонкостями
законодательства. И если шумных активистов-экологов могут осудить по
абсолютно надуманным обвинениям, то с простым гражданином России это будет
сделать намного проще. Когда появится прецедент, эта практика начнет
распространяться как в отношении участников протестов, так и в отношении
обыкновенных граждан, которые чем-то не понравились патрульному
милиционеру, - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы
"Экозащита!". - Кроме того, если все наши попытки оправдаться не принесут
успеха, это будет значить, что государство идет по пути давления на тех
граждан, которые участвуют в ненасильственных протестах, а это еще один шаг
к уничтожению демократии в России. Если человеку запрещено выражать свое
мнение, в том числе и в виде акций протеста, он не может быть свободным".
    Дополнительная информация:
                   "Экозащита!", ecodefense@online.ru www.antiatom.ru
      Источник: Экосводка No 22 (284), seupress@seu.ru, 10 июня 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами