Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1073, 27 июня 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


       САХАЛИН: КАТЕГОРИЧЕСКОЕ "НЕТ" МОГИЛЬНИКУ  В НОГЛИКАХ!


    "НЕТ"
    СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ
    На общественных слушаниях в п.Ноглики жители выразили решительный
протест против строительства областного полигона по накоплению и
захоронению токсичных отходов на территории Ногликского района.
    Участники слушаний приняли соответствующую резолюцию и обращением к
губернатору Сахалинской области за подписями 2296 ногликцев сказали
твердое "нет" опасному проекту.
    24 июня 2003 г. в Ногликах прошли общественные слушания по выбору
площадки под строительство объекта "Областной полигон по накоплению и
захоронению токсичных промышленных отходов". К слушаниям были
разработаны и представлены общественности предпроектные материалы, по
которым и велось обсуждение.
    Организаторами слушаний выступили Постоянная комиссия Сахалинской
областной Думы по природопользованию и экологии и Управление капитального
строительства администрации области. От лица проектировщиков выступали
руководители "Сахалинпромстройпроекта". Были также представлены
Департамент строительства администрации области, ЦГСЭН и мэрия Ногликского
района. На слушания пришли около 100 взволнованных жителей района,
наиболее активные из которых за несколько месяцев до этого объединились
в общественный Координационный экологический совет. Присутствоали также
сотрудники "Экологической вахты Сахалина", приглашенные областной Думой
и жителями районного центра.
    В рамках ознакомления с предпроектыми материалами для участников из
Южно-Сахалинска и представителей Координационного экологического совета
п.Ноглики была организована экскурсия на две из предложенных для
строительства полигона площадок. Вечером в Центре досуга п.г.т.Ноглики
состоялись непосредственно сами слушания, на которых прошло бурное
обсуждение предпроектных предложений.
    Выступления разработчиков и заказчиков проекта обрисовали только общую
картину необходимости решения проблемы отходов в масштабах острова и
стремления администрации области построить для этого полигон по накоплению
и захоронению токсичных отходов.
    В свою очередь, представители Координационного экологического совета,
внимательно изучив материалы и нормативные документы, серьезно,
аргументированно и обоснованно заявили о своем несогласии на осуществление
подобного проекта на территории Ногликского района. Вопросы и выступления
из зала зачастую приводили разработчиков в полное смятение. В результате,
даже после двух часов обсуждения так и осталось невыясненным, для каких
конкретно отходов предназначается планируемый полигон. Ни проектировщики,
ни заказчики не смогли назвать их точный объем, описать и обосновать
транспортную схему доставки, а также ответить на ряд других экологических
и связанных с ними экономических вопросов.
    Главным же был вопрос, постоянно звучащий из уст жителей района, но
так и оставшийся без ответа - почему под столь опасный полигон выбран
именно высокосейсмичный Ногликский район, и без того страдающий от пресса
промышленной нагрузки? Особое волнение всех участников вызывала близость
полигона к верховьям нерестовых рек и к богатым заливам. Густая сеть
сахалинских нерестовых рек и высокая сейсмичность могут стать главными
причинами, по которой подобные объекты будет невозможно построить не
только в Ногликском, но и в других районах острова. Выступление
представителя коренных народов закончилось призывом к строителям
могильника немедленно покинуть исконную землю нивхов и было поддержано
бурными аплодисментами зала.
    В завершение слушаний их участникам был зачитан проект резолюции и
практически единогласно принят. Этот документ, скрепленный 91 подписью,
выражает решительный протест строительству в Ногликском районе областного
полигона по накоплению и захоронению токсичных отходов.
    Итог слушаниям подвел депутат областной Думы Кислицын, подчеркнув, что
проблему накопления токсичных отходов все равно необходимо решать. Он
предложил разделить этот процесс на несколько частей: работу по утилизации
больших объемов буровых отходов проводить в Ногликском или Охинском районах,
а захоронением или переработкой высокотоксичных отходов городов и других
производств заниматься там, где они накапливаются.
    26 июня 2003 г. представители Координационного экологического совета
Ногликского района передали обращение губернатору Сахалинской области
И.П.Фархутдинову о категорической недопустимости реализации проекта
"Полигона по накоплению и захоронению токсичных промышленных отходов" в
любом месте Ногликского района. К обращению были приложены 2296 подписей
жителей Ногликского района, собранные ранее, а также резолюция слушаний,
подписанная 91 участником.
      Региональная общественная организация "Экологическая вахта
                   Сахалина", Южно-Сахалинск, watch@dsc.ru,
                   Д.Лисицын, Е.Меженная, 27 июня 2003 г.

    МОГИЛЬНИК
    2.4. Планировочные решения
    В составе полигона предпроектным решением предусматривается:
 I. Производственная зона - с участками обезвреживания и захоронения
токсичных отходов, разделенной на карты, с учетом раздельного захоронения
отходов различных классов опасности. В производственной зоне также
располагаются: стройучасток с бетоносмесительным цехом, известегасильным
отделением и асфальтобетонной установкой, цех по переработке ртутных
и люминесцентных ламп со складом. В этой же зоне располагаются
контрольно-регулирующие емкости, очистные сооружения с насосной,
установка термической обработки со складами жидких отходов и реагентов,
пруд-испаритель.
 II. Зона подсобного назначения, в которой располагаются:
* контрольно-пропускной пункт;
* ремонтно-механическая мастерская со складом, котельная, компрессорная,
механизированная мойка спецмашин и контейнеров, гараж на 14 автомашин,
склад КСМ с автозаправкой, дизельная, трансформаторная подстанция,
автовесовая, пожарные резервуары, блок административно-бытовых помещений с
лабораторией, медпунктом, столовой;
    Производственная зона по всему периметру имеет ограждение из колючей
проволоки высотой 2,4 м с устройством автоматической охранной сигнализации
и озеленение густорастущим кустарником и деревьями. По всему периметру
производственной зоны, начиная от ограждения, размещаются:
* кольцевой канал;
* кольцевое обвалование высотой 1,5 и шириной по верху 3 м;
кольцевая автодорога с бетонным покрытием;
* ливнеотводные лотки вдоль дороги...
    На участке захоронения токсичных отходов размещены 4 железобетонных
бункера и карты с учетом раздельного захоронения отходов различных классов
опасности; пруд-испаритель - один, стройучасток, контрольно-регулирующие
пруды дождевых и дренажных вод. Для защиты от затопления грунтовыми водами
заглубленных сооружений (карт и бункеров) проектом предусмотрено выполнение
пластового дренажа, который применяется в слабофильтрующих обводненных или
подверженных обводнению после строительства грунтах. Конструктивно пластовый
дренаж представляет собой сплошную постель из двух слоев фильтрующего
материала - песка и щебня, уложенного с уклоном в сторону сборных трубчатых
дрен. Минимальная толщина песка - 10 см, щебня - 15 см. Каждый слой
уплотняется легким катком за 2-3 прохода. Диаметр сборных дренажных труб
проектом принят в 150 мм. Трубы асбоцементные перфорированные. Уклон
дренажных труб проектом принят 0,005. Смотровые колодцы размещаются также,
как на канализационных коллекторах. План дренажа дан на генеральном плане
полигона. При разработке схемы генерального плана полигона, участок по
обезвреживанию токсичных промышленных отходов и участок по захоронению
отходов расположены на одной площадке, что дало возможность запроектировать
общими такие сооружения как: административно-бытовой корпус, автовесы,
сооружение для чистки, мойки и обезвреживания спецмашин и контейнеров,
склад топливно-смазочных материалов...
    3. Предварительные технологические решения
    3.1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
    Полигон является природоохранным объектом и предназначен
для сбора, транспортировки, обезвреживания и захоронения
неутилизируемых токсичных промышленных отходов.
    3.2. РАСЧЕТНАЯ МОЩНОСТЬ ПОЛИГОНА
    Мощность полигона по классу опасности, количеству и физическому
состоянию неутилизируемых токсичных промышленных отходов, принята
на основании письма Комитета Природных ресурсов по Сахалинской
Области No 06-229 от 13.06.02 г.
    Наименование промышленных отходов
 Пришедшие в негодность пестициды
 Химические реагенты
 Нефтешламы
 Осадки очистных сооружений
 Отработанные буровые растворы
 Отработанные формовочные смеси
 Отходы фасонно-литейного пр-ва
 Карбидный ил
 Медицинские отходы
 Асбестосодержащие отходы
 Ртутьсодержащие отходы...
    На каждый конкретный вид отходов разрабатываются условия их перевозки,
на основании действующих в РФ нормативных, которые утверждаются местной
властью.
    3.7.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ ТОКСИЧНЫХ
ОТХОДОВ НА ПОЛИГОНЕ.
    Многообразие отходов требует точного знания их состава и свойств для
определения условий хранения и метода обезвреживания. Все эти данные
должны быть приведены в паспорте и в опросном листе на отходы.
    Для этого необходимо провести инвентаризацию  накопленных токсичных
промышленных отходов по видам,  составам и классам опасности. Лаборатория
полигона выполняет выборочный контроль на соответствие данным,
приведенным в паспорте и в опросном листе.
    Обезвреживание в условиях полигона осуществляется тремя доступными
методами:
1. Сжигание;
2. Нейтрализация
3. Захоронение.
    Исходя из реальной ситуации нынешнего финансово-экономического
положения Сахалинской области и крайне критического состояния с хранением
и обезвреживанием токсичных промышленных отходов, мы предлагаем для
обеспечения работы первой очереди полигона, выбрать третий метод -
захоронение. В дальнейшем, во вторую очередь,  мы  предлагаем предусмотреть
строительство завода термического обезвреживания промотходов....
    На полигоне создаются две зоны: производственная - для захоронения
токсичных отходов и зона подсобного назначения, разделенные свободной
полосой шириной не менее 25 м. Производственная зона делится на карты
с учетом раздельного захоронения отходов различных классов опасности.
Поступающие на полигон токсичные промышленные отходы направляются к
местам разгрузки в зависимости от вида и класса опасности. Отработанные
формовочные смеси, отходы фасонно-литейного производства, асбестосодержащие
отходы и отработанные суровые растворы - складируются на специальной карте
полигона послойно. Каждый слой разравнивается и уплотняется. Каких-либо
специальных мероприятий по их захоронению не требуется. Отходы III класса
опасности - нефтешламы, осадки очистных сооружений и карбидный ил подлежат
захоронению в котлованах с изоляцией дна и боковых стенок. Жидкие и
пастообразные промышленные отходы и пестициды, пришедшие в негодность,
поступают в металлической таре, а порошкообразные в полиэтиленовых мешках.
После проверки герметичности тары, они укладываются в металлический
контейнер и доставляются к месту захоронения.
    Согласно СНиПу 2. 01.28.-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению
токсичных промышленных отходов" допускается захоронение пестицидов в
количестве до 300 тн. Захоронение пестицидов осуществляется в зависимости
от их класса опасности вместе с другими отходами.
    Техпроцесс захоронения химических реагентов и медицинских отходов
аналогичен предыдущему.
    Контейнеры с отходами будут захораниваться в железобетонных бункерах
со стенками толщиной не менее 0.4 м из тяжелого бетона класса В15, марки
по водонепроницаемости W6 с наружным торкретированием цементным раствором
и затиркой толщиной не менее 20 мм.
    Обьем каждого отсека должен обеспечивать прием контейнеров с отходами
в течение до 2 лет. В бункере должно предусматриваться не менее пяти
отсеков.
    Кроме того, следует предусматривать гидроизоляцию всей поверхности
бункера, соприкасающейся с фунтом...
    Захоронение пылевидных отходов следует производить в котлованах
с соблюдением мер, исключающих разнос этих отходов ветром в момент их
выгрузки и захоронении. После каждой загрузки в котлован пылевидных
отходов они должны изолироваться фунтом.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами