Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1095, 19 июля 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                Право на небраконьерскую экономику


             МЕТАНОЛ В АЗОВЕ: ЧИСТКА ЗАЛОЖЕННЫХ УШЕЙ


    УШИ
              Президенту ЕБРР Ж.Лемьеру
              Копии: Экологический департамент ЕБРР
                     Независимый орган по рассмотрению жалоб
                       при ЕБРР
                     Отдел ЕБРР по связям с НПО и общественностью
         О ФИНАНСИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ
               И РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА "МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ
              ПО ПЕРЕВАЛКЕ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ В АЗОВЕ"
    Уважаемый г-н Ж.Лемьер
    Общественные экологические организации Северного Кавказа и
общественность  города  Азов  (Россия,  Ростовская  обл.)  серьезно
обеспокоены  начавшимся  в октябре 2002г. строительством  в  городе
Азов   кампанией  ЗАО  "Азовпродукт"  терминального  комплекса   по
перевалке ядовитого химического вещества - метанола.
    Терминальный  комплекс рассчитан на одновременное хранение 25000
куб.  м. метанола, намечаемый объем экспорта - 400000 тонн в  год.
Контрольный  пакет акций ЗАО "Азовпродукт" принадлежит  итальянской
кампании "Группа Трибольди".
    12 декабря 2000г. Совет Директоров ЕБРР своим решением года
одобрил  выделение кампании ЗАО "Азовпродукт" кредита размером  9,2
млн.  долларов  США  на  реализацию проекта  "Морской  терминал  по
перевалке  химических грузов в Азове". При этом данный  проект  был
отнесен  к  категории  "B".  К данной категории  относятся  проекты
"воздействие  которых  на окружающую среду  в  будущем  может  быть
потенциально  велико,  но  где  ввиду  их  характера,   размера   и
местоположения   такое  воздействие  легко   выявить,   оценить   и
ослабить".  (Экологические  процедуры ЕБРР).  И  соответственно  по
этому  проекту  не  подготавливался ОВОС по стандартам  ЕБРР  и  не
проводились консультации с общественностью.
    В связи с этим наши организации считают важным донести до вашего
сведения, что, совершенно очевидно, что произошла серьезная  ошибка
с принятием этого решения.
    Мы хотим обратить Ваше внимание на такие проблемные аспекты этого
проекта,  которые,  очевидно, не были  учтены  в  полной  мере  при
принятии решения 12 декабря 2000г.
    Экологическая опасность
    Размещение терминального комплекса по перевалке опасного
химического вещества - метанола намечено в чрезвычайно экологически
уязвимом  районе (устье реки Дон на берегу Азовского  моря).   Река
Дон   и   Азовское  море  являются  уникальными  рыбохозяйственными
водоемами,  которые представляют собой среду обитания ценных  видов
промысловых  рыб.  Их добыча имеет огромное социально-экономическое
значение.  Азовское  море  - уникальный в  биологическом  отношении
водоем, отличающийся высокой биологической продуктивностью,  в  нем
обитают   многие   редких  видов.  Азовское  море  имеет   огромное
рекреационное  значение.  Прибрежная  зона  Азовского  моря   густо
заселена.  При  том,  что Азовское море имеет среднюю  глубину  4,2
метра  и  общий  объем водной массы всего 280 куб. км.  последствия
аварии танкера с метанолом будут катастрофическими и для экосистемы
Азовского  моря, и для жителей, живущих по его берегам.  Сооружения
терминального  комплекса  строятся в непосредственной  близости  от
жилой  зоны города Азов (от хранилища метанола до жилой зоны -  400
метров,  от метанолопровода высокого давления до жилой зоны  -  100
метров).  Метанол не только высокотоксичное вещество, это  также  -
легковоспламеняющаяся   жидкость.   Пожаро-    и    взрывоопасность
функционирующего  терминального комплекса  очень  высоки.  Железная
дорога,  по  которой  намечено доставлять метанол  на  терминальный
комплекс,   проходит  через  весь  город.  В   случае   аварий   на
терминальном  комплексе  и  железной  дороге  может  очень   сильно
пострадать население города, вероятность жертв в результате  аварий
среди  населения  недопустима высока. Загрязнение  воздушной  среды
испарениями  метанола  и  другими  загрязняющими  веществами  резко
ухудшит   состояние  окружающей  среды  города   Азова   даже   при
безаварийной  работе терминального комплекса.  Объект  находится  в
зоне  вероятного катастрофического затопления водой,  что  повышает
опасность   аварийных  ситуаций.  Все  эти  факторы  очень   сильно
противоречат принципам соблюдения экологической безопасности.
    Исходя из всего этого, данный проект должен был быть либо вообще
не  профинансирован,  исходя  из его  принципиальной  экологической
неприемлемости,  либо должен был быть отнесен  к  категории  "А"  с
проведением по нему соответствующей экологической аттестации.
    Правовые проблемы
    Правовых проблем вокруг терминального комплекса по перевалке
метанола в Азове очень много. Мы обратим ваше внимание лишь на те
из них, которые по нашему мнению, являются основными.
 1) Ведущееся  в  настоящее  время  строительство  терминального
комплекса   осуществляется   без  соответствующей   государственной
экологической экспертизы этого проекта.
    При проектировании терминального комплекса по перевалке аммиака
был   нарушен   необходимый  порядок  прохождения   государственной
экологической экспертизы проектной документации. Не был подготовлен
основной  проектный документ, обязательный согласно  СНиП  11-01-95
для  такого  рода проектов - технико-экономическое обоснование.  И,
соответственно, не была проведена его государственная экологическая
экспертиза.  Эта  стадия процесса экологической аттестации  проекта
была необоснованно пропущена.
    В 1998  году была осуществлена государственная экологическая
экспертиза только по рабочему проекту терминального комплекса. Но и
эта  экспертиза  на  настоящий  момент  является  недействительной,
несмотря  на  то,  что  в 2001 году ее действие  было  продлено.  В
первоначальный   проект   терминального  комплекса   были   внесены
существенные  изменения, и в связи с этим согласно  Закону  РФ  "Об
экологической  экспертизе"  проект  обязан  был  пройти   повторную
экологическую экспертизу.
    Таким образом, согласно требованиям российского законодательства
ведущееся сейчас строительство терминального комплекса незаконно.
 2) При строительстве терминала не соблюдается санитарно-защитная
зона  вокруг  сооружений терминального комплекса.  Согласно  СанПИН
2.2.1/2.1.1  для  мест  перегрузки и хранения метанола  установлена
санитарная  зона размером 1000 м. Реальное расстояние  от  емкостей
метанола до жилой зоны города Азов - 400 метров.
 3)  Не  проведена  обязательная для этого проекта Государственная
вневедомственная  экспертиза Госстроя России на федеральном  уровне
(Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000г. #1008)
 4) Вероятно возникновение правовых проблем в связи с
трансграничностью  негативного  воздействия  от  реализации   этого
проекта  при  перевалке метанола через Азовское море.  В  настоящее
время  происходит раздел Азовского моря между Россией  и  Украиной.
Украинской стороне может отойти часть судоходного канала по морю. В
связи  с  возникающей огромной экологической опасностью  реализации
этого   проекта   для   всего  Азовского   моря,   Украина   вправе
препятствовать его реализации.
 5) До сих пор не решены в полном объеме вопросы об аренде земли
под  строительство  терминального комплекса. В частности  не  решен
вопрос от отводе земли под строительство причала. ЗАО "Азовпродукт"
приобрела  у  Азовской  судоверфи  дамбовые  сооружения  на   месте
причальной  стенки  для  швартовки судов и выдает  эту  покупку  за
приобретение территории. Судоверфь с этим не согласна и сейчас  ЗАО
"Азовпродукт"  находится  в  судебной  тяжбе  по  этому  вопросу  с
Азовской судоверфью.
    Кроме того,  в отношении аренды земли существует следующая
ситуация:  на  основании  данных  о  строительстве,  представленных
администрациям города Азова и Ростовской области,  в 1996 году были
выделены  земли в аренду под строительство терминального комплекса,
и  в  1997г. Азовская Городская Дума  приняла положительное решение
по  этому  вопросу. Представленные в тот момент данные обосновывали
безопасность данного проекта во всех отношениях. Однако, с тех  пор
ситуация существенно изменилась. Экспертиза Декларации безопасности
терминального  комплекса по перевалке метанола, осуществленная  МЧС
России,  признала его опасным производственным объектом. Этот  факт
зафиксирован и в решении Арбитражного Суда Ростовской области от 19
мая  1998. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны
исходили   при   заключении  договора,  создает   возможность   для
Администрации города Азова на основании ст.451 Гражданского Кодекса
РФ   расторгнуть   договоры  на  аренду  земли  под   строительство
терминала.
    Социальная напряженность
    Население города Азова чрезвычайно  обеспокоено опасностью
строительства  в городской черте рядом с их домами  этого  опасного
объекта.  И оно активно выражает свою гражданскую позицию по  этому
поводу.  Против  этого строительства в городе  Азове  с  1997  года
проходят  многочисленные акции протеста (митинги, собрания,  сходы,
пикеты),  в  которых приняло участие большинство населения  города.
Более  15  тысяч  горожан поставили подписи  со  своими  данными  и
адресами  под  Обращением  против  строительства  терминала.   Было
создано   семь   инициативных  групп   по   проведения   городского
референдума  по  вопросу  о  допустимости строительства  терминала.
Решение   о  необходимости  проведения  референдума  было   принято
Азовской  городской  думой в апреле 2002  г.  Дважды  были  приняты
решения  Азовской  городской  думы против  строительства  терминала
метанола  от  19.07.1998г. и от 30.05.2001г.  Против  строительства
аммиачного   терминала  объединились  большинство  общественных   и
общественно-политических организаций города.
    В случае проведения местного референдума по вопросу о
допустимости  строительства терминального  комплекса  по  перевалке
метанола  в Азове, о чем уже принято решение Городской Думы  города
Азова,  большинство населения города однозначно проголосует  против
этого терминала.
    Оппозиция реализации проекта со стороны властных структур города
    Азова
    Азовская Городская Дума не поддерживает реализацию данного
проекта. Ею были приняты несколько решений о проведении референдума
относительно допустимости строительства терминала.
    Не поддерживает данный проект и Администрация  города Азова.
Нынешний  мэр города Е.Лесняк пришел к власти, обещая не  допустить
строительство  терминала.  Нынешнее  разрешение  Администрации   на
строительство  терминального комплекса было получено  только  через
судебное  решение.  ЗАО "Азовпродукт" с целью начать  строительство
подала   в  суд  на  администрацию  города  с  требованием   выдать
разрешение  на  строительство и суд  обязал  ее  это  сделать.  Это
решение оспаривается и, вполне вероятно, что будет отменено.
    Эколого-экономическая нецелесообразность
    Терминальный комплекс по перевалке метанола в Азове рассчитан на
экспорт   метанола,   производимого   на   Новочеркасском    Заводе
Синтетических  Продуктов (НЗСП) и АО "Невинномысский Азот".  Однако
на  этих заводах в настоящее время отсутствуют достаточные мощности
по  производству  метанола для обеспечения  его  экспорта  в  таких
объемах.  Наращивание этих мощностей экологически опасно,  так  как
оба  этих  производства  находятся в непосредственной  близости  от
жилых  зон.  Транспортировка такого опасного вещества, как  метанол
через  Азовское  море, Черное море, пролив Босфор,  Эгейское  море,
пролив   Дарданеллы   создает  огромную   опасность   экологических
катастроф,  ущерб от которых может намного превысить  экономические
выгоды от реализации этого проекта.
    Террористическая опасность
    Учитывая чрезвычайно высокую политическую напряженность на
Северном  Кавказе  в  связи  с  войной  в  Чечне,  высокую   угрозу
совершения   террористических  актов  в  этом  регионе,   появление
терминального комплекса в городе Азове создает реальную возможность
для  проведения  террористического акта.  Сооружения  терминального
комплекса  расположены  чрезвычайно неудачно  в  плане  возможности
обеспечения их должной охраны, что такой террористический акт легко
осуществим.
    Изложенные выше обстоятельства говорят о том, что проект
осуществляется   в  ситуации,  характеризующейся  очень   серьезной
неустойчивостью  на  фоне  многих  препятствующих  его   реализации
факторов. Из-за всех этих факторов строительство терминала не могло
начаться с 1997-го по 2002 год. По многим причинам реализация этого
проекта  может в любой момент быть прервана и в настоящее время.  И
финансирование  строительства терминального комплекса  в  Азове  со
стороны ЕБРР может привести Банк к невосполнимой потере средств.
    В связи с вышеизложенными обстоятельствами мы просим Вас провести
расследование  почему  стала  возможной некорректная  категоризация
этого проекта, которая привела к столь значительной ошибке, имеющей
негативные  экологические, экономические, финансовые  и  социальные
последствия. Эта ошибка серьезно повредила репутации ЕБРР, так  как
по  факту  в  данном  случае действия Банка не соответствовали  его
миссии и основным принципам.
    Так как ЕБРР предоставил основной объем финансирования для
реализации проекта "Морской терминал по перевалке химических грузов
в   Азове",   мы   просим  Вас  поставить  вопрос  о   приостановке
финансирования  по  этому  кредиту и потребовать  от  кампании  ЗАО
"Азовпродукт"   приостановки  строительных  работ   до   разрешения
проблем, существующих вокруг этого проекта.
    Также хотим обратить Ваше внимание на то, что в значительной
степени данная ошибка вызвана несовершенствами таких основополагающих
нормативных документов ЕБРР, как Экологическая Политика и Политика
информирования общественности.
    Эта ошибка стала возможной по следующим причинам:
 1) Политики Банка не предусматривают необходимости информирования
общественности  о  проектах,  претендующих  на  финансирование   со
стороны  Европейского  Банка Реконструкции и  Развития,  на  ранних
стадиях  их  рассмотрения.  Если бы общественности  заблаговременно
было  известно  о  том, что проект "Морской терминал  по  перевалке
химических грузов в Азове" претендует на финансирование со  стороны
ЕБРР,  ею  бы  обязательно была донесена  до  Банка  информация  об
экологических и социальных проблемах, связанных с его реализацией.
 2) Политики Банка не предусматривают адекватного механизма участия
общественности в рассмотрении проектов, которые отнесены  к
категории "B". Если бы такой механизм был предусмотрен в Политиках,
то  даже  при некорректной категоризации проектов, что, несомненно,
имеет  место  в  отношении проекта "Морской терминал  по  перевалке
химических грузов в Азове", общественность могла бы реально  влиять
на решения банка в отношении таких проектов.
    Мы надеемся, что наши усилия, направленные на содействие
выполнению  Банком его миссии, будут расценены как активная  помощь
его деятельности.
    Просим Вас сообщить о результатах рассмотрения нашего Обращения
каждой подписавшей его организации.
    В.Агафонов, председатель Экологического движения "Новая
                      Волна", г.Ростов-на-Дону
    П.Бондаренко, депутат, председатель подкомиссии по экологии
         Законодательного Собрания Ростовской области, г.Азов
    Н.Буланов, помощник депутата Государственной Думы России
    В.А.Коломейцева, сопредседатель Общественного фонда "Защита
                     окружающей среды Приазовья", руководитель
                     местных отделений НПСР и КПРФ, г.Азов
    Ю.Голубев, сопредседатель Общественного фонда "Защита окружающей
               среды Приазовья", г.Азов; Председатель Совета
               самоуправления микрорайона "Молокановка", г.Азов;
               редактор газеты "Читай-Теленеделя", г.Азов
    Ю.Колобродов, атаман Казачьего общества "Азовский Юрт", г.Азов
                  и Азовский р-н
    В.Назаренко, председатель Региональной общественной организации
                 "Парусная Академия", г.Таганрог
    И.Резникова, сопредседатель Межрегионального движения "За
                 безъядерный Дон", г.Волгодонск
    А.Рудомаха, директор Независимой экологической службы по Северному
                Кавказу, г.Майкоп, Председатель Российского
                национального отделения Черноморской Сети НПО
           Источник: ies@nc.ru, 17 апреля 2003 г.

    ЧИСТКА
    Жители Азова обещают перекрыть трассу <Ростов-Краснодар> и
демонтировать терминал своими силами
    17 июля в Азове (Ростовская область) состоялся митинг протеста, который
потребовал немедленного прекращения строительства метанолового терминала.
Акция началась в 17 часов перед зданием городской администрации и собрала
около двух тысяч человек. Митингующие скандировали "Метанолу капут, банду
Чуба - под суд", "Терминала не будет!" и "Пока мы едины - мы непобедимы!".
Через некоторое время после начала митинга двое участников кампании протеста
спустились с крыши здания на веревках, чтобы написать на стене "Война
терминалу".
    Несколькими минутами позднее митингующие увидели, как сотрудники милиции
поднимают экологических активистов на крышу, блокировали все входы в здание
и начали скандировать <Свободу героям!>, <Сегодня - с плакатами, завтра - с
лопатами!". При посредничестве редактора азовской газеты "Читайка" Юрия
Голубева и казацкого атамана Юрия Колобродова участники митинга добились
освобождения задержанных. Затем митинг протеста переместился на площадь
"Третьего интернационала", где слово было предоставлено участникам
ежедневных блокад подъездных путей к терминалу. Заслушав сообщения о том,
как сотрудники милиции выкручивали руки пенсионеркам и как грузовик сбил
участника блокады (к счастью, без тяжких последствий), митингующие приняли
резолюцию и решили провести следующую блокаду 21 июля в 8 часов утра.
    Выдержки из резолюции митинга (стилистика текста сохранена)
    <Также участники митинга решили 26 июля сего года, в случае непринятия
требуемых решений, начать акцию гражданского неповиновения - перекрытие
автомобильной дороги Ростов-Азов-Староминская-Краснодар. Кроме того,
азовчане оставляют за собой право действовать всеми законными способами в
защиту своих конституционных прав и свобод и провести новую акцию протеста
у дверей областной администрации. Стачечный комитет начинает работу по
проведению общегородской забастовки.
    Организаторы митинга, видя высочайшую социальную активность граждан,
констатируют факт, что подавляющее большинство азовчан, принявших участие
в демонстрации и митинге, высказали намерение в случае непринятия властью
экстренных и конкретных мер по выполнению требований горожан в отношении
метанолохранилища, силами общественности приступить к ликвидации
экологической угрозы путем демонтажа терминала и к перекрытию дорог, в том
числе федерального значения, а также бойкотировать выборы в Государственную
Думу РФ и выборы Президента РФ.>
    Информация о проблеме
    Метанол (метиловый спирт) - сильный нервный и сосудистый яд с резко
выраженным кумулятивным (накопительным) эффектом. Метанол оказывает
поражающее воздействие на зрительный нерв и сетчатку глаза, что приводит к
потере зрения. Постепенно накапливаясь в организме, метанол оказывает
пагубное воздействие на сердечно-сосудистую систему и желудочно-кишечный
тракт.
    ЗАО "Азовпродукт", контрольный пакет акций которой принадлежит
итальянской компании "Трибольди",  ведет строительство терминала на 25 000
куб.м. для хранения, перегрузки и дальнейшего экспорта метанола по Азовскому
морю в объеме 400 тыс. тонн в год. Санитарно-защитная зона для объектов
такого рода должна быть не менее 1 км. Терминал в Азове будет расположен на
расстоянии 400 м. от жилых домов. Строительство в дельте Дона этого опасного
объекта грозит непоправимыми экологическими последствиями для региона.
Одной аварии танкера с метанолом будет достаточно для того, чтобы жизнь
в Азовском море была уничтожена полностью.
    По информации из лагеря протеста движений <Хранители Радуги> и
<Автономное Действие>
    Дополнительная информация:
     Азов: y_golubev@rambler.ru (Юрий Голубев)
     Москва: kuzja@ecoline.ru
     <Хранители Радуги>: duplo1@mail.ru, dees@mail.ru
     Все пресс-релизы: www.avtonom.org

               Источник: duplo@samtel.ru, 19 июля 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность