![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1098, 22 июля 2003 г. ****************##
#################################################################
Право на общественную активность
ФУФЛО ВМЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА
ИНФОРМАЦИЯ
Общественный форум по распоряжению министра-подготовить за 13 дней!
15 июля 2003 г. вышло Распоряжение МПР России за подписью министра
В.Г.Артюхова "О проведении общественного форума "Экология и природные
ресурсы" 28 июля 2003г. с 14:00 по 18:00 в актовом зале МПР России.
В документе сказано, что форум организуется в целях расширения
взаимодействия общественных организаций и МПР России. Министр
распорядился создать рабочую группу по подготовке форума, в список
рабочей группы вошли составы двух советов при МПР - общественного
экологического совета при министре и общеотраслевого совета по работе
с общественностью.
Список большой, в списке много представителей известных общественных
организаций (состав советов в прилагаемом файле). Всем срочно были
разосланы факсимильные сообщения с Распоряжением министра. По нашей
информации для многих членов совета это стало сюрпризом, да и не все в
это летнее время отпусков находятся на местах. А у кого-то запланированы
другие мероприятия.
И, конечно же, совершенно невозможно за отведенный срок качественно
подготовить такое мероприятие, как общественный форум. Невозможно
пригласить за отведенное время представителей от общественных организаций
из регионов и обсудить с ними приоритетные темы для обсуждений на Форуме,
да и непонятно, за счет каких ресурсов НКО должны содействовать цели
расширения взаимодействия МПР с общественными организациями. Например,
представители сети общественных экологических организаций Кемеровской
области наверняка очень хотели бы принять участие в экологическом
общественном форуме, но только транспортные расходы на одного человека
составят 9-10 тыс. рублей. Свободных денежных сумм у НКО нет, все
средства целевые и даже по распоряжению министра МПР не могут быть ни с
того ни с сего израсходованы на поездку в Москву. А в России 89 субъектов
федерации и наверняка в каждом есть общественность.
В Распоряжении указано, что административно-хозяйственное управление
МПР должно "обеспечить помещение под проведение Форума и питание
участников", о выделении средств на транспортные расходы ничего не
сказано. Возможно, МПР считает, что расширение взаимодействия
государственного органа с общественными организациями должно
финансироваться самими НКО, или МПР решило провести общественный форум
только с членами своих советов, проживающих в Москве? Но тогда название
"Общественный форум" чересчур амбициозно. И почему только они будут
иметь возможность расширить свое взаимодействие с МПР? Это ущемление
прав региональных и местных НКО. Отдельного внимания заслуживает содержание уже утвержденной программы
общественного
форума, которая прилагается к Распоряжению:
Приложение к Распоряжению МПР России от 15.07.2003 No 300-р
ПРОГРАММА общественного форума "Экология и природные ресурсы"
* открытие общественного форума "Экология и природные ресурсы",
заместитель Министра К.В.Янков,
* доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации,
руководителя государственной службы контроля в сфере природопользования
и экологической безопасности А.И.Поволоцкого,
* доклад первого заместителя Министра природных ресурсов Российской
Федерации, руководителя государственной службы охраны окружающей
природной среды В.В.Караганова,
* доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации
М.Е.Яковенко,
* выступления и доклады (по согласованию) видных ученых, общественных
и политических деятелей,
* вопросы, ответы, дискуссии,
* Н.Б.Клейменова - начальник Управления по связям с общественностью и
средствами массовой информации,
* закрытие общественного форума "Экология и природные ресурсы",
заместитель Министра К.В.Янков.
Из программы заметно, что выступать в течение 4 часов на общественном
форуме будут в основном представители МПР. Так как темы докладов не
определены, то представители министерства, видимо, будут говорить на
свободную тему. От общественности выступить смогут только ВИДНЫЕ
ученые, общественные и политические деятели (после форума мы узнаем,
кто видный, а кто не видный). Остальные, кто попадет туда, вероятно,
смогут задать вопросы, а если хватит времени, то и поучаствовать в
дискуссии. Но, так как темы докладов не определены, то подготовить
заранее вопросы не представляется возможным. Есть большая вероятность,
что форум пройдет под девизом "Кто во что горазд" и станет отличной
иллюстрацией к басне Крылова "Лебедь, рак и щука".
Трудно назвать такую практику организации общественного взаимодействия
удовлетворительной. Жалко людей, которые понимают бессмысленность
подобных деяний, но становятся заложниками скоропалительных решений и
вынуждены исполнять распоряжения министра. А как должны повести себя в
подобной ситуации представители НКО, входящие в совет? Отделиться от
российской общественности и расширять свое собственное взаимодействие
в рамках Садового кольца? Обидно, что хорошие начинания по активизации
взаимодействия государственных органов с общественностью становятся
профанацией.
Россия - большая страна, и взаимодействие федеральных органов
государственной власти с общественностью не могут замыкаться на
отдельных одних и тех же лицах, которые и во всех советах заседают, и
на форумах позиционируются как представители от общественности России.
И, скорее всего, все они люди умные и хорошие, но только общественность
России их не уполномочивала и не делегировала.
Существуют разные способы и методы реализации общественного диалога
и консультирования, но государство должно выделять на это ресурсы и
качественно организовывать этот процесс. Современные компьютерные
технологии могут частично решить проблему больших расстояний и
представительства. Нужно признать, что подобный подход к взаимодействию
с общественностью присущ не только МПР. В России нет культуры и традиций
реализации демократических норм, а это значит, что нам нужно активно
учиться этому. И если МПР проявило такую замечательную инициативу, то
нужно поручить специалистам ее качественно реализовать, обеспечить
ресурсами, в том числе и адекватным временем для организации процесса.
Информационное Экологическое Агентство (ИнЭкА),
ineca@ineca.ru, No 149 от 22 июля 2003 г.
ОТКЛИК 1
Всем... ну просто для сведения.
17 июля мною направлено зам.министра МПР Янкову факсом
нижеследующее письмо:
17 июля 2003 года в 13.35 мною как "членом рабочей группы Гражданского
форума "Экология и природные ресурсы" было получено по факсу приглашение
принять участие 18 июля в 13.00 в Москве на ул.Б.Грузинская в заседании
рабочей группы по подготовке проведения общественного форума "Экология и
природные ресурсы".
В связи с тем, что я не давал согласия участвовать в такой рабочей
группе, а также не имею никакой информации о данном мероприятии,
сообщаю о своем отказе участвовать в этом процессе. Кроме того, обращаю
Ваше внимание, что это далеко не первое приглашение к участию в
мероприятии, проводимом в МПР, которое поступает ко мне в сроки, делающие
заведомо нереальным участие в проводимом мероприятии. Вынужден расценивать
данные приглашения как имитацию деятельности при явном нежелании
пригласить к реальному участию.
Вчера получил по факсу уже как член одного из МПРовских советов снова
приглашение участвовать в рабочей группе и этом самом форуме. Видимо,
очень нужно после заседания Госсовета срочно продемонстрировать буйную
деятельность и дружбу с общественностью.
Асхат, askhat@dront.ru, 22 июля 2003 г.
ОТКЛИК 2
Молодец, Асхат!
Я полностью согласен с письмом Елены Перфильевой из ИНЭКА и считаю,
что значительно эффективнее отказов отдельных членов Советов было бы
коллективное письмо членов Советов МПР, поддержанное другими НПО России.
В этом письме необходимо представить наши несогласия с практикой работы
МПР и предложения по коренной ревизии работы МПР, в основе которой лежит
разделение хозяйственной и контролирующей функций, о чем 5 июня было
заявлено Президентом, но не делается никаких конкретных шагов (или об
этих шагах не известно в Красноярске и других сибирских городах). Участие
в работе т.н."Общественного форума" будет представлено МПР как поддержка
их политики в работе (а точнее в имитации работы) с общественностью. Если
и проводить такой Форум, то только после конца октября (когда позиции
экологических НПО будут согласованы) и не с этим составом МПР.
Успехов и всего самого доброго,
А.Лалетин, laletin@online.ru, 22 июля 2003 г.
УТОЧНЕНИЕ
Я благодарен ИНЭКА за упоминание (вслед за МПР) моей фамилии
в списке одного из советов при МПР. Только я из того совета вышел
и довольно давно, о чем написал министру и распространил по нашим
сетям (см. ECO-HR от 26 февраля). Правда, министр решил не отвечать,
а из списков не исключать. Потому как в случае исключения из списка
совета он был бы вынужден признать правоту содержимого письма. А
оно состоит в том, что он (министр) продал жителей поселка Горный
Саратовской области трижды. Первый раз, когда он остановил заседания
общественного совета при МПР насовсем, чтобы только не допустить доклада
с правдой о готовящемся нарушении права на жизнь населения Горного при
начале уничтожения химического оружия. Второй раз, когда утвердил
заключение экологической экспертизы, которая задним числом разрешила
проект уже построенного завода в Горном, опасного для жизни людей. А надо
было остановить завод для исправлений. Третий раз министр продал жителей
после аварии на заводе в Горном, которая случилась 19 февраля. Вот уж
когда надо было остановить завод надолго, а не тратить целый месяц на
то, чтобы доказывать, что ничего не случилось.
Что касается коллективных действий по выходу из общественных советов,
то дело было так. Прежде чем написать министру письмо, я на эко-тусовке в
Москве предложил написать совместное письмо, но отклика не получил.
Поэтому письмо оказалось индивидуальным.
Желающие могут возобновить попытки устроить коллективное написание.
Продолжение истории, начавшейся так, как изложено в информации ИНЭКА,
описано в нижеследующих письмах.
ДОПОЛНЕНИЕ 1
Совету СоЭС
Коллеги,
Сегодня в 13.00 по поручению С.Забелина я был на встрече в МПР у
К.Янкова. В списке приглашенных были оба общественных совета при
министре. И какие-то начальники из МПР, из которых мне знаком был только
В.Куценко.
Пришли из известных мне общественников: А.Яблоков, И.Блоков,
М.Воронцова, И.Баришпол. Других не знаю.
Тема: проведение форума на тему "Экология и природные ресурсы",
намеченного министерством на 28 июля. Общественного форума. В ходе
встречи форум был переназван в совещание на тему "О совершенствовании
взаимодействия органов МПР с общественностью". Теоретически намечены
4 докладчика из числа замминистров.
А.Яблоков выразил сомнение в искренности МПР, заподозрив, что речь
идет о постановке "галки в плане".
И.Баришпол выразил пожелание подготовить доклад на обозначенную
тему, и это было принято с благодарностью.
И.Блоков выразил пожелание подготовить проект приказа по МПР на
эту тему, что также было принято с благодарностью.
Я задал один вопрос и высказал два соображения.
Вопрос состоял в том, что по имеющимся сведениям "общественность"
собралась ехать на этот форум за счет средств МПР. К.Янков отверг
это, сказав, что такое не предусматривается - ехать будут за свой счет.
Соображение первое: перенести совещание на декабрь, на время
после выборов, с тем чтобы хорошо подготовиться и чтобы не испортить
саму идею, в основе своей хорошую.
Соображение второе: собраться заранее в узком составе и обговорить
практические вопросы взаимоотношения по линии экологического контроля
и экологического экспертирования, с тем чтобы отношения между МПР и
общественностью не были полупроводниковыми (и реализовывались только в
одну сторону и только тогда, когда этого хочет одна сторона - МПР).
Соображения мои расслышаны не были, поскольку у них в МПР по плану
в июле - отметиться по поводу "взаимоотношения с общественностью", и
К.Янков этого предположения не отрицал.
Эрго. Совещание состоится 28 июля в большом зале МПР в любом случае.
Я считаю его ненужной затеей и потому терять время на его подготовку
мне бы не хотелось. Возможно, я и приду на само совещание, но не более
чем посидеть на заднем ряду и послушать. Поэтому просьба определиться,
будем ли мы участвовать в подготовке и, если да, то кто от нас будет
это делать.
Скоро И.Блоков начнет рассылать всем проекты, поэтому просьба
определиться, кто будет ему давать наши советы, если мы согласны в этом
участвовать. Мне его подход и перечень интересующих его тем не кажутся
приемлемыми: я ему отвечать не буду, а перешлю предложения тому, кто
согласен этим заниматься...
Удачи в делах,
Л.Федоров
18 июля 2003 года
ДОПОЛНЕНИЕ 2
Совету СоЭС
Коллеги,
Я приветствую желание А.В.Яблокова подготовить проект приказа
по МПР в отношении будущего совещания по вопросам его взаимодействия
с НПО. При том понимании, что это будет вестись от имени Центра
экологической политики.
Как я писал вчера, на мой взгляд СоЭСу нет необходимости встревать
в это дело. В дополнение к вчерашнему письму сообщаю, что я вчера на
совещании у К.Янкова предложил рассматривать взаимодействие между НПО
и МПР в рамках партнерских отношений. На что присутствующие дружно
хихикнули.
Какое-то время назад во время очередных посиделок "общественных
советов" у министра А.В.Зименко сделал хорошее предложение собраться
вновь у министра и подвести итоги сотрудничества МПР и НПО, затеянного
по инициативе министра ровно год назад. В тот момент министр не мог не
согласиться. Насколько я понимаю, вся нынешняя активность МПР - это не
более чем форма ухода от встречи, предложенной А.В.Зименко.
Резюмирую. Положение дел сейчас таково, что МПР еще не осознал
необходимости и целесообразности для дела в установлении искренних
отношений с НПО. Поэтому и нам нет необходимости суетиться с какими-то
промежуточными совещаниями. Мне представляется, что СоЭС все же не
"девушка по вызову".
Удачи в делах,
Л.Федоров
19 июля 2003 года
ДОПОЛНЕНИЕ 3
Совету СоЭС
Друзья!
На данный момент наши отношения с МПР складываются таким образом,
что им это нужно больше. Я согласен с Львом Александровичем, что нам
никак нельзя бегать к ним "по вызову", коль скоро выясняется, что
мероприятие для галочки. Со всех доступных мне трибун и во всех
складывающихся ситуациях я прямо и говорю, что активность МПР -
исключительно имитационная. Планирую 28 июля провести в деревне.
Всего доброго.
Свет
С.И.Забелин, svet@seu.ru, 22 июля 2003 г.
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |