Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1098, 22 июля 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


               ФУФЛО ВМЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА

    ИНФОРМАЦИЯ
    Общественный форум по распоряжению министра-подготовить за 13 дней!
    15 июля 2003 г. вышло Распоряжение МПР России за подписью министра
В.Г.Артюхова "О проведении общественного форума "Экология и природные
ресурсы" 28 июля 2003г. с 14:00 по 18:00 в актовом зале МПР России.
    В документе сказано, что форум организуется в целях расширения
взаимодействия общественных  организаций и МПР России. Министр
распорядился создать рабочую группу по подготовке форума, в список
рабочей группы вошли составы двух советов при МПР - общественного
экологического  совета при министре и общеотраслевого совета по работе
с общественностью.
    Список большой, в списке много представителей известных общественных
организаций (состав советов в прилагаемом файле). Всем срочно были
разосланы факсимильные сообщения с Распоряжением  министра. По нашей
информации для многих членов совета это стало сюрпризом, да и не все в
это летнее время отпусков находятся на местах. А у кого-то запланированы
другие мероприятия.
    И, конечно же, совершенно невозможно за отведенный срок качественно
подготовить такое мероприятие, как общественный форум. Невозможно
пригласить за отведенное время представителей от общественных организаций
из регионов и обсудить с ними приоритетные темы для обсуждений на Форуме,
да и непонятно, за счет каких ресурсов НКО должны содействовать цели
расширения взаимодействия МПР с общественными организациями. Например,
представители сети общественных экологических организаций Кемеровской
области наверняка очень хотели бы принять участие в экологическом
общественном форуме, но только транспортные расходы на одного человека
составят 9-10 тыс.  рублей. Свободных денежных сумм у НКО нет, все
средства целевые и даже по распоряжению министра МПР не могут быть ни с
того ни с сего израсходованы на поездку в Москву. А в России 89 субъектов
федерации и наверняка в каждом есть общественность.
    В Распоряжении указано, что административно-хозяйственное управление
МПР должно "обеспечить помещение под проведение Форума и питание
участников", о выделении средств на транспортные расходы ничего не
сказано. Возможно, МПР считает, что расширение взаимодействия
государственного органа с общественными организациями должно
финансироваться самими НКО, или МПР решило провести общественный форум
только с членами своих советов, проживающих в Москве? Но тогда название
"Общественный форум" чересчур амбициозно. И почему только они будут
иметь возможность расширить свое взаимодействие с МПР? Это ущемление
прав региональных и местных НКО. Отдельного внимания заслуживает содержание   уже  утвержденной  программы 
общественного
форума, которая прилагается к Распоряжению:
    Приложение к Распоряжению МПР России от 15.07.2003 No 300-р
    ПРОГРАММА общественного форума "Экология и природные ресурсы"
* открытие общественного форума "Экология и природные ресурсы",
  заместитель Министра К.В.Янков,
* доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации,
  руководителя государственной службы контроля в сфере природопользования
  и экологической безопасности А.И.Поволоцкого,
* доклад первого заместителя Министра природных ресурсов Российской
  Федерации, руководителя государственной службы охраны окружающей
  природной среды В.В.Караганова,
* доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации
  М.Е.Яковенко,
* выступления и доклады (по согласованию) видных ученых, общественных
  и политических деятелей,
* вопросы, ответы, дискуссии,
* Н.Б.Клейменова - начальник Управления по связям с общественностью и
  средствами массовой информации,
* закрытие общественного форума "Экология и природные ресурсы",
  заместитель Министра К.В.Янков.
    Из программы заметно, что выступать в течение 4 часов на общественном
форуме будут в основном представители МПР. Так как темы докладов не
определены, то представители министерства, видимо, будут говорить на
свободную тему. От общественности выступить смогут только ВИДНЫЕ
ученые, общественные и политические деятели (после форума мы узнаем,
кто видный, а кто не видный). Остальные, кто попадет туда, вероятно,
смогут задать вопросы, а если хватит времени, то и поучаствовать в
дискуссии. Но, так как темы докладов не определены, то подготовить
заранее вопросы не представляется возможным. Есть большая вероятность,
что форум пройдет  под девизом "Кто во что горазд" и станет отличной
иллюстрацией к басне Крылова "Лебедь, рак и щука".
    Трудно назвать такую практику организации общественного взаимодействия
удовлетворительной. Жалко людей, которые понимают бессмысленность
подобных деяний, но становятся заложниками скоропалительных решений и
вынуждены исполнять распоряжения министра. А как должны повести себя в
подобной ситуации представители НКО, входящие в совет? Отделиться от
российской общественности и расширять свое собственное взаимодействие
в рамках Садового кольца? Обидно, что хорошие начинания по активизации
взаимодействия государственных органов с общественностью становятся
профанацией.
    Россия - большая страна, и взаимодействие федеральных органов
государственной власти с общественностью не могут замыкаться на
отдельных одних и тех же лицах, которые и во всех советах заседают, и
на форумах позиционируются как представители от общественности России.
И, скорее всего, все они люди умные и хорошие, но только общественность
России их не уполномочивала и не делегировала.
    Существуют разные способы и методы реализации общественного диалога
и консультирования, но государство должно выделять на это ресурсы и
качественно организовывать этот процесс. Современные компьютерные
технологии могут частично решить проблему больших расстояний и
представительства. Нужно признать, что подобный подход к взаимодействию
с общественностью присущ не только МПР. В России нет культуры и традиций
реализации демократических норм, а это значит, что нам нужно активно
учиться этому. И если МПР проявило такую замечательную инициативу, то
нужно поручить специалистам ее качественно реализовать, обеспечить
ресурсами, в том числе и адекватным временем для организации процесса.
        Информационное Экологическое Агентство (ИнЭкА),
                        ineca@ineca.ru, No 149 от 22 июля 2003 г.

    ОТКЛИК 1
    Всем... ну просто для сведения.
    17 июля мною направлено зам.министра МПР Янкову факсом
нижеследующее письмо:
    17 июля 2003 года в 13.35 мною как "членом рабочей группы Гражданского
форума "Экология и природные ресурсы" было получено по факсу приглашение
принять участие 18 июля в 13.00 в Москве на ул.Б.Грузинская в заседании
рабочей группы по подготовке проведения общественного форума "Экология и
природные ресурсы".
    В связи с тем, что я не давал согласия участвовать в такой рабочей
группе, а также не имею никакой информации о данном мероприятии,
сообщаю о своем отказе участвовать в этом процессе. Кроме того, обращаю
Ваше внимание, что это далеко не первое приглашение к участию в
мероприятии, проводимом в МПР, которое поступает ко мне в сроки, делающие
заведомо нереальным участие в проводимом мероприятии. Вынужден расценивать
данные приглашения как имитацию деятельности при явном нежелании
пригласить к реальному участию.
    Вчера получил по факсу уже как член одного из МПРовских советов снова
приглашение участвовать в рабочей группе и этом самом форуме. Видимо,
очень нужно после заседания Госсовета срочно продемонстрировать буйную
деятельность и дружбу с общественностью.
              Асхат, askhat@dront.ru, 22 июля 2003 г.

    ОТКЛИК 2
    Молодец, Асхат!
    Я полностью согласен с письмом Елены Перфильевой из ИНЭКА и считаю,
что значительно эффективнее отказов отдельных членов Советов было бы
коллективное письмо членов Советов МПР, поддержанное другими НПО России.
В этом письме необходимо представить наши несогласия с практикой работы
МПР и предложения по коренной ревизии работы МПР, в основе которой лежит
разделение хозяйственной и контролирующей функций, о чем 5 июня было
заявлено Президентом, но не делается никаких конкретных шагов (или об
этих шагах не известно в Красноярске и других сибирских городах). Участие
в работе т.н."Общественного форума" будет представлено МПР как поддержка
их политики в работе (а точнее в имитации работы) с общественностью. Если
и проводить такой Форум, то только после конца октября (когда позиции
экологических НПО будут согласованы) и не с этим составом МПР.
    Успехов и всего самого доброго,
            А.Лалетин, laletin@online.ru, 22 июля 2003 г.

    УТОЧНЕНИЕ
    Я благодарен ИНЭКА за упоминание (вслед за МПР) моей фамилии
в списке одного из советов при МПР. Только я из того совета вышел
и довольно давно, о чем написал министру и распространил по нашим
сетям (см. ECO-HR от 26 февраля). Правда, министр решил не отвечать,
а из списков не исключать. Потому как в случае исключения из списка
совета он был бы вынужден признать правоту содержимого письма. А
оно состоит в том, что он (министр) продал жителей поселка Горный
Саратовской области трижды. Первый раз, когда он остановил заседания
общественного совета при МПР насовсем, чтобы только не допустить доклада
с правдой о готовящемся нарушении права на жизнь населения Горного при
начале уничтожения химического оружия. Второй раз, когда утвердил
заключение экологической экспертизы, которая задним числом разрешила
проект уже построенного завода в Горном, опасного для жизни людей. А надо
было остановить завод для исправлений. Третий раз министр продал жителей
после аварии на заводе в Горном, которая случилась 19 февраля. Вот уж
когда надо было остановить завод надолго, а не тратить целый месяц на
то, чтобы доказывать, что ничего не случилось.
    Что касается коллективных действий по выходу из общественных советов,
то дело было так. Прежде чем написать министру письмо, я на эко-тусовке в
Москве предложил написать совместное письмо, но отклика не получил.
Поэтому письмо оказалось индивидуальным.
    Желающие могут возобновить попытки устроить коллективное написание.
    Продолжение истории, начавшейся так, как изложено в информации ИНЭКА,
описано в нижеследующих письмах.

    ДОПОЛНЕНИЕ 1
                                            Совету СоЭС
    Коллеги,
    Сегодня в 13.00 по поручению С.Забелина я был на встрече в МПР у
К.Янкова. В списке приглашенных были оба общественных совета при
министре. И какие-то начальники из МПР, из которых мне знаком был только
В.Куценко.
    Пришли из известных мне общественников: А.Яблоков, И.Блоков,
М.Воронцова, И.Баришпол. Других не знаю.
    Тема: проведение форума на тему "Экология и природные ресурсы",
намеченного министерством на 28 июля. Общественного форума. В ходе
встречи форум был переназван в совещание на тему "О совершенствовании
взаимодействия органов МПР с общественностью". Теоретически намечены
4 докладчика из числа замминистров.
    А.Яблоков выразил сомнение в искренности МПР, заподозрив, что речь
идет о постановке "галки в плане".
    И.Баришпол выразил пожелание подготовить доклад на обозначенную
тему, и это было принято с благодарностью.
    И.Блоков выразил пожелание подготовить проект приказа по МПР на
эту тему, что также было принято с благодарностью.
    Я задал один вопрос и высказал два соображения.
    Вопрос состоял в том, что по имеющимся сведениям "общественность"
собралась ехать на этот форум за счет средств МПР. К.Янков отверг
это, сказав, что такое не предусматривается - ехать будут за свой счет.
    Соображение первое: перенести совещание на декабрь, на время
после выборов, с тем чтобы хорошо подготовиться и чтобы не испортить
саму идею, в основе своей хорошую.
    Соображение второе: собраться заранее в узком составе и обговорить
практические вопросы взаимоотношения по линии экологического контроля
и экологического экспертирования, с тем чтобы отношения между МПР и
общественностью не были полупроводниковыми (и реализовывались только в
одну сторону и только тогда, когда этого хочет одна сторона - МПР).
    Соображения мои расслышаны не были, поскольку у них в МПР по плану
в июле - отметиться по поводу "взаимоотношения с общественностью", и
К.Янков этого предположения не отрицал.
    Эрго. Совещание состоится 28 июля в большом зале МПР в любом случае.
Я считаю его ненужной затеей и потому терять время на его подготовку
мне бы не хотелось. Возможно, я и приду на само совещание, но не более
чем посидеть на заднем ряду и послушать. Поэтому просьба определиться,
будем ли мы участвовать в подготовке и, если да, то кто от нас будет
это делать.
    Скоро И.Блоков начнет рассылать всем проекты, поэтому просьба
определиться, кто будет ему давать наши советы, если мы согласны в этом
участвовать. Мне его подход и перечень интересующих его тем не кажутся
приемлемыми: я ему отвечать не буду, а перешлю предложения тому, кто
согласен этим заниматься...
    Удачи в делах,
                                                        Л.Федоров
    18 июля 2003 года

    ДОПОЛНЕНИЕ 2
                                                   Совету СоЭС
    Коллеги,
    Я приветствую желание А.В.Яблокова подготовить проект приказа
по МПР в отношении будущего совещания по вопросам его взаимодействия
с НПО. При том понимании, что это будет вестись от имени Центра
экологической политики.
    Как я писал вчера, на мой взгляд СоЭСу нет необходимости встревать
в это дело. В дополнение к вчерашнему письму сообщаю, что я вчера на
совещании у К.Янкова предложил рассматривать взаимодействие между НПО
и МПР в рамках партнерских отношений. На что присутствующие дружно
хихикнули.
    Какое-то время назад во время очередных посиделок "общественных
советов" у министра А.В.Зименко сделал хорошее предложение собраться
вновь у министра и подвести итоги сотрудничества МПР и НПО, затеянного
по инициативе министра ровно год назад. В тот момент министр не мог не
согласиться. Насколько я понимаю, вся нынешняя активность МПР - это не
более чем форма ухода от встречи, предложенной А.В.Зименко.
    Резюмирую. Положение дел сейчас таково, что МПР еще не осознал
необходимости и целесообразности для дела в установлении искренних
отношений с НПО. Поэтому и нам нет необходимости суетиться с какими-то
промежуточными совещаниями. Мне представляется, что СоЭС все же не
"девушка по вызову".
    Удачи в делах,
                                                     Л.Федоров
    19 июля 2003 года

    ДОПОЛНЕНИЕ 3
                                                     Совету СоЭС
    Друзья!
    На данный момент наши отношения с МПР складываются таким образом,
что им это нужно больше. Я согласен с Львом Александровичем, что нам
никак нельзя бегать к ним "по вызову", коль скоро выясняется, что
мероприятие для галочки. Со всех доступных мне трибун и во всех
складывающихся ситуациях я прямо и говорю, что активность МПР -
исключительно имитационная. Планирую 28 июля провести в деревне.
    Всего доброго.
    Свет
                   С.И.Забелин, svet@seu.ru, 22 июля 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами