Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1100, 24 июля 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                     Право на ответственнюу власть


    РОССИЯ: В МПР ДЕЙСТВУЕТ ГОСЭКСПЕРТИЗА ИЛИ СЕКРЕТНАЯ БАНДА?

    Экспертиза БТС-3 или туфта по МПРовски
    26 марта 2003 г. МПР своим приказом  249 утвердило заключение
экспертной комиссии госэкоэкспертизы ТЭО (проекта) "Развитие БТС".
    Чтобы всего лишь получить данный документ для ознакомления,
потребовались недюженные усилия депутатов ГосДумы ФС РФ, и особенно
Юлия Рыбакова, их помошников и автора.
    Переписка с заказчиком экспертизы "Балтнефтепроводом" и "Транснефтью"
длилась 4 месяца, с 18 апреля по 7 июля. А на свои звонки с вопросами по
данному поводу автор получал неизменные ответы типа: "Что ты привязался,
и чего добиваешься?", приправленные сочными сибирскими междометиями.
Заказчик никак не желал делиться своими "секретами".
    Назревала сенсация, воображение рисовало картины того, как Транснефть
будет перекачивать по одной трубе БТС-1 в 5-10 раз больше теоретически
возможных 18 млн. тонн сырой нефти, или как в Приморск будут теперь качать
бумажную пульпу, а из нее печатать там баксы, минуя стадию транспортировки
в Роттердам и т.п. Что, согласитесь, не так уж и плохо.
    Автор уже успел сочинить заметку для ENWL с грозным названием
"Транснефть не выполняет требований Российского законодательства", как,
наконец, заключение по ТЭО БТС-3 дошло-таки до страждущих его увидеть,
вместе с ответом первого вице-президента Транснефти В.Калинина.
    Ничего особенно сенсационного в данном заключении обнаружить не
удалось.
    Скорее наоборот, экспертная комиссия того же состава, что и при
экспертизе предпроектной и проектной стадии БТС-1 и БТС-2, под руководством
того же В.А.Харитонова, пришла к тому же выводу о допустимости воздействия
в процессе строительства и эксплуатация БТС-3 на природную среду и о
возможности ее реализации.
    Все так же отметив, что рекомендации и предложения, сделанные в
данном заключении, направлены на улучшение проекта и должны быть учтены
при строительстве БТС-3! И все так же забыв при этом, что, согласно
закону "Об экологической экспертизе", сам проект должен быть в этом
случае доработан и направлен на повторную экспертизу.
    Эксперты не анализировали того, как были учтены замечания предыдущих
экспертиз и, что показал опыт эксплуатации БТС-1. Видимо по этой причине
современные методы прокладки трубопроводов (ННБ и микротоннелирование)
будут использованы только при прохождении Волхова и Невы. А все остальные
реки водосбора Ладоги и Невы будут пройдены традиционным путем закапывания
трубы в русло.
    Эксперты не смогли оценить компенсационные выплаты за отчуждение
более 1000 га лесов 1 и 2 групп, из них - 836 га в Ленинградской области,
отметив, что выплаты за ущерб рыбному и охотничьему хозяйствам проектом
не учтены вообще.
    Эксперты отметили, что планы ЛАРН объектов БТС-3 (планы по
предотвращению и ликвидации последствий аварий) еще находятся в стадии
разработки, и необходимо учесть не только обоснование их стоимости, но
и финансовые средства, требуемые для устранения последствий аварий 2
уровня.
    Экспертов не взволновала загадочная фраза о том, что "полное развитие
системы БТС", включающее строительство второй трубы диаметром 1020 мм,
предусматривает "реализацию нефтепровода Ярославль-Кириши-Приморск
диаметром 720 мм под легкие нефтепродукты". А также, как при этом
изменятся риски аварий и пр. Они не анализировали особенности НПС
"Сестрорецкая", предусмотренной новым проектом.
    Эксперты отметили при этом, что гражданская ответственность БТС-3
(стоимостью в 1080.9 млн. долларов) за причинение вреда жизни, здоровью
или имуществу граждан и окружающей природной среде учтена в составе
затрат на добровольное страхование и установлена на уровне всего 14 млн.
рублей.
    Вне поля зрения экспертизы вообще остались: риски танкерных перевозок
и финансовая ответственность владельцев танкеров, создание страхового
компенсационного фонда, комплексная система безопасности в Восточной части
Финского залива, очистка балласта и контроль за чужеродными организмами
при его сливе, выполнение постановления Правительства  613 о планах ЛАРН
и пр.
    Тем самым экспертная комиссия фактически подтвердила, что экспертиза
МПР имеет целью не предотвращение аварий и нефтеразливов как таковых, а
всего лишь рекомендует ликвидировать их последствия.
    И все бы замечательно, но тут не выдержал один из членов госэкспертизы,
С.Я.Трофимов, д.б.н., зав.кафедрой почвенного факультета МГУ, отметивший в
своем особом мнении, что "совершенно недопустимым и оскорбительным для
Госэкоэкспертизы является тот факт, что в разных томах проекта 6 раз
встречаются абсолютно идентичные фразы, описывающие свойства почв,
расположенных в разных областях, что говорит о механическом копировании
материала и полностью подрывает доверие к исполнителю." Причем
"происхождение данных по свойствам почв" - также "непонятно".
    Ну не выдержал и не выдержал, что возьмешь еще с этих почвоведов?
    А в остальном, все  - классно, особенно в том, какую силу имеет бакс,
с изображенным на нем ковбоем Бушем, верхом на танке пылящем по Иракской
пустыне.
       А.Сутягин, проект "Мониторинг БТС", Санкт-Петербург,
                         greenalex99@mail.ru, 24 июля 2003 г.

    P.S. Транснефть планирует завершить работы  в рамках нового
проекта развития БТС в декабре 2003 г., в результате чего мощность
БТС увеличится до 30 млн. тонн в год, в марте 2004 г. - до 42 млн.
тонн, а в недалеком будущем - до 62 млн. тонн. В общей сложности,
согласно принятым решениям Правительства РФ, объем транспортировки
нефти и нефтепродуктов через Финский залив вырастет до 100 млн.
тонн в год.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность