Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1149, 13 сентября 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


                   КАЗАХСТАН: ВСТРЕЧАЛИСЬ НПО АЛМАТЫ


    ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
    КОМАНДА ОТ АЛМАТЫ СФОРМИРОВАНА
    5 августа в зале заседаний акимата Алматы состоялась конференция
неправительственных организаций, созванная по инициативе городской власти
для завершения формирования делегации южной столицы на первый Гражданский
форум. Он пройдет в Астане, скоре всего, в октябре нынешнего года. Как
известно, инициативу о проведении форума подал Президент Республики
Казахстан Нурсултан Назарбаев. Выступая с Посланием к народу Казахстана на
совместном заседании палат Парламента с участием членов Правительства 4
апреля нынешнего года, он подчеркнул, что дальнейшее укрепление институтов
гражданского общества является важным направлением демократизация
политической системы. И далее сказал, что нужно по-иному строить
взаимодействие с неправительственными организациями, что была бы
продуктивной практика экономической поддержки НПО через систему
государственного социального заказа на конкурсной основе. Для этого
необходимо ускорить подготовку и принятие законопроектов "О
неправительственных организациях в Республике Казахстан" и "О
государственном социальном заказе".
    А начало широкомасштабному сотрудничеству, по словам Президента, должен
положить Гражданский форум - общереспубликанский съезд НПО, который он
предложил провести во втором полугодии текущего года.
    На конференции НПО в южной столице стало известно, что сегодня в стране
зарегистрировано свыше трех тысяч неправительственных организаций, свыше
тысячи числится в Алматы. Потому от каждого региона на форум избирают по
15 делегатов, а от Алматы - 20.
    Для продвижения идеи форума были созданы Республиканский оргкомитет -
в Астане и аналогичные структуры - в Алматы и областях.
    Выступивший на конференции аким Алматы Виктор Храпунов отметил, что
нынешний уровень экономического развития и экономического потенциала
Казахстана позволяет вести разговор о взаимодействии госорганов и
неправительственных организаций. Страна живет в условиях мира, стабильности,
гражданского согласия, что является закономерным итогом политики,
проводимой Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.
    Остановившись далее на успехах, которые есть в экономике южной столицы,
Храпунов, назвав участников конференции - представителей НПО "уважаемыми
коллегами", подчеркнул, что местная власть считает своей обязанностью
оказывать неправительственным организациям всемерную поддержку. И в
дальнейшем отношения с ними будут строиться на принципах равноправного
партнерства.
    Виктор Храпунов признал, что зачастую критика в адрес акимата со стороны
"уважаемых коллег" справедлива. Вместе с тем он заметил, что еще нередко
имеются случаи демонстративно негативного отношения некоторых НПО к
государственному аппарату и однобокого видения проблем этими организациями.
Сказал также, что <пора почувствовать себя равными партнерами и коллегами и
понять, что госаппарат по долгу службы не только радеет о благе общества, но
и вносит реальный вклад в развитие страны>. Аким Алматы считает, что именно
в южной столице существуют наиболее продвинутые НПО, которые задают
стандарты деятельности для всех неправительственных организаций страны. Он
показал осведомленность в деятельности тех из них, которые работают в
области образования, социальной помощи гражданам, молодежной политики,
содействия развитию малого и среднего бизнеса. Про все более ухудшающуюся
экологическую обстановку в Алматы, усиливающееся загрязнение воздушного
бассейна выхлопными газами от автотранспорта, про множество автозаправок во
всех городских районах, которые создают опасную ситуацию для людей аким не
говорил. И не освещал он работу ни малых, ни крупных экологических
организаций, которые борются за чистоту окружающей среды и улучшение
жизненных условий для населения южной столицы. Не рассказал, как и
посредством чего взаимодействует акимат с общественными экологическими
организациями, что намерен, предпринять для развития равноправного
партнерства с ними. Будем считать, что причина тому - недостаточно развитые
деловые связи между общественными экологическими организациями и акиматом,
его департаментами, неотлаженная система взаимного информирования. И что со
временем, под влиянием результатов работы Гражданского форума страны, в
Алматинском акимате появится консультационно-совещательный Совет по
экологическим проблемам, аналогичный тем, что созданы с целью расширения
контактов с НПО других направлений. Это позволило бы расширить и приблизить
к реальному представлению, насколько разнообразна и влиятельна деятельность
экологических неправительственных организаций разного уровня, работающих в
Алмате. Они оказывают свое воздействие не только на южную столицу, но и на
всю республику, и регион Центральной Азии.
Заключая свое выступление, Виктор Храпунов отметил активное участие в
подготовке конференции 30 общественных организаций южной столицы. Ими
внесены предложения для составления городского плана мероприятий по
взаимодействию административных структур и НПО. Оно, это взаимодействие,
будет основываться на совместной разработке и реализации социально значимых
проектов в областях борьбы с безработицей, наркоманией, решения
экологических проблем, очищения и озеленения города, развития социальных
служб.
    В обсуждении прозвучавшего доклада участвовало 11 делегатов. Семеро
ораторов - по списку и четверо, буквально проравашихся к трибуне, - так
разгорелись страсти. Подзадорил участников конференции призыв
председательствовавшего на конференции сказать о том, что стоило бы
вынести на трибуну форума.
    Сразу последовали предложения, что надо говорить о реальной
государственной поддержке НПО через субсидии и госзаказы, о расширении
возможностей НПО для участия в процессе принятия решений путем создания
государственными органами и неправительственными общественными организациями
Советов взаимодействия, совместных информцентров проведения, общественных
слушаний, налаживания системы общественного контроля и экспертизы, о
законодательном обеспечении справедливости при распределении государственных
заказов, о прекращении практики уклонения первых лиц акимата от контактов
с представителями НПО и о расширении практики совместного рассмотрения
проблемных вопросов, о снижении платы за регистрацию НПО (сейчас она
составляет более 18 тысяч тенге). Предлагалось открыть в Алматы с помощью
горакимата Дома НПО, где бы были сосредоточены офисы общественных
организаций и, тем самым, облегчилась бы возможность контактирования и
сотрудничества, совместного обсуждения насущных проблем.
    От экологических организаций выступил председатель экологического
движения "Табигат" Мэлс Елеусизов. Он заострил внимание на важности
оздоровления окружающей среды вообще и атмосферы южной столицы, в
частности, так как по причине загрязненного сверх всяких норм воздуха
растет количество инвалидов, людей страдающих всевозможными легочными
заболеваниями, происходят генетические изменения в организме человека.
    После выступлений была принята резолюция конференции по вопросам
взаимодействия государственных органов и НПО. Участники конференции
выразили поддержку инициативам Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева
по демократизации общества. Отметили также, что повышение доверия к
неправительственному сектору будет способствовать эффективности социального
партнерства.
    Для обеспечения равноправного двухстроннего диалога - власти и НПО в
резолюции предложено:
 * ускорить разработку и принятие законов об НПО и государственном
социальном заказе с учетом предложений и замечаний от неправительственного
сектора;
 * создать на местах консультативно-совещательные органы для улучшения
координации и мобилизации совместных усилий государственных и общественных
институтов;
 * усовершенствовать механизм диалогового процесса для рассмотрения и
принятия предложений НПО;
 * содействовать информационному взаимодействию государственного и
неправительственного секторов.
    Слушая прозвучавшие на конференции выступления, далеко не со всеми
формулировками хотелось соглашаться. Например, один из ораторов попытался
идеализировать систему НПО. Будто бы в ней трудятся исключительно
талантливые, честные, инициативные, но не признанные государством гении. Это
вовсе не так. Третьему сектору присущи все те же пороки, которыми страдают и
госструктуры. И здесь хватает лодырей, хапуг, любителей "иметь рыбку" без
труда. В чем легко убедиться, если внимательно изучить, как работают хотя бы
те НПО, что зарегистрированы в Алматы. Очень многие из них лишь числятся на
бумаге. Из рядов таких "фондов", "центров", "объединений", славящихся, чаще
всего, "специалистами" по раздаче дармовых денег и подарков, постоянно
слышится лишь одно в адрес государства: "дайте!" (желательно - без
возврата). Известно и то, что некоторые НПО регистрируют вовсе не таланты в
науке, предпринимательстве, общественной деятельности, а обыкновенные
мошенники. Ими создаются этакие квазиобщественные образования не для
продуктивной работы, необходимой обществу, а для перехвата средств из
государственой казны с помощью влиятельных родственников, друзей в
госструктурах.
    В сфере НПО накапливается все больше вопросов, затрагивающих интересы
всего третьего сектора. Их надо решать глубоко и основательнор уже сегодня.
Поэтому настало, пожалуй, время создать орган, наподобие, скажем,
Центрального Совета НПО, который бы взял на себя представительство
неправительственного движения как внутри страны, так и за ее пределами, а
также анализ актуальных проблем, вопросов, выработки и осуществления путей
их решения.
    Центральный Совет НПО мог бы избираться, опять же, например, на
Всеказахстанском Конгрессе НПО.
    Предлагаемый шаг положил бы конец разобщенности, политическому
бессилию третьего сектора в нашей стране, усилил бы его роль, авторитет
и влияние в обществе.
    Коль сегодня речь идет о расширении возможностей НПО в принятии решений,
коль говорится о равноправии госструктур и третьего сектора, то, само собой,
уместно, видимо, рассужждать и о том, что при решении вопроса о выделении
всевозможных государственных грантов и субсидий, материальной помощи
неправительственным организациям, при распределении госзаказов на конкурсной
основе и прочих финансово-материальных благ должна, во-первых обеспечиваться
полня гласность этого процесса, во- вторых, - с обязательным участием
полномочных представителей всего НПО-сообщества страны. Деньги, если они
раздаются без жесткого контроля, как правило, оказываются вовсе не в тех
руках, которые действительно того заслуживают, для которых они
предназначены, и эффективной отдачи не приносят.
    И еще. НПО должны оставаться сферой неправительственной, от государства
не зависимой. Не стоит превращать их в одно из звеньев госструктуры, в
государственных нахлебников. А желающие сделать это, как мне показалось, на
конференции в Алматы присутствовали с обеих сторон. Вполне возможно, что и
на Гражданско форуме они, попытаются деликатно озвучить эту свою "новацию".
К счастью, в нашей стране есть общественные организации, которые
действительно объединяют людей высокой квалификации в различных областях
жизни, увлеченных любимым делом, которые решили воспользоваться нынешними
возможностями демократического государства и активно трудиться на благо
страны и народа самостоятельно, творчески. И на протяжении уже многих лет
они добиваются успехов, обретя самостоятельно прочную материальную базу, не
дожидаясь грантовых подачек, зарабатывая. Добившись собственной
востребованности, "обросли" широкой клиентурой. Вот кто, мне кажется, должен
бы занять места в первых рядах зала, где будет проходить Гражданский форум.
Руководителям таких НПО действительно есть, что сказать относительно
развития и совершенствования деятельности третьего сектора в стране.
Предложить выстраданные в борьбе за право на существование пути и формы
взаимодействия государства и неправителственного сектора, чтобы сфера НПО
была дееспособной, самоокупаемой и доходной. Чтобы, не дай Бог, получив от
государства более широкие права и возможности, неправительственные
организации не стали бы рассадниками коррупции, казнокрадства.
    Далее состоялись выборы деегатов на первый Гражданский форум. Строго
говоря, были не выборы, а ускоренная процедура формального их обозначения.
В самом деле, о каких выборах могла идти речь, когда большинство участников
конференции в первый раз слышали друг о друге. И, конечно же, не могли
знать, какими заслугами обладают выдвиженцы, занесенные в список кандидатов
в делегаты, чем они обеспечили себе преимущество по сравнению с другими
участниками конференции.
Борьба за участие в работе Гражданского форума продолжалась буквально до
момента голосования. Из зала шли предложения о включении в список кандидатов
в делегаты известного правозащитника Евгения Жовтиса, представителей от
Регионального экологического центра Центральной Азии, общественного
объединения многодетных матерей...
    Но тщетно. Тот, кто был заранее отобран, тот и поедет в Астану.
Вполне возможно, что в алматинской команде действительно достойные люди.
Но это должно быть не догадкой, а убеждением всех представителей НПО,
приглашавшихся на конференцию. Пока же осталось впечатление, что за них
заранее все было сделано. И как будут вести себя на форуме делегаты от
Алматы, можно догадаться.
    Для любознательных читателей приводим список неправительствнных
организаций, чьи представители будут участвовать в первом Гражданском
форуме.
1.   Алматинская ассоциация предпринимателей.
2.   Институт сотрудничества в целях развития.
3.   Объединение юридических лиц, ассоциаций и обществ "Баспана".
4.   Центр поддержки семьи "Дана".
5.   Общество инвалидоа Алматы.
6.   Общественный фонд "Тенгри Умай".
7.   Благотворительный фонд " Тим Чэлиндж Казахстан ".
8.   Международная академия информатизации.
9.   Центр реабилитации и адаптации женщин и детей "Родник".
10.  Союз женщин интеллектуального труда.
11.  Диабетическая ассоциация Республики Казахстан.
12.  Благотворительное объединение "Спешил Олимпикс Казахстан".
13.  Облсовпроф.
14.  Экологическое движение "Табигат".
15.  Казахстанский пресс-клуб.
16.  Кризисный центр "Подруги".
17.  Фонд Толе би.
18.  Ассоциация женщин "Одил".
19.  Республиканское общество инвалидов.
    Должен быть кто-то двадцатым. Но его почему-то не назвали. Возможно,
по вине того, кто оглашал список.
    От Экологического форума НПО Казахстана в работе Алматинской
конференции неправительственных общественных организаций участвовали
директор Ресурсного центра Жаннат Махамбетова и член Координационного
Совета Экоофорума, директор Экологического центра "Тау" Ирина Балашова.
    Среди гостей конференции была координатор проекта от голландской
неправительственной организации "MilieuKontakt Oost-Europa" Якобина
Ритсема. В рамках конференции демонстрировался фильм об НПО, состоялась
выставка-презентация общественных организаций южной столицы. Здесь
Экофорум НПО Казахстана также был представлен экспозицией Экологического
центра "Тау".
                   Репортаж с конференции подготовил А.Ладин

            ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  В Е С Т И  N 14 (30),
            rc-ecoforum@carec.kz, 12 сентября 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами