Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1151, 15 сентября 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                     Право на ответственную власть


                 НАСЛЕДНИКИ КГБ, ЭКОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО
                     (три сюжета на одну тему)


    УКРАИНА
    БЕЗ ЛИШНЕЙ СКРОМНОСТИ
    Как вы думаете - как называется организация, которая занимается
развитием гражданского общества, сохранением окружающей природной
среды, выступает против нарушений с боку органов государственной
власти, нарушения прав и свобод человека (в т.ч. при проведении
избирательных кампаний), требует осуществления демократического
общественного контроля над армией, требует прозрачности и открытости
госорганов, информирования и участия общественности в принятии
управленческих решений, выступает за последовательное и
активное проведение политики энергосбережения и использования
альтернативных источников энергии? Мы думали, что это наш
"Бахмат". Ан нет. Вернее не только. И не только это дела НГО.
    В "Голосе Украины" от 22.07. 2003 г. опубликован Закон Украины
"Про основы национальной безопасности Украины". Т.е. этим должна
заниматься служба безопасности Украины! Вот такие у нас "конкуренты".
    Прочитайте этот Закон - не пожалеете. Экологический аспект здесь
занимает львиную долю и акцентирован специально.
СБУ должны заниматься:
* выполнением комплекса мер, которые гарантируют экологическую
  безопасность ядерных объектов и надежную радиационную защиту
  населения и окружающей среды, сведение к минимуму влияния последствий
  аварии на Чернобыльской АЭС;
* внедрением в производство современных, экологически безопасных,
  ресурсо - и энергосберегающих технологий, повышение эффективности
  использования природных ресурсов, развитие технологий переработки и
  утилизации отходов;
* улучшением экологического состояния рек Украины, прежде всего
  бассейна р.Днепр, и качества питьевой воды;
* предупреждением загрязнения Черного и Азовского морей и улучшение их
  экологического состояния;
* стабилизацией и улучшением экологического состояния в городах и
  промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона;
* недопущением неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных
  технологий, веществ и материалов, возбудителей заболеваний, опасных
  для людей, животных, растений, организмов;
* реализацией мер по уменьшению негативного влияния глобальных
  экологических проблем на состояние экологической безопасности Украины,
  расширение участия в международном сотрудничестве по этим вопросам.
    Кроме того, в сферу интересов СБУ входят:
* значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность
  территории Украины, рост вероятности возникновения чрезвычайных
  ситуаций техногенного и природного характера;
* нерациональное, изнуряющее использование минерально-сырьевых
  природных ресурсов как возобновляемых, так и невозобновляемых;
* непреодолимость негативных социально-экологических последствий
  Чернобыльской катастрофы;
* ухудшение экологического состояния водных бассейнов, обострение
  проблемы трансграничных загрязнений и снижение качества воды;
* обострение техногенного состояния гидротехнических сооружений
  каскада водохранилищ на р. Днепр;
* неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий,
  веществ, материалов и трансгенных растений, возбудителей заболеваний,
  опасных для людей, животных, растений и организмов, немотивированное
  использование генетически измененных растений, организмов, веществ и
  производных продуктов;
* неэффективность мер по преодолению негативных последствий военной и
  других экологически небезопасных видов деятельности;
* опасность техногенного, в том числе ядерного та биологического,
  терроризму;
* усиление воздействия вредных генетических эффектов в популяции живых
  организмов, в частности, генетически измененных организмов, и
  биотехнологий;
* застарелость та недостаточная эффективность комплексов по утилизации
  токсических и экологически опасных отходов.
       "Дикое поле"-19-03, wild_field@bakhmat.org, 14 сентября 2003 г.

    РОССИЯ-1
    Правозащитники и ФСБ: вместе за экологическую безопасность России?
    В феврале 2003 г. состоялась встреча экологов с представителями ФСБ.
На ней М.Рихванова (<Байкальская экологическая волна>), А. Яблоков (Центр
экологической политики России), Э.Черный (коалиция <Экология и права
человека>) и О.Разбаш (<Экология и правозащита>) выступали от имени 148
организаций, которые подписали направленное главе ФСБ Н.Патрушеву
<Заявление в связи с акцией ФСБ против <Байкальской экологической волны>.
    Следует отметить, что ответ на обращение экологов пришел только спустя
два месяца (вместо положенных 30 дней). По поручению Н.Патрушева со стороны
ФСБ во встрече приняли участие: В.Усов (первый зам.начальника управления
Департамента экономической безопасности), А.Фатехов, П.Морин (сотрудники
того же департамента), А.Мурашов (начальник отдела Центра общественных
связей ФСБ) и М.Головко (ученый консультант НИЦ ФСБ России).
    Представители ФСБ сообщили, что после первой встречи с экологами в
2000 г. со стороны ФСБ были предприняты шаги по организации работы с
экологическими организациями, не получившие адекватной реакции. За
последние два года в ФСБ от общественных организаций поступило только 6
запросов по экологическим проблемам, на 5 из них были даны ответы. НПО от
взаимодействия уклонялись, опубликованная информация о первой встрече (с
точки зрения ФСБ) была искажена, поэтому в ФСБ решили отказаться от
следующих встреч. Тем не менее, по словам сотрудников ФСБ, их ведомство
разослало своим региональным управлениям указание о <необходимости
внимательного отношения к позициям экологических организаций>.
    На просьбу экологов ознакомиться с текстом данного указания чекисты
ответили отказом, мотивировав его секретностью документа. Правозащитники
вполне логично заметили, что, по-видимому, отсутствие активности экологов
после первой встречи связано с тем, что подобные шаги ФСБ были чересчур
засекречены и остались незамеченными.
    Поводом для второй встречи в ФСБ стала ситуация, сложившаяся вокруг
организации <Байкальская экологическая волна>. А.Яблоков отметил в своем
выступлении, что хотя в ходе первой встречи экологи обратили внимание ФСБ
на безграмотные высказывания чекистов о <секретных> экологических картах
(что свидетельствует о плохом знании российского законодательства), выводов
из этого сделано не было и в случае с <Байкальской волной>, где снова
фигурируют <секретные> экологические карты.
    В 2000 г. А.Яблокову было рекомендовано обращаться в те региональные
УФСБ, где отмечались подобные высказывания. Соответствующий запрос был
сделан в Воронежское УФСБ, но ответ за истекшие два года так и не был
получен. На нынешней встрече экологи напомнили об успешной реализации идеи,
родившейся на первой встрече в ФСБ, - о проведении Всероссийской
конференции по экологической безопасности (Москва, июнь 2002 г.), на
которой представители ФСБ (по их словам) присутствовали без афиширования.
29 ноября 2002 г. в Совете Федерации прошла Научно-практическая конференция
<За экологическую безопасность в Российской Федерации>, в организации и
проведении которой приняли участие чекисты (для общественных организаций
данная конференция оказалась закрытой). Справедливости ради следует отметить,
что в ее решении (правда, с надписью <проект>) оказалось много интересного,
в том числе рекомендации по созданию специализированных экологических
подразделений в МВД, ФСБ и Государственный таможенный комитет.
    Но вернемся к ситуации с <Байкальской экологической волной>. ФСБ
считает, что в данном случае обвинения в ее адрес <необоснованны> и вызваны
<либо заблуждением, либо недостатком информации, либо ее искажением>. На
встрече было заявлено, что никаких претензий к <Байкальской волне> у ФСБ
нет. Подобное устное заявление не удовлетворило экологов, поскольку
заявления сотрудников ФСБ в печати, порочащие <Байкальскую волну>,
официально не были дезавуированы, а сделавшие их лица не наказаны.
Экологи подчеркнули, что особенно обеспокоены тем, что впервые ФСБ
осуществила мероприятия не против отдельных активистов, а против целой
общественной организации.
    Основные заявления представителей ФСБ на встрече с экологами следующие:
 1. Представители ФСБ имеют дополнительные аргументы для подкрепления
позиций экологов против прохождения нефтепровода Ангарск-Дацин по
предлагаемой НК <ЮКОС> трассе.
 2. ФСБ не возражает против присоединения России к Орхусской конвенции о
доступе к экологической информации.
 3. ФСБ обеспокоена отсутствием в российском законодательстве определения
понятия <экологическая информация>, недостаточной проработанностью
процедуры раскрытия засекреченной информации в случае, если она
представляет значительный общественный интерес.
 4. ФСБ готова поддержать законопроект <Об экологической безопасности>.
Следует отметить, что при обсуждении этих проблем выяснилось, что ФСБ
избегала и будет избегать публичных инициатив, но готова присоединиться к
некоторым из них.
 5. ФСБ внимательно относится к проблемам экологической безопасности и
регулярно направляет в Правительство материалы по этому вопросу.
 6. ФСБ заинтересована во взаимодействии с общественными экологическими
организациями, готова рассматривать их предложения по конкретным
направлениям обеспечения экологической безопасности (в том числе по
проблеме генетически модифицированных организмов, радиационному
загрязнению, захоронениям опасных отходов, нелегальному хищническому
использованию природных ресурсов и техногенным рискам и т.п.).
    На встрече представители ФСБ неоднократно подчеркивали: пишите об
экологических проблемах, требующих нашего вмешательства, по электронной
почте. На все вопросы будут даны ответы. И рекомендовали обращаться к
офицерам по связям с общественностью, которые есть во всех УФСБ, либо в
Центр общественных связей ФСБ по адресу: press@fsb.ru.
    В свою очередь, экологи предложили, чтобы формы взаимодействия ФСБ
с экологическими организациями были определены аналогично Указанию
Генерального прокурора РФ No 74 от 17.11.2002 г. <Об организации
взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными
организациями>. Чекисты приняли предложение без энтузиазма, ссылаясь на
то, что ФСБ - специфическая непубличная структура с особыми функциями.
Тем не менее, участники встречи со стороны ФСБ согласились с необходимостью
организации конструктивного взаимодействия территориальных управлений ФСБ
с общественными экологическими организациями в области обеспечения
экологической безопасности России. Сказаны ими были и слова о понимании
<большой роли общественных организаций>.
    Разговор был вежливым, корректным и даже дружелюбным.
    В целом же у экологов сложилось впечатление, что участие представителей
ФСБ во встрече было формальным, они лишь выполняли поручение своего
начальства о разъяснении непонятливым правозащитникам безупречной позиции
ФСБ по всем вопросам. Чекисты несколько раз подчеркивали, что у них все
хорошо налажено (с подтекстом, что ошибок в их системе быть не может).
      А.Яблоков, Центр экологической политики России,
      Э.Черный, правозащитная коалиция <Экология и права человека>,
      Москва
           Хроника Московской Хельсинкской группы
           ежемесячный информационный бюллетень
           No 8 (104), август 2003

    РОССИЯ-2
    Как обанкротить ЗАО "ФСБ"
    Давно пришла пора сказать то, что так боится говорить вслух наш
политический класс - России предстоит серьезная борьба с властью федеральной
службы безопасности. Эта тема должна стать одной из главных в ходе кампании
по выборам депутатов Государственной Думы.
    ФСБ в нынешнем виде существует в себе и для себя, живет по своему
внутреннему уставу. Основный публичный смысл работы ФСБ сводится к тому,
чтобы проводить операцию "прикрытие". Смысл этой операции прост - сохранить
возможности для всякого рода незаконной деятельности своих сотрудников,
скрыв ее фасадом "борьбы с терроризмом".
    Красивый фронтон предназначен для демонстрации президенту и общественному
вниманию. Это своего рода "дочерняя компания" ФСБ, выполняющая функции
представительства, ритуала - одно из правительственных ведомств, имеющее
строгое географическое местоположение с головным офисом на Лубянке. А
основная, "материнская" деятельность выведена из-под контроля
законодательной власти, прокуратуры и президента в оффшор. По месту
нахождения этого оффшора и осуществляются разного рода преступные виды
деятельности по "крышеванию", прибиранию к рукам прибыльных видов бизнеса,
прослушиванию телефонных разговоров неугодных (по заказу), угодных (для
будущих заказов) и тому подобное. Это, собственно, и есть ЗАО "ФСБ", где
считают прибыли и убытки, а также прикидывают, кого бы еще "развести на
бабки", куда какого родственника воткнуть, каких людей куда назначить.
Офисы этого ЗАО находятся во многих местах, в том числе и на Старой площади.
    Наш политический класс пуглив как Голум из "Братства кольца". Он всё
лелеет свою "прелесть" - комфортное сиюминутное существование. Политический
класс не хочет честно посмотреть правде в глаза и сказать о том, что стало
заметно любому беспристрастному наблюдателю хотя бы за последний год - о
беспардонном вмешательстве ФСБ в экономику, растущем контроле этого
ведомства над политической системой, давлении на судебную власть, о тесных
связях с прокуратурой, о проникновении в администрацию президента, попытках
влияния на прессу, о фактах игнорирования парламента. Прокатившиеся за
последние месяцы скандалы с участием ФСБ - от приватизации портов в Находке
и контроля над рынками в Кургане до применения психотропных средств к
сотруднику службы безопасности ЮКОСа А.Пичугину и, собственно, самой атаке
на ЮКОС, разворачивались на наших глазах. И всё это на фоне неудач в тех
сферах деятельности, занятия которыми предписаны ФСБ законом, в частности,
борьбе с терроризмом. Трагедия "Норд-Оста", когда ФСБ проспала проникновение
группы террористов в Москву, наиболее известная. Но не единственная.
    Почему так пуглив и инертен наш политический класс? Причин несколько.
Страшно, что ФСБ знает секреты, поскольку занимается прослушиванием
телефонов и может дать ход компромату. Боятся за свою жизнь. И не без
оснований. Теперь уже можно открыто сказать, что слишком странными кажутся
обстоятельства смерти Юрия Щекочихина, автора книги с говорящим названием
"Рабы ГБ", много писавшего о деятельности ФСБ. Многие просто недооценивают
силу этой змеи, извивающей свои кольца под покровом информационной ночи,
установившейся в СМИ. Люди не видят стойки кобры, изготовившейся к прыжку,
не чувствуют на теле нашего общества укуса ядовитых зубов.
    Атака на ЮКОС ознаменовала собой новый этап в истории ЗАО "ФСБ". Здесь
имеем дело не с попыткой отнять деньги или собственность, что давно стало
заурядным явлением. Это серьезная заявка на президентские выборы 2008 года.
ЗАО "ФСБ" решило поднять котировки своих акций, попытаться занять первые
"командные высоты" в борьбе за будущий президентский пост. Даже если
такая задача не ставится явно, то здесь чувствуется животный инстинкт, зов
власти, напору которого, вкусившая денег верхушка противостоять не может.
    При этом по сути своей ЗАО "ФСБ" является силой реакционной, смысл его
программы сводится к одном тезису - "жизнь по понятиям". Ничего другого они
не умеют, закон не для них. Потому что с советских времен они не изменились,
в СССР под предлогом "государственной безопасности" им можно было всё.
Реакционность ЗАО "ФСБ" угрожает самому существованию российского
государства. Обществу нужна открытость, только в такой атмосфере возможны
прорывы в экономике, нестандартные решения, которые позволят вытащить
страну из сегодняшней трясины, остановить тенденцию, угрожающую, по моему
глубокому убеждению, самому существованию нашего государства. А что здесь
может предложить ЗАО "ФСБ", кроме пародии на Советский Союз?
    Есть глубокий смысл нелюбви ЗАО "ФСБ" к тому же ЮКОСу. С ЮКОСом можно
спорить, можно не соглашаться по разным вопросам. Например, по СРП, по
налогам, по вопросам недропользования или направлениям прокладки
трубопроводов. Но нельзя отрицать одного - компания стремительно уходит
от жизни "по понятиям", переведя деятельность в легальное поле. Теперь она
"белая и пушистая". Недаром все, что инкриминирует ЮКОСу ЗАО "ФСБ"
относится к периоду деятельности до 1999 года. Т.е. ЮКОС решил жить по
закону. Что автоматически означает потерю власти ЗАО "ФСБ". Нет компромата -
нет власти. Срываются с крючка, нужно подсекать! И который месяц трудятся
"рыболовы", но пока только брызги глотают, да лески пообрывали.
    Между прочим, ЮКОС показывает всем остальным пример, что нужно делать
обществу, чтобы освободиться от паразитического нароста в виде ЗАО "ФСБ".
И рецепт прост. Жить нужно стремиться по закону, а не по понятиям. И не
бояться, что там было в прошлом. И чем больше таких компаний и людей будет,
тем лучше. Со всеми они не справятся, утонут в своей компре. Прав был
Солженицын, когда писал, что если бы в тридцатые годы посетителей
"воронков" за каждой дверью ждали с заточками и ножами, террора не было.
    Поэтому первый рецепт - жить по закону и бороться с ЗАО "ФСБ" по закону.
    Второй рецепт адресован непосредственно бизнесу - нужно перестать
привлекать ЗАО "ФСБ" в качестве силы для борьбы с конкурентами. В
особенности в регионах. Более того, нужен своего рода "круглый стол" и
заключенный бизнес-сообществом договор о взаимных гарантиях непривлечения
ЗАО "ФСБ" к разрешению хозяйственных споров. Такого рода гласные
договоренности сами по себе уменьшат силу беспредельного ЗАО. Публичность
они не любят также, как и закон. Поэтому нужно как можно больше писать об
их "художествах". И не одной "Новой газете".
    И, наконец, политическому классу пора перестать быть равнодушным и
пугливым. А для начала научиться хотя бы защищать автономию принятия
политических решений от ЗАО "ФСБ". До каких пор они будут прослушивать
наши телефоны? Или кабинеты в Государственной Думе? Когда, наконец, мы
создадим действенный механизм контроля за ФСБ, гарантирующий нас от ушей
чебурашкиного размера, повернутых в нашу сторону? Когда начнем давить
жучков в наших кабинетах, заставлять прокуратуру заводить уголовные дела
о незаконном прослушивании? И, наконец, когда научимся сокращать бюджет
ФСБ за его использование на неблагие цели? Кстати, выковыривать жучков
и сокращать бюджет можно начинать уже сейчас v на предстоящей неделе
собирается Государственная Дума.
    Законность, гласность и смелость v три составляющие, которые позволят
нашему обществу выиграть конкурентную борьбу у ЗАО "ФСБ", привести его к
банкротству. Это будет непросто. Но чем раньше начнем, тем быстрее
справимся.
    А.Мельников, депутат Государственной Думы РФ, фракция "ЯБЛОКО"
                 2 сентября 2003 года
                 http://www.yabloko.ru/Forums/Main/posts/294741.html

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами