Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1642, 1 февраля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу



           ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ: НАПИШЕМ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ


    Дорогие коллеги!
    С началом нынешней административной реформы возникла угроза масштабного
развала всей системы управления заповедниками и национальными парками
России.
    Все началось с того, что в новой структуре федеральных органов
исполнительной власти  ни один орган  в силу поставленных перед ним задач
и функциональных ограничений не предназначался для непосредственного
управления системой заповедников и национальных парков.
    Решением проблемы могло бы стать создание специального федерального
агентства по особо охраняемым природным территориям. Но, несмотря на
многочисленные обращения специалистов заповедного дела, научной и
природоохранной общественности, а также поддержку этой идеи рядом политиков
(включая спикера Совета Федерации С.Миронова), она не получила реализации.
    Вместо этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 года No 400 было установлено, <что до принятия соответствующего
нормативного правового акта Правительства России Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в
области организации и функционирования  особо охраняемых природных территорий
федерального значения>.
    Фактически же с первых дней после принятия этого решения стало отчетливо
ясно, что Росприроднадзору функция государственного управления федеральной
системой заповедников и национальных парков несвойственна, а потому
низкоприоритетна.
    В структуре этой Федеральной службы не было предусмотрено даже
отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных
территорий (ранее, в МПР России был самостоятельный Департамент) - вместо
этого лишь маленький отдел из 5 человек (причем за последующие месяцы так
полностью и неукомплектованный). И такими силами планируется осуществлять
профессиональное управление федеральными особо охраняемыми природными
территориями (включая 130 заповедников и национальных парков), в том числе
организацию природоохранной, научно-исследовательской и
эколого-просветительской деятельности, в масштабах всей России!
    Одновременно проводимая руководством Росприроднадзора кадровая политика
привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные
работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий
МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре. Таким
образом, создана реальная угроза деградации государственного управления
федеральной системой заповедников и национальных парков и потери
прогрессивных наработок в сфере заповедного дела за последние 15 лет.
    В августе 2004 г. руководство Росприроднадзора выступает с инициативой
о выводе из структур подведомственных заповедников и национальных парков
инспекторского состава, осуществляющего охрану их территорий (свыше 4000
чел.)  и включением этих работников в штат территориальных органов этой
Федеральной службы (с передачей соответствующих бюджетных ассигнований
на их содержание).
    Данная инициатива осуществлялась без учета реальной многолетней
позитивной практики функционирования заповедников и национальных парков, а
также шла вразрез с требованиями законодательства Российской Федерации об
особо охраняемых природных территориях. Во всех странах мира, располагающих
национальными парками, служба охраны входит в штат этих парков, так
как иная модель на практике неприемлема.
    Таким образом,  практическая  реализация вышеупомянутой инициативы
Росприроднадзора не только противоречила бы действующему законодательству,
но и неминуемо влекла за собой развал сложившейся десятилетиями устойчивой
ёсистемы функционирования заповедников и национальных парков. К счастью,
данное предложение Росприроднадзора было отвергнуто Минфином России,
занявшем в этом вопросе взвешенную и принципиальную позицию.
    Что уже говорить о том, что данный <миниотдел> ООПТ в Росприроднадзоре
практически не оказывает влияния на финансовую и кадровую политику.
Достаточно сказать, что известие о назначении нового директора
Центрально-Лесного заповедника сотрудники этого отдела узнали : от одного
из работников этого заповедника.
    На фоне реформаторских новаций 2004 года явно отошла <на задний план> и
миссия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по
отстаиванию финансовых интересов системы подведомственных заповедников и
национальных парков. В результате средства, предусмотренные федеральным
бюджетом на содержание заповедников и национальных парков в 2005 году
превысили уровень 2004 года аж на 1,3%. Для сравнения: рост затрат на
содержание заповедников и нацпарков в 2004 году превышал уровень
предшествующего, 2003 года, на 30%. Бюджетные же ассигнования на
капитальное строительство в заповедниках и национальных парков в 2005 году,
в сравнении с 2004 годом, снижены втрое.
    Спецификой нынешней реформы  явилось и <разрезание>  системы
госуправления в области заповедного дела на т.н. <определение политики> и
нормативное регулирование (МПР России, где создан соответствующий отдел) и
непосредственное управление подведомственными ООПТ (Росприроднадзор). В
результате:
  * создается ситуация, когда тот, кто <над стратегией работает> и готовит
правовые акты, отрывается <от земли>, плохо представляет, что на ней
происходит в реальной жизни и при этом не отвечает за последствия принятых
решений;
  * распыляются и так незначительные силы специалистов в области ООПТ,
готовых работать на государственной службе.
    А ведь приемлемое решение, причем <вписывающееся> в проводимую в стране
административную реформу, существует. Речь идет о создании сильной
специализированной структуры, способной осуществлять эффективное управление
в сфере заповедного дела.
    В течение 2004 года предложения о создании соответствующей структуры -
федерального агентства -  содержались в письме, подписанной полусотней
директоров заповедников и национальных парков в адрес спикера Совета
Федерации С.М.Миронова. Сам Сергей Михайлович публично высказывался  в
пользу этого решения, в том числе на страницах <Российской газеты>. Это
предлагали, в том числе и обращаясь в Правительство России, ряд депутатов
Государственной Думы, в их числе - заместители председателя Комитета по
экологии Государственной Думы  А.Н.Грешневиков и М.Я.Лебедева.
    С этим на страницах <Комсомольской правды> выступали знаменитый
российский журналист В.М.Песков и известнейший ученый-лесовод, академик РАН
А.С.Исаев.  А в декабре 2004 года лидеры ведущих общественных природоохранных
организаций (Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, Гринпис России,
Международного социально-экологического союза, Всероссийского общества
охраны природы, Центра охраны дикой природы, Союза охраны птиц России)
обратились к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением о
создании специализированного Федерального агентства по особо охраняемым
природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное
управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством
Правительства России. Причем именно под руководством Правительства России,
как действуют уже созданные указами Президента ряд федеральных структур,
например Федеральное агентство по туризму. Данная общественная инициатива
полностью поддержана и Э.А.Панфиловой, Председателем Совета по содействию
развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской
Федерации, также направившей соответствующее обращение в адрес Президента
страны.
    Реализация этого предложения позволит не просто создать серьезную и
эффективную управленческую структуру, но и прекратить растаскивание функций
и специалистов по разным ведомствам (МПР - Росприроднадзор), сконцентрировав
их в одном управленческом звене, позволит наделить эту структуру необходимыми
контрольно-инспекционными функциями (а таковыми располагают и Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости, и Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии, и некоторые другие), ведь
контроль - неотъемлемый элемент управления ООПТ.
    Она позволит осуществлять единое управление не только заповедниками и
национальными парками, но и 68 федеральными заказниками, позволит уделить
должное внимание сохранению на федеральных ООПТ не только природного,
но и историко-культурного наследия, создаст возможности для более
эффективной защиты наших заповедников и национальных парков от участившихся
посягательств на их земельные ресурсы и территориальную целостность. Но
главное - это позволит с оптимизмом смотреть на будущее нашего национального
достояния - системы федеральных особо охраняемых природных территорий
России. И убедительной альтернативы этому предложению не просматривается.
    Теперь - о конкретном предложении. Дело в том, что как ни странно, наши
письма все же дошли до адресата. Более того, на официальной сайте
Администрации Президента, в обзоре писем и обращений граждан за январь
2005 г., эта тема (несовершенство государственного управления  системой
заповедников и национальных парков) в рейтинге (выстроенном авторами сайта)
значится второй (!) после темы о монетизации льгот. Однако наши предложения,
вне всяких сомнений, не по душе многим <эмпээровским> и
<росприроднадзоровским> чиновникам, которые и ведут линию на блокирования
этих предложений, в том числе и используя запланированное на март этого
года рассмотрение проблем ООПТ на Правительстве России.
    В этой связи есть необходимость дальнейшей активизации нашей кампании.
Поэтому, просим Вас в срочном порядке направить в адрес Президента России
телеграммы (произвольной формы) о поддержке инициативы лидеров общественных
природоохранных организаций России  о создании специализированного
Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям,
функционирующего под непосредственным руководством Правительства России.
Было бы здорово, что бы такие телеграммы ушли не только от Вас, но и от
дружественных Вам общественных организаций, научных и историко-культурных
учреждений и вузов.
                     С.И.Забелин, svet@seu.ru, 31 января 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами