Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1678, 9 марта 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                           Право на разумные законы



           ЗАКОНОДАТЕЛИ РАЗМЫШЛЯЮТ, ЧТО ДЕЛАТЬ С ОТХОДАМИ


        Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
        Государственное учреждение Научно-исследовательский центр по
        проблемам управления ресурсосбережением и отходами (ГУ НИЦПУРО)
                                                   Проект
    Федеральный закон "О вторичных материальных ресурсах"
    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения со
вторичными материальными ресурсами (ВМР) в целях:
* снижения уровня загрязнения окружающей среды;
* сырьевого обеспечения базовых отраслей промышленности, потребляющих
  вторичное сырье, а также обеспечения экспорта вторичного сырья;
* повышения эффективности использования материально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов в экономике России в условиях постоянного
усложнения и удорожания добычи природного сырья, истощения разведанных
запасов его невозобновляемых видов;
* расширения сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных
поставок сырья, природные ресурсы которых в России ограничены или
отсутствуют, или размещены на значительном расстоянии от потребителя;
* обеспечения взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья в
части организации сбора и переработки отходов как ВМР;
* выполнения одного из необходимых условий перехода России на путь
"устойчивого развития".
    Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы государственной
политики в области ВМР и основы государственного регулирования в этой
области.
    Настоящий Федеральный закон устанавливает основные понятия в области
ВМР (в том числе критерии определения отходов, как вторичного сырья),
определяет ресурсосберегающие требования при обращении с отходами как со
вторичными материальными ресурсами, вводит систему административной и
экономической ответственности за организацию сбора и переработки ВМР,
регламентирует основы административного и экономического регулирования
обращением со вторичными материальными ресурсами, включая использование
природоохранных механизмов в этих целях.
    Глава 1. Общие положения
    Статья 1. Определение основных понятий в области ВМР
 1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия
в области ВМР:
* вторичные материальные ресурсы (ВМР) - отходы производства и потребления
как источник постоянно пополняемых материально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов, образующихся в материальном производстве,
сфере услуг и в процессе конечного потребления;
* использование ВМР - применение отходов производства и потребления в
хозяйственных целях в качестве материально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов после предварительной подготовки и
обработки или без какой-либо подготовки и обработки;
* вторичное сырье - используемые и/или предназначенные для использования в
течение установленных технологическими регламентами сроков отходы
производства и потребления, а также продукция их первичной переработки,
предназначенная для полного или частичного замещения основных видов сырья,
материалов и энергоресурсов;
* ресурсы вторичного сырья - количественное выражение образующихся и
накопленных ВМР;
* заготовка вторичного сырья - деятельность по селективному сбору, закупке
и предварительной обработке отходов для последующего их использования
(поставке для использования) в качестве вторичного сырья при производстве
продукции в отраслях материального производства;
* принцип ответственности производителей за сбор и переработку своей
продукции после использования - законодательно установленная норма, в
соответствии с которой производители продукции несут ответственность в
части организации сбора и переработки своей продукции после использования
в пределах установленных законодательством нормативов.
 2. Основополагающим критерием для определения конкретного количества отходов
как вторичного сырья является документально оформленное использование этого
количества отходов или намерение (решение) их собственника использовать это
количество отходов в собственном производстве (или отгрузить его другим
потребителям для хозяйственного использования), вне зависимости от того,
образовались ли эти отходы в собственном производстве или право
собственности на них приобретено иным путем (на основании договоров
купли-продажи, мены, дарения и т. д.).
    В качестве документов, подтверждающих фактическое или предполагаемое
использование отходов в хозяйственных целях, могут быть: технологический
регламент, договора поставки-отгрузки или купли-продажи отходов для их
использования в хозяйственных целях.
    Статья 2. Объекты и субъекты правового регулирования
    Объектами правового регулирования в области обращения с ВМР являются
процессы:
* сбора и заготовки вторичных материальных ресурсов;
* хозяйственного использования отходов в качестве ВМР без их переработки;
производства из отходов вторичного сырья для использования в качестве
основного сырья или добавки к нему;
* разработки и внедрения новых видов продукции и технологий;
реконструкции действующих хозяйственных и производственных объектов;
импорта и экспорта продукции;
* сбора и переработки использованной упаковки (в том числе, от импортируемой
продукции).
    Субъектами правового регулирования, попадающими под юрисдикцию данного
закона, являются:
* собственники ВМР (юридические и физические лица);
* производители продукции на стадии превращения их продукции и упаковки их
продукции во вторичные материальные ресурсы после использования;
* органы государственного управления и органы управления муниципальными
образованиями (органы местного самоуправления), принимающие решения по
вопросам сбора и переработки ВМР.
    Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обращения со
вторичными материальными ресурсами
 1. Законодательство Российской Федерации в области обращения со вторичными
материальными ресурсами основывается на Конституции Российской Федерации и
состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а
также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, нормативных правовых актов органов управления
муниципальными образованиями.
 2. Отношения, возникающие в процессе обращения со вторичными материальными
ресурсами как с загрязнителями окружающей среды, регулируются Федеральными
законами "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и
потребления" и иными нормативными актами.
 3. Отношения, возникающие в процессе обращения со вторичными материальными
ресурсами как с источниками санитарно-эпидемиологической опасности,
регулируются Федеральным законом "Об санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и иными нормативными актами.
    Глава 2. Основы государственного управления вторичными материальными
ресурсами
    Статья 4. Основные принципы государственной политики в области ВМР
    В соответствии с настоящим Федеральным законом процессы обращения со
вторичными материальными ресурсами являются объектом государственного
регулирования в целях ресурсосбережения, охраны окружающей среды и
реализации стратегии "устойчивого развития".
    Основными принципами государственной политики в области ВМР являются:
* дифференцированность подходов государственного регулирования процессов
сбора и использования ВМР в зависимости от степени рентабельности
переработки их конкретных видов в сложившихся экономических условиях, вида
их собственника, степени опасности неиспользуемых ВМР для окружающей среды,
степени обеспеченности экономики России ресурсами природного сырья, взамен
которого используются ВМР;
* приоритетность использования мер экономического регулирования в условиях
развития рыночных отношений;
* использование природоохранных механизмов государственного регулирования
в качестве мер побуждения и стимулирования хозяйствующих субъектов к
вовлечению ВМР в хозяйственный оборот;
* введение специальной системы ответственности всех хозяйствующих субъектов
за сбор и хозяйственное использование ВМР - собственников ВМР (включая
физических лиц), производителей продукции (на стадии превращения их
продукции в отходы), органов управления муниципальными образованиями;
* государственное нормирование уровня сбора и хозяйственного использования
основных видов ВМР, создающих типовые проблемы в регионах России;
* гармонизация законодательной базы России в области сбора и использования
отходов как ВМР с законодательством стран ЕС и других стран.
     Статья 5. Специально уполномоченный федеральный орган государственного
управления вторичными материальными ресурсами и его полномочия
     Специально уполномоченным федеральным органом государственного
управления вторичными материальными ресурсами является федеральный орган
исполнительной власти, на который в установленном законодательством
Российской Федерации порядке возложены функции государственного управления
в этой области.
    К полномочиям специально уполномоченного федерального органа
государственного управления вторичными материальными ресурсами относятся:
* осуществление мониторинга в области образования и использования вторичных
материальных ресурсов;
* координация деятельности предприятий и их саморегулируемых объединений,
осуществляющих сбор и заготовку основных видов ВМР, их подготовку к
использованию в качестве вторичного сырья;
* координация деятельности предприятий базовых отраслей промышленности,
потребляющих вторичное сырье, в части использования вторичных материальных
ресурсов;
* координация деятельности органов управления вторичными материальными
ресурсами субъектов Российской Федерации;
* поддержка информационного обеспечения рынка ВМР, включая ведение баз
данных по технологиям и оборудованию по переработке ВМР, по предприятиям,
осуществляющим сбор и переработку ВМР, по нормативно-правовому обеспечению
обращения со вторичными материальными ресурсами;
* подготовка мер государственного регулирования в области сбора и
переработки ВМР, развития внутреннего и внешнего рынков ВМР.
    Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области ВМР
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области ВМР относятся:
* обеспечение проведения государственной политики в области ВМР;
* разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, регламентирующих сбор и использование ВМР, развитие
рынка вторичного сырья на подведомственных территориях с учетом их
особенностей;
* разработка и утверждение специальных требований и нормативов (не ниже
установленных на федеральном уровне), регламентирующих сбор и использование
отходов в качестве ВМР, а также ограничивающих размещение отходов на
полигонах и свалках твердых коммунальных отходов (ТКО);
* использование механизмов установления лимитов размещения отходов и
установления повышающих и понижающих коэффициентов к платежам за размещение
отходов в целях экономического стимулирования использования отходов;
* разработка, утверждение и реализация специальных региональных целевых
программ в области сбора и использования ВМР;
* учреждение (способствование учреждению) специальных региональных центров
по организации сбора и переработки ВМР.
    Статья 7. Полномочия органов управления муниципальными образованиями
в области ВМР
    К полномочиям органов управления муниципальных образований в области
ВМР относятся:
* обеспечение проведения государственной политики в области ВМР,
регламентируемой федеральными органами государственного управления и
органами управления субъектов Российской Федерации;
* организация сбора и использования ВМР;
* установление специальных требований и нормативов (не ниже установленных
субъектом Российской Федерации), регламентирующих сбор и использование ВМР,
а также ограничивающих размещение отходов на полигонах и свалках ТКО;
* разработка, утверждение и реализация специальных целевых программ в
области сбора и использования ВМР;
* учреждение (способствование учреждению) специальных местных центров по
организации сбора и переработки ВМР.
    Статья 8. Государственная статистическая отчетность в области ВМР
    В целях осуществления государственного мониторинга в области сбора и
использования ВМР, обеспечения государственного контроля за соблюдением
ответственности производителей за сбор и переработку продукции и упаковки
после использования, развития рынка вторичного сырья, на территории
Российской Федерации устанавливается специальная федеральная государственная
статистическая отчетность. Форма федерального государственного
статистического наблюдения в этой области, порядок ее ведения определяются
в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
    Глава 3. Ресурсосберегающие требования при обращении со вторичными
материальными ресурсами
    Статья 9. Ресурсосберегающие требования на стадии образования ВМР
 1. Хозяйствующие субъекты сферы материального производства и услуг, в
результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления,
обязаны принимать меры по организации сбора и переработки своих отходов или
их сбыту другим хозяйствующим субъектам для использования в качестве
вторичного сырья, в соответствии с нормативами, устанавливаемыми
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований.
 2. При организации сбора отходов в источниках их образования для
использования в качестве ВМР должны приниматься меры по предотвращению
их загрязнения, а также смешивания различных видов отходов.
    Статья 10. Ресурсосберегающие требования при размещении отходов
 1. При организации временного хранения отходов, предназначенных для
использования в качестве ВМР, должны приниматься меры
организационно-технического характера по предотвращению негативного
воздействия условий складирования и хранения на сырьевые свойства отходов
(исключение смешивания различных видов отходов, воздействия на них
загрязнений, химических веществ, осадков, солнечного излучения, ветра,
температуры окружающей среды и т. д.).
 2. При организации объектов размещения неиспользуемых многотоннажных
техногенных отходов должны приниматься меры организационно-технического
характера по раздельному складированию их различных видов в целях создания
более благоприятных условий для их хозяйственного использования в будущем
в качестве ВМР.
 3. Запрещается уничтожение и захоронение лома черных и цветных металлов
(удовлетворяющих требованиям нормативно-технических документов на вторичное
сырье), изношенных шин, отработанных моторных масел, свинцовых
аккумуляторов, гальванических элементов, люминисцентных ламп.
    Статья 11. Ресурсосберегающие требования в области обращения с ВМР при
проектировании и создании новых производственных предприятий и участков
    При проектировании и создании новых производственных предприятий и
участков должны быть предусмотрены меры по сбору и организации переработки
(или поставки) отходов производства в качестве вторичного сырья в пределах
установленных законодательством норм.
    Статья 12. Ресурсосберегающие требования при проектировании новой
продукции с учетом возможности ее переработки после использования как
вторичного материального ресурса
    Разработка новых видов продукции, на которые распространяются требования
ответственности производителей за их сбор и переработку после использования
(ст. 17 настоящего Федерального закона), должна предусматривать возможность
разборки и переработки такой продукции во вторичное сырье после
использования. В составе конструкторской документации на такую продукцию
должна быть инструкция по ее разборке, содержащая иллюстрированный каталог
деталей. Детали, изготовленные из черных и цветных металлов, пластических
масс, текстиля и резины должны иметь специальную маркировку. Система
маркировки таких материалов регламентируется специальными нормативными
документами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Глава 4. Система ответственности за сбор и хозяйственное
использование ВМР
    Статья 13. Субъекты правоответственности за сбор и хозяйственное
использование ВМР
    В качестве субъектов правоответственности за сбор и хозяйственное
использование ВМР настоящий Федеральный закон определяет:
* юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как собственников
отходов производства и потребления, образующихся у них в результате
производственной деятельности;
* физических лиц (граждан) как собственников, образующихся у них отходов
бытового потребления (твердых коммунальных отходов);
* органы управления муниципальными образованиями как субъектов хозяйственной
деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение твердых
коммунальных отходов;
* производителей продукции конечного потребления (включая ее импортеров):
а) как субъектов хозяйственной деятельности, использующих упаковочные
материалы для упаковки своей продукции;
б) как субъектов хозяйственной деятельности, продукция которых после
использования переходит в категорию ВМР.
    Статья 14.Ответственность юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей
 1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить
сбор и хозяйственное использование собственных отходов производства и
производственного потребления (или их сбыт для использования в качестве
вторичного сырья), а также селективный сбор вторичного сырья, содержащегося
в собственных твердых коммунальных отходах, в пределах установленных
законодательством нормативов.
    Определение номенклатуры ВМР, на которые распространяются определенные
выше требования, а также установление нормативов ответственности по уровню
их сбора и использования относится к компетенции органов власти субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
 2. Отходы, размещаемые на полигонах и свалках отходов из-за нарушения требований п.1
данной статьи, подлежат зачислению в категорию сверхлимитных отходов.
    Статья 15. Ответственность физических лиц (граждан)
 1.Физические лица (граждане) обязаны раздельно собирать свои отходы,
могущие быть использованными в качестве вторичного сырья, и сдавать их в
специальные приемные пункты вторичного сырья или удалять надлежащим образом
в специально оборудованные места и (или) в специальные контейнеры для
селективного сбора ВМР, размещаемые по месту жительства, в дачных поселках,
на улицах, в зонах отдыха, в других местах.
2.Номенклатура ВМР, подлежащих обязательному сбору, и порядок их селективного
сбора определяются органами управления муниципальными образованиями.
    Статья 16. Ответственность органов
управления муниципальными образованиями
 1. Органы управления муниципальными образованиями обязаны принимать меры по
организации селективного сбора и использования вторичного сырья из твердых
коммунальных отходов и других отходов потребления, образующихся у населения
и на предприятиях сферы материального производства и услуг.
 2. Нормативы ответственности органов управления муниципальными образованиями
по уровню сбора и использования основных видов ВМР устанавливаются местными
органами власти исходя из задач обеспечения экологической и
санитарно-эпидемиологической безопасности, с учетом государственной политики
ресурсосбережения и стратегии устойчивого развития.
    Статья 17. Ответственность производителей продукции
 1. Производители и импортеры наиболее распространенных видов конечной
продукции обязаны обеспечить или оплатить сбор и переработку своей продукции
после использования в пределах установленных законодательством нормативов.
 2. Ответственность за организацию сбора и переработки продукции после
использования распространяется на производителей и импортеров следующих
видов продукции:
* нефтепродуктов (моторных, индустриальных и трансформаторных масел,
охлаждающих жидкостей);
* автотранспортной техники (легковых и грузовых автомобилей, их прицепов,
автобусов, мотоциклов);
* продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности бытового и
производственного назначения (холодильников и морозильников, электрических
плит, стиральных машин, пылесосов, швейных машин, мелких бытовых приборов
домашнего обихода, осветительных приборов, гальванических источников
электроэнергии, телевизионной и компьютерной техники, звуко- и
видеозаписывающей аппаратуры, средств телефонной и радиотелефонной связи,
игрушек и спортивного инвентаря с электрическим и электронными
компонентами, измерительных приборов и т.д.).
 3. Субъекты хозяйственной деятельности, использующие упаковочные материалы
для упаковки своей продукции, и поставщики импортируемой в Россию продукции
в упаковке (или с ее использованием) обязаны обеспечить или оплатить сбор и
переработку использованных упаковочных материалов в пределах установленных
законодательством норм;
 4. Нормативы сбора и переработки вышедшей из употребления продукции и
упаковки, сроки и механизмы их введения, а также меры ответственности за
невыполнение этих нормативов, устанавливаются Правительством Российской
Федерации отдельно по каждой из позиций, определенных п.п. 2 и 3 данной
статьи, и вводятся специальными Постановлениями Правительства Российской
Федерации или техническими регламентами.
 5. Механизмы и формы ответственности производителей продукции за сбор и
переработку своей продукции после использования и использованной в
собственном производстве упаковки должны устанавливаться самими
производителями продукции или их полномочными представителями.
 6. В качестве возможных форм ответственности производителей продукции за
сбор и переработку своей продукции после использования и использованной в
собственном производстве упаковки могут быть:
* использование собственной организационно-производственной инфраструктуры;
* передача функций своей ответственности другим организациям на договорной
основе;
* оплата услуг специализированных организаций в области сбора и переработки
ВМР в субъектах Российской Федерации и/или муниципальных образованиях на
договорной основе.
 7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых
распространяются требования п.п.1-6 настоящей статьи, обязаны подтвердить
выполнение своих обязательств по сбору и переработке своей продукции после
использования и использованной в собственном производстве упаковки в
пределах установленных законодательством нормативов. Форма подтверждения
определяется государственной статистической отчетностью (согласно ст.8
настоящего Федерального закона).
 8. В целях обеспечения выполнения установленных законодательством
нормативов по уровню сбора и переработки продукции и упаковки после
использования, производители продукции или их полномочные представители
имеют право вводить механизм залоговой стоимости на отдельные виды продукции
и упаковки, в том числе на ртутьсодержащие лампы, гальванические
источники питания, свинцовые аккумуляторы, алюминиевые банки, ПЭТФ-емкости,
стеклянную тару.
     Глава 5. Государственное регулирование сбора и использования ВМР
     Статья 18. Налоговое и тарифное регулирование
 1. В целях экономического стимулирования предпринимательской деятельности
в области сбора и использования ВМР могут быть установлены следующие
налоговые и тарифные льготы:
* льготы по налогу на прибыль предприятий сферы материального производства
и услуг, инвестируемой в создание производств по переработке ВМР или
техническое перевооружение в этой области;
* льготы по налогу на землю производственно-заготовительных предприятий и
пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья (макулатуры,
стеклобоя, полимерных, текстильных и древесных отходов, алюминиевых банок,
ПЭТФ-тары, изношенных шин, отработанных нефтепродуктов и аккумуляторов,
выведенных из эксплуатации автомобилей и других транспортных средств,
бытовой и производственной техники электротехнической и радиоэлектронной
промышленности, мебели);
* снижение нормы амортизации в пределах до двух лет для оборудования по
сбору и переработке твердых коммунальных отходов, отходов полимерной тары
и упаковки, алюминиевых банок, стеклобоя, изношенных автомобильных шин,
ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов;
* льготы по арендной плате за производственные помещения, являющиеся
федеральной или муниципальной собственностью, для предприятий,
осуществляющих сбор и переработку вторичного сырья;
* льготы по тарифам на железнодорожные перевозки многотоннажных видов
отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья.
 2. Нормативы льгот, порядок их обоснования и установления регламентируется
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
    Статья 19. Использование механизма разрешительной системы размещения
отходов в целях побуждения хозяйствующих субъектов к использованию или
сбыту отходов в качестве ВМР
    При выдаче разрешений на размещение отходов территориальные органы
Федеральной службы в области экологического надзора имеют право:
* налагать запрет на захоронение или снижать в переделах до 50% лимиты на
размещение отходов, сбор и переработка которых в качестве ВМР организованы
в рамках специальных или местных программ в этой области;
* снижать в пределах до 50% годовые лимиты на размещение всех видов отходов
(за исключением коммунальных отходов) на полигонах (или свалках) ТКО
одновременно всем хозяйствующим субъектам, если их емкость заполнена более
чем на 80% от проектной мощности;
* устанавливать хозяйствующим субъектам сроки (но не менее 3-х лет), в
течение которых ими должны быть приняты меры по снижению объемов размещения
их отходов производства и потребления на полигонах и свалках ТКО, с
последующим снижением по истечении этого срока лимитов на размещение таких
отходов на 10% в год.
    Статья 20. Повышение и снижение платежей за размещение отходов
производства и потребления в целях побуждения и стимулирования хозяйствующих
субъектов к использованию отходов в качестве ВМР
    В целях побуждения и стимулирования хозяйствующих субъектов к
использованию отходов в качестве ВМР органы административного управления
субъектов Российской Федерации имеет право:
* устанавливать повышенные (до 10 раз) коэффициенты к нормативам платежей
за размещение отходов производства и потребления, сбор и переработка которых
в качестве ВМР организована в рамках специальных региональных и местных
программ в этой области;
* снижать размеры платежей за размещение отходов производства и потребления
(в пределах до 100% от доли платежей, направляемых в бюджеты субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований), хозяйствующим субъектам,
осуществляющим:
 строительство или техническое перевооружение производственных участков
по переработке ВМР;
 переработку трудноперерабатываемых отходов в рамках специальных
региональных и местных программ в этой области.
    Статья 21. Использование механизма государственной экологической
экспертизы
    Государственная экологическая экспертиза должна осуществляться с учетом
ресурсосберегающих требований, регламентируемых статьями 9-12 настоящего
Федерального закона.
    Статья 22. Использование механизма разрешительной системы на добычу
природного сырья для побуждения хозяйствующих субъектов к использованию
вторичных материальных ресурсов
    При выдаче разрешений на добычу природного строительного сырья органы
административного управления субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований имеют право ограничить его добычу, если в регионе имеются
ресурсы взаимозаменяемого вторичного сырья, удовлетворяющего необходимым
техническим требованиям в этой области.
    Статья 23. Стимулирование спроса на продукцию с использованием
вторичного сырья
    В целях стимулирования спроса на продукцию с использованием вторичного
сырья органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований имеет право:
* устанавливать нормативы уровня сбора и использования отходов в качестве
ВМР при выдаче разрешений на создание новых производственных мощностей;
* использовать механизм государственного или муниципального заказа на
закупки продукции, изготовленной из вторичного сырья или с его нормированным
использованием.
    Статья 24. Государственный контроль за рациональным использованием ВМР
 1. Государственный контроль за рациональным использованием ВМР осуществляют
специально уполномоченный федеральный орган государственного управления
вторичными ресурсами, специально уполномоченный государственный орган в
области экологической экспертизы (в рамках своей компетенции); органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 2. Основными формами государственного контроля за рациональным
использованием ВМР являются:
* осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации
в области сбора и использования ВМР.
* ведение государственного статистического наблюдения за образованием и
использованием основных видов ВМР, развитием рынка ВМР;
* осуществление надзора за соблюдением ресурсосберегающих требований,
регламентируемых ст.9-12 настоящего Федерального закона, при осуществлении
государственной экологической экспертизы, государственного экологического
контроля, лицензировании производственной деятельности;
    Глава 6. Взаимодействие со странами ближнего и дальнего зарубежья в
части организации сбора и переработки ВМР.
    Статья 25. Принципы международного сотрудничества в области обращения
со вторичными материальными ресурсами.
    Основными принципами международного сотрудничества в области обращения
со вторичными материальными ресурсами являются:
* соблюдение требований международного законодательства при трансграничном
перемещении ВМР, являющихся опасными отходами;
* соблюдение требований законодательства стран-импортеров российской
продукции, в отношении которой и (или) в отношении ее упаковки, в
странах-импортерах установлены нормативы их сбора и переработки после
использования;
* обеспечение благоприятных нормативных правовых условий для выполнения
странами-экспортерами продукции в Россию своих обязательств по сбору и
переработке продукции и упаковки после их использования, в пределах
установленных в Российской Федерации норм;
* использование зарубежного опыта в области организации сбора и переработки
ВМР.
    Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области обращения со вторичными материальными ресурсами.
    Статья 26. Ответственность за несоблюдение установленных
законодательством норм в области сбора и переработки ВМР
    Несоблюдение установленных законодательством норм в области сбора и
переработки ВМР является основанием для привлечения ответственных
юридических, физических и должностных лиц к административной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статья 27. Ответственность за нарушение ресурсосберегающих требований
при обращении со вторичными материальными ресурсами
    Нарушение ресурсосберегающих требований при обращении с отходами
является основанием для:
* негативного заключения государственной экологической экспертизы и
государственного экологического контроля;
* отказа в выдаче лицензии на вид производственной деятельности;
* отказа согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов их
размещения;
* снижения лимитов размещения отходов.
          http://www.waste.ru/modules/articles/article.php?id=4

          Источник: trussia@diala.greenpeace.org, 1 марта 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами