Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1703, 3 апреля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу



             САХАЛИН: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАНДИТИЗМ В ЗАЛИВЕ АНИВА


    СЛУШАНИЯ
    Уважаемые рыбаки!
    В этом месяце компания "Сахалин Энерджи" продолжает работы по
дноуглублению акватории в районе причала для отгрузки оборудования в заливе
Анива в районе строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) и
начинает строительство второго причала для отгрузки СПГ. Работы будет вести
компания "Сахалин Энерджи" силами своих порядчиков, продолжаться они будут
до конца апреля. В результате дноуглубительных работ в прибрежной зоне
п.Пригородное в непосредственной близости (в нескольких сотнях метров) от
устья важнейшей нерестовой реки Мерея будет вынут грунт в объеме 2 390 200
куб. метров (по самым последним проектным данным) и сброшен в центральной
части залива на расстоянии 22,5 км от берега на глубине 63 метра. В сутки
будет производится до 10 рейсов для дампинга грунта. Площадь нарушенного дна
в результате строительства причала СПГ составит 529,6 тысяч м2. Рассчитанный
компанией ущерб морским биоресурсам в натуральном выражении составит
192,639 тонн, в денежном - 695 тысяч долларов США. Деньги будут перечислены
Управлению "Сахалинрыбвод" на модернизацию существующих и строительство
новых рыборазводных заводов.
    После проведения дноуглубительных работ весной 2004 года рыбаки
Корсаковского района неоднократно сообщали нам, что вода в заливе в теченние
многих недель оставалась очень мутной (чего не бывает при обычном шторме),
а на зарослях морской капусты даже в районе 3-й Пади наблюдался толстый
слой (более сантиметра) мертвого серого ила, чего ранее никогда не было.
Однако, весной 2004 г. было сброшено не более 150 тыс. кубометров грунта.
Что же ждет залив от сброса 2 МИЛЛИОНОВ м2?  Есть простое решение,
позволяющее
    Администрация Корсаковского района и местные жители крайне озабочены
предстоящим масштабным воздействием на окружающую среду залива Анива. В
связи с этим, 21 марта 2005 года в зале кинотеатра "Союз"  г. Корсакова в
17:30 пройдут общественные слушания на тему "Проведение дноуглубительных
работ при сооружении причала СПГ", организатором которых является мэрия
Корсаковского района.
    Приглашаем всех представителей рыбопромышленных компаний и просто
неравнодушных граждан принять участие в слушаниях и высказать свое мнение
о предстоящем воздействии на залив!
    Получить дополнительную информацию можно по телефонам:
    в Южно-Сахалинске: "Экологическая вахта Сахалина", Д.Лисицын
    в Корсакове: группа "Знание - сила", Е.Ращупкина-Лопухина.
              Источник: Бюллетень "Нефть и Море"
              N 57 от 15 марта 2005 г., watch@dsc.ru

    УЩЕРБ
    Инвестор обогащается, море наступает, а мы теряем нашу землю!
    Ежегодно Россия расплачивается за беспечность государственных чиновников
собственной территорией. Десятками квадратных километров. В роли
безжалостного и беспощадного агрессора по отношению к нашей державе
выступает море.
    В настоящее время, невозможно определить размеры прямого и косвенного
ущерба уже нанесенного экономике Сахалина в результате размыва берегов. За
50 последних лет потеряно более 8 км2 или 800 гектаров побережья только
залива Терпения и Сахалинского побережья Амурского лимана. И ценность земель
побережья южного Сахалина вполне сопоставима с Калининградским побережьем,
где давно уже приняты специальные программы берегоукрепления. Ведь только
один километр автодороги с твердым покрытием <стоит> около 30млн. рублей.
А один километр берегозащиты около 100 млн.рублей (проект  в районе
Пригородного).
    При проектировании и реализации многомиллионных мероприятий на берегах
острова исследовательские работы игнорируются, либо сводятся к формальным
ссылкам на имеющуюся информацию из различных источников. На севере острова
это уже привело к проблемам с причальными сооружениями. На побережье зал
Терпения возникли неувязки с только что выполненной берегозащитой на
нескольких участках федеральной трассы.  На очереди гидротехнические
сооружения завода СПГ,  подводные трубопроводы в Охотском море и Татарском
проливе, возможно мост в районе Чайво и т.д. Если добавить к этому
традиционные проблемы  прибрежного хозяйства, <запущенные> со  времен СССР
картина становится совсем печальной.
    Поражает  оптимистическая тональность ответов на вопрос о высокой
вероятности технологического <поражения> того или иного проекта.
Складывается впечатление, что несчитанных денег очень  много.  А при
ознакомлении с экспертными заключениями по  <береговым> проектам понимаешь,
что все просто плохо. Стихийно складывающаяся в настоящее время социальная
система <берегового> природопользования   является миной замедленного
действия. Проигнорированные и замолчанные проблемы  уже в ближайшее
десятилетие могут принять на Сахалине масштабы катастрофы, с которой будет
не в состоянии справиться и  федеральная система. Времени уже просто нет.
    Вот лишь один, но весьма характерный пример.
    Рабочий проект <Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе
Анива> (причал, строящийся для обслуживания завода СПГ) оказался недоступен
для исследования независимыми экспертами. Тем не менее, анализ заключений
государственной экологической экспертизы и государственной вневедомственной
экспертизы по этому проекту,  выполненных в 2003 году,  позволил нам выявить
очень интересный момент. А именно. Материалы выбора земельного участка
включают согласованные местными властями убытки землепользователей, главным
образом в сельском и лесном хозяйстве. В то же время, обе комиссии отмечают
активную абразию берегового уступа (т.е. разрушение, "съедание" берега
морем). И согласно представленной в заключениях информации, за счет размыва
берегов в течение только 20-ти лет эксплуатации завода СПГ безвозвратно
будет потеряно от 50000 до 60000 м2  территории! Это определено экспертизами,
заказчиком которых выступала сама компания "Сахалин Энерджи", т.е. данные
цифры могут быть даже заниженными.
    Пространственно-временные изменения  активности и интенсивности размыва
берегов требуют достаточно серьезного изучения.  Неизвестно, каким образом
получены представленные значения масштабов <отступления берега>, но
совершенно точно, что фоновыми или пригодными для интерполяции на следующие
20 лет они являться не могут. С уверенностью, имея ввиду тенденции размыва
берегов дальневосточных морей, можно только утверждать что это нижний предел
возможных значений.
    Влияние дноуглубительных мероприятий и гидротехнических сооружений на
морфолитодинамику района не оценивалось. Здесь, однако, нужно отметить, что
дноуглубление в береговой зоне признается во всем мире основной техногенной
причиной усиления размыва берегов.  Т.е., два миллиона кубометров грунта,
вынутые для подхода танкеров "Сахалин Энерджи", обернутся десятками гектаров
полностью потерянных земель Корсаковского района.
    Ситуация складывается интересная, во многих отношениях. Например, когда
придет время возвращать арендованные земли, окажется, что территория на
несколько десятков гектаров меньше, чем была первоначально. Возможно и
порядок цен на прибрежные земли  будет через много лет другой. Разграничить
естественно-эволюционную и техногенно обусловленную составляющие потери
земель будет довольно сложно. Опять же, если арендодатель окажется грамотный,
компании придется платить за безвозвратную потерю земель уже завтра и далее
каждый год.   Остается только надеяться, что мэрия Корсаковского района
проявит достаточно сметки и настойчивости, чтобы добиться выплаты компенсаций за разрушаемые прибрежные
земли района, либо принятия иностранным инвестором мер, предотвращающих
разрушение берегов. Необходимо иметь ввиду, что разрушение берега будет
необратимым - т.е. море уже не отдаст назад то, что оно "съело".
Соответственно должна расчитываться и компенсация.
              Источник: Бюллетень "Нефть и Море"
              N 57 от 15 марта 2005 г., watch@dsc.ru

    ПИКЕТ
    АКЦИЯ ПИКЕТИРОВАНИЯ ПРОТИВ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ДАМПИНГА ГРУНТА
В ЗАЛИВЕ АНИВА!
    5 апреля 2005 г. (вторник) с 10.00 до 20.00  инициативная группа жителей
Корсакова <Знание - сила>, рыбаки Корсаковского райна и РОО "Экологическая
вахта Сахалина" проводят АКЦИЮ ПИКЕТИРОВАНИЯ. Пикет будет выставлен на
участке автомобильной дороги <Корсаков - Новиково> между мостом через
р.Мерея и поворотом на север объездной дороги вокруг строящегося завода
СПГ (на расстоянии 5-40 метров к востоку от моста через реку Мерея).
    Мэрия Корсаковского района зарегистрировала заявку организаторов на
проведение акции пикетирования, поэтому акция будет полностью законна.
    Цели пикета:
    Протест против прямого негативного воздействия, оказываемого нефтяной
компанией <Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд>, оператором проекта
<Сахалин-2> и ее подрядчиками на экосистему и биологические ресурсы залива
Анива через сброс грунта, вынутого при дноуглубительных работах по
сооружению причала для разгрузки оборудования и причала для отгрузки СПГ
в п. Пригородное по проекту <Сахалин-2>.
    Протест против разрушительного воздействия тяжелой техники, занятой на
строительстве завода СПГ, на дороги общего пользования Корсаковского района.
    Проблема заключается в том, что <Сахалин Энерджи> в самое ближайшее
время намерена сбросить в центральную часть залива Анива, на расстоянии
22,5 км от берега, на глубине 63 м около 2 миллионов тонн строительного
грунта. Точка сброса расположена  в районе ключевых местообитаний важнейших
биоресурсов - камбалы, крабов, гребешка, креветки, трубача, кукумарии.
Независимые специалисты  отмечают, что тонкие фракции сброшенного грунта
будут распространяться на акваторию, значительно превышающую предусмотренную
в проекте и расчет ущерба по которой сделала <Сахалин Энерджи>. Вторичное
взмучивание и система циклонических течений в заливе вызовут долгосрочное
загрязнение огромных масс воды взвешенными частицами, что создает угрозу
нерестовым стадам лосося и молоди,  которая уже через месяц начнет
скатываться в воды Анивы из рек и с рыборазводных заводов. Деятельность
<Сахалин Энерджи> по использованию залива Анива в качестве свалки может
похоронить не только морских обитателей на дне, но и все планы по развитию
прибрежного рыболовства!
    Вместо сброса гигантских масс грунта в мелководный, богатый жизнью залив
участники акции предлагают вывозить его за пределы Анивы, к востоку от
Тонино-Анивского полуострова и сбрасывать его на глубинах более 1000 м, где
биоресурсы значительно беднее. Другой альтернативой может быть вывоз грунта
на берег в район п. Новиково и использование его для засыпки старых угольных
карьеров.
    Организаторы и участники акции пикетирования призывают компанию <Сахалин
Энерджи> подумать не только о своих прибылях, но и о будущем рыбной отрасли
Сахалина! Кто будет кормить рыбаков, если залив Анива будет загублен?
    ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НЕРАВНОДУШНЫХ САХАЛИНЦЕВ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПИКЕТЕ И
ЗАЩИТИТЬ СВОЙ ЗАЛИВ ОТ ГИБЕЛИ!!!
    Для  тех, кто хочет и может принять  участие  в пикете, но не имеет
своего транспорта, с центральной площади г.Корсаков в поселок Пригородное
будут отходить автобусы в 9.30, в 13.30 и в 17.30. Основная и важная
часть акции будет проходить до обеда, поэтому желательно принять участие
в пикете в утренние часы!
    На месте пикета можно  будет согреться в автобусе, подкрепиться,
предусмотрены чай, кофе. Кружки, ложки, тарелки желательно привезти с собой,
поскольку количество посуды ограничено. Помощь в организации пикета оказали
ряд рыбопромышленных компаний, ведущих промысел в заливе Анива.
    С организаторами акции можно связаться по следующим телефонам:
    Е.Ращупкина-Лопухина, инициативная группа "Знание - сила",
               г.Корсаков, тел. (235) 21-200, 89147505381
    Д.Лисицын, РОО "Экологическая вахта Сахалина", г. Южно-Сахалинск,
               тел. 747-518, 747-519, 744-623, 270076.
            Источник: watch@dsc.ru, 1.4.2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами