![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1706, 6 апреля 2005 г. ****************##
##################################################################
Право на безопасность
ПУТИН УЗНАЛ О ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
(Зурабов не в счет)
Утверждаю
Президент Российской Федерации
В.Путин
"4" декабря 2003 г.
ОСНОВЫ
государственной политики в области обеспечения химической и
биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу
I. Общие положения
1. Настоящие Основы определяют цель, основные принципы, приоритетные
направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения
химической и биологической безопасности личности, общества и государства
(далее - химическая и биологическая безопасность), а также механизмы и
этапы реализации государственной политики в этой области.
2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской
Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также
международные договоры и соглашения, участницей которых является Российская
Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.
3. Обеспечение химической и биологической безопасности является одним
из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской
Федерации.
4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет
Президент Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие государственную политику
в области обеспечения химической и биологической безопасности
5. Усиливающееся негативное влияние химических и биологических
факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и
экологическую систему, увеличение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на потенциально
опасных химических и биологических объектах различной организационно-
правовой формы и формы собственности (далее - опасные объекты)
представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной
безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.
6. Необходимость повышения уровня химической и биологической
безопасности обусловлена следующими факторами:
нарастающим количеством опасных объектов с близкими к предельным или
полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
наличием накопителей токсичных производственных отходов, территорий
(акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной
деятельности предприятий и организаций промышленности (в том числе при
уничтожении химического оружия), а также естественных резервуаров
патогенных микроорганизмов наряду с отсутствием в большинстве регионов
предприятий по переработке (утилизации) опасных химических и биологических
материалов;
снижением общего уровня профессиональной подготовки технического и
обслуживающего персонала, нарушениями правил и порядка обеспечения
физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и
материалов;
отступлением от технических и технологических норм при производстве
специализированного оборудования, технических систем (средств), а также
от требований и условий, предусмотренных проектно-монтажной документацией,
при строительстве (модернизации) опасных объектов;
активизацией террористических проявлений в отношении опасных объектов;
возрастанием вероятности экологических катастроф, связанным с
широкомасштабным использованием экологически несовершенных технологий в
промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-
коммунальном комплексе;
недостаточно эффективным государственным управлением и регулированием в
области обеспечения безопасности населения, производственной и социальной
инфраструктуры и экологической системы в условиях нарастания угроз
техногенного, природного и террористического характера;
ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования
в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе
в процессе приватизации (смены собственника) опасных объектов;
положениями международных договоров и соглашений, участницей которых
является Российская Федерация, в области обеспечения химической и
биологической безопасности.
III. Цель, основные принципы и приоритетные направления государственной
политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
7. Целью государственной политики в области обеспечения химической и
биологической безопасности является последовательное снижение до минимально
приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических
факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и
экологическую систему.
Основу государственной политики в области обеспечения химической и
биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение
института химической и биологической безопасности, активизация функций
государства, регулирующих последовательное снижение негативного воздействия
различных факторов на обеспечение химической и биологической безопасности.
Решение этих задач достигается путем создания государственной системы
обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации
(как подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций), предусматривающей категорирование,
прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и
биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуации в
результате воздействия химических и биологических факторов.
8. Основными принципами государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности являются:
приоритетное обеспечение охраны жизни и здоровья людей на территории
Российской Федерации;
соблюдение законодательства Российской Федерации, а также принятых
Российской Федерацией обязательств по международным договорам и
соглашениям в области обеспечения химической и биологической безопасности,
соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и
правил, стандартов безопасности;
приоритетное обеспечение защищенности критически важных химических и
биологических объектов производственной и социальной инфраструктуры;
рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности,
общества и государства;
соответствие задач государственной системы обеспечения химической и
биологической безопасности потребностям и экономическим возможностям
страны;
доступность для населения Российской Федерации информации в области
обеспечения химической и биологической безопасности.
9. Приоритетными направлениями государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности являются:
совершенствование государственного регулирования и нормативно-правовой
базы;
развития промышленной политики, фундаментальной и прикладной науки,
технологий и техники;
предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;
антитеррористическая деятельность;
подготовка и повышение квалификации кадров.
IV. Основные задачи государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности
10. Основными задачами в области совершенствования государственного
регулирования являются:
развитие механизмов государственного управления, координации и контроля,
в том числе путем законодательного определения полномочий и ответственности
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов управления опасными объектами и эксплуатирующими эти объекты
организациями, а также развитие механизмов их взаимодействия;
определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов
(бюджетных и внебюджетных), их выделение (привлечение) на реализацию
программ и планов мероприятий в области обеспечения химической и
биологической безопасности;
развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и
социальной защиты различных категорий граждан, пострадавших от воздействия
опасных химических и биологических факторов, а также проживающих в зонах
защитных мероприятий, проводимых на объектах по хранению и уничтожению
химического оружия и на других опасных объектах;
повышение эффективности государственного регулирования антитеррористической
деятельности, предусматривающей обеспечение защищенности опасных объектов,
мест массового скопления людей и иных возможных целей для террористических
проявлений;
развитие государственного управления на федеральном, региональном,
территориальном, отраслевом и местном уровнях (в том числе на уровне
объекта), в области создания и совершенствования системы разработки,
производства, накопления и освежения запасов средств защиты от воздействия
опасных химических и биологических факторов в интересах обеспечения
безопасности населения, производственного и обслуживающего персонала
опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных служб, специальных
антитеррористических подразделений, а также подразделений, привлекаемых к
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение способности Российской Федерации противодействовать разработке,
приобретению, производству и накоплению химического и биологического оружия
другими государствами, в том числе путем поддержания на достаточном уровне
средств защиты от химического и биологического оружия, а также
антитеррористического и военного потенциала сдерживания oприменения этого
оружия;
развитие международного сотрудничества, включая совершенствование
международной кооперации и механизмов реализации международных договоров
и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области
обеспечения химической и биологической безопасности.
11. Основными задачами в области совершенствования нормативно-правовой
базы являются:
разработка проектов федеральных законов и законов субъектов Российской
Федерации, иных нормативных правовых актов в области обеспечения
химической и биологической безопасности, регламентирующих деятельность и
механизмы ответственности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации," органов местного самоуправления, органов управления
опасными объектами, контрольных и надзорных органов, физических и
юридических лиц;
гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области
обеспечения химической и биологической безопасности с нормами
международного права, международными договорами и соглашениями,
участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения
химической и биологической безопасности;
разработка и внедрение технических регламентов для различных видов
промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований
химической и биологической безопасности, а также общих и специальных
регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов,
внедрение системы сертификации работ по охране труда на указанных объектах;
повышение персональной и корпоративной ответственности за нарушение
правил учета, хранения, обращения и транспортировки проб или коллекционных
образцов штаммов, особо опасных инфекций, отравляющих веществ, ядовитых
веществ и химических соединений, иных опасных материалов, применяемых в
сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики, а также
за непринятие мер по их своевременной утилизации (переработке);
обеспечение возможности принудительных обсервации или карантина для
лиц, заболевших в результате нахождения в зоне высокого риска инфекционного
заболевания либо находившихся в этой зоне.
12. Основными задачами в области совершенствования промышленной
политики являются:
проведение комплекса мероприятий по развитию систем, средств и методов
технической диагностики объектов и оборудования, отработавших расчетный
ресурс, но используемых на опасных объектах, при эксплуатации и перевозках
опасных материалов, а также проведение контроля за обеспечением текущего
и капитального ремонта основных фондов опасных объектов;
создание баз данных по надежности функционирования опасных объектов и
технического оборудования, оценке эффективности действующих и внедряемых
мер безопасности на опасных объектах;
совершенствование систем контроля, управления, в том числе автоматической
противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективного
функционирования дежурно-диспетчерской службы предприятий;
разработка и внедрение систем безопасности для всех видов транспортных
средств, используемых при перевозке опасных химических и биологических
грузов, обеспечение непрерывного мониторинга их состояния и местоположения,
оптимизация системы перевозок таких грузов;
проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению риска воздействия
опасных химических и биологических факторов на население, производственную
и социальную инфраструктуру и экологическую систему при проектировании,
строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных объектов;
введение обязательного лицензирования деятельности (кроме подразделений
и частей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации)
на опасных объектах, в том числе по обеспечению физической защиты и охраны
опасных объектов;
создание и развитие (с учетом мобилизационной готовности) научно-
промышленной базы, специализирующейся на выпуске отечественных систем
(средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и
биологической безопасности;
разработка и внедрение импортозамещающих технологий, материалов,
комплектующих и других видов продукции;
внедрение современных методик (в том числе экспресс-методов) и
оборудования для оснащения контрольных и надзорных органов средствами
индикации и контроля за содержанием токсичных материалов, патогенных
микроорганизмов и экопатогенов в окружей среде введение обязательного
лицензирования работ (услуг) по осуществлению дезинфекционной,
дезинсекционной и дератизационной деятельности;
разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации
в области обеспечения химической и биологической безопасности.
13. Основными задачами в области развития фундаментальной и прикладной
науки, технологий и техники по обеспечению химической и биологической
безопасности являются:
разработка методов и средств своевременного выявления угроз, оценки
опасности и выработки предложений в области обеспечения химической и
биологической безопасности и ликвидации последствий;
разработка и внедрение информационных и прогнозно-аналитических
систем, в том числе геоинформационных экспертных систем, развитие
комплексных исследований в сфере математического моделирования для
выявления закономерностей в области обеспечения химической и биологической
безопасности, выработки вероятных сценариев развития ситуаций и поддержки
принятия соответствующих решений;
разработка для опасных объектов экономически приемлемых технологий,
исключающих или в максимальной степени снижающих использование в
технологическом цикле токсичных веществ и патогенных микроорганизмов и
минимизирующих их негативное воздействие на население, производственную и
социальную инфраструктуру и экологическую систему;
разработка и внедрение систем комплексной индивидуальной и
коллективной защиты от опасных химических и биологических факторов,
разработка и производство специальных медицинских средств защиты и лечения;
разработка экологически безопасных технологий утилизации химически и
биологически опасных бытовых и промышленных отходов, реабилитации
территорий (акваторий), подвергшихся воздействию техногенных
(антропогенных) загрязнений, а также совершенствование соответствующих
технологий уничтожения запасов химического оружия, снижения активности
естественных резервуаров патогенных микроорганизмов.
14. Основными задачами в области предупреждения и ликвидации
последствий чpeзвычaйныx ситуаций в результате воздействия химических
биологических факторов являются:
совершенствование систем предупреждения и оповещения населения, а
также оповещения персонала о чрезвычайных ситуациях на опасных объектах;
совершенствование системы обучения населения действиям в условиях
химически и биологически опасных чрезвычайных ситуаций;
разработка единых для федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплексных методик
оценки химической и биологической безопасности опасных объектов, в том
числе оценки химической и биологической обстановки, сложившейся в
результате чрезвычайной ситуации;
совершенствование методов и средств предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (в том числе на ранних стадиях) на опасных
объектах, в очагах и зонах загрязнения (поражения), включая возникшие при
перевозке опасных грузов;
создание систем мониторинга окружающей среды в районах расположения
опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования возможных зон
загрязнения (поражения) при чрезвычайных ситуациях, их сопряжение с едиными
дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения и силами
реагирования на уровне объекта, на местном и территориальном уровнях;
совершенствование систем мониторинга социальной напряженности в районах
размещения опасных объектов;
выполнение мероприятий по уничтожению токсичных материалов и
патогенных микроорганизмов;
модернизация и развитие клинических учреждений, обновление
материально-технической базы аналитических лабораторий в целях обеспечения
разработки и применения современных медицинских технологий профилактики,
диагностики, лечения и реабилитации населения при опасных химических и
биологических воздействиях;
обеспечение безопасности продуктов питания и лекарственных средств,
производимых из гинетически измененных материалов, безопасности
экологической системы от проникновения чужеродных биологических видов
организмов, прогнозирование генетических аспектов биологической
безопасности, создание системы государственного контроля за оборотом
генетически модифицированных материалов;
совершенствование национального календаря профилактических прививок и
прививок по эпидемиологическим показаниям;
создание системы страховых запасов отечественных средств химической и
биологической защиты, а также сырья, материалов и изготовления;
обеспечение учреждений здравоохранения иммунобиологическими и
диагностическими препаратами, антидотами, другими современными
лекарственными средствами;
внесение изменений в документы, регламентирующие порядок накопления и
содержания имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, в части,
касающейся расширения полномочий субъектов Российской федерации,
предприятий и организаций (независимо от организационно-правовой формы и
формы собственности) по самостоятельному обеспечению закупок, хранению и
использованию отечественных средств защиты от опасных химических и
биологических факторов, а также по обеспечению населения портативными
средствами индивидуальной защиты органов дыхания для снижения риска
химических и биологических поражений при техногенных авариях, природных
катастрофах и террористических проявлениях;
проведение комплекса мероприятий по уменьшению количества источников
химической и биологической опасности, а также масштабов потенциальных
очагов заражения;
организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты,
приборами химического и биологического контроля, лекарственными средствами,
медицинскими препаратами, вакцинами, антидотами и индивидуальными
противохимическими пакетами.
15. Основными задачами в области обеспечения антитеррористической
деятельности являются:
совершенствование правовых основ и механизмов формирования
антитеррористических структур, связанных с обеспечением химической и
биологической безопасности;
совершенствование физической защиты и охраны опасных объектов и
материалов в соответствии с национальными нормами и международными
правилами;
разработка нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности и
ответственность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, органов управления опасными объектами, эксплуатирующими
эти объекты организациями различной организационно-правовой формы и формы
собственности по защите населения и объектов производственной и социальной
инфраструктуры от террористических проявлений, в том числе по ограничению
доступа физических лиц и транспортных средств в защитные зоны вокруг
опасных объектов, по установлению размеров этих зон - в соответствии с
потенциальными угрозами - применения носимых дистанционных средств
поражения, по обеспечению в случае необходимости свободного визуального
обзора периметра защитных зон и подступов к ним;
усиление административной и гражданской ответственности должностных
лиц, введение их уголовной ответственности за уклонение от разработки и
принятия необходимых мер по предупреждению террористических и
диверсионных актов с применением опасных химических и биологических
веществ (материалов) в отношении опасных объектов;
создание автоматизированных систем выявления и прогнозирования химически
и биологически опасных чрезвычайных ситуаций, включая угрозы
санитарно-эпидемиологического характера, на опасных объектах и в местах,
где потенциально возможны террористические проявления с применением
токсичных веществ и патогенных микроорганизмов, а также систем
оперативного реагирования на эти проявления;
создание интегрированного автоматизированного банка данных в области
обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе
специализированной базы данных о транснациональных террористических
угрозах химической и биологической направленности, с ограниченным доступом
и соблюдением требований конфиденциальности;
разработка и внедрение отечественных программно-аппаратных средств для
автоматизированных систем управления функционированием опасных объектов,
исключающих несанкционированный доступ к использующимся на этих объектах
информационным ресурсам;
обнаружение угроз и источников террористических проявлений в области
химической и биологической безопасности;
обеспечение (с использованием как стационарной, так и мобильной аппаратуры)
дистанционного мониторинга опасных объектов, в том числе в местах массового
скопления и перемещения людей и транспортных средств, в частности через
таможенные переходы на государственной границе Российской Федерации;
обеспечение контроля за состоянием информационной безопасности критически
важных объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры,
обеспечивающих функционирование, а так же разработчиков и производителей.
16. Основными задачами в области подготовки и повышения квалификации
кадров являются:
совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации
высококвалифицированных (в том числе руководящих) кадров в области
комплексной защиты от опасных химических и биологических факторов, включая
профилактическую токсикологию, на базе действующих образовательных
учреждений по договорам с заинтересованными организациями и предприятиями;
развитие системы начальной подготовки обслуживающего персонала
опасных объектов в области обеспечения антитеррористической и
противодиверсионной защиты этих объектов;
формирование у граждан Российской Федерации общей культуры обеспечения
химической и биологической безопасности, включая повышение информированности
населения об опасных объектах, возможных террористических проявлениях и
способах защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов,
мерах по ликвидации последствий их воздействия;
повышение эффективности использования центральных и местных средств
массовой информации; внедрение в образовательную практику средних и высших
учебных заведений системы дистанционного обучения с помощью сети
"Интернет" по программе "Основы безопасности жизнедеятельности".
V. Основные меры государственной поддержки в области обеспечения
химической и биологической безопасности
17. Комплекс мер государственной поддержки в области обеспечения
химической и биологической безопасности включает:
определение органов государственного управления на федеральном и
региональном уровнях, осуществляющих координацию деятельности
соответственно федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению
химической и биологической безопасности;
разработку и обеспечение реализации федеральных и региональных целевых
программ (подпрограмм) и планов в области обеспечения химической и
биологической безопасности;
планирование выделения необходимых финансовых средств из бюджетов всех
уровней, а также использование средств собственников (балансодержателей)
опасных объектов на реализацию государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности;
обеспечение рационального сочетания государственного регулирования и
рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности
по снижению опасности функционирования опасных объектов, включая целевые
бюджетные субвенции, субсидии, кредиты, налоговые освобождения, льготы и
иные преференции;
включение в себестоимость продукции (работ, услуг) потенциально опасных в
отношении обеспечения химической и биологической безопасности предприятий
(организаций, учреждений) затрат, направленных на повышение химической и
биологической безопасности;
применение механизмов целевого использования амортизационных отчислений
для обеспечения химической и биологической безопасности опасных объектов,
включая механизмы ускоренной амортизации основных фондов этих объектов;
разработку механизмов привлечения негосударственных финансовых,
материальных и иных ресурсов для решения инновационно-инвестиционных
задач в области обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся
усиления ответственности собственников (балансодержателей) опасных объектов
за непринятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению
уровня ущерба от них;
разработку и реализацию комплекса организационно-правовых, экономических
и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов
Российской Федерации либо реформированию (ликвидации) опасных объектов,
функционирование которых создает систематическую угрозу химической и
биологической безопасности;
совершенствование отношений в области земельного законодательства путем
формирования механизмов оценочной стоимости и платности за территории
защитных зон, расположенных вокруг опасных объектов, в увязке с кадастровой
стоимостью этих территорий;
защиту имущественных интересов государства, инвесторов участников
инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и
биологической безопасности путем предоставления и обмена гарантиями
выполнения обязательств по повышению химической и биологической
безопасности;
совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование
и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом нарушения
условий обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование государственной системы медицинского мониторинга
здоровья населения, проживающего в зонах защитных мероприятий объектов
по хранению и уничтожению химического оружия и других опасных объектов.
VI. Основные механизмы и этапы реализации государственной политики
в области обеспечения химической и биологической безопасности
18. На первом этапе (2003-2004 годы) необходимо разработать план
мероприятий по реализации, начиная с 2004 года, настоящих Основ и
осуществить:
создание комиссии по химической и биологической безопасности Российской
Федерации в целях реализации государственной политики и координации работ
в указанной области;
определение органов исполнительной власти на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, ответственных за реализацию государственной
политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
Российской Федерации, в том числе за создание средств защиты населения
и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия
опасных химических и биологических факторов;
разработку в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации" подпрограмм по обеспечению химической
и биологической безопасности;
создание интегрированных научно-производственных структур, объединяющих
разработчиков и производителей средств защиты населения и объектов
производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных
химических и биологических факторов с приданием им в установленном порядке
статуса федеральных центров науки и высоких технологий; концентрация
финансовых, материальных и иных ресурсов для решения возложенных на эти
структуры задач и в целях проведения ими единой научно-технической политики
в закрепленных сферах деятельности;
разработку и утверждение единых критериев и методической базы по
определению и категорированию уровней химической и биологической опасности
объектов, территорий и природных явлений;
проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния,
уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также
определение потребностей в замене и освежении запасов отечественных средств
защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов,
разработка на этой основе перечня опасных химических и биологических
объектов Российской Федерации с выделением критически важных объектов
(в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);
разработку и утверждение федерального плана повышения защищенности
критически важных объектов Российской Федерации на 2004-2008 годы с
включением мероприятий по повышению безопасности критически важных
химических и биологических объектов, состояние которых провоцирует
катастрофические последствия, в том числе особо важные мероприятия по
внедрению безопасных и экономически приемлемых технологий на объектах,
содержащих запасы аммиака и хлора;
обеспечение необходимых объемов финансирования работ по созданию
технологий для снижения негативного воздействия опасных химических и
биологических факторов на население, производственную и социальную
инфраструктуру и экологическую систему, унифицированных технологий по
утилизации опасных производственных и бытовых отходов, переработке
непригодных к применению и запрещенных агрохимикатов, иных токсичных
веществ и патогенных микроорганизмов;
разработку и создание систем (средств) и методов национального контроля
в области химического разоружения в отношении обеспечения химической и
биологической безопасности;
введение лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих
проектирование, строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатацию
опасных объектов;
организацию подготовки по государственному заказу специалистов в области
комплексной защиты населения; производственной и социальной инфраструктуры
и экологической системы от опасных химических и биологических факторов.
19. На втором этапе (2005-2007 годы) необходимо осуществить
законодательное закрепление механизмов обеспечения защищенности населения,
производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы
от воздействия опасных химических и биологических факторов, отработку
взаимодействия и разграничение сфер ответственности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и органов управления опасными
объектами;
создание автоматизированной системы выявления и предотвращения угроз
химической и биологической безопасности (включая угрозы санитарно-
эпидемиологического характера) на опасных объектах и в местах, где
потенциально возможны террористические акты с применением токсичных
веществ и патогенных микроорганизмов;
реализацию пилотного проекта базовой региональной системы обеспечения
химической и биологической безопасности (в рамках создания государственной
системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской
Федерации);
формирование системы государственных внебюджетных фондов (федерального
и региональных) для обеспечения химической и биологической безопасности.
20. На третьем этапе (2008-2010 годы) необходимо осуществить
разработку и внедрение технических регламентов для различных видов
промышленной деятельности выполнение требований химической и биологической
безопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны
и физической защиты опасных объектов, внедрение системы сертификации
работ по охране труда на указанных объектах;
обеспечение выполнения основного объема работ по ликвидации накопителей
токсичных технических отходов, реабилитации территорий (акваторий),
подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной
деятельности, включая и ликвидацию естественных резервуаров патогенных
микроорганизмов;
разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на вывод
(перебазирование) из густонаселенных районов либо реформирование
(ликвидацию) опасных объектов, функционирование которых создает
систематическую угрозу химической и биологической безопасности населению
г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, краевых и областных центров субъектов
Российской Федерации.
21. В период после 2010 года осуществляется завершение реализации
комплекса мероприятии по экономической, научно-технической и технологической
готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического
характера, ликвидации их последствий и противодействию террористическим
проявлениям в области химической и биологической безопасности.
Опубликовано в журнале "Экос", No 3 за 2004 год
Источник: ecosnp@iplink.ru, 6 апреля 2005 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 февраля 2005 г. No 64
О Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической
безопасности Российской Федерации
В целях повышения эффективности государственного регулирования в
области обеспечения биологической и химической безопасности Российской
Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Образовать Правительственную комиссию по вопросам биологической и
химической безопасности Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Правительственной комиссии по
вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 февраля 2005 г. No 64
ПОЛОЖЕНИЕ о Правительственной комиссии по вопросам биологической
и химической безопасности Российской Федерации
1. Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической
безопасности Российской Федерации (далее - Комиссия) является
координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных
органов исполнительной власти, направленные на реализацию государственной
политики в области обеспечения биологической и химической безопасности
Российской Федерации.
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами в области биологической и химической безопасности,
участницей которых является Российская Федерация, и настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) подготовка предложений по вопросам:
создания и совершенствования государственной системы биологической и
химической безопасности Российской Федерации;
формирования и реализации государственной политики в области биологической
и химической безопасности Российской Федерации;
обеспечения защищенности критически важных объектов промышленной
инфраструктуры биологического и химического профиля;
международного сотрудничества в области биологической и химической
безопасности;
б) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
по вопросам эффективного использования средств федерального бюджета и
внебюджетных средств, направляемых на обеспечение биологической и химической
безопасности Российской Федерации;
в) выработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы,
промышленной политики и развитию фундаментальной и прикладной науки,
технологий и техники в области биологической и химической безопасности
Российской Федерации;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате
воздействия опасных биологических агентов и химических веществ, а также с
целью последовательного снижения уровня их негативного влияния на население,
биосферу и объекты техносферы Российской Федерации.
4. Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие
основные функции:
а) определяет приоритетные направления работ в области обеспечения
биологической и химической безопасности Российской Федерации;
б) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по
вопросам:
формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в
области биологической и химической безопасности;
создания и совершенствования государственной системы биологической и
химической безопасности Российской Федерации;
совершенствования правового регулирования отношений в области биологической
и химической безопасности Российской Федерации;
гармонизации нормативной правовой базы в области биологической и химической
безопасности Российской Федерации с нормами международного права и
международными договорами, участницей которых является Российская Федерация;
в) рассматривает ход разработки и реализации федеральных целевых программ,
других программ и проектов в области биологической и химической безопасности
Российской Федерации;
г) рассматривает вопросы и вырабатывает предложения, касающиеся
международного сотрудничества в области биологической и химической
безопасности;
д) обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в
области биологической и химической безопасности Российской Федерации по
вопросам:
готовности к оперативному реагированию на внезапный рост биологической или
химической опасности для людей, животных и растений;
поддержания на достаточном уровне запасов средств защиты людей, животных и
растений от воздействия опасных биологических агентов и химических веществ;
разработки и производства современных средств и методов защиты населения
страны, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов,
животных и растений от опасных биологических агентов и химических веществ,
а также средств и методов их обнаружения;
защищенности критически важных объектов биологического и химического
профиля, на которых осуществляется производство, хранение или утилизация
опасных биологических агентов и химических веществ;
создания системы мониторинга окружающей среды и состояния здоровья населения
в районах расположения критически важных объектов биологического и
химического профиля;
совершенствования системы предупреждения и оповещения населения о возможных
чрезвычайных ситуациях на объектах биологического и химического профиля;
профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей, животных и растений,
вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами;
совершенствования системы специализированных лечебных, санитарно-
эпидемиологических и ветеринарных организаций, осуществляющих свою
деятельность в области биологической и химической безопасности Российской
Федерации;
профессиональной подготовки и переподготовки кадров, работающих на
критически важных объектах биологического и химического профиля.
5. Комиссия в целях осуществления своих функций имеет право:
а) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов
исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
б) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной
власти необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию
Комиссии;
в) привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей
федеральных органов исполнительной власти, а также руководителей и
специалистов научных, производственных и общественных организаций;
г) образовывать рабочие группы (секции) для подготовки (решения) вопросов
по отдельным направлениям в области биологической и химической безопасности
Российской Федерации.
6. Председателем Комиссии является Министр здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. Председатель Комиссии имеет заместителей.
Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Заседания Комиссии проводятся по планам, утверждаемым председателем
Комиссии, но не реже одного раза в квартал. Заседания Комиссии проводятся
председателем Комиссии или его заместителем.
8. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не
менее половины ее членов.
Решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми,
если за них проголосовали более половины членов Комиссии, присутствующих на
заседании.
9. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право изложить
свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
Члены Комиссии имеют равное право голоса при обсуждении рассматриваемых на
заседании Комиссии вопросов и принятии по ним решений.
10. Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами,
которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем,
председательствовавшим на заседании Комиссии.
Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются
обязательными для всех представленных в ней федеральных органов
исполнительной власти.
11. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии
осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Москва,
14 февраля 2005 г.,
N 0255
Источник: Правительство РФ - информационный сайт (Москва)
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |