Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1717, 17 апреля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                            Право на среду обитания



      ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ


    Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки
зрения защиты права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку
зависимость от среды своего обитания особенно велика у коренных малочисленных
народов, ведущих традиционный образ жизни. При этом традиционное
природопользование, осуществляемое в исторически сложившихся формах и
объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в относительном
равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных позиций
эти обстоятельства обосновывают целесообразность особого правового статуса
территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов. Специфика природоохранного управления на таких
территориях должна состоять в поддержании существующего традиционного
природопользования при ограничении техногенных способов освоения природных
ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию
ландшафта.
    Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены
права этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с
традиционным укладом их жизни.
    ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ПРОЕКТЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА
    Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе
в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности
осуществлять все виды лесопользования для нужд традиционного
природопользования. Для осуществления лесопользования указанным лицам в
местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется ни
план лесного участка, ни лесная декларация, если иное не предусмотрено
законодательством.
    В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения
нормативов заготовки древесины для обеспечения нужд традиционного
природопользования, что может стать причиной злоупотреблений, фактически
подрывающих основы традиционного образа жизни.
    Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель,
предоставление лесных участков в аренду, собственность или доверительное
управление могут поставить под угрозу экономическую основу выживания
коренных малочисленных народов в лесных регионах. Не меньшую опасность для
традиционного природопользования, осуществляемого этими народами, может
представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение тех или
иных форм интенсивного освоения природных ресурсов.
    В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие
позиции:
 * в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока упомянутый выше
упрощённый порядок лесопользования применяется только в отношении
лесопользования, направленного на удовлетворение собственных нужд этих
народов, а в иных случаях лесопользование и изъятие лесных ресурсов
производится на общих основаниях;
 * методика определения нормативов заготовки древесины для обеспечения
поддержания традиционного образа жизни в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока устанавливается уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области
использования, охраны и воспроизводства лесов;
 * в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока перевод земель
лесного фонда в иные категории земель, передача лесного участка в аренду,
собственность или доверительное управление, а также возведение на землях
лесного фонда зданий, дорог и иных сооружений, рассчитанных на срок
эксплуатации более одного года, возможны только при согласии местной общины,
полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины.
    Пункт 5 статьи 62 проекта ЛК, предусматривает увеличение арендной платы
за декларируемый период лесопользования в полтора раза при изъятии
арендатором менее тридцати процентов допустимого объёма изъятия лесного
ресурса. Этим фактически вводится нерыночный механизм принуждения к
интенсивному использованию лесных ресурсов вне зависимости от условий
лесопользования. Между тем, оптимальные объёмы использования каждого из
ресурсов зависят от многих факторов. Например, в ряде северных районов спрос
на древесную продукцию может быть невысок, и приоритетом может быть
охотничий промысел. Кроме того, оптимальный размер изъятия того или иного
ресурса может меняться с течением времени. В связи с изложенным предлагается
исключить пункт 5 из статьи 62 проекта ЛК.
    ПРОЕКТ ВОДНОГО КОДЕКСА НЕ УЧИТЫВАЕТ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ
    В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на
осуществление традиционного природопользования и обеспечение традиционного
образа жизни не упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть
переработан с учётом этого права.
    В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении
водных объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения
о предоставлении в пользование водного объекта в местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока возможно только при согласии местной
общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов
общины.
    В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых
советов, следует установить, что в местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока в состав бассейновых советов входят представители местных
общин этих народов.
    Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного
природопользования, мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных
объектов" дополнительную статью "Охрана водных объектов в местах
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":
    "В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в
эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов, внедрение новых
технологических процессов, ведение строительных, дноуглубительных, взрывных
и иных работ на водных объектах, использование водных объектов для нужд
гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава возможно
только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором
приняло участие более половины членов общины".
       Ответственный за выпуск Н.Соболев, Центр охраны дикой природы

       ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
       Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы
       Выпуск 120, lawbull@biodiversity.ru, 16 апреля 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами