Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1727, 27 апреля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


    НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА


    А.ВОЛОШКЕВИЧ НАГРАЖДЕН ПАНДА-ПРЕМИЕЙ'2005
    А.Волошкевич награжден призом и почетной грамотой Всемирного Фонда
дикой природы:"За живую планету Панда - Премия 2005
              ЗА ЗАЩИТУ БИОСФЕРЫ ДЕЛЬТЫ ДУНАЯ
    ВВФ/Дунай-Карпатская программа в течение 10 лет совместно с директором
Дунайского биосферного заповедника Национальной академии наук Украины
Александром Волошкевичем и его коллективом ведут борьбу за сохранение и
восстановление дельты Дуная, последней живой, незарегулированной дельты
Европы".
    Мы поздравляем Александра Николаевича и коллектив Дунайского биосферного
заповедника с этим событием!
    Эта награда - высокая оценка сохранения природы Дельты, а также -
признание мужества и принципиальности в борьбе против ее растаскивания
транспортниками.
    Желаем коллективу ДБЗ и его директору всего наилучшего, творческих
успехов, а, главное, - чтобы в этом году неприятности, уже несколько лет
преследующие заповедник, наконец, прекратились!
    Предлагаем и вам, уважаемые коллеги, поздравить Александра Николаевича
и коллектив ДБЗ.
    При незакрытом уголовном деле ваши поздравления для них особенно важны...
    Для поздравлений: 
    Кстати, при награждении иностранцы были поражены, узнав, что уголовное
дело на сотрудников ДБЗ до сих пор не закрыто...

    ПОМОГИТЕ ДБЗ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЗАГОТОВКУ ТРОСТНИКА -
НАПИШИТЕ ЭКОМИНИСТРУ!
    Как до сих пор не закрыто уголовное дело, так же точно до сих пор ДБЗ не
выданы разрешения на заготовку тростника. Об этом - в письме А.Волошкевича:
        21.04. 2005 г.
        Министру охраны окружающей природной среды Украины Игнатенко П.М.
    Уважаемый Павел Николаевич!
    Сейчас вокруг Дунайского биосферного заповедника (далее ДБЗ) искусственно создана еще
одна острая конфликтная ситуация, в значительной мере связанная с хорошо
известной Вам проблемой сооружения судоходного пути Дунай - Черное море.
Речь идет о том, что, ссылаясь на отсутствие Проекта организации территории
ДБЗ, Государственное управление экологии и природных ресурсов Минприроды в
Одесской области отказалось выдать разрешения на заготовку тростника и
экологические сертификаты для его экспорта за границу, несмотря на то, что
соответствующие лимиты на природопользование Минприроды Украины выданы.
    В свое время мы детально информировали Минприроды Украины о ситуации,
сложившейся относительно разработки этого стратегически важного документа.
Она была поручена Минприроды Украины, а непосредственно за нее отвечал
заместитель начальника Государственной службы заповедного дела Комарчук С.С.
Разработка документа по управлению нашей территорией велась в полной тайне и
изоляции, как от заповедника, так и от Национальной академии наук Украины.
    Несмотря на наши предложения и требования, с нами не было согласовано
даже техническое задание, тем не менее, оно было согласовано с директором
ГП "Дельта-лоцман" Бездольным В.В., и Минтранс профинансировал разработку
Проекта, заказав, как должен существовать наш заповедник. Разрабатывали
Проект сотрудники Украинского научно-исследовательского института
экологических проблем (г.Харьков), и нам не известно ни одного случая
пребывания авторов Проекта на территории заповедника по поводу его
разработки. Попытка написать Проект таким образом осуществляется на
Украине впервые. Как следствие, Проект имеет, в первую очередь, описательный
характер и не может быть инструментом управления из-за отсутствия
необходимых разделов.
    Авторы Проекта полностью учли пожелания ГП "Дельта-лоцман" относительно
блокирования альтернативных вариантов строительства судоходного пути Дунай -
Черное море путем нового зонирования заповедника. Было предложено отнести
к зоне регулируемого заповедного режима Жебриянскую гряду - искусственную
экосистему с посаженными крымскими соснами, прилегающую непосредственно к
г. Вилково (что должно привести еще и к установлению пропускного режима). В
зону регулируемого заповедного режима было предложено отнести и канал Дунай -
Сасык - второй, очень перспективный альтернативный вариант строительства
судоходного пути, учитывая необходимость восстановления соединение Сасыка с
морем. Территория канала вообще не входит в состав Дунайского биосферного
заповедника, что красноречиво свидетельствует об уровне разработки
Проекта его авторами.
    Не удивительно, что Проект получил отрицательные рецензии как со стороны
ДБЗ, так и институтов НАН Украины. Насколько нам известно, из 300 тыс.
гривен, выделенных на разработку Проекта, средства в г. Харьков не
поступили, а Проект требует коренной доработки.
    В письме с 05. 04. 2005 года, подписанном главным Государственным
инспектором Украины по охране окружающей природной среды Г. Пугой,
указывается, что отказ от предоставления разрешений на использование
природных ресурсов будет оказывать содействие ускорению согласования и
утверждению Проекта организации территории. Мы воспринимаем это как попытку
выкручивания рук для выхода из ситуации, которая сложилась по вине
определенных чиновников Минприроды. Несмотря на наши многочисленные
письма в адрес Одесского областного управления по этому поводу, его
руководство продолжает направлять к нам руководителей организаций, которые
ведут заготовку тростника, клеветнически указывая, что во всем виноват
заповедник.
    Хочу также сообщить, что еще 31. 10. 2004 года лицо, отрекомендовавшееся
помощником первого заместителя Министра Минприроды Украины Вячеслава Крука
предупредило меня, что большее никто не получит разрешения на заготовку
тростника.
    Мы первые на Украине с огромными трудностями наладили такой новый вид
деятельности, как заготовка тростника на экспорт для строительства крыш.
Лишь в г. Вилково это дало более чем 1000 рабочих мест, что превышает
количество работающих на всех предприятиях города вместе взятых. Сейчас наш
украинский тростник лишь за 6 лет смог завоевать 10 % европейского рынка.
Вместе с тростником изымается огромное  количество накопленных в нем
токсичных и биогенных веществ, что очищает экосистему плавней. Наши
украинские организации не должны из-за ошибок и откровенного саботажа
отдельных чиновников терять позиции, завоеванные с такими трудностями.
    В связи с вышеупомянутым, убедительно прошу Вас, Павел Николаевич, дать
указание начальнику Государственного управления экологии и природных
ресурсов в Одесской области Минприроды Украины Чабаненко П.М. разблокировать
эту ситуацию и выдать соответствующие разрешения организациям, ведущим
заготовку тростника.
        С уважением,
        директор Дунайского биосферного заповедника А. Н. Волошкевич
    Мы просим поддержать заповедник, отправив электронные письма с просьбами к
экоминистру, П. М. Игнатенко
    Для образца приводим наше письмо:
    Министру охраны окружающей природной среды Украины Игнатенко П.М.
    Уважаемый Павел Николаевич!
    Убедительно просим Вас для смягчения социально-экономической ситуации
в Килийском районе Одесской области,
  прекратить незаконное административное давление со стороны подразделений
Минприроды Украины на Дунайский биосферный заповедник и
  дать указание начальнику Государственного управления экологии и природных
ресурсов в Одесской области Чабаненко П. М. выдать соответствующие разрешения
организациям, которые ведут заготовку тростника в заповеднике.
    С уважением, ...

    ПОДДЕРЖИТЕ ДБЗ - НАПИШИТЕ ЕКОМИНИСТРУ! Пусть заповедник отпразднует
награждение ВВФ еще и разрешением болезненной проблемы!
    Электронная почта Минприроды: secr@menr.gov.ua
    Гостевую книгу министерства можно найти по адресу:
http://www.menr.gov.ua/
Копии ваших обращений просим присылать ЭкГ "Печенеги"

    ДНОУГЛУБИТЕЛЬ УШЕЛ НА РЕМОНТ, КАНАЛ ЗАИЛИЛСЯ
    Как мы сообщали в "Байбаке" No 104 от 13. 04. 05, 13 апреля
"Дельта-Лоцман" возобновила дноуглубление на баре Быстрого.
    Работы должен был вести украинский дноуглубитель "Прорвин". Вскоре после
начала работ он ушел на ремонт в Измаил, где находится и в настоящее время.
           исх. No ДРФ - 22 от 18 апреля 2005 г.
    Всем морским агенствам
    НАВИГАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
    В связи с форс мажорными обстоятельствами, вызванными весенним паводком,
а так же необходимостью проведения гидротехнической и навигационной
обстановки в соответствии с техническими параметрами после осенне-зимнего
периода, временно до 01 мая 2005 г. ограничивается проходная осадка судов
по ГСХ Дунай - Черное море на участке от г. Килия до Черного моря.
   На этот период временно объявляется проходная осадка:
     - для всех категорий судов до 3,0 м в пресной воде;
     - по согласованию с лоцманской службой за 2-е суток для судов с осадкой
до 3,8 м в пресной воде.
    Приведенная информация размещена в сообщения для мореплавателей.
           Начальник ДРФ ГП "Дельта-лоцман", В. Ф. Прокопенко
    Непонятно, с каких это пор весенний паводок и, соответственно, высокий
уровень воды стал форс-мажорным обстоятельством.
    Примечательны и темпы заиления. В Соединительном канале порта
Усть-Дунайск на 23 марта 2005 г. глубины составляли около 3 м, а на 18 апреля
(т.е. менее чем через месяц) - 1,8 м. Такая динамика еще раз ярко
демонстрирует, чьей победой заканчивается борьба с самой мутной рекой Европы.

    ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД ОТКАЗАЛСЯ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛО ОТНОСИТЕЛЬНО
НЕЗАКОННОСТИ ЭКОЭКСПЕРТИЗЫ КАНАЛА
    19 апреля 2005 г. в Высшем хозяйственном суде Украины состоялось
рассмотрение кассационной жалобы БФ "Экоправо-Львов". Фонд обжаловал решения
хозяйственных судов, которыми не были удовлетворены исковые требования по
обжалованию вывода государственной экологической экспертизы рабочего проекта
строительства канала Дунай - Черное море (I этап) N 191 от 19. 04. 04 г.
    Высший хозяйственный суд принял очень неожиданное для сторон решение -
он прекратил рассмотрение данного дела в связи с тем, что данная категория
дел, по его мнению, подсудна не хозяйственным, а общим судам.
    Фонд планирует обжаловать это решение в Верховном суде Украины.

    КОМАРЧУК ПОДАЛ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ
    На прошедшей неделе заместитель начальника Госслужбы заповедного дела,
которого общественность обвиняла в коррупции и невыполнении служебных
обязательств, в частности, лоббировании канала через гирло Быстрое, подал
заявление об увольнении.
    Так закончился один из аспектов кампании по сохранению ДБЗ, длившийся с
конца 2003 года: десятки писем (три из которых - коллективные), три пикета,
выступления на пресс-конференциях, публикации в СМИ и т. п.
    Комарчука не смогли уволить три экоминистра: С.Курыкин, В.Шевчук и
С.Поляков; уволил четвертый, П.Игнатенко, сдержавший тем самым обещание,
данное им общественности после пикета Минприроды 31 марта 2005 г.
    БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖАЛ КАМПАНИЮ!
    Другой видный лоббист канализации Быстрого от Минприроды, заместитель
министра А.Гриценко до сих пор занимает свой пост...
    КОНТАКТЫ:
    Дунайский биосферный заповедник: А.Волошкевич; reserve@odtel.net
    Благотворительный фонд "Экоправо-Львов": О.Мелень;
                           molya@darkwing.uoregon.edu
    Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): С.Шапаренко;
                                     pecheneg@ic.kharkov.ua

                Президенту Украины, г.В.А.Ющенко
                Премьер-министру Украины, г. Ю.В.Тимошенко
                Средствам массовой информации Украины
    Открытое обращение
    Канал через гирло Быстрое:
    УКРАИНА ПРОДОЛЖИТ НАРУШАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ?
    При проектировании и сооружении канала Дунай - Черное море через гирло
Быстрое Дунайского биосферного заповедника был нарушен ряд международных
соглашений, - из-за чего данный проект был негативно оценен мировым
сообществом. Для смягчения международной реакции власти Украины предложили
Еврокомиссии непосредственно ознакомиться с ситуацией на Быстром.
    Визит официальной делегации Еврокомиссии по данному вопросу состоялся в
октябре 2004 года. В ходе переговоров украинские власти пообещали ей, в том
числе, провести международную конференцию для всесторонней оценки данного
проекта. А также - не начинать вторую фазу сооружения канала до начала
полноценного экологического мониторинга и обеспечения участия общественности
в этом процессе.
    Оба этих обещания так или иначе связаны с соблюдением Украиной положений
Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия
решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
(Орхусской конвенции). Иными словами, власти Украины пообещали Еврокомиссии
не только всесторонне и объективно информировать украинскую и мировую
общественность относительно сооружения канала Дунай - Черное море, но и
учесть ее мнение относительно будущего этого проекта.
    Вопреки этим обещаниям, подготовка международной научной конференции и
экологический мониторинг на Быстром ведутся без участия общественности.
    Весной этого года на сайте Министерства транспорта и связи Украины
появилась Программа Международной научно-практической конференции
"Сохранение и устойчивое развитие дельты Дуная"
(http://www.mintrans.gov.ua/international/danube/index.html#conf).
    Организатором конференции фактически является Минтранс Украины - в то
время как решением проблем, которым она посвящена, занимаются Министерство
охраны окружающей природной среды и Национальная академия наук. Не странно
ли, что подготовка данной конференции была поручена не профильным ведомствам,
а министерству, не имеющему к сохранению и устойчивому развитию регионов
никакого отношения, зато на протяжении нескольких лет лоббировавшему
канализацию Быстрого?
    Выступлений общественности данная программа не предусматривает - каким,
интересно, образом, украинские власти собираются учесть ее мнение
относительно данного проекта?
    Программой ограничено количество выступлений представителей НАН Украины,
зато предоставлены большие возможности лицам, тем или иным образом
участвовавшим в лоббировании канала на Быстром. Среди них:
 1) фактический идеолог данного проекта, участник государственной
экологической экспертизы, "обосновавшей" допустимость сооружения канала на
Быстром, профессор Одесского государственного университета, Ю. Шуйский;
 2) директор заказчика и фактического главного исполнителя данного проекта,
госпредприятия "Дельта-Лоцман", В. Бездольный;
 3) один из главных лоббистов канала из бывшего руководства Минприроды,
бывший заместитель начальника Госслужбы заповедного дела, С. Комарчук (два
доклада);
 4) директор генпроектировщика данного проекта, института "Речтранспроект",
В.Керусенко;
 5) руководитель государственных экологических экспертиз, "обосновавших"
допустимость сооружения канала на Быстром, профессор Харьковского
национального университета, В. Некос;
 6) руководитель "Проекта организации территории и охраны природных
комплексов Дунайского биосферного заповедника", закрепившего раззаповедание
Быстрого и т. п., заместитель директора Украинского НИИ экологических проблем
(УкрНИИЭП), А. Васенко;
 7) руководитель разработки Оценки воздействия на окружающую среду ТЭО
канала через Быстрое, заведующая лабораторией УкрНИИЭП, Л. Анищенко;
 8) руководитель мониторинговой группы, занизившей размер ущерба, нанесенного
каналом природным комплексам Быстрого, директор ИЦ "Ноосфера", Н.Берлинский
(фигурирующий в программе как представитель Одесского филиала Института
биологии южных морей);
 9) иностранцы, регулярно привлекаемые Минтрансом для обоснования
"экологичности" канала на Быстром - О. Пустельниковас (Литва) и С.Муселяк
(Польша) и др.
    Необъективность и ангажированность многих из приведенных лиц заметна уже
из названий докладов.
     На Быстром до 2004 года не ходили никакие суда, кроме рыбацких и
военных, т. е. здесь никогда не было транспортного судоходства. Минтранс же,
чтобы как-то оправдать свою деятельность, с начала 2004 года утверждал, что
на Быстром не сооружается судовой ход, а восстанавливается якобы
существовавший в 50-е годы ХХ в. Эта дезинформация была широко распространена
и в средствах массовой информации, и в официальных документах.
     Подобные формулировки фигурируют и в докладах выступающих "от
Минтранса":
 В.Бездольный - доклад "Реализация проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное
море" в рамках Национальной программы развития Придунавья";
 В.Керусенко - "Экономические аспекты реализации второго этапа проекта
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море";
 В.Некос - "Экологические аспекты реализации второго этапа проекта
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море";
 Л.Анищенко - "Оценка влияния второго этапа проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ
"Дунай - Черное море" на окружающую среду";
 а также - В. Хомицкий (Институт Гидромеханики) - "Физическое моделирование
реализации второго этапа проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море"
(выделения по тексту наши).
    Фактически, этими докладами в очередной раз будет утверждаться, что,
поскольку Украина обновляет судовой ход, существовавший ранее, а не сооружает
новый, и экологические нарушения на нем не так страшны, и нормативы должны
быть не настолько жесткие, и экологические конвенции при этом не нарушаются...
    Разработанный УкрНИИЭП "Проект организации территории и охраны природных
комплексов Дунайского биосферного заповедника" за непрофессионализм,
ангажированность и искажение реальных фактов был подвергнут острой критике.
Поэтому является удивительным то, что с докладом "Разработка проекта
организации территории Дунайского биосферного заповедника в условиях
восстановления судоходства", в соответствии с программой, должен выступать
некий "представитель НАН Украины" - организации, не имеющей никакого
отношения к разработке этого проекта.
    При этом разработчик провального документа, А. Васенко, выступает с
докладом "Мониторинг Дунайского биосферного заповедника и дельты Дуная".
Чиновники Минприроды, несколько лет лоббировавшие интересы Минтранса Г.Кирпы,
собираются переложить ответственность за свои действия на Академию наук?
    Компетентность и уровень "международных экспертов" О.Пустельниковаса и
С.Муселяка (именно так преподносит этих господ Минтранс) также можно оценить
по названиям их докладов: "Работа международных экологических организаций в
экосистеме прибалтийских стран" (О. Пустельниковас) и "Опыт международного
сотрудничества для сохранения и развития дельт основных рек Европы"
(С.Муселяк).
     Мы не будем приводить в этом заявлении научные определения "экосистемы",
однако, стоит отметить, что примерами экосистем являются озеро, лес, пустыня,
суша, океан, биосфера, - но никак не "прибалтийские страны", о чем господин
Пустельниковас как эксперт должен знать.
     В названии доклада господина Муселяка вызывают недоумение "опыт...
сотрудничества для... развития дельт". Дельта - природный объект, как человек может
развивать то, что не он создавал? Странными является и понятие "основные реки
Европы". Как и кто определяет, какие реки - основные, а какие - второстепенные?
    Стиль докладов этих "экспертов" навевает стиль советских передовиц
времен сталинского "покорения природы". Странно сталкиваться с подобным
подходом в ХХI веке.
    Украинской общественности фамилии гг. Пустельниковаса и Муселяка стали
известны из "Резолюции рабочего семинара международных экспертов
"Восстановление транзитного судоходства в украинской части дельты Дуная в
условиях существования биосферного заповедника на основе международного
опыта", который прошел в Одессе 16 - 20 октября 2003 г. Судя по подписям в
резолюции, в семинаре приняло участие 10 человек.
    При этом "Планом мероприятий реализации положений, изложенных в Указе
Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны
Украины от 06.06.2003 г. "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от
10.08.1998 г. No 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и
перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море" и поручении
Кабинета Министров Украины от 19. 06. 2003 г. No 35057", утвержденном
Приказом Минтранса Украины от 10. 07. 2003 No 514, предусматривалось:
    "Организовать проведение научно-практической конференции на тему
"Особенности возможного влияния судоходства через гирло Быстрое на
экосистему Килийской дельты Дуная" на базе Одесского национального
университета им. Мечникова с привлечением отечественных и заграничных
экспертов; ответственный - В.Бездольный; стоимость работ - 100 тыс. грн.".
    Хотя названия запланированного и проведенного мероприятия не совпадают,
поскольку никаких других семинаров по данной проблеме в 2003 году Минтранс
не проводил, речь, вероятно, идет об одном и том же мероприятии. 100.000 грн.
на четырехдневный семинар из 10 человек: по 2.500 грн. на человека в день, -
за резолюцию, содержательная часть которой занимает половину страницы общих
фраз в поддержку канала через Быстрое - более чем достойная компенсация
расходов!
    27-28 апреля 2005 г. в Одессе пройдет международный семинар "Анализ
результатов мониторинга от реализации первой стадии канала Дунай - Черное
море". Кроме некоторых выступающих на нем, подробной информации об этом
мероприятии у нас нет. Общественность о нем никто не информировал.
    А выступающие, по большому счету, все те же: А. Васенко, С. Комарчук,
Н.Берлинский, В. Бездольный, В. Некос, Ю. Шуйский...
    Мы особо отмечаем, что из-за отсутствия информации у нас нет возможности
детальнее оценить данные мероприятия.
    Учитывая изложенное выше, МЫ ЗАЯВЛЯЕМ,
 - что подготовка конференций, призванных оценить влияние канала Дунай -
Черное море через гирло Быстрое, и перспективы восстановления судоходства
в украинской части дельты Дуная,
 - фактически ангажированы Министерством транспорта и связи Украины (или
его структурным подразделением - госпредприятием "Дельта-Лоцман");
 - ход их подготовки направлен на необъективное освещение проблемы в пользу
реализации судового пути по гирлу Быстрое;
 - общественность по-прежнему не имеет возможности принимать участие в
принятии решения по данному вопросу.
    И ТРЕБУЕМ:
  1. Передать организацию данных научных конференций структуре, компетентно
занимающейся проблемами устойчивого развития Придунавья - Национальной
академии наук Украины; или нейтральному в данном вопросе Министерству
экономики и по вопросам евроинтеграции.
  2. Для объективного освещения сложившейся ситуации, предоставить на данных
научных конференциях возможность выступлений специалистам, занимающимся
натурными исследованиями в Придунавье, - по предложениям НАН Украины.
  3. Обеспечить, в соответствии с требованиями Орхусской конвенции и
обещаниями, данными Украиной официальной делегации Еврокомиссии 6-8 октября
2004 г., участие общественности в данных конференциях, а также - учесть ее
мнение при принятии решения по данному вопросу.
  4. Проверить целевое использование средств при проведении рабочего семинара
международных экспертов "Восстановление транзитного судоходства в украинской
части дельты Дуная в условиях существования биосферного заповедника на
основе международного опыта", (Одесса, 16 - 20 октября 2003 г.).
    18 февраля 2005 г. Комитет Орхусской конвенции пришел к заключению, что
Украина не выполнила свои обязательства по ней. Надеемся, что в 2005 году
наша страна перестанет нарушать международные конвенции.
      С уважением, Председатель Совета ЭкГ "Печенеги",     С.Шапаренко

    НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ ВПЕРВЫЕ ОПРЕДЕЛЕННО ВЫСКАЗАЛАСЬ О КАНАЛЕ НА
БЫСТРОМ
    После визита Президента Украины В. Ющенко в Румынию 21 апреля новая
украинская власть, фактически, впервые определила свое отношение к проблеме
сооружения канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое Дунайского
биосферного заповедника. Информацию об этом с сайта ProEUROPA
(http://www.proeuropa.info/news/?id=3064) мы приводим в конце данного
сообщения.
    Нельзя не отметить положительные изменения в отношении к данной
проблеме: в отличие от Администрации Л. Кучмы, которая пыталась игнорировать
международные соглашения Украины, В. Ющенко стремится к диалогу с соседями.
    Но было бы неверно представлять данную проблему исключительно как
украино-румынский конфликт. Сооружение канала на гирле Быстрое негативно
оценила далеко не одна Румыния. Против него в той или иной форме неоднократно
выступали официальные лица ЕС и США, Канцлер Германии Г. Шредер,
Международная комиссия по защите реки Дунай, Комитет по соблюдению Орхусской
конвенции, Секретариат Рамсарской конвенции, эксперты ЮНЕСКО, Международное
бюро Водно-болотных угодий, Всемирный фонд дикой природы, Международное
общество охраны птиц и др. С мая 2004 года, с начала сооружения канала,
против него выступило более 55 тысяч организаций и отдельных граждан из
90 стран мира.
    Можно, конечно, в этих протестах, как это делалось во времена Кучмы,
искать следы международного заговора против Украины и продолжить начатую
Кирпой "охоту на ведьм". Но честнее было бы признать, что причиной такой
негативной оценки действий Украины явилось разрушение данным проектом
биосферного резервата - Дунайского биосферного заповедника - и, как
следствие, нарушение Украиной Боннской конвенции, Соглашения об охране
афро-евразийских мигрирующих водно-болотных видов птиц, Дунайской конвенции,
Конвенции Эспо, Рамсарской и Орхусской конвенций. И урегулировать этот
конфликт только в украино-румынской плоскости не удастся - Украине, чтобы
выйти из международного политического тупика (куда ее загнало прежнее
руководство Минтранса), следует готовиться к многосторонним переговорам и
соблюдению нарушенных международных соглашений.
    Поэтому пугает позиция министра транспорта Е. Червоненко, в частности,
намерения "отстаивать свои интересы в вопросе достройки канала".
    НИКТО не выступал и не выступает против возобновления судоходства в
украинской части дельты Дуная - поэтому и отстаивать интересы Украины в этом
вопросе - лишнее: никто на них не покушался. Протесты связаны исключительно
с прохождением канала через гирло Быстрое - наиболее губительного в
экологическом отношении и необоснованного экономически варианта.
    По до конца непонятным причинам Минтранс Кирпы преподносил данный
вариант как единственно возможный. При этом саботировались его экономически
выгодные и экологические приемлемые альтернативы: например, через
Стенцовско-Жебриянские плавни или существующий канал Дунай - Сасык. По
мнению ряда экспертов, именно лоббирование Минтрансом канала через гирло
Быстрое оттянуло (и оттягивает!) возобновление судоходства в Украинском
Придунавье, ввергло Украины в продолжительный международный скандал, а,
возможно, и повлекло необоснованные траты бюджетных средств. Интересно
было бы точно выяснить целевое использование средств при дноуглублении
Быстрого, которое проводилось в преддверии президентских выборов - ведь
известно, что легче всего "зарывать" деньги именно на дноуглубительных
работах.
    И насчет экономичности канала на Быстром: сообщая о количестве судов,
прошедших по нему, транспортники не упоминают, что до открытия Быстрого
корабли через украинскую часть дельты проходили по Соединительному каналу
порта Усть-Дунайск, причем их поток был приблизительно равен потоку кораблей
на Быстром. После открытия Быстрого Кирпа запретил пускать суда через
Соединительный канал...
    Кого мы стараемся обмануть? Уж румын-то фиктивная экономичность канала
на Быстром точно не интересует!
    Говоря об эффективности канала на Быстром, следует также помнить, что
осенью оно было углублено до отметки в 5 м, а сейчас его глубины составляют
около 3-х! Может ли быть экономичным канал, который, фактически, два раза
в год следует перерывать заново?
    В своем интервью Е. Червоненко подчеркнул, "что место строительства
канала является исторически украинской территорией", - патриотические
лозунги обычно используют при нехватке содержательных аргументов. При
лоббировании канализации Быстрого их широко использовали Администрация
Л.Кучмы и Г. Кирпа.
    Мы надеемся, что новая власть не станет идти "след в след" за своими
предшественниками.
              С.Шапаренко, Экологическая группа "Печенеги".

    ЮЩЕНКО ХОЧЕТ "РАЗРУЛИТЬ" ПРОБЛЕМУ ДУНАЙСКОГО КАНАЛА
    Бухарест. Эксперты на протяжении нескольких недель должны предложить
механизм решения проблемы канала Дунай - Черное море.
    Как передает УНИАН, об этом сообщил Президент Украины Виктор Ющенко во
время общей пресс-конференции после завершения двусторонней встречи в
формате с глазу на глаз, а также двусторонних украинско-румынских
переговоров в расширенном круге, прошедших под председательством президентов.
    "Я не думаю, что роль президентов показывать сегодня те или другие
механизмы. Сегодня профессионалы должны сесть за стол переговоров, выработать
механизмы урегулирования и предложить на протяжении нескольких недель
румынской и украинской стороне механизмы решения этих проблем", - в
частности сказал В. Ющенко, отвечая на вопрос, с каких позиций Украина
сегодня подходит к решению проблемы, возникшей в двусторонних отношениях
после того, как Украина начала строительство канала в гирле Дуная.
    В то же время президент подчеркнул, что очень хотел бы, чтобы сегодня
румынская и украинская власти решили эту проблему. "Есть дунайская комиссия,
есть международные принципы. Мы готовы идти вплоть до общей администрации.
Речь идет о широком диапазоне", - сказал В. Ющенко. По его словам, сегодня
президенты двух стран исходят из того, что сейчас на уровне министров
транспорта, заместителей министров иностранных дел, других компетентных
сторон необходимо как можно скорее сделать соответствующий комитет, который
бы дал ответы на все вопросы, присутствующие в этой проблеме.
    "Я хочу, чтобы этот вопрос был решен, чтобы мы его не брали в завтрашний
день", - сказал В. Ющенко.
    Как сообщал УНИАН, сегодня в самолете по дороге из Киева в Бухарест
министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко сказал, что украинская
сторона намеревается отстаивать свои интересы в вопросе достройки канала
"Дунай - Черное море".
    "Наша позиция относительно канала - это прямые интересы Украины", -
заявил Е.Червоненко, подчеркнув, что место строительства канала является
исторически украинской территорией.
    Подчеркнув, что представители румынской стороны являются, бесспорно,
"сильными и нелегкими дипломатами", Е. Червоненко заявил: "но не отстоять
свои интересы в дунайской дельте - преступление".
    Министр транспорта сообщил, что только за период с сентября минувшего
года по конец марта в этом году при плане в 311 кораблей, по каналу прошло
400 кораблей в частности 172 под украинским флагом и 228 под иностранными
(65 российских, 26 турецких, 24 грузинских и т.д.). По словам министра,
основным перевозчиком сегодня является Украинское дунайское пароходство,
работающее с прибылью и за указанный период перевезшее 0,5 млн. тонн грузов.
При этом Е. Червоненко прибавил, что такие дунайские порты как Измаил, Рени,
Усть-Дунайск потенциально способны перерабатывать около 20 млн. тонн грузов
за год.
    При успешной работе канала, по словам Е. Червоненко, украинские
судоходные компании смогут доставлять грузы на Кавказ, Близкий и Средний
Восток, северную Африку, а также по Дунаю выходить на Рейн - главную
внутреннюю судоходную магистраль в Европе.
                     21 Апреля 2005 года 18:00

    Подготовлено: ЭкГ "Печенеги", Украинская коалиция "За дикую природу"
    Прислал: pecheneg@ic.kharkov.ua, 24,26 апреля 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность