Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1175, 11 октября 2003 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ: ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ

    ЗАПЕВ ИЗ ЕРЕВАНА
    Добрый день - друзья и коллеги!
    Группа НПО в Армении попросила меня обратиться к сообществу СоЭСа
и попросить информацию.
    Дело касается развития действий Коалиции НПО по сохранению зеленого
массива города Еревана. Об этой проблеме, кажется, я уже писал. Везде -
во дворах, садах, парках, на газонах, как грибы после дождя, появляются -
гаражи, торговые точки, кафе, рестораны и прочее... Уже 2 года Коалиция
борется - ищет пути и возможности предотвращения этой вакханалии...
    Недавно поменялся мэр Еревана. Ведем активную работу по лоббированию
в направлении данной важной проблемы. В частности, готовим предложения по
созданию "Общественного экологического совета г.Еревана". Должен отметить,
что с 96-ого года, по решению прежнего президента, Ереван не имеет своего
Городского совета... Видимо, Совет города - законодательный орган города,
здорово мешал созданию такого хаоса в сфере сохранения зеленого массива
города (я был депутатом Городского совета Еревана 1992-1996г.)...
    У кого из вас в городе действует Экологический общественный совет,
который признан городскими властями и с которым официально сотрудничают
соответствующие структуры?
    Как этот Совет образовался?
    Как этот Совет работает, какие механизмы у него?
    Этот Совет действует при Мэрии города, или у него иной легитимный
статус?
    Эти и другие информации очень помогли бы нам правильно
соориентироваться и не повторить нерезультативные механизмы и действия.
    С уважением и надеждой на скорую встречу,
          Г.Саркисян, grant_tapan@infocom.am, 9 октября 2003 г.

    ЗАЛП ИЗ РОССИИ
    Дорогой Грант!
    А как ты думаешь, отчего мы все обычно вне закона? И на ножах с
властью? Именно потому, что хотели и даже создавали такие вот Советы
под разными названиями.
    Но их эффективность обуславливается только двумя позициями. Либо
этот мэр есть умный человек или наш зеленый кадр, который знает и
слушает экспертов и видит передовой опыт.
    Либо этого мэра вынуждают через систему власти при демократии (чего
у нас нет), либо силовым давлением к исполнению законов. Мы прошли все
это и потеряли много хороших людей.
    Именно потому мы, это СоЭС и Забелин в том числе, столько лет стоим
за контроль среды обитания и за реальное самоуправление. И именно
потому столько лет нас травят и творится беспредел по отношению к
зеленому движению. Мы гораздо страшнее для власти, чем коммунисты, так
как не можем с ними полюбовно договориться об уничтожении природы и ресурсов
    Вот например, последний придурок из МПР решил собрать 3 Экологический
съезд в Москве как раз перед выборами в Государственную Думу РФ. На места
в регионы был дан приказ в три дня провести и отчитаться по конференциям
о выдвижении нужных людей. Естественно, что зеленых общественников туда
даже не приглашали. Только свои НПО типа "ГОНГО". Я интересовался у нашего
местного главаря, как это проходило в Ростове. Он сказал, что собрали
срочно в конце сентября полсотни человек подневольных работников и зачитали
им список из сорока делегатов на сьезд. Все. Дело сделано. Им нельзя пускать
на съезд любого зеленого, так как те спросят с депутатов, как они голосовали
за ввоз РАО, а с новых кандидатов спросят, чего они делали в КПСС лучше
всего и почему им выпала такая собачья радость крутить хвостом перед камерой.
    И не будет у нас с ними гражданское общество, так как Гражданский
Форум оставил после себя только пару переговорных площадок, где только
имитировали диалог ведомств с обществом, и даже они уже сдохли.
    Поэтому эти выборы будут уникальные тем, что никто не будет
голосовать вообще и ни за одну партию конкретно. Задача у 44 партий
внесенных в список только одна, вытащить людей на выборы, чтобы
легитимизировать сам процесс выборов. И все те, кто призывает участвовать
и за кого то голосовать, есть верные слуги или недоумки для режима.
    Все зависит от персоналий власти. Например, у нас в городе мэр из
военных, генерал, повесил себе блямбочку, что он академик от экологии.
Вырубил весь центр города, чтобы террористы случаем в кронах деревьев не
засели. Всех боится, всегда с охраной, с НПО встречался только один раз
сдуру при избрании, обещал каждый месяц, да так и прячется. На письма не
отвечает или гонит чушь. До него был жулик штатский, тоже все имитировал
с экофондом.
    Пока мы, общество, население и НПО, не будем всю эту сволочь выбирать
и отзывать, никакие примочки из Советов при ворах администраторах не
помогут ни нам, ни природе.
    Ищи человека во власти. Все остальное приложится. Не проблема.
    До встречи,
                В.Лагутов, zedon@novoch.ru, 9 октября 2003 г.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ С УКРАИНЫ
    Мне даже неудобно.
    Ну, опять Лагутов на все 100 прав!
    ЭТА Власть использует десятки способов и вариантов, чтоб обойти,
отвернуться, отмазаться от действительно полезных, развивающих предложений
"из народа".
    В свое время в Киеве и по Украине НПО было создано немало общественных
советов, обычно, при каком-то природоохранном управлении или министерстве.
Сначала власть на них реагировала с настороженностью, даже опаской, даже
немножко слушала.
    Но старательно искала пути обхода. И ГОНГО или просто конформистски
настроенные нормальные (на первый взгляд) НПО быстро перехватили инициативы.
Теперь они дерутся за мелкий кусочек "пирога", который сначала выбили у
власти более принципиальные НПО.
    "Пирог" - это и деньги, и внимание власти, и мнимое уважение среди
окружающих.
    И результат, который казалось вот-вот будет достигнут, увели в сторону,
заболтали, как небыло так и нет (а воз и ныне там).
    Даже становится хуже. Например. Теперь в Украине власть смело забирает
территории ПЗФ любого ранга и превращает их в свои вотчины.
    От превращения ЗООлогических заказников в охотничьи хозяйства (!!!
чувствуете хитрость?) до непрекращающихся попыток запустить Ташлыкскую ГАЭС
и утопить в воде невероятно красивые и экологически-этнографически ценнейшие
ландшафтиы на Южном БУГЕ (территория региональнгого ландшпфтного парка,
который вскоре должен стать национальным).
    Или не менее страшное - вырыть канал на Дунае (а точнее немедленно
закопать-припрятать кучу денег [через Минтранс] на выборы президента) и
уничтожить заповедник, но остаться при власти.
    Они по другому думать не способны. Они, кто сознательно, кто
подсознательно мыслят - "а после меня хоть трава не расти!". Но травы
уже мало остается. А желающих во власть и поживиться за счет других -
не сосчитать.
    Если находится разумный реально действующий человек, то оны быстро
находят под него ходы. И свой человек, а точнее "подковровая" политика
(с надеждой, что этот человек или группа что-то сделает) - ненадежен, а
политика малорезультативна. Поскольку результаты опять перехватят и
воспользуются недальновидные, конформистские НПО или власть его
(результат) перехватит, присвоит, а в конце сделает, то что ей выгодно.
    Нужны более радикальные подходы и действия. (Но не думайте, что я
агитирую за прекращение любого сотрудничества или противостояния с
властью. В охране природы.)
    Сейчас нужно строить в сознании и на бумаге (и в обратном направлении
на бумаге, а потом в сознании) то общество и соответствующие механизмы,
которое сделает человека человеком, а в результате не только сохранит
природу, но и даст толчок нормальному развитию (может быть даже "стойкому" -
ха-ха!). Нужно чтоб побольше людей поняли что мы хотим. Пока люди кроме
собственной миски (с пайком) не могут ничего другого видеть, до тех пор мы
все время будем иметь тоже.
    Мне также кажется, что именно это должен понять(но вопрос-как ему
помочь в этом) высокого уровня лидер, которого выберут и который начнет
реализовывать, то что мы хотим. Иначе другие лидеры (мэры, губернаторы и
президенты) уничтожат и недопустят любых полезных изменений.
    Проблема в сознании и только через сознание, через изменение образа
мышления мы ее решим. Нужно настраивать сознание. И до тех пор пока власть
этого и в принципе не допускает, то мы на каждом шагу имеем вот такие
проблемы. И не только с природой. Со всем обществом.
    Конкретный совет Гранту.
    Ищите активистов. Создавайте комитеты защиты зеленых насаждений...
Собырайте подписи за сохранение отдельных деревьев, парков... Заставляйте
тех, которые мыслят за принципом "моя хата скраю", думать по другому,
по-Вашему. Фото-документируйте, то что еще не изменили.
    Составляйте протоколы (с подписями и даже печатями) убийства отдельных
деревьев, газонов, парков. Возможно при обращении в суд такие документы
станут доказательством.
    А еще нужны экспертные оценки вреда принесенного действиями против
природы. Пишите письма обращения-требования ко всем властям одновременно
(с рассылкой копий). Когда они все - от мелкого до верховного, оказываются
НА ВИДУ (здесь - один перед другим), тогда стараются поступать
по-человечески. Для самообеления.
    В конце-концов делайте ракламу в СМИ защите своих зеленых насаждений.
Ищите побольше союзников.
    Здесь главное, чтоб арсенал наших действий был как можно шире и всегда
был неожиданным для этих разбойников, часто менялся. Тогда они побаиваются,
что получат непонятно откуда по зубам и не успевают обойти всех и все
захватить.
    Общественный совет, несомненно, на первых порах будет хорошим
механизмом. Но сразу готовьте и запасные пути.
    Я думаю, что участники дискуссии знают, имеют опыт конкретных
примеров-результатов таких действий. Хотелось бы собрать библиотечку
таких примеров.
    Извините за многословие.
    С уважением,
           Р.XIMKO, ximko@i.com.ua, 10 октября 2003 г.

    СОВЕТЫ С УКРАИНЫ
    Дорогой Грант!
    Обычно я на подобные хэлпы отвечаю в индивидуальные адреса, но т.к.
тема оказалась весьма дискуссионной - то мой ответ на весь список.
И В.Лагутов, и Р.Химко - совершенно правы. Присоединяюсь. Но еще добавлю
от себя кой какие советы из собственного опыта.
    Очень часто бывает, когда городская экологическая власть (ГОРуправление
экологии) и республиканская на местах (ГОСуправление экологии) между
собой не в лучших отношениях. Причины много - личная конкуренция за
приоритеты (аналог - ФБР и криминальная полиция в США), противостояние
местных органов самоуправления и центральной исполнительной власти
(горсовет и Кабмин с губернатором), служение разным законам (о местном
самоуправлении и об охране природы) и хозяевам - денежным мешкам или
собственные мафиозные интересы.
    В этом смысле даже хорошо, что в Ереване нет горсовета - я так понимаю,
что ГОРуправление экологии (если такое в вашем исполкоме есть) подчиняется
тому же органу, что и ОБЛастное - скорее всего, министерству окр.среды.
Т.е. хоть между ними вражды не должно быть.
    Если у вас нет варианта счастья по Лагутову (т.е. своего человека во
власти), то объединение экоНПО в коалицию для "кумулятивного" эффекта во
взаимоотношениях с органами природоохраны может добавить шансы на влияние.
    В таком разе вам самый легкий путь - решить вопрос создания общественного
совета экоНПО через министерство - с соответствующим приказом. Тогда будут
хоть какие-то официальные полномочия у вашего Совета. По крайней мере,
можете пригрозить какому-нибудь мелкому нарушителю, что "стукните" на него
своему патрону, а самому "патрону" - давать всякие разные советы и иметь
"официальное" право на получение от него информации из первых рук, а не
из газет. Я не случайно слово "официальное" написал в скобках: Орхусский
процесс еще не дошел у нас с вами до того порога, когда кавычки можно
снят.
    Возможны несколько вариантов Общественных экосоветов:
 - совершенно самостоятельный и независимый (сразу скажу - толку от него
   будет мало: власти на него будут смотреть просто как на ассоциацию или
   коалицию НПО - как на чужих и подозрительных).
 - созданный сверху "ручной" общественный совет при (это - наиболее частый
   вариант в Украине - вам, конечно, не нужны советы по его созданию).
 - гибрид: общественный совет экоНПО при, созданный по взаиможеланию обеих
   сторон (стартовые варианты могут быть разные, в т.ч. и оба предыдущих).
    Вот этот гибрид изначально рассматривается властью как КОНСТРУКТИВНЫЙ
(т.е., если они идут на создание такого совета - значит, надеются на
какую-то пользу для себя от его существования; если не верят или даже
не нуждаются в общественной поддержке - просто отмахнутся, и баста!).
    Таким образом, вам следует для начала убедить министра (или кого там?)
в потенциальной конструктивности вашего общественного совета.
НО не подчеркивайте сразу, что это будет конструктивная ОППОЗИЦИЯ.
Если получится - он сам потом поймет, "но будет поздно" ;-))
    В индивидуальный адрес Гранту я высылаю 2 документа:
 - Положение о Запорожской коалиции экоорганизаций "Эколого-Краеведческое
   Объединение", ЭКО - независимый и оппозиционный общественный Совет
   экоорганизаций различных форм собственности (с 1995 г.),
 - Положення про Громадську Раду екоНУО при Запорiзькому облдержупралiннi
   екоресурсiв (на укр. языке, разработано на основе Положения об ЭКО еще
   в 1996 г., правда, утверждено начальником облгосуправления только
   в 2001 году, и то благодаря хитрому маневру с помощью С.Федоринчика,
   кстати - единственному в "центральной" Громадськой Раде укр.экоНПО при
   Министерстве экоресурсов, работающем на регионы в целом, а не на
   собственные корпоративные первички).
    ВАЖНО: ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПРИ (или Совете
экоНПО) РАЗРАБАТЫВАЙТЕ САМИ - И ВАШ ВАРИАНТ ОТСТАИВАЙТЕ! Особенно, если
не имеете вышеназванного счастья по Лагутову. Привлеките к составлению
Положения об экосовете своих юристов. Чиновники - мастера жонглирования
параграфом! У абсолютного большинства из них хорошо развито чувство чести
мундира, но напрочь отсутствует понятие чести в общечеловеческом смысле.
    После того, как создадите общественный Совет - создайте и сохраняйте
в глазах эконачальства (при ком Совет) имидж буквоедов-законников, вплоть
до регламента проведения заседаний Совета. У них будет меньше желания
использовать Совет в каких-то своих мафиозных целях, а в плане регламента
- не даст перехватить инициативу ведения заседаний и манипулирования
мнением "большинства".
    И еще важно.
    Участие в Совете - на представительской основе - первые лица!
Тщательно и придирчиво принимайте в состав Совета новых членов.
Установите даже прием по рекомендациям и испытательный срок - хорошо
поможет решить проблему псевдоНГО и ГоНГО (у последних первые лица на
заседания не являются - в результате отпадут из-за неявки).
    Успехов!
    А.Левин, бывший председатель Запорожского общественного совета
             экоНПО при облгосуправлении экоресурсов (сейчас -
             председатель комиссии по экополитике и планированию)
                      root@ecoclub.zp.ua, 10 октября 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами