Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1204, 10 ноября 2003 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


                         ДЕЛА БАЙКАЛЬСКИЕ


    ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ - ЩИТ ДЛЯ БАЙКАЛА
    11 ноября в МПР РФ состоится встреча с представителями ЮНЕСКО и
МСОП, где будет обсуждаться ситуация, складывающаяся вокруг озера
Байкал в связи с тем, что на очередной 28 сессии ЮНЕСКО в 2004 г.
вновь будет рассматриваться вопрос о включении Байкала в "черный"
список "Природное наследие в опасности".
    Правительство России взяло на себя нелегкую задачу, дав два
взаимоисключающих обещания. С одной стороны, Китаю обещан экспорт
нефтепродуктов и строительство нефтепровода на восток. С другой стороны,
поскольку Байкал включен в список участков Всемирного природного
наследия ЮНЕСКО, Россия имеет международное обязательство по сохранению
уникального озера.
    Еще в 2001 г. было принято Постановление No 643 "Перечень видов
деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской
природной территории", который содержит 36 видов деятельности, в том числе
"добыча сырой нефти и газа (No 4)", "строительство магистральных
нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением
газопроводов для местного газоснабжения (No 21)".
    Но так как границы центральной экологической зоны Байкальской природной
территории не были точно определены на законодательном уровне, сразу
начались попытки максимально заузить границы и, таким образом, лишить
Перечень всякого смысла. К примеру, дать "зеленый" свет таким опасным
проектам, как добыча газа в дельте Селенги и прокладка нефтепровода
"Россия-Китай" в непосредственной близости от Байкала.
    Именно такой проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении
границ Байкальской природной территории и ее экологических зон" был
подготовлен иркутским Институтом географии СО РАН и передан на
государственную экологическую экспертизу в этом году. Судите сами. По
материалам номинации двадцатой сессии ЮНЕСКО 1996 г. граница Байкальского
участка всемирного природного наследия совпадала с границей центральной
зоны проекта федерального закона "Об охране озера Байкал" образца 1995 г.
и проходила по водораздельным хребтам (ширина ее, таким образом, составляла
20-50 км от береговой линии озера). В проекте же вышеупомянутого
Постановления Правительства РФ она буквально прижата к берегу и достигает
4-5 км только благодаря включению в центральную экологическую зону
заповедников и национальных парков.
    На прошлой неделе на своем заключительном заседании экспертная комиссия
государственной экологической экспертизы дала отрицательное заключение
проекту, однако этот результат еще не утвержден министром природных ресурсов.
    Общественные экологические организации России для предстоящей встречи
в МПР РФ 11 ноября подготовили три предложения: 1. Граница Центральной
экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) должна
совпадать с границей Байкальского участка всемирного природного наследия
(УВПН). 2. Необходимо разработать Порядок (Регламент) поэтапного ввода в
действие Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ (Постановление
Правительства РФ No 643 от 30 августа 2001 г.), в соответствии с
Градостроительным Кодексом РФ и статьей 16 ФЗ "Об охране озера Байкал".
3. Наложить мораторий на проектирование и строительство магистральных
трубопроводов по территории водосборного бассейна озера Байкал до принятия
подзаконных нормативно-правовых актов, упомянутых в федеральном законе
"Об охране озера Байкал" (границы экологических зон, Комплексная схема
охраны и использования природных ресурсов, предельно допустимый объем
сбросов и выбросов вредных веществ и др.).
    Принятие данных предложений позволит разрешить известную правовую
коллизию с границами Центральной экологической зоны Байкальской природной
территории, а Участок Всемирного Наследия ЮНЕСКО, как особый вид ООПТ
(особоохраняемой природной территории) на Байкале, наконец-то обретет
подобающий ему правовой статус.
    Разработка и принятие регламента поэтапного ввода в действие Перечня
видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, позволит поэтапно во времени
и пространстве вводить в действие ограничения на хозяйственную деятельность,
используя все предыдущие научные разработки по экологическому зонированию
и опираясь на существующее законодательство. Это позволит увязать
экономические возможности территорий и федерального центра с задачами
сохранения уникальной экосистемы Байкала (перепрофилирование или вынос
за пределы ЦЭЗ БПТ существующих экологически опасных производств, развитие
экологически приемлемых видов деятельности для местного населения) и
необходимостью повышения качества жизни местного населения, приблизиться
к устойчивому развитию.
    Определение границ центральной экологической зоны озера Байкал может,
наконец, внести ясность в перспективы развития Байкальского региона. Только
вот предлагаемая новым проектом защитная зона в 4 километра вместо 50
километров, принятых ЮНЕСКО как территория участка мирового наследия,
ставит под угрозу сам смысл Всемирного наследия. Общественные организации,
среди которых Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис России,
Общественное объединение по Байкалу (г.Улан-Удэ), Байкальская Экологическая
Волна призывают Правительство РФ утвердить границы, обозначенные
документами по Всемирному природному наследию.
    Байкал - слабопроточный водоем. Чистота его вод обеспечивается всей
совокупностью природных ландшафтов водосборной территории. Байкальская
природная территория имеет особый природоохранный статус, определяемый в
первую очередь федеральным законом "Об охране озера Байкал". До разработки
и принятия всех подзаконных нормативно-правовых актов, перечисленных в ФЗ
"Об охране озера Байкал", которые должны обеспечить действие этого закона
на практике, необходимо запретить рассмотрение проектных документов крупных
хозяйственных объектов, создающих экологические риски для уникальной
экосистемы Байкала. Экологические неправительственные организации считают,
что принятие правительством этих предложений будет одним из реальных шагов
к тому, чтобы на следующей сессии ЮНЕСКО не встал вопрос о переводе
оз.Байкал в список "Природное наследие в опасности".
    Пресс-служба "БЭВ" и Общественная организация "Бурятское
                 региональное объединение по Байкалу".

    СУД БУРЯТИИ РАЗРЕШИЛ ПРОРУБАТЬ ОКНО В КИТАЙ ЧЕРЕЗ ТУНКУ
    До 01 января 2004 г. Верховный Суд Бурятии приостановил дело о
незаконном изменении границ национального парка "Тункинский"
    31 октября в столице Бурятии Улан-Удэ состоялось второе судебное
заседание по иску представителей общественности (31 человек) из 16 регионов
России (в том числе 5 человек из Иркутска) и по заявлению Прокурора
Республики Бурятия в Верховный Суд Республики Бурятия о признании
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
подлежащим применению Постановления Правительства Республики Бурятия
No 218 от 27.06.2003 года "Об уточнении границ национального парка
"Тункинский". Суд объединил оба гражданских дела в одно.
    Предыстория этого дела такова. 23 сентября 2003 г. приказом министра
природных ресурсов РФ за No 857 было утверждено отрицательное заключение
государственной  экологической экспертизы по проекту строительства
нефтепровода "Россия-Китай" (заказчики ОАО "НК "ЮКОС", ОАО "Транснефть").
Одной из главных причин такого решения  было намерение проектировщиков
проложить магистральный нефтепровод через территорию национального
парка "Тункинский", причем трубу планировалось тянуть через горную систему
Хамар-Дабан на участке, имеющем заповедный режим  использования и играющим
исключительно важную роль для сохранения экосистемы озера Байкал.
    Ранее кампания "ЮКОС" обращалось в Правительство РФ с просьбой решить
как можно скорее вопрос о прохождении трассы нефтепровода через национальный
парк "Тункинский", поскольку по федеральному законодательству прокладка
такого рода объектов через территории ООПТ федерального значения
категорически запрещена. Усилиями чиновников МПР РФ и регионального
правительства Бурятии был найден изящный юридический ход под названием
"Уточнение границ национального парка "Тункинский". Вдруг вспомнили, что
более десяти лет назад Совет Министров Бурятской ССР не использовал свое
право на уточнение границ парка и теперь самое время этим правом
воспользоваться. Желание нефтяников было удовлетворено Постановлением
Правительства Республики Бурятия "Об уточнении границ национального
парка "Тункинский"" за No 218 от 27 июня 2003 г. В нем предписывалось
вывести из состава парка примерно треть территории, прирезав ровно столько
же из соседних смежных с парком районов Бурятии - Окинского и Закаменского.
    Мощная пиаровская кампания в поддержку этого Постановления, которая
разворачивается на территории национального парка в настоящее время,
базируется на трогательной заботе госчиновников о правах местных жителей
на оборот земель сельскохозяйственного назначения, которые парком якобы
узурпируются. При этом "защитников" конституционных прав граждан
нисколько не смущает тот факт, что примерно половина земель, которую у
парка хотят оттяпать (в основном это коридор для нефтепровода), находится
в горнотаежной местности, где отсутствуют населенные пункты и земли
сельскохозяйственного назначения. Не искушенная в юридических тонкостях
общественность посчитала действия властей противозаконными и подала
заявление в прокуратуру Бурятии с просьбой разобраться с "лингвистическими"
изысками чиновников.
    Действительно, любой здравомыслящий человек, владеющий "великим и
могучим", в состоянии отличить значение слов "уточнение границ территории"
от "изменение границ территории". Попробуем провести аналогию. Ведь до
сих пор проводится уточнение межгосударственных границ между соседними
странами. Например, между Россией и Монголией. И вот представьте себе,
что Межправительственная комиссия в результате такого "уточнения" принимает
решение передать пару районов Бурятии Монголии, а взамен прирастить
территорию РФ парой-тройкой монгольских аймаков  такой же площади вместе
с ничего не подозревающими жителями, продолжающих мирно пасти своих
баранов. Придет ли кому-то в голову называть этот передел территории
"уточнением"? Наверное, только в страшном сне.
    Ситуация с "уточнением" границ национального парка "Тункинский"
аналогична и ничем не отличается от вышеописанной. Совершенно ясно, что
на самом деле речь идет не об уточнении, а об изменении границ парка,
что является прерогативой не региональных, а федеральных органов власти.
    Поэтому, вполне естественно, что прокуратура республики сочла
необходимым обратиться в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением
И.О. прокурора Республики Бурятия (РБ) о признании противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению
Постановления Правительства Республики Бурятия No 218 от 27.06.2003 года
"Об уточнении границ национального парка "Тункинский". С аналогичным
обращением в эту же судебную инстанцию обращаются представители общественных
экологических организаций из 16 регионов России, чьи интересы в суде по
выданным доверенностям представляет адвокат Надежда Хайдурова.
    И вот на судебном заседании 31 октября 2003г. Правительство Республики
Бурятии (РБ) предоставляет суду Ходатайство, суть которого заключается
в том, что суд просят приостановить производство гражданского дела до
01 января 2004 г., чтобы предоставить Правительству РБ возможность довести
процедуру "уточнения" границ   парка до конца, т.е. завершить
землеустроительные работы и провести государственную экологическую
экспертизу (ГЭЭ) проекта.
    Несмотря на протесты представителей прокуратуры и общественности,
судья Верховного суда РБ Кротова Л.М. приняла решение удовлетворить
Ходатайство Правительства РБ. При этом в обоснование своего решения судья
приводит следующие доводы: "Поскольку необходимая работа по уточнению
границ национального парка "Тункинский" Правительством РБ проводилась и
проводится в настоящее время, документы, связанные с уточнением границ
Национального парка "Тункинский" необходимы суду, без данных документов
невозможно рассмотрение дела по существу, то суд, считает необходимым в
соответствии со ст. 215 ГПК РФ приостановить производство по делу, до
получения Правительством Республики Бурятия заключения обязательной
государственной экологической экспертизы и до окончания проведения
необходимой работы по уточнению границ национального парка".
    В переводе на доступный язык это означает, что суд решил подождать
результаты государственной экологической экспертизы проекта изменения
границ парка (признав таким образом намерение Правительства РБ не уточнять,
а изменять границы парка) и  оформления новых границ парка. Тем самым
вольно или невольно судья предоставила возможность Правительству РБ
поспособствовать просьбе опального олигарха из компании "ЮКОС".
    Ситуация почти анекдотическая. Представьте себе, что Вы обращаетесь в
суд с просьбой отменить решение некоего гипотетического органа, в котором
предписывается отрубить Вам голову. Суд, слегка подумав, принимает решение
дать возможность исполнить это решение в установленные сроки. Причем
законность этого намерения суд намерен установить в дальнейшем, в
зависимости от того успеет или нет голова расстаться с телом в установленный
срок.
    Вот уж воистину: юридическая казу(с)истика!
             О.Бельская, пресс-служба "БЭВ"

    Прислала Я.В.Огаркова, yana@baikalwave.eu.org, 10 ноября 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами