Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1213, 19 ноября 2003 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


          РОССИЯ: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИ ОТКРЫЛИ ПОСИДЕЛКИ

    "ХРАНИТЕЛИ" ВЕШАЮТСЯ
    Экологи вешаются на деревьях
    18 ноября в концертном зале "Измайлово" в Москве открылся съезд
по охране природы,  организованный Министерством природных ресурсов. Пока
"официальные экологи" собирались и регистрировались в холле концертного
зала, "неофициальные" выразили свое отношение к российской экологической
политике уличной акцией протеста. Два человека с табличками "Азов" и
"Тамань" "повесились" на растущих рядом с концертным залом деревьях. Еще
шесть участников акции  держали транспарант "Люди важнее прибыли". Акция
была организована движениями "Хранители Радуги" и "Автономное действие".
    Символическое "повешение" было призвано привлечь внимание к
строительству экологически опасных терминалов на побережье Азовского и
Черного морей. Жителям территорий, примыкающих к промышленным объектам,
скоро не останется ничего, кроме как уйти в мир иной. Сразу и безболезненно,
не дожидаясь медленной смерти от многочисленных загрязнений. МПР считает,
что абстрактное  "экономическое развитие России" сейчас важнее, чем жизни
конкретных людей.
    Но мы не верим, что простые люди получат хотя бы что-то, вся прибыль как
всегда достанется корпорациям", - говорит Юля, участница акции протеста.
    31 октября 2003 г. Министерством природных ресурсов РФ была принята
положительная экологическая экспертиза проекта терминала по перевалке
метанола в г.Азове (Краснодарский край). Против его строительства в
течение более шести лет выступают местные жители и экологические
организации, летом 2003 г. в Азове регулярно проходили митинги и блокады
дорог. Несмотря на то, что для объектов такого уровня опасности
предусмотрена санитарно-защитная зона в размере 1000 метров, три недели
назад МПР разрешило эксплуатировать терминал при санитарной зоне в 500
метров. Более того, заказчик строительства  Азовпродукт" открыто заявляет,
что объект будет строиться на расстоянии 300 метров от жилых домов. В
августе 2003 г. МПР был одобрен проект строительства аммиачного терминала
на Таманском полуострове, уникальной природной и культурной территории.
Этот проект несет огромную опасность природным ресурсам Черного моря.
Крупная авария танкера может стать колоссальной экологической катастрофой
для замкнутой акватории моря с ее ограниченными восстановительными
возможностями. Против реализации проекта выступают все общественные
организации региона и жители Тамани.
    Дополнительная информация: "Хранители радуги", kuzja@ecoline.ru
      Экосводка No 41 (303), seupress@seu.ru, 18 ноября 2003 года

    ЭКОЛОГИ ПРОТЕСТУЮТ
    РБК. 18.11.2003, Москва 08:02:45. Сегодня открывается III Всероссийский
съезд по охране природы. Форум состоится несмотря на возражения ряда
международных и российских экологических организаций, которые скептически
и с недоумением относятся к идее проведения данного мероприятия в настоящий
момент.
    17 ноября Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России,
Международный социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы и
Центр экологической политики России провели пресс-конференцию, посвященную
последствиям ликвидации в стране независимого государственного
природоохранного ведомства - Госкомэкологии. Он был упразднен в 2000 г. в
соответствии с идеей "повышения инвестиционной привлекательности экономики
России за счет снижения экологических требований и барьеров".
    По мнению независимых экологов, прошедшие три с половиной года показали,
что такая идеология несостоятельна, а ее реализация привела к развалу
системы экологического контроля и лесной службы, ангажированности
государственной экологической экспертизы, прекращению создания новых
охраняемых природных территорий, ухудшению экологической обстановки в
России. Произошло усиление экономического и политического влияния
экологически "грязного" бизнеса, оказались блокированными экономические
механизмы охраны природы.
    Несмотря на возражения природоохранных организаций России, Министерство
природных ресурсов (МПР) страны приняло решение о проведении съезда. При
этом в качестве спонсоров его проведения выступают "Норильский никель" и
ЛУКОЙЛ. Участники пресс-конференции напомнили, что именно дочерняя компания
"Норильского никеля" добилась прекращения платежей за загрязнение окружающей
среды, а ЛУКОЙЛ проводил незаконные буровые работы в заказнике
"Саратовский" - в месте обитания дрофы.
    По мнению экологов, проведение съезда в настоящий момент связано с
предстоящими выборами. "Перед выборами необходимо сделать вид, что в плане
экологии у нас "все под контролем", отметили участники пресс-конференции,
назвав предстоящее мероприятие "пиром во время чумы". Съезд - явная попытка
не допустить "прозрачности" использования природных ресурсов и плановой
административной реформы, которая могла бы восстановить эффективное
государственное управление в области охраны природы.
    На пресс-конференции были приведены факты, свидетельствующие о развале
системы государственного экологического контроля в России. Это, в частности,
разрешение ввоза на переработку и захоронение в России иностранного
отработавшего ядерного топлива несмотря на то, что, по социологическим
опросам, 93% россиян высказались против данного проекта. Кроме того, были
названы разрушение экономических и финансовых механизмов охраны окружающей
среды и компенсации за ее деградацию, а также ликвидация основополагающей
законодательной базы, появление реальной угрозы уничтожения всех 15 тысяч
региональных особо охраняемых природных территорий.
    Экологи указали и на тот факт, что в Лесной кодекс вносятся поправки,
которые позволят приватизировать для строительства элитных коттеджей леса
"зеленой зоны" Москвы и Санкт-Петербурга, а также рекреационные зоны всех
крупных городов России. Кроме того, наблюдается рост коррупции, частым
явлением становится ангажированность принимаемых решений; снижается уровень
профессионализма кадров в среде ответственных работников.
    По мнению экологов, не уделяется должного внимания соблюдению
российского природоохранного законодательства и требований международных
конвенций, что приводит к ослаблению внешнеполитической позиции России по
многим природоохранным вопросам. Кроме того, впервые с 1988г. происходит
рост выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников;
возросло образование токсичных отходов; не снижаются сбросы загрязненных
сточных вод в поверхностные водоемы.
    Число проверок (а вместе с ними - и выявленных нарушений) в 2002 г.
снизилось более чем в 5 раз по сравнению с 1999 г. (с 217 тыс. до 40 тыс.).
Число инспекторов неуклонно сокращается, достигнув в 2003 г. рекордного
минимума - 2 тыс. человек на 17 млн кв км территории. Одновременно была
полностью ликвидирована правовая база деятельности всех общественных
природоохранных инспекций. Впервые с 1950-х гг в стране в течение трех
лет не было создано ни одного федерального заповедника и национального
парка.
                  Источник: ask@spbsn2.spb.org, 18 ноября 2003 г.

    ЗАБЕЛИН ПИШЕТ ПРЕЗИДЕНТУ
                                Президенту Российской Федерации
                                В.В.Путину
    Уважаемый Владимир Владимирович!
    Почти год назад, 10 декабря 2002 года, я информировал Вас о том, что
реформа системы охраны окружающей среды, предпринятая 17 мая 2000 года
руководством страны, привела к ухудшению ситуации в этой сфере.
    В моем докладе, а также в рекомендациях Президиума Государственного
Совета РФ на заседании 4 июня 2003 года, содержались предложения по созданию
самостоятельного федерального органа исполнительной власти по охране
окружающей среды. Судя по публикациям в российских средствах массовой
информации, это предложение поддерживает также отечественный бизнес в лице
Российского союза промышленников и предпринимателей.
    Вынужден констатировать, что эти рекомендации были проигнорированы
органами исполнительной власти Российской Федерации, в результате чего в
2003 году состояние окружающей природный среды в России продолжало
ухудшаться, что является нарушением  прав ее граждан на благоприятную
окружающую среду, в том числе:
 * с 2001 года неуклонно растут выбросы вредных веществ в атмосферу от
стационарных источников, снижавшиеся в 1991-2000 годах;
 * прекратилось сокращение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные
водоемы, наблюдавшееся с 1993 года.
    Министерство природных ресурсов РФ, под руководством г-на Артюхова, во
взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами, как правило, решало вопросы
собственности и прав на пользование природными ресурсами, а во
взаимоотношениях с субъектами гражданского общества стремилось к созданию
дополнительных барьеров на пути участия граждан в охране природы.
     Иллюстрирующую эти утверждения информацию Вы найдете в прилагаемой
"Оценке деятельности МПР в 2003 г.", подготовленной экспертами Гринпис
России, Международного социально-экологического союза и Всемирного фонда
дикой природы в России.
    18-21 ноября с.г. Министерство природных ресурсов РФ планирует провести
3-й Всероссийский Съезд по охране природы, на котором заявлено Ваше
выступление. При этом, по мнению множества общественных экологических
организаций России, подготовка к этому Съезду носит сугубо формальный,
предельно забюрократизированный характер, исключающий возможность
плодотворного диалога представителей власти, бизнеса и общества.
    Ответственность за описанную "эволюцию" государственных функций по
обеспечению экологической безопасности государства, общества и граждан
России несет Министр природных ресурсов В.Артюхов, а также стоящие
(стоявшие) за ним лица в высших эшелонах власти РФ.
    Как и год назад, считаю, что в сложившейся ситуации необходимо в срочном
порядке выделить из Министерства природных ресурсов РФ государственный
экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и
рациональным использованием природных ресурсов и передать его
самостоятельному органу в системе правоохранительных органов России.
Разделение функций управления природопользованием и контроля за
экологической безопасностью природопользования, предусмотренное
Законом РФ "Об охране окружающей среды", позволит восстановить  контроль
России над ее природными ресурсами, рост поступлений в государственный
бюджет от пользователей ресурсов и предприятий, загрязняющих природную
среду, соблюдение конституционного права граждан на благприятную
среду обитания.
    Обращаясь к Вам как член Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации, прошу Вас, выступая на Съезде:
 * дать справедливую критическую оценку деятельности Правительства в области
охраны окружающей среды в 2000-2003 гг.,
 * заявить о восстановлении внимания высшего руководства страны к
экологическим проблемам и создании самостоятельного ведомства с задачами
обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности,
предупреждения и предотвращения ущерба природе и здоровью людей, охраны
природного наследия, а по итогам съезда поручить лицам и органам,
ответственным за осуществление административной реформы в России, принять
необходимые меры в приоритетном порядке.
    Считаю, что реорганизация природоохранных служб России в промежутке
между думскими и президентскими выборами была бы позитивно воспринята
населением страны.
    Со-председатель Совета Международного социально-экологического союза
              Святослав Забелин, 10 ноября 2003 г.

                       ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                       МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
                       В 2003 году.
    Не предполагая дублировать сведения и их оценку, представленные Вам
в докладе Государственного Совета РФ, считаем необходимым обратить Ваше
внимание на следующие факты и обстоятельства.
   1. В 2003, как и в предыдущие годы после упразднения Федеральной службы
охраны леса, Министерством природных ресурсов провалена охрана лесов от
пожаров. В 2003 сгорело в полтора раза больше, чем в 2002: по данным
космического мониторинга, огнем пройдено более 20 млн га., что в несколько
раз превышает данные официальной статистики.
   2. Несмотря на решение Конституционного суда РФ не восстановлена система
платежей за загрязнение предприятиями окружающей среды. По сравнению с
1999 годом убытки федеральному бюджету могут быть оценены в 80 млн.
долларов ежегодно.
   3. В 2003 году продолжилось сокращение числа государственных инспекторов
по охране окружающей среды, достигнув рекордного минимума в две тысячи
человек (на 17 миллионов квадратных километров территории России и сотни
тысяч действующих в стране предприятий).
    Одновременно Министерство природных ресурсов сделало все возможное,
чтобы воспрепятствовать созданию системы общественного экологического
контроля, декларированного Законом "Об охране окружающей среды" и
Экологической Доктриной Российской Федерации.
   4. Не встретила соответствующей оценки государственной экологической
экспертизы Министерства природных ресурсов практика использования курортных
побережий России на Черном, Азовском и Балтийском морях в целях добычи или
перекачки углеводородов и других потенциально опасных химических веществ
(аммиачный терминал на Тамани, терминал по перекачке метилового спирта в
г.Азов, добыча нефти на шельфе Калининградской области и т.п.).
    Под угрозой - в угоду краткосрочным интересам немногих лиц, владельцев
опасных производств, - оказалось право и возможность миллионов граждан
России отдыхать в пределах своего Отечества, устойчивое развитие немногих
оставшихся у России курортных регионов. Потенциальный экономический
ущерб оценивается в миллиарды долларов ежегодно (в 2003 году отдыхающие
россияне оставили за рубежом 7,5 миллиардов долларов, заработанных в
России).
   5. В 2003 году Министерством природных ресурсов не было принято никаких
заметных мер по снижению незаконного браконьерского промысла морских
биоресурсов и вырубки ценных пород деревьев, достигших масштабов,
угрожающих национальной безопасности страны.
   6. 25 июня 2003 года в Бремене, Германия, на встрече стран-участниц
Хельсинской Конвенции по защите окружающей среды Балтийского моря,
российская делегация из представителей МПР и Минтранса РФ фактически
дезавуировала поддержку плана по охране окружающей среды Балтики и
безопасного использования танкеров, высказанную Вами несколькими неделями
ранее на встрече Большой Восьмерки в Эвиане.
    Помимо ущерба Вашей и в Вашем лице Российской международной репутации,
такая позиция чревата запретом выхода российских танкеров из Балтийского
моря в Восточную Атлантику, который может быть введен без участия
российской стороны.
   7. На встрече министров окружающей среды Европы в Киеве в мае 2003 г.
Россия оказалась единственной страной, представленной заместителем министра,
а не первым лицом. В дополнение к этому российская делегация оказалась
опять же единственной, не подписавшей "Соглашение о стратегической оценке
воздействия на окружающую среду" - основной итог встречи, что неизбежно
отрицательно скажется на процессе сближения России с Европейским
Сообществом.
                           Прислал: svet@seu.ru, 18 ноября 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность