Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1247, 27 декабря 2003 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственную власть



        ПОХОЖЕ, МИНИСТРУ АРТЮХОВУ ЗАПОВЕДНИКИ БЕЗ НАДОБНОСТИ
    (и зачем нам такие министр природы и жизнепартиец Миронов?)


    ПИСЬМО
    Уважаемые директора и сотрудники заповедников, национальных парков,
общественных организаций и объединений!
    Вчера прошло Всероссийское совещание директоров федеральных ООПТ, в
работе которого Министр МПР В.Г.Артюхов непосредственного участия не
принимал и которое вел Рощупкин Валерий Павлович, Первый заместитель
Министра, руководитель Государственной лесной службы. В целом выступления
всех представителей центрального аппарата МПР по отношению к заповедникам
и национальным паркам, и особенно, по отношению к нашему Департаменту,
имели оттенок недовольства, а иногда и раздражения. Практически в каждом из
выступлений звучала фраза, что выступающий присоединяется к мнению
предыдущего оратора и, если Департамент будет расформирован, то он готов
принять в свое подразделение соответствующих специалистов. Это прозвучало
в выступлении Заместителя Руководителя Департамента научного обеспечения
и инновационной политики Панфилова Александра Викторовича и целого ряда
других.
    Одновременно с такими заявлениями, выступающие проявляли в своих
высказываниях полное непонимание, незнание, а во многих случаях, и
нежелание разобраться в стоящих перед заповедниками проблемами. Было видно,
в МПР не желают принять во внимание специфику работы ООПТ - удаленность от
почты, телеграфа, электронной почты, Интернета и т.д. и что ООПТ, в отличие
от многих других структур, "не живут" в Москве и не могут просто взять да
и пойти по всем департаментам МПР с наболевшими вопросами. "Положения"
заповедников и нац. парков  упорно назывались Уставами, земли заповедников
и нац. парков, с точки зрения правового департамента МПР, не имеют своего
специфического назначения в новом земельном законодательстве и должны
рассматриваться отдельно от заповедников и нац. парков, как организаций.
    Что делать с организацией новых ООПТ никто не знает, т.к. нисколько не
смущаясь с трибуны, было заявлено, что по многим заявленным к созданию
"новым" ООПТ документы в МПР лежат без движения несколько лет (!) и что с
ними теперь делать оно (МПР) не знает. Вопросы В.П.Рощупкина к выступавшим
директорам заповедников и национальных парков в основном касались таких
"животрепещущих тем", как - сколько у них перестойных лесов, каков объем
санитарных рубок, по какой цене  они продают деловую и дровяную древесину
и т.д. На этом фоне выступление Коршунова Сергея Сергеевича, начальника
Управления производственного контроля и аудита о том, что 108 (!)
заповедников и национальных парков будут проверены в 2004 году, уже не
звучало полной утопией, а было даже похоже на правду. Вскользь, но
несколько раз, было упомянуто, что МПР владеет информацией, что некоторые
ООПТ замешаны в незаконной торговле лесом, браконьерстве, но на прямой
вопрос из зала - <назовите кто и какие ООПТ?> ответ получен не был. Как не
был получен ответ на вопрос А.А.Тишкова - < А, сколько такие проверки
стоят?>
    В заключение, директора узнали, что пока все заповедники не завершат
сдачу необходимых комплектов документов на 2004 год (причем одна из форм
появилась ну, просто, прямо на совещании), то ни один заповедник или нац.
парк не получит финансирования в наступающем году. Ссылка на то, что
необходимые формы есть на сайте МПР, противоречит действительности - здесь
из Москвы мы попытались найти на сайте документы, в образцах типовых
ведомственных бланков и договоров (два подраздела) - ПУСТО.
    В общем, картина была всего происходящего удручающая. Как скоро появится
приказ по результатам этого совещания неизвестно. Ясно одно, что мы
наблюдали хорошо поставленный спектакль и, что виновные уже назначены.
Последним штрихом к этому может быть то, что неправительственные
организации, такие как WWF, Гринпис в зал допущены не были. Кого-то даже
попытались выпроводить. Но и те, кто там был на вполне законных основаниях,
были лишены пропусков на вход в МПР. Не было вообще никакой возможности для
оппонентов выступить, а Василий Михайлович Песков, был просто
безапелляционно <посажен> на место и не смог ничего спросить.
    Не думаю, что на этом можно поставить точку. Давайте вырабатывать
стратегию и тактику борьбы за наши права, а то просто непонятно, как без
МПР система заповедников просуществовала более 85 лет?!
    С искренним уважением
    Николай Александрович Малешин, директор некоммерческого партнерства
    "Парнерство для заповедников" и Управляющий редактор журнала
    "Russian Conservation News"
               maleshin@zapovedniki.ru; 26 декабря 2003 г.

    СТАТЬЯ
    ЗАПОВЕДНИКИ. Внимание! Они под угрозой
    В КОНЦЕ ноября Дума приняла поправки к лесному законодательству,
разрешающие переводить лесные земли в <нелесные> и позволяющие вести на
них строительство. Люди, понимающие, что стоит за поправкой к закону,
решительно воспротивились. Депутат Сергей Митрохин сказал: <Эти поправки
позволяют росчерком чиновничьего пера переводить под коммерческую застройку
национальные парки, заповедники, защитные зоны вокруг водоемов и больших
городов>. Под этими словами подпишется каждый, кто знает, какова нынче роль
заповедников в мире и в каждой стране. Рассмотрим кое-что для непосвященных.
    Интенсивная деятельность человека на Земле возрастает лавинообразно.
Спасти островки дикой природы могут только заповедники. Истину эту не надо
доказывать. Американцы свои национальные парки и заповедники считают высшей
национальной ценностью. Она неприкосновенна! Политик, который в США
попытался бы на нее покуситься, немедленно поставил бы крест на своей
политической карьере. Африка, сто лет назад являвшаяся <сплошным
заповедником>, сегодня сохранила диких животных только на заповедных
территориях. Отсталым в своем развитии государствам хватило
<цивилизованности> учредить и бережно к ним относиться.
    В Советском союзе реконструкция хозяйства страны в 30-х годах прошлого
века заставила создать продуманную систему заповедников. Кое-кому из
хозяйственников они мешали. Некоторые (и при Сталине, и при Хрущеве)
закрывали, но потом, одумавшись, открывали вновь. И оберегался в непри-
косновенности статус заповедного дела. Эта форма охраны природы превосходно
работала. Благодаря заповедникам удалось сохранить соболя, исчезавшего в
Сибири повсюду. В Казахстане и в Калмыкии строгой охраной почти из небытия
удалось вернуть антилопу сайгу: Воронежский государственный заповедник
помог сохранить повсюду исчезнувшего бобра и расселить его не только в
нашей стране, но и во всех странах Восточной Европы. В европейской части
страны в сотни раз удалось увеличить численность лосей. В 1928 году на
территориях Московской, Тверской, Калужской, Костромской, Ярославской,
Новгородской областей насчитали всего 27 (!) лосей. А в 60-х годах благодаря
строгой охране только в московских лесах было их несколько тысяч. Сегодня
же тут даже следа лосиного не увидишь! Истребило лосей выделение под садовые
участки <лесных болотистых неудобий>, где животные имели убежища, и еще -
бесконтрольная вольница <охотников-браконьеров>. Лоси в серединной России
сохранились практически лишь в заповедниках.
    И вот теперь уже не <болотистые неудобья>, а самые что ни на есть,
ценные заповедные земли могут попасть под застройку. И чем? Престижными
особняками разбогатевших людей. Слово <заповедник> дразнит их слух так же,
как <Рублевское шоссе>, как <Барвиха>. Денег укорениться в заповедниках у
них хватит. И чиновники, готовые положить в карман свой деньги, найдутся
везде.
    УДИВЛЯЕТ логика нашей власти. Это не первый шаг в наступлении на все,
что хоть как-то сохраняло природу и не роняло нас в ряду <цивилизованных
государств>. Нынешняя реконструкция экономики побудила ликвидировать Комитет
по охране природы, учрежденный у нас, когда уже в каждом государстве
Европы такие комитеты (или министерства) существовали. Следом было
ликвидировано Лесное Ведомство, существовавшее в России (лесном
государстве!) 200 лет со времен императора Павла. За плечами этого
Ведомства - созданная с нуля система лесопользования, лесная наука,
обдуманные законы, традиции, кадры лесных работников. Вместо того чтобы
повернуть Ведомство лицом к новым проблемам, его упразднили с явной целью
убрать все препятствия на путях захвата природных ресурсов. Мы присутствуем
сейчас не только при расхищении земных недр, но и при разбойничьих вырубках
наших лесов. При такой ситуации логика требует сберечь хотя бы самое ценное -
заповедники - как резерв возрожденья природных ценностей в государстве. Увы,
поднята рука и на заповедники. Мало того, что в руках Министерства природных
ресурсов оказались они беспризорными, новый закон позволяет их попросту
растоптать. Потери тут будут не только экологические, но и очень большие
нравственные.
    Понимая наши нынешние трудности, международные организации по охране
природы и общественные фонды в разных странах помогают заповедникам выжить.
Маленькая Голландия уже многие годы финансирует Союз охраны птиц России,
борется за спасение дальневосточного леопарда. Энтузиастами во многих
государствах предпринимаются отчаянные попытки спасти амурского тигра. (И
леопард, и тигр оказались под угрозой исчезновения из-за подобной пожару,
бесконтрольной вырубки леса.) Международные фонды охраны заповедников уже
несколько лет финансируют наш экологический просветительный центр
<Заповедники>. Ученые получают международные гранты для поддержанья науки
и охранных мер в наших заповедниках. Не стыдно ли принимать эту помощь
притом, что сами мы законодательным порядком готовы пройтись по заповедным
территориям катком строительства частных особняков?!
    В Америке я специально интересовался проблемой сохранения и расширения
оберегаемых территорий. Если там в момент организации заповедника или
Национального парка оказалась чья-то постройка или хотя бы маленькое
производство, государственные и частные организации стараются выжить <червяка
из яблока>. И выживают, выплачивая ему компенсацию, часто безмерно
завышенную. Мы же хотим законодательно <червоточиной> заповедное дело
разрушить.
    КАК ПРОХОДИЛА поправка к закону в Думе? Слава Богу, нашлись там люди,
объяснившие, какие последствия влечет поправка к Закону <О лесных землях>.
Поправка вначале не была принята. Но в тот же день, через несколько часов
(почему?!), назначили переголосование. И на этот раз добавились голоса <за>.
Каким образом за два-три часа перерыва удалось заставить людей переменить
свои взгляды на противоположные? Ясно: осуществлялось давление (говорят,
<колоссальное>). Кем, чем? Давила исполнительная власть <локтем> или
<заинтересованные граждане> тугим кошельком? Возможно и то, и другое.
Голосов <Яблока> и КПРФ не хватило противостоять постыдному <подкопу> под
заповедники и особо охраняемые территории. Любопытно, что все голосовавшие
<за> слова не проронили, что, мол, заповедникам ничем это не грозит. Знают:
грозит! Но своего добивались.
    Читая о драматическом голосовании в газетах, я вспомнил, как Владимир
Вольфович Жириновский весной в <День птиц> на Тверской улице топтался среди
детишек, держа в руках скворечник и готовый перед телекамерой даже влезть
с ним на дерево - пусть все знают: <Я за охрану природы>. Но вот наступил
момент истины, и скандальный наш депутат, не задумываясь, Сбросил маску -
сам, и его подручные в партии голосовали за принятие поправки.
    Изумляться поведению Жириновского было бы наивным. Таков он всегда.
Удивило и, признаюсь, очень огорчило другое - позиция в этом принципиальном
споре Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова. С
геологическим молотком Сергей Михайлович обошел горы и долы Отечества и,
не сомневаемся, хорошо понимает, как раз за разом сдаются позиции в охране
природы. Сергей Михайлович создал <Партию Жизни>, декларируя защиту всего
живого и здоровой среды для жизни людей. И что же? Зажег Сергей Михайлович
поправке к закону заградительный свет, объяснил сенаторам, как проходило
голосование в Думе, и как минимум, попросил ли отложить голосование в совете
для внимательного изучения проблемы? Ничуть не бывало! Решение Думы в
пожарном порядке Советом Федерации было одобрено. Вот тут есть, о чем всем
нам подумать - о личности человека, о словах и делах его партии, о
гражданственности, наконец...
   МНЕ ГОВОРЯТ: поздно писать - поезд ушел, президент подпишет закон - и
все. Нет, не все! Речь в данном случае идет не только о возможных
экологических ранах, но и больших моральных потерях. Мы должны иметь хоть
небольшие победы на этом фронте. Иначе двигаться будем не вперед, а назад.
Необходимо добиться, чтобы поправка к закону была возвращена президентом
на доработку в новую Думу. И чтобы в поправке было четко записано следующее:
<Водоохранные леса, леса, окаймляющие большие массивы жилья, территории
национальных парков и заповедников неприкосновенны. В них недопустима
никакая застройка - ни государственная, ни частная>. Этого достаточно для
записи в Конституции. Всех, кто с этим согласен, мы просим немедленно нам
написать с пометкою на конверте: <Заповедники>. Пакет или мешок ваших писем
мы публично передадим в Думу с требованием вернуться к злополучной поправке.
И не дадим заморочить нам голову словесами вроде того, что никаким
водоохранным зонам и заповедникам поправка не угрожает. Угрожает! Поглядите,
что делается возле московских водохранилищ. Когда-то к ним на два километра
не подпускали даже сборщиков грибов. И правильно делали: питьевая вода
должна быть чистой! Посмотрите теперь на берега этих водохранилищ - какие
там бабки с грибами, там и сям - поселки трехэтажных особняков у самой
воды! И все, что из этих поселков льется и сыплется, попадает в воду,
которую мы с вами пьем.
    Кто, за какие деньги разрешил это преступное строительство? И как
сковырнуть теперь эти <чирьи> у источников питьевой воды? Сами обитатели
<замков> пьют воду из бутылок, спокойно наблюдая, как по воде,
предназначенной для снабжения огромного города, плавают мусор и фекалии.
И так обстоит дело не только вблизи Москвы. Что ж удивляться вспышкам
гепатита, дизентерии и всего, чему способствует загрязнение вод. За вилы
браться против таких порядков?
    Попробуем более спокойные средства. Напишите нам непременно! Естественно
было бы обнаружить в почте этой и письмо Виталия Григорьевича Артюхова
(министра природных ресурсов) - заповедники находятся в его ведении, и он
обязан хотя бы по долгу службы их защищать. С удовольствием мы дали бы
слово в газете Председателю Совета Федерации Сергею Михайловичу
Миронову... Еще не все потеряно. <Поезд> можно остановить - попросить
президента не спешить с подписанием закона - и сделать пристальный досмотр
груза <в поезде> - не опасен ли он для общества?
                В.Песков, "Комсомольская правда", 11 декабря 2003 г.

   ДОКЛАД
   Доклад Гринпис о политике МПР, проводимой в отношении заповедников и
нацпарков.
    Основываясь на анализе действий МПР, авторы доклада приходят к выводу
о необходимости создания в России независимого природоохранного органа. В
последние годы Министерство природных ресурсов проводит целенаправленную
политику на развал уникальной системы заповедников и национальных парков
России. Особенно это стало ощущаться после прихода в МПР Министра Виталия
Артюхова. Первым действием в этом направлении стало фактическое прекращение
развития сети государственных природных заповедников и национальных парков.
Министерство всячески старалось как можно дольше затянуть и
забюрократизировать этот процесс. Одним из таких действий стало затягивание
государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей
создание новых заповедников и национальных парков. Так, например,
государственная экологическая экспертиза проекта национального парка
"Удыгейская легенда" длилась в общей сложности несколько лет и чуть не
закончилась отрицательным заключением. Почти год длилась экспертиза
проекта национального парка "Калевальский". Следует отметить, что хотя,
согласно положению об МПР, именно оно должно обеспечивать развитие
федеральной сети ООПТ, оплату экспертиз указанных объектов производили
общественные организации. Однако даже после того, как несколько объектов
прошло экспертизу, МПР отнюдь не спешит направлять документы в
Правительство. В результате, уже абсолютно ясно, что и в этом году ни один
новый заповедник или национальный парк опять создан не будет.
    Естественно, что Министерство не принимает никаких мер по защите
территорий, предполагаемых для создания новых заповедников и национальных
парков. В результате территории многих из них подвергаются интенсивному
антропогенному воздействию. Так, территория предполагаемого заповедника
"Южно-таежный пихтовый" в Томской области сдана в аренду для лесозаготовок
на 25 лет. Предположительно, древесина будет поставляться в Китай. На
территории запланированного национального парка "Удэгейская легенда" в
Приморском крае продолжаются интенсивные незаконные рубки леса. На
территории предполагаемого национального парка "Бузулукский бор" ведется
добыча нефти. До сих пор окончательно не принято решение о запрете
строительства нефтепровода "Россия-Китай" через территорию Тункинского
национального парка (Байкальский регион). Однако, когда возник вопрос об
изъятии земель Сочинского национального парка, руководство МПР не только
не стало ждать необходимой в данном случае государственной экологической
экспертизы, но даже не послушалось своих собственных специалистов,
категорически возражавших против этого незаконного решения. В результате
проект Постановления Правительства об изъятии 33000 га земель Сочинского
национального парка был завизирован Министром Виталием Артюховым. В
настоящее время данное постановление обжаловано в судебном порядке по иску
Гринпис России. В последнее время попыток изъятия земель заповедников и
национальных парков становится все больше.
    В мае этого года Правительство также приняло решение об утверждении
границ участков Сочинского национального парка, предоставляемых в аренду
для организации горнолыжного комплекса. Однако в прилагаемом к нему
описании границ затрагивается и территория Кавказского государственного
биосферного заповедника, включенного в Список всемирного природного
наследия ЮНЕСКО.
    В настоящее время Кабинетом министров Республики Адыгея принято
постановление No 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея
природного парка". Данным постановлением признаны утратившими силу решения
органов власти Адыгейской автономной области и Республики Адыгея о
предоставлении земельных участков Фишт-Оштенского горного массива, хребта
Джигурсан и плато Лагонаки Кавказскому государственному природному
биосферному заповеднику. Кроме того, постановлением Кабинета министров
Республики Адыгея от 08.12.2003 No 343 рекомендовано начать работать по
организации на указанных территориях природного парка.
    Фактически, указанное постановление направлено на изъятие земельных
участков у Кавказского государственного природного биосферного заповедника
и создание на его территории природного парка - особо охраняемой природной
территории регионального значения.
    На изымаемых у заповедника территориях в рамках планируемого природного
парка предполагается строительство горнолыжного комплекса, что в заповеднике
запрещено законом. Тем не менее, уже идет проектирование инфраструктуры
(дороги и ЛЭП); в ближайшее время может начаться строительство.
    В настоящее время вопрос рассматривается в МПР России. По нашей
информации, департамент ООПТ уже подготовил проект отрицательного заключения
по данному вопросу. Однако, памятуя недавние события с изъятием земель
Сочинского национального парка, когда Министр В.Г.Артюхов согласовал
незаконный проект постановления Правительства (несмотря на отрицательное
заключение на него Государственной службы охраны окружающей среды), можно
ожидать вполне благосклонной реакции Министра на инициативы адыгейских
властей.
    Не удовлетворившись малоэффективными действиями по разрушению отдельных
заповедников и национальных парков, Министерство начало атаку на всю систему
в целом. Практически, весь 2003 год шли постоянные проверки заповедников и
национальных парков. В большинстве своем они проводились сотрудниками
территориальных органов МПР, которые из-за отсутствия опыта мало что понимают в
вопросах организации и функционирования ООПТ. Поэтому проверки не дали
никаких результатов, однако все это дезорганизовывало и без того тяжелую
работу руководителей и коллективов заповедников. При этом следует отметить,
что в тех случаях, когда проверки проводились специалистами департамента
ООПТ и привлеченными ими сотрудниками (в частности, специалистами из
неправительственных организаций), часто вскрывались серьезные нарушения.
Однако никаких мер по ним министерство не принимало.
    Так, проведенная в феврале проверка Тебердинского государственного
природного заповедника показала явную профнепригодность и достаточную
коррумпированность его руководства. Однако все остались на своем посту, а
Министерство фактически отказалось принимать необходимые меры. При проверке
национального парка "Башкирия" были выявлены значительные нарушения режима
национального парка, связанные со строительством Юмагузинского
водохранилища, в частности невыполнение предписания (департамента
государственного контроля и перспективного развития в сфере
природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Приволжскому
федеральному округу) о приостановлении работ, связанных с подготовкой ложа
водохранилища. Информация об указанных нарушениях была, в очередной раз,
доложена руководству МПР. Однако никаких мер по пресечению нарушений и
привлечению виновных к ответственности не принято.     25 Декабрь 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность