Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1266, 16 января 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


         КАЗАХСТАН: ОБСУЖДАЕТСЯ МЕСТО НПО В ОБЩЕСТВЕ


    КОНФЕРЕНЦИЯ
    По инициативе акимата Алматы 28 ноября состоялась городская
научно-практическая конференция, на которой шла речь о том, что не так
давно было в центре внимания участников Гражданского форума: как добиться
взаимодействия органов власти и НПО.
    С основным докладом на конференции выступил заместитель акима Алматы
А.БИЖАНОВ.
    Он подчеркнул, что развитие демократии, создание эффективной экономики
тесно связано с укреплением гражданского общества, основой, несущей
конструкцией которого выступают неправительственные организации (НПО).
Именно они являются своеобразным регулятором общественных отношеий,
выполняют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя
выполнение многих социальных преобразований, способствуют росту гражданской
активности. В числе основных направлений, по которым работают алматинские
НПО, докладчик назвал правозащитное, экологическое, социально - культурное,
здравоохранение и образование.
    Продолжается формирование законодательной базы, регулирующей деятельность
третьего сектора. В 2002 году принят Закон о некоммерческих организациях. На
основании постановления Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002
года , одобрившего "Концепцию государственной поддержки неправительственных
организаций Республики Казахстан" и апрельского (2002 года) постановления "О
Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан
на 2002 - 2004 годы" уже реализуется государственная поддержка НПО.
Вместе с тем необходим Закон о государственном социальном заказе. Его ждут
наши НПО.
    Далее в докладе отмечено, что по-прежнему неправительственные организации
существуют за счет финансирования со стороны международных донорских
организаций. Они не сотрудничают с отечественным коммерческим сектором.
Слабо используют в своих интересах спонсорство, меценатство.
    Теперь, когда наступил этап укрепления гражданского общества, надо
всемерно укреплять сотрудничество между властными структурами и НПО, находить и
применять механизмы оперативных и беспрепятственных связей между ними.
Неправительственные организации должны активнее привлекаться к подготовке и
обсуждению вопросов государственной политики, имея возможность свободно
высказывать свое мнение, даже если оно не всегда совпадает с официальной
государственной линией. НПО должны иметь больше возможностей для разработки
и осуществления различных проектов с участием государства. НПО имеют
достаточный потенциал для участия в разработке программ социально -
экономического развития на районном и городском уровнях. Но именно здесь, в
районном звене, неправительственные организации развиваются пока
неравномерно. Необходимо прилагать усилия для создания разветвленной системы
НПО. Пока что среди них больше организаций, работающих с крупномасштабными
проектами национального уровня. Надо больше уделять внимания их приобщению к
решению проблем на местном уровне.
    А.Бижанов подверг критике "профессиональных грантополучателей", которые
четко усвоили порядок взаимоотношений с донорами, мастерски составляют
проекты, овладев методикой их написания, и готовы отрабатывать любое
направление. К этой категории он отнес до 50% ныне существующих
казахстанских НПО. Докладчик считает, что доноры должны с большей
требовательностью относиться к мониторингу и оценке проектов, поступающих от
НПО, внимательнее наблюдать за эффективностью освоения выделяемых ими
грантов. Пока что есть случаи финансирования слабых, малополезных проектов.
Далее речь шла о совершенствовании системы регистрации НПО, о созданных при
акимате Совете по взаимодействию государственных органов и общественных
организаций и Информационном центре неправительственных организаций. Они
призваны способствовать развитию партнерских отношений между
государственными структурами и НПО и укреплению позиций третьего сектора в
обществе.
    В заключение А.Бижанов остановился на ближайших задачах, в числе которых
он назвал расширение совместной деятельности городского и районных акиматов
Алматы и НПО, содействие становлению нового акиматовского отдела по связям с
неправительственными организациями. Позднее будут создаваться аналогичного
направления секторы в районных властных структурах. Предстоит оказать
большую информационную поддержку третьему сектору, ибо, по словам докладчика
о деятельности НПО алматинцы знают мало. Он также высказал ряд предложений
относительно укрепления экономической независимости НПО. Поставил вопрос о
возможном их самофинансировании посредством предоставления определенных
услуг, взимания членских взносов, реализации печатной продукции, создания
собственных коммерческих организаций.

    КРУГЛЫЙ СТОЛ
    3 декабря в южной столице состоялось заседание "круглого стола"
"Европейский и центрально-азиатский опыт сетей НПО по предотвращению
конфликтов". Мероприятие организовано Фондом Фридриха Эберта и Европейской
Делегацией в Алматы при участии специалистов из Германии и Италии, стран
Центральной Азии.
    Внимание присутствовавших привлекло выступление Елены САДОВСКОЙ -
президента Конфликтологического центра (Алматы) - неправительственной
некоммерческой организации, миссия которой направлена на предупреждение
насильственных конфликтов и их разрешение в Казахстане и Центральной Азии,
а также на оказание содействия становлению гражданского общества. Центр
существует с 1995 года, удостоен в 1998 году награды Европейского Союза и
США "За укрепление демократии и построение гражданского общества".
    Елена Садовская начала свое выступление с полемического замечания о том,
что ни в регионе Центральной Азии, ни в Казахстане в частности, гражданского
общества в полном смысле этого слова еще нет. По определению выступавшей,
гражданское общество - это организации и институты современного социального
порядка, которые независимы от государства и определяют форму
взаимоотношений с государством. Гражданское общество представляет собой
модели различных объединений, таких, как общественные фонды, движения,
ассоциации, иные группы и союзы, которые существуют для выражения интересов
и потребностей, решения проблем различных общественных групп. В настоящее
время идет процесс формирования гражданского общества: где-то более, где-то
менее активный.
    В Казахстане сделано немало. И состоявшийся в октябре 2003 года
Гражданский форум - яркое тому свидетельство. Это событие явилось итогом
взаимодействия различных сил: инициативы гражданского общества, влияния
международных организаций и политической воли высшего руководства. Формат
форума был таков, что на всех переговорных площадках представители НПО имели
возможность встречаться и вести дискуссии с министрами, их заместителями,
руководителями департаментов. Говорили о наболевших проблемах, предлагали
пути взаимодействия. Форум подвел итог 15-летнего развития гражданских
инициатив в Казахстане и свидетельствовал о закреплении, легитимизации
процесса взаимодействия власти и третьего сектора. Есть надежда, что
достигнутые рубежи позволят разработать конкретные, практические механизмы
сотрудничества и сообща двигаться дальше, по пути устойчивого общественного
развития.
    Вместе с тем, по мнению выступавшей, слабость неправительственного
сектора заключается в том, что подавляющая часть его организаций действуют,
в основном, благодаря помощи западных доноров. И они, эти организации,
вполне могут перестать существовать, если такая поддержка прекратится.
    Вторая причина недостаточной силы четырехтысячного, по числу
зарегистрированных организаций, третьего сектора Казахстана, - подчеркнула
Е.Садовская, - в том, что лишь 20-30 % из них действуют активно,
профессионально, принося реальную пользу обществу. По этой причине не
приходится говорить о полнокровных, дееспособных, саморазвивающихся сетях
НПО, так как эти сети просто некому пока формировать. Еще мало у НПО
высокопрофессиональных специалистов в конкретных областях. Пока что
большинство НПО, особенно в глубинках, не имеют технического оснащения,
доступа в Интернет, страдают от информационной ограниченности. Здесь
привычен неквалифицированный менеджмент и неотлаженная бухгалтерская
отчетность.
    Развитию сетевого сотрудничества мешает укоренившая в среде отечественных
НПО практика замкнутого существования. А ведь много можно сделать за счет
взаимообмена интеллектуальными, техническими, информационными и другими
ресурсами. К сожалению, НПО конкурируют в борьбе за ресурсы. Скрывают друг
от друга информацию о донорах, проектах, о своих возможностях. И потому в их
среде нет той открытости, которая позволяет создавать прозрачные, успешно
действующие на принципах взаимного доверия партнерские системы. Существуют
сети информационного обмена среди экологических организаций, гендерных,
правозащитных, но в других областях происходит в основном виртуальное
общение.
    В 1999 году Конфликтологический центр был одним из инициаторов и
организаторов Центрально-Азиатской сети по предупреждению конфликтов.
Международная встреча в Алматы позволила наладить контакты между многими
центрально-азиатскими, восточноевропейскими, другими западными
организациями, инициировать двухсторонние проекты. Центр выпустил
международный справочник, посвященный организациям, работающим в области
разрешения и предупреждения конфликтов в СНГ, поддерживал в течение года
информационный обмен. Однако функционирование сети требует большой
финансовой поддержки. Сети как саморазвивающиеся и устойчивые системы могут
сформироваться в будущем, когда институты гражданского общества сами
достигнут определенного уровня развития и устойчивости. Это не значит, что
над созданием и/или укреплением сетей не следует работать уже сейчас.
Создание Ресурсного центра для обмена информацией - это один из реальных и
назревших проектов для нашего региона и в целом СНГ.
    На сегодняшний день почти нет системной оценки возможностей реально
действующих НПО. Отсутствует анализ информации о том, насколько успешно
действует каждая из них, что сделано за год. Если посмотреть, кто
присутствует на конференциях, семинарах, "круглых столах", кто участвует в
общественных дебатах и дискуссиях, то обнаружится множество одних тех же
лиц, которые "кочуют" с одного мероприятия на другое. Произошла своеобразная
<приватизация> процесса. В то время, как существует много успешно
занимающихся своим делом специалистов из других НПО, которые не привыкли
"светиться" на публике.
    Наибольшее количество работоспособных НПО сосредоточено сейчас в Алматы,
Астане, областных центрах. Это характерно не только для Казахстана, но и
для других стран Центральной Азии. Зачастую НПО действуют вдали от целевых
групп. А между тем конфликты назревают там, где невыносимыми становятся
бедность, отсутствие элементарных условий жизни. Значит, больше внимания
должно уделяться развитию неправительственного сектора непосредственно в
сельской местности. И чтобы государственные социальные заказы в первую
очередь для них стали бы ощутимой поддерживающей силой.
    Елена Садовская заметила, что в связи с подготовкой проекта Закона о
государственном социальном заказе приходится думать, что принесет он НПО.
Наряду со многими положительными последствиями принятия этого
законодательного акта, не исключено, что некоторые НПО, особенно социальные,
вынуждены будут стать более лояльными к требованиям чиновников, легко
управляемыми. И незаметно могут превратиться как бы в часть государственной
системы. А затем использоваться в нужных для функционеров госсистемы целях
пропагандистского характера, в предвыборных кампаниях.
    В последнее время, когда в стране стабилизировалась экономическая
ситуация, через акиматы пошли бюджетные средства на цели государственных
социальных заказов. И то, как они распределяются, родило шутку, что будущий
Закон создается для <жен акимов>. Люди не злословят, а наблюдая, делают
предположения, что государственные гранты, поступающие в акиматы, будут
распределяться <по своим каналам>. Такого рода тенденция не желательна. Она
не позволит эффективно расходовать государственные средства. Надо уже сейчас
создавать прозрачные процедуры информирования о грантах, проведения открытых
конкурсов, контроля за распределением средств, для того, чтобы госзаказы
действительно доставались тем НПО, которые способны выполнить заказ наиболее
качественно и максимально эффективно.
    Заключая свое выступление, Садовская высказала мнение относительно
развития взаимодействия отечественных неправительственных организаций и
казахстанского бизнеса, - таких связей реально пока очень мало. Она видит
в налаживании партнерства с бизнес - структурами один из путей сохранения
самостоятельности третьего сектора, его устойчивого развития, укрепления
гражданского обществ в целом.

            ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ В Е С Т И, No 35,
            rc-ecoforum@carec.kz, 19 декабря 2003 года

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами