Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1276, 26 января 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на ответственную индустрию


      ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ВМЕСТЕ С КИТАМИ МОГУТ ИСЧЕЗНУТЬ И ЛЮДИ


    Компания <Эксон Нефтегаз Лимитед> нарушает права коренного
населения.
    Пресс-релиз о результатах общественной экологической экспертизы
Проекта <Сахалин 1. Стадия 1. Обустройство и добыча. ТЭО строительства>
(территория Николаевского и Ульчского районов Хабаровского края).
    Благодаря информационной поддержке региональной общественной
организации <Экологическая вахта Сахалина>, общественной организации
<Бурятское региональное объединение по Байкалу> (БРО по Байкалу)
совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера (АКМНС)
Хабаровского края удалось завершить проведение общественной экологической
экспертизы (ОЭЭ) Проекта компании <Эксон Нефтегаз Лимитед> по территории
Хабаровского края.
    Итоговый документ экспертной комиссии ОЭЭ был отправлен в Департамент
государственной экологической экспертизы МПР РФ в начале января 2004г.
    Согласно проекту по территории Хабаровского края планируется проложить
заключительный отрезок магистрального нефтепровода длиной 83 км от
м.Каменный (залив Невельского) до бухты Де-Кастри (залив Чихачева), где
планируется построить вдобавок к уже существующему еще один мощный
нефтеотгрузочный терминал для круглогодичной перевозки нефти танкерами в
страны АТР.
    В первом разделе Итогового документа <Правовые и процедурные вопросы>
независимыми экспертами был отмечен ряд нарушений федерального закона <Об
экологической экспертизе>. Так, в частности, заказчик инвестиционного
проекта, компания <Эксон Нефтегаз Лимитед> (в дальнейшем - ЭНЛ) провела
ряд встреч и консультаций с общественностью Хабаровского края осенью 2002г.,
используя материалы проекта на стадии <Обоснование инвестиций> уже после
получения положительного заключения экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы (ГЭЭ) проекта на стадии <Обоснование инвестиций>
(приказ МПР РФ об утверждении заключения экспертной комиссии ГЭЭ проекта
<Сахалин 1. Стадия Обоснование инвестиций> от 24.07.2002 No 466).
    Частично материалы этих встреч и обсуждений с общественностью вошли в
состав документов, поданных на ГЭЭ следующей стадии проекта <ТЭО
строительства>. Тем самым компания ЭНЛ фактически ввела в заблуждение
государственные органы, уполномоченные проводить ГЭЭ федерального уровня.
Заказчик проекта не предоставил в полном объеме и в установленные законом
сроки материалы проекта <БРО по Байкалу>, несмотря на соответствующий
запрос и регистрацию ОЭЭ в Ульчском районе Хабаровского края, а также
ходатайство АКМНС Хабаровского края, направленное в адрес заказчика.
    Несмотря на ряд запросов АКМНС Хабаровского края с просьбой предоставить
материалы проекта с полной информацией о воздействии проекта на традиционный
образ жизни и хозяйствования коренных народов по трассе планируемого
нефтепровода, об ущербах и компенсациях коренному населению, компания
ограничилась предоставлением только <Сводной информации о разделе по охране
окружающей среды, С-1>, который соответствует резюме нетехнического характера
и не дает ответа на поставленные вопросы. Тем самым компания ЭНЛ грубо
нарушила конституционные права граждан России на получение достоверной
информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в
принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
    Только благодаря информационной помощи общественной организации
<Экологическая вахта Сахалина>, которая откликнулась на запрос БРО по
Байкалу, эксперты ОЭЭ смогли получить частичный доступ к необходимым
информационным материалам.
    Здесь же обращается внимание контрольных государственных органов на то,
что уже фактически начаты строительные работы по реализации проекта в районе
бухты Де-Кастри до получения положительного заключения ГЭЭ на проектную
документацию. В разделе <Воздействие на  биоразнообразие природных объектов>
экспертами ОЭЭ отмечено, что предыдущая деятельность представителей
консорциума <Сахалин 1> - инвесторов проекта уже привели к негативному
воздействию на рыбопромысловые участки залива Чихачева, принадлежащие
национальному колхозу <60 лет Октября>.
    В 1998 г. был разлив нефти, который послужил причиной снижения до 90%
нерестовых и нагульных площадей залива (до сих пор местное население не
получило должной компенсации за нанесенный ущерб). Разработчики проекта не
дали полномасштабную оценку воздействия на водные экосистемы
дноуглубительных работ в заливе, в результате которых планируется выемка
около полумиллиона куб. м грунта и складирования его в другое место вблизи
залива Чихачева.
    Фактически коренное население может лишиться своего основного вида
традиционного промысла - рыболовства, что поставит этнос на грань
исчезновения. Ситуация настолько серьезная, что эксперты ОЭЭ потребовали от
заказчика,  в первую очередь, восстановления уже загрязненных территорий и
выплаты соответствующей компенсации местному населению в полном объеме с
учетом упущенной выгоды, а во-вторых, за счет средств заказчика должна быть
проведена этнологическая экспертиза проекта с участием АКМНС Хабаровского
края и представителей коренного населения Николаевского и Ульчского районов.
Эксперты также отметили другие недостатки проекта, связанные с неучетом
экологических, социальных и экономических вопросов.
    В заключительном разделе Итогового документа ОЭЭ <Воздействие на
исконную среду обитания, традиционный образ жизни, хозяйствования и культуру
коренных малочисленных народов Севера и местных сообществ> показано, что
<представленные материалы  "Проект "Сахалин-1". Стадия 1 "Обустройство и
добыча" ТЭО строительства" не содержат достаточной информации о
социально-экономических условиях проживания, прогнозируемых воздействиях на
окружающую природную среду и связанных с ними последствий для традиционного
образа жизни и культуры коренных народов и местных сообществ, а также
достаточности предусмотренных мер по компенсации ущербов от намечаемой
деятельности, по обеспечению  предупреждения возможных неблагоприятных
последствий этой деятельности на исконную среду обитания, традиционный
образ жизни и культуру коренного населения и местных сообществ, что
противоречит принципам <комплексности оценки воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении
экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу> (статья 3 ФЗ <Об экологической экспертизе>).
    Судя по представленной информации, намечаемая деятельность потенциально
угрожает основам существования коренных народов и местных сообществ,
противоречит международным обязательствам Российской Федерации,
зафиксированным, в частности, в статьях 8 j и 10 с,d  Конвенции о
биоразнообразии>.
    В связи с вышесказанным  экспертная комиссия ОЭЭ рекомендует
представленный "Проект "Сахалин-1". Стадия 1 "Обустройство и добыча". ТЭО
строительства" доработать  по замечаниям и предложениям и представить
повторно на экспертизу.
        Бурятское региональное объединение по Байкалу
        Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
     Подготовил: председатель экспертной комиссии Шапхаев С.Г.,
                 БРО по Байкалу, shap@esstu.ru, 26 января 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами