Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1334, 24 марта 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


               КАЗАХСТАН БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ УСТОЙЧИВО


     Правительство Республики Казахстан издало постановление No 345
от 19 марта 2004 года "О Совете по устойчивому развитию Республики
Казахстан".
     Совет по устойчивому развитию образован при Правительстве Республики
Казахстан и создан "в целях выработки предложений по формированию
государственной политики, усилению межведомственной координации и
межсекторальной интеграции для эффективного перехода Республики
Казахстан к устойчивому развитию".
     Совет по устойчивому развитию будет состоять из представителей трех
секторов: экономического, экологического и социального. В деятельность
Совета по устойчивому развитию должны быть вовлечены представители
государственных органов, Парламента РК, а также гражданского общества,
бизнес-структур. Это является одним из основных рекомендуемых ООН
условий создания и работы Комиссии по устойчивому развитию.
     Основная цель деятельности Совета - на основе межсекторального
сотрудничества государственных органов, бизнеса и общественных
организаций содействовать формированию государственной политики по
вопросам устойчивого развития, выполнению решений Всемирного саммита по
устойчивому развитию и разработке Казахстанской Повестки дня на 21 век,
как модели устойчивого развития Казахстана.
     Основные направления деятельности Совета по  устойчивому развитию:
  1) внедрение устойчивых моделей производства и потребления (строительная
индустрия и др.);
  2) борьба с опустыниванием;
  3) борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
  4) сохранение биологического разнообразия и культурного наследия;
  5) развитие устойчивых транспортных систем;
  6) снижение выбросов, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих
веществ;
  7) доступ к питьевой воде, решение трансграничных, в том числе водных
проблем;
  8) ресурсосбережение, использование новых и экологически безопасных
технологий;
  9) энергоэффективность и энергосбережение;
  10) радиационная и химическая безопасность и управление отходами;
  11) предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
  12) глобализация и торговля;
  13) разработка программ и создание институциональных структур
устойчивого развития, образование и информационная инфраструктура;
  14) решение территориальных проблем устойчивого развития.
    Существует много определений термина <устойчивое развитие>. Наиболее
широко цитируемое определение было дано в 1987 Всемирной Комиссией по
Окружающей Среде и Развитию (ВКОСР), известной также как Брундтлендская
Комиссия.
    Согласно этому определению, <устойчивое развитие> - это <экономическое и
социальное развитие, удовлетворяющее потребности нынешнего поколения,
при этом не ограничивая возможность следующих поколений удовлетворять их
потребности>.
    Действия, направленные на удовлетворение нужд нынешнего и будущих
поколений имеет несколько смысловых составляющих. <Удовлетворение
потребностей нынешнего поколения> подразумевает:
 - Экономические потребности - включают доступ к ценностям,
обеспечивающим достойную жизнь или продуктивную экономическую
активность; также экономическую безопасность в случае потери работы,
болезни, увечья или других подобных случаях.
 - Социальные, культурные потребности и медицинские потребности -
включают жилье, благоприятное для здоровья, безопасное и доступное,
подключенное к водоснабжению и канализации. Расположенное в районе,
имеющем развитую инфраструктуру транспорта, медицинского обслуживания,
детского образования и защищенное от экологических катастроф.
 - Политические потребности - включает свободу участвовать в политических
процессах на национальном и местном уровнях и в принимаемых решениях,
касающихся управления и развития местности, где проживает человек, в
рамках более широкого процесса, гарантирующего уважение гражданских и
политических прав и применение экологического законодательства.
    Удовлетворение этих потребностей, <при этом не ограничивая возможность
будущих поколений удовлетворять их потребности>, означает:
 - Минимизация использования не-возобновляемых ресурсов - включает
минимизацию потребления ископаемого топлива и замена их возобновляемыми
ресурсами, где возможно, а также минимизацию образования отходов при
использовании минеральных ресурсов (снижение использования, повторное
использование, переработка и т.п.)
 - Устойчивое использование возобновляемых ресурсов - включает
использование пресной воды, почвы и лесов, с учетом уровня их
естественного возобновления.
    В настоящее время эти <предварительные условия> редко выполняются. Как
результат, мир движется скорее от, чем к <устойчивости>. Причин этому
много, но их все можно объединить в две большие группы: недостатки
рынка, когда экономика не учитывает социальную и экологическую
составляющую стоимости ресурсов. И недостатки политические, когда
правительства косвенно поощряют деградацию окружающей среды и
возникновение социальных проблем. Это не вопрос того, должны ли
правительства вмешиваться и направлять развитие в сторону
<устойчивости>, но, скорее, как они должны это делать.
    Вслед за публикацией Брундтлендского отчета появилось множество
альтернативных определений устойчивого развития. В основном, эти
определения включают две компоненты:
 * определение <развития> (какие основные цели развития: экономический
рост, основные потребности, права и т.п.);
 * условия, необходимые для <устойчивости>.
    Существуют существенные расхождения между профессионалами относительно
определения <устойчивое развитие>. Эти разногласия в основном касаются
того, как в действии осуществить идеи устойчивого развития.
    Устойчивое развитие, возможно, лучше рассматривать как амбициозную цель,
поддерживаемую правительствами, бизнесом и обществом.
    Сегодня общепризнанно, что устойчивое развитие держится на трех
колоннах:
 - Экономика: создание материальных ценностей;
 - Общество: борьба с бедностью и улучшение качества жизни;
 - Экология: сохранение природных ресурсов для будущих поколений.
    Традиционно, общество пытается ставить социальные, экономические и
экологические цели, но, зачастую, изолированно друг от друга. Цели по
защите природы ставились без учета задач экономического роста или борьбы
с бедностью. Результатом явилось создание коротко-живущих <зеленых
островов> в море <неустойчивости>. Те, кто принимают решения начинают
сегодня осознавать, что экологические цели могут быть достигнуты только
путем их интеграции их в основной поток построения социальной и
экономической политики.
    Десятилетний опыт новых независимых государств ЦА показал, что
разрозненные усилия отдельных секторов, стран или международных
организаций не приводят к ожидаемым результатам и не решили серьезных
проблем окружающей среды и развития региона. Наглядным примером этому
может служить разрушение экосистемы Аральского моря, деградация горных
экосистем, сокращение плодородия земель, нерациональное водопользование
и др.
    Сами страны, международные организации и эксперты в своих оценках
прошлого опыта сходятся во мнении в отношении основных причин
неэффективности выполняемых программ в области экологии и устойчивого
развития и называли такие проблемы как:
 - Слабый потенциал государственных, местных и общественных организаций,
защищающих интересы окружающей среды;
 - Закрытость или ограниченный доступ к информации, особенно на стадии
планирования, непрозрачность процесса принятия решений;
 - Отсутствие четко обозначенных общих целей и измеряемых индикаторов,
существующие конфликты между секторальными интересами и целями;
 - Неразвитость правовых и институциональных механизмов для формирования
общих целей и достижения консенсуса между секторами, странами,
различными уровнями управления и заинтересованными группами.
    На Конференции по окружающей среде и развитию, которая состоялась в
1992 году в г. Рио-де-Жанейро, были приняты Декларация, Рамочная
конвенция по изменению климата, Конвенция по сохранению биологического
разнообразия и <Повестка дня на 21 век>, которые стали основополагающими
документами по переходу к новой модели развития цивилизации -
устойчивому развитию.
    Более 170 стран мира, в том числе и Казахстан, приняли на себя
обязательства создать Национальные комиссии или советы по устойчивому
развитию, а также разработать национальные <Повестки дня на 21 век>.
    В настоящее время национальные комиссии и советы по устойчивому
развитию при высшем руководстве государств уже созданы более чем в 80
странах мира, в том числе, и в Центральной Азии.
    Казахстанская делегация участвовала в работе Всемирного саммита по
устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) и подтвердила
позицию страны по поддержке усилий стран, направленных  на создание
Национальных комиссий по устойчивому развитию (НКУР) как органа
межсекторального взаимодействия и межведомственной координации для целей
выработки общих целей, стратегий, моделей и планов действий по переходу
к устойчивому развитию.
    Казахстан является членом  Комиссии ООН по устойчивому развитию с 1998
года. В 2000-2002 гг. совместно с Программой Развития ООН в Казахстане
была выполнена программа <Институциональное усиление для устойчивого
развития>. Сейчас в стадии реализации находится программа <Усиление
системы управления охраной окружающей среды для устойчивого развития>
(2003-2004 гг.). В рамках этой программы при поддержке экспертов ПРООН
были подготовлены предложения о создании Национальной комиссии по
устойчивому развитию в Казахстане.
    Министерством охраны окружающей среды уже ведется формирование
информационной базы по устойчивому развитию, а также совместно с
заинтересованными сторонами начата разработка и внедрение индикаторов
устойчивого развития.

     Источник: АГЕНТСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ "GREENWOMEN"
               greenwomen@nursat.kz, 24 марта 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами