Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1346, 5 апреля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственную власть


     УЗБЕКИСТАН: ЭКО-ПРАВОЗАЩИТНИК ИССЛЕДУЕТ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ



    ДОКЛАД
    Соблюдение Конституционной свободы на создание политических
партий и общественных объединений
    Мониторинг "соблюдение Конституционной свободы на создание
политических партий и общественных объединений" проведен инициативной
группой общественного объединения "DEMOKRATIYA VA HUQUQ",
объединившейся для регистрации 4 июня 2003 года.
    Цель :
 * определить соответствие международным стандартам и Конституции
Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан "Об общественных
объединениях в Республике Узбекистан", "О негосударственных
некоммерческих организациях" и приложения к Постановлению Кабинета
Министров от 12.03.1993 г. № 132 (Правила рассмотрения заявлений
о регистрации уставов общественных объединений, действующих на
территории Республики Узбекистан).
 * выявить нарушения в процедуре регистрации уставов общественных
объединений, допускаемые органами юстиции и причины этих нарушений.
 * выработать рекомендации для исправления существующего положения.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Наличие в государстве достаточного количества негосударственных
некоммерческих организаций (ННО) является одним из важнейших условий
построения гражданского общества, необходимого в действительно
правовом государстве. Только свободные, самостоятельные граждане,
занимающие активную жизненную позицию, взаимодействуя с властными
структурами, способны изменить ситуацию, сложившуюся в современном
Узбекистане. Наличие проблем переходного периода - таких, как
значительные экономические трудности, коррупция, нарушение
социально-экономических, гражданских и политических прав населения,-
должно вызывать серьезную озабоченность Президента и правительства
республики.
    Опыт развитых стран показывает, что для реализации законных прав и
свобод граждан необходима постоянная работа по повышению правового
сознания и правовой культуры народа. Постоянный контроль за
деятельностью органов государственной власти, осуществляемый
представителями ННО, позволяет ускорить процесс демократизации
общества.
    Предварительная информация.
    За период 1996-2004 г.г. в Республике Узбекистан зарегистрированы
3 правозащитные организации, 16 организациям в регистрации отказано
("Мазлум", ОПЧУ, "Матери против смертной казни и пыток", ЦДИ  и др.).
    Регистрация ННО, не занимающихся правозащитой также вызывает проблемы.
7 августа, в день подачи заявления был опрошен гражданин, в течении 2,5 лет
пытающийся зарегистрировать благотворительную организацию. Из опроса
выяснилось, что за это время он трижды уплатил взнос за регистрацию, ходит
в Минюст 2 раза в месяц, но перспективы регистрации не видит.
    Из опроса членов инициативных групп  ("Товарищество взаимопомощи",
"Центр демократии и права человека" и др.) и зарегистрированных
организаций выяснено, что процедура регистрации длится не менее 1,5
лет. Представители Министерства юстиции и его подразделений нарушают
сроки регистрации, предъявляют необоснованные требования к документам,
подаваемым на регистрацию, после внесения указанных исправлений
указывают на новые несущественные ошибки и требуют их исправления.
В некоторых случаях заявителям было объявлено :"правозащитные
организации регистрировать не будем".
    Юридические стандарты.
    Статья 34 Конституции Республики Узбекистан.
    Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в
профессиональные союзы, политические партии и другие общественные
объединения, участвовать в массовых движениях.
    Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих
оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных
объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах
власти.
    Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.
 1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая
право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих
интересов.
 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме
тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной или общественной
безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности
населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не
препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для
лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
 3. Ничто в настоящей статье не дает права государствам, участвующим в
Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно
свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать
законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной
Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб
этим гарантиям.
    Статья 23 закона Республики Узбекистан "О негосударственных
некоммерческих организациях".
Орган юстиции, принявший документы для государственной регистрации
негосударственной некоммерческой организации, в двухмесячный срок
рассматривает и принимает решение о государственной регистрации или
отказе в государственной регистрации негосударственной некоммерческой
организации и выдает учредителям в течении трех дней с момента
принятия решения свидетельство о государственной регистрации либо
документ с указанием конкретных положений законодательства, нарушение
которых повлекло отказ в государственной регистрации.
    ч.12,13 статьи 25 закона Республики Узбекистан "О негосударственных
некоммерческих организациях".
    Отказ в государственной регистрации негосударственной некоммерческой
организации не является препятствием для повторной подачи документов
на государственную регистрацию при условии устранения оснований
отказа.
    Рассмотрение повторного обращения в орган юстиции, регистрирующий
негосударственную некоммерческую организацию, и вынесение по этому
обращению решения производятся в порядке, предусмотренном настоящим
Законом.
    Выдержки из Положения о Министерстве юстиции РУз, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров от 27 августа 2003 г. " О мерах по
дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции РУз.
Основными задачами Министерства являются :
 * обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией
и законами, всемерного развития институтов гражданского общества,
укрепления их правовых основ;
 * обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в
том числе негосударственных некоммерческих организаций;
 * повышение эффективности работы по материально-техническому и
финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной
независимости и самостоятельности.
    В соответствии с возложенными на него задачами Министерство:
 * создает резерв, организует подготовку, осуществляет подбор и в
установленном порядке участвует в расстановке кадров органов
учреждений юстиции и судов, организует их переподготовку,…
* организует рассмотрение писем, заявлений, жалоб граждан, предприятий,
учреждений и организаций, связанных с организацией работы Министерства,
подведомственных ему органов и судов и принимает меры к устранению
отмеченных в них недостатков.
    Исследование проблемы
    Проблема проиллюстрирована на примере общественного объединения
"DEMOKRATIYA VA HUQUQ".
    7 августа 2003 года в Министерство юстиции были представлены документы
для регистрации общественного объединения "DEMOKRATIYA VA HUQUQ".
    13 октября получено решение за подписью Ж.Х.Абдусаттарова, в котором
указаны 26 замечаний и сообщается об оставлении заявления без результата.
    5 ноября, в соответствии со ст. 12 закона "Об общественных
объединениях в Республике Узбекистан" направлена жалоба в Верховный
суд по гражданским делам. 18 ноября получен ответ с рекомендацией
обратиться в соответствующий межрайонный суд.
    3 декабря подана жалоба на имя министра юстиции о действиях
Абдусаттарова, нарушающих свободы и права граждан. На момент
предоставления доклада ответ не получен.
    12 декабря подана жалоба в Мирзо-Улугбекский межрайонный суд. Исковые
требования:
 * отменить незаконное решение 15-580;
 * обязать Министерство юстиции произвести регистрацию после устранения
технических ошибок;
 * сообщить прокурору о наличии признаков преступления в действиях
Абдусаттарова Ж.Х.;
 * предоставить компенсацию за необоснованно потраченное время.
     Слушания дела были назначены на 15 января, 27 января, 6 февраля и 12
февраля, вел дело судья Якубов Ф.С. На первые два слушания
представитель ответчика не явился, хотя был своевременно извещен о
времени и месте судебного заседания.
    6 февраля в зал заседания прибыл представитель ответчика, чьи
полномочия не были должным образом удостоверены. После 2-х часового
ожидания и настойчивых заявлений истца судья вынес определение о
рассмотрении дела в заочном порядке, однако, во время оформления
определения в суд прибыл представитель ответчика. Судья открыл
заседание с участием сторон с опозданием на 2 часа 40 минут.
    Истец Кунгуров Н. заявил о признании 5 замечаний, но отметил, что они
являются техническими ошибками и проблему можно было решить в рабочем
порядке. По 21 замечанию истец предоставил мотивированные
доказательства их несостоятельности.
    Представитель Министерства юстиции И.Абдуллаев исковые требования не
признал, заявил, что обращение в суд преждевременно. В зале суда он
неверно трактовал принципы и нормы закона, продемонстрировал незнание
современного законодательства, пытался ввести в заблуждение истца и
суд.
    На слушание дела 12 февраля И.Абдуллаев предоставил речь для
выступления в прениях в письменном виде. В этом документе он
указывает, что 2 замечания "сделаны ошибочно", 6 замечаний сделаны "на
усмотрение учредителей", по остальным замечаниям были предоставлены
немотивированные рассуждения общего характера.
    В этот же день было принято решение и оглашена резолютивная часть
решения: "в исковых требованиях полностью отказать". Мотивировочная
часть решения подготовлена 21 февраля, на 6 дней позже срока,
установленного законом.
    На момент представления доклада общественное объединение не
зарегистрировано, инициированы процедуры апелляционного обжалования и
опротестования решения прокурором.
    В процессе регистрации выявлены многочисленные нарушения законов
Республики Узбекистан, допущенные сотрудниками Верховного суда по
гражданским делам, Министерства юстиции и Мирзо-Улугбекского
межрайонного суда по гражданским делам.
    В том числе :
    Верховный суд:
 * заместитель начальника отдела жалоб суда Парпиева Г. не выполнила
требования ст. 153 ГПК т.к., отказывая в приеме жалобы, судья должен
вынести мотивированное определение.
    Министерство юстиции:
 * сотрудники отдела регистрации предъявили незаконное требование
предоставить по 3 копии всех документов;
 * не зарегистрировали получение учредительных документов;
 * нарушили срок рассмотрения заявления;
 * вынесли не предусмотренное законом решение;
 * предъявили заявителю свыше 20 необоснованных замечаний;
 * оставили без ответа жалобу на имя министра Юстиции;
 * не обеспечили явку в суд представителя;
 * не предоставили объяснения причин неявки.
    Судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда :
 * неоднократно нарушил процедуру подготовки дела к разбирательству;
 * практически не участвовал в рассмотрении дела, что говорит о его
предрешенности;
 * не ознакомил истца с информацией, предоставленной ответчиком, тогда
как своевременное ознакомление могло повлиять на исход дела;
 * нарушил срок подготовки решения;
 * при принятии решения неправильно применил нормы материального права;
 * принял решение, основанное на недоказанных обстоятельствах дела;
 * сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
    Выводы и рекомендации.
    Учитывая статус Министерства юстиции, как центрального органа
исполнительной власти, обеспечивающего реализацию политики в сфере
юстиции, можно утверждать, что выявленные проблемы являются
проявлением политики государства. Для обоснования вывода приводятся
следующие факты :
    Сотрудники Министерства юстиции умышленно затягивают процедуру
регистрации общественных объединений, плохо ориентируются в
законодательстве Республики Узбекистан, предъявляют необоснованные
требования к заявителям, что приводит к нарушениям прав граждан,
закрепленных Конституцией Республики Узбекистан и положениями
международных договоров с участием Республики Узбекистан.
    После введения в действие закона Республики Узбекистан "О
негосударственных некоммерческих организациях", Правила регистрации
уставов общественных объединений и закон "Об общественных объединениях
в Республике Узбекистан" должны действовать только в части, не
противоречащей закону "О ННО". Несмотря на это, сотрудники отдела
регистрации руководствуются положениями устаревших нормативно-
правовых актов, ссылаясь на то, что "эти положения никто не отменял".
Попытки доказать, что в данном случае действую положения акта
принятого позднее или акта, имеющего более высокую юридическую силу
(ст.14 закона РУз "О нормативно-правовых актах") не имели успеха.
    Обжалование действий сотрудников Минюста в суде не имеет перспективы,
так как практически все юристы каким- либо образом зависимы от
Министерства юстиции. Видимо, по этой причине ни один адвокат не
взялся защищать интересы членов нашего объединения. Судья также сделал
все возможное, чтобы не "поссориться" с организацией, осуществляющей
подготовку, расстановку кадров и принимающей участие в обеспечении
финансовой деятельности судов.
    Для устранения причин сложившейся ситуации необходимо:
 * привести в соответствие с законом РУз "О негосударственных
некоммерческих организациях" ранее принятые нормативно-правовые акты,
регулирующие процедуру регистрации;
 * принять неотложные меры по обучению сотрудников отдела регистрации
Министерства юстиции;
 * устранить из задач Минюста функции, приводящие к возникновению
зависимости судей;
 * привлечь к ответственности сотрудников, нарушающих права граждан;
 * довести информацию до органов государственного управления.
    Копии доклада направлены в управление защиты прав человека
Министерства юстиции, Генеральному Прокурору Республики Узбекистан,
Омбудсману Республики Узбекистан, заинтересованным иностранным и
международным организациям.
    Приложения :
 1. Решение 15-580, вынесенное заместителем начальника отдела
регистрации общественных объединений Минюста Абдусаттаровым Ж.Х.
 2. Заявление в Мирзо-Улугбекский межрайонный суд ( аналогичные
заявления были направлены Министру юстиции и в Верховный суд).
 3. Решение Мирзо-Улугбекского суда от 21. 02. 2004 г.
 4. Речь для выступления в прениях истца Кунгурова Н.Ф.
5. Информация, использованная для выступления в прениях представителем
ответчика.
    Документы, подтверждающие упомянутые в тексте факты, могут быть
получены у председателя общественного объединения "DEMOKRATIYA VA
HUQUQ" Кунгурова Н.Ф. тел. 155-49-13, e-mail : kinnnik62@rambler.ru
    Отправил Ахтам Шаймарданов, Экологический правозащитный центр
"Чирчик-дарё" Узбекистан
              aralsearegion@mail.ru, 28 марта 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами