Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1348, 7 апреля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


           РОССИЯ: ПИСЬМО СИЯТЕЛЬНОМУ ЛИЦУ "ЗА ЗАПОВЕДНИКИ"
               (за кулисами административных реформ)


                               Председателю Правительства
                               Российской Федерации
                               М.Е.Фрадкову

    Уважаемый Михаил Ефимович!
    Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным
место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных
территорий - государственными природными заповедниками, национальными
парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых
природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной
формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской
Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.
No 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима
в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
    Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного
использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического
и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы. При этом
наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как
эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной
системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные
заповедники и национальные парки Российской Федерации.
    Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у
истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и
энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных
достижений нашего Отечества.
    На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35
национальных парков, 95 государственных природных заповедников, 11
федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории Российской
Федерации. В соответствии с действующим законодательством государственные
природные заповедники и национальные парки имеют статус федеральных
государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9 тысяч штатных
работников, реализующих поставленные законом задачи в области охраны
природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического
просвещения.
    Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в
складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления в
сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную
обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента
России от 09.03.2004 г. No 314 <О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти> ни само Министерство Природных Ресурсов России, ни
Федеральная служба по надзору  в сфере экологии и природопользования, ни
Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более другие агентства) в
силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных ограничений
в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного
руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть
государственных природных заповедников и национальных парков.
    Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы
находятся особо охраняемые природные территории. При этом к числу основных
функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный контроль за
соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Таким образом,
осуществление государственного управления этими объектами (т.е.
многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную и хозяйственную
деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим Положением
о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений
о других органах власти в структуре <природно-ресурсного блока> данная
функция также отсутствует. Нерешенность этого вопроса создает угрозу
паралича государственного управления федеральной системой заповедников и
национальных парков, что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой
реформы отношений собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это
ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование всей
системы ООПТ в целом.
    В этой связи представляется необходимым:
 * принять взвешенное решение о том, какой именно орган <природно-ресурсного>
блока будет осуществлять государственное управление в области организации и
функционирования государственных природных заповедников, национальных парков
и государственных природных заказников федерального значения, ранее
находившихся в ведении МПР России;
 * сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное
подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых
природных территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями,
укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных специалистов,
имеющих практический опыт работы в данной сфере и необходимую
профессиональную подготовку;
 * сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в
данной сфере.
    Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в
установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального
агентства по особо охраняемым природным территориям, специально
уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере.
    В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного
государственного управления общенациональными системами природных резерватов,
в том числе - в крупных по площади федеративных государствах. При этом в США
и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах,
снискавших мировую известность своими национальными природными резерватами,
государственное управление ими осуществляется через специализированные
службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся в составе
национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е.
функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в
полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой
самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться в
Украине, по этому пути пытается идти Грузия.
    К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не был в должной
мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов
исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы.
Реализация успешной и апробированной во многих федеративных государствах
мира управленческой модели, по нашему убеждению, должно существенно повысить
эффективность государственного управления в области охраны живой природы и
в первую очередь - федеральной системой государственных заповедников,
национальных парков и заказников.
    Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного
управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном
уровне - веление времени.

          Президент Центра экологической политики России,
                    член-корреспондент РАН А.В.Яблоков
          Сопредседатель Международного социально-экологического союза,
                        Член Комиссии по правам человека при Президенте
                        Российской Федерации С.И. Забелин
          Директор по охране природы Всемирный фонд дикой природы (WWF)
                   России, доктор географических наук Е.А.Шварц

                         Источник: svet@seu.ru, 6 апреля 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами