Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1352, 11 апреля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


                     И ВНОВЬ О ДЕЛАХ ЗАПОВЕДНЫХ


    БЕЛОРУССКАЯ ПУЩА
    ХРОНИКА УНИЧТОЖЕНИЯ БЕЛОВЕЖСКОГО ПЕРВОБЫТНОГО ЛЕСА В 2003 г.
НА САЙТЕ "БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА - XXI ВЕК"
    На сайте Беловежская пуща - XXI век в разделе Фотофакт
(http://bp21.org.by/ru/ff/) произошли новые обновления материалов.
В этот раздел добавлено 13 новых страниц, которые познакомят Вас с хроникой
дальнейшего уничтожения Беловежского Первобытного Леса и другими нарушениями
в Национальном парке "Беловежская пуща", происшедшими в 2003 г.
    Многочисленные факты и доказательства свидетельствуют о продолжении
нарушения администрацией Национального парка "Беловежская пуща"
природоохранного законодательства Беларуси и международных конвенций, об
игнорировании заповедной науки и законов экологии, о нерациональном ведении
хозяйства, а то и просто об экологическом и экономическом авантюризме. Все
страницы сопровождаются фотографиями, подтверждающими нарушения, и подробным
описанием событий. Указываются экологические правонарушения, нарушения
статей законодательства и юридическая ответственность. Имеются ссылки на
документы.
     На особо охраняемых природных территориях (ООПТ), к которым относится и
Беловежская пуща, вся деятельность должна быть направлена на сохранение
биоразнообразия и устойчивое развитие экосистем уникального природного
комплекса. На таких территориях допускается ведение ограниченной
хозяйственной деятельности, преимущественно традиционных ее видов (уборка
сухостойной древесины в ограниченных объемах, сенокошение, селекционное
изъятие диких животных, обслуживание приусадебных участков и дорожной сети и
некоторые другие), которые проводились на протяжении длительного времени и
не наносили существенного ущерба природному комплексу.
     Вся хозяйственная деятельность в Беловежской пуще должна вестись в
соответствии с Законом Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных
территориях и объектах" и Положением о Национальном парке "Беловежская пуща"
(которое за 12 лет еще не "разработано" в национальном парке), согласно
проекта лесоустроительных работ на ревизионный период и на основе передовых
разработок и достижений в заповедной науке. Методы и способы хозяйствования
должны быть "мягкими", щадящими, то есть они должны быть направлены на
снижение негативных влияний и поддержание экологического равновесия в
природном комплексе и не должны иметь отрицательных последствий для природы
и биоразнообразия ООПТ. В соответствии с современной концепцией сохранения и
устойчивого развития ООПТ необходимо учитывать также интересы местного
населения.
    Эти правила и подходы зачастую грубо и по варварски нарушаются
администрацией Национального парка "Беловежская пуща", уже 3 года
возглавляемого лесопромышленником и деревопереработчиком Николаем Бамбизой.
Он хорошо известен белорусским экологам и "зеленым" благодаря своей
скандальной лесопромышленной деятельности в другом белорусском национальном
парке - "Припятском", где он также был одно время директором. Противоправная
деятельность этого человека в Беловежской пуще, идущая в разрез с заповедным
делом и экологической наукой, уже на протяжении трех лет сопровождается
постоянными разоблачениями и скандалами. Эта деятельность была подробно
описана и показана в прошлом году в разделе "Фотофакт"
(http://bp21.org.by/ru/ff/), 2001 - 2002.
    Однако, вся эта информация не просто осталась без внимания
природоохранных и правоохранительных органов Беларуси. Наоборот, было
сделано все возможное, чтобы ее не проверить, факты "не подтвердить",
устроить показушные "пресс-туры" и "пресс-конференции", отписаться письмами
не по существу и заявить, что все в порядке. Игнорируются не только
многочисленные разоблачительные публикации в прессе и факты интернет-сайтов,
но даже остаются без должного внимания письма жителей Беловежской пущи.
Непосредственные исполнители и виновники данных правонарушений так и не
понесли никакого наказания. Более того, контракты с ними были продлены на
следующие сроки, надо полагать, в качестве поощрения их дальнейшей
противоправной деятельности в Беловежской пуще. Из этого следует, что за
всем этим стоят вполне конкретные интересы конкретных влиятельных людей. Они
не заинтересованы в прекращении политики уничтожения реликтового леса и
варварской эксплуатации бесценной заповедной природы Беловежской пущи,
которую они используют в своих личных интересах в ущерб природе, народу
Беларуси и мировому сообществу. Чтобы убедиться, какова будет реакция
государственных органов на этот раз - осталось ждать не долго: материалы
Интернет-сайта доступны всем заинтересованным в конструктивном диалоге
сторонам и лицам. Дальнейшее покрывательство, защита и поддержка
противоправных действий администрации Беловежской пущи или наконец-то
принятие административных мер наказания и возбуждение уголовных дел по
фактам этих противоправных действий будут лучшим доказательством истинных
целей нынешних "хранителей" и "хозяев" Беловежской пущи.
    Вы можете познакомиться с содержанием страниц "Хроники уничтожения
Беловежского Первобытного Леса", посетив раздел сайта "Фотофакт" (2003 -
http://bp21.org.by/ru/ff/) или щелкнув мышкой по отдельным интересующим
вас названиям, которые помещены ниже.
    ХРОНИКА УНИЧТОЖЕНИЯ БЕЛОВЕЖСКОГО ПЕРВОБЫТНОГО ЛЕСА В 2003 Г.
    Проведение интенсивных вырубок пораженного короедом леса (2003) -
продолжение (http://bp21.org.by/ru/ff/foto15.html)
    Вырубка научных постоянных пробных площадей (2003) - продолжение
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto16.html)
    Искусственные посадки в местах вырубки реликтового леса (весна 2003 г.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto17.html)
    Вырубка живых старовозрастных сосен в охраняемых кварталах (2003) -
продолжение (http://bp21.org.by/ru/ff/foto18.html)
    В лесу гниет сто тысяч кубометров невывезенной древесины (2003 г.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto19.html)
    Неэффективная деревообработка (2003 г.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto20.html)
    Лесопильные заводы вокруг Беловежской пущи (2002 - 2003 гг.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto21.html)
    Выжигание сухой растительности (апрель 2003 г.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto22.html)
    Журналист "Комсомолки" стал очевидцем незаконной вырубки живого леса
(январь 2003 г.) (http://bp21.org.by/ru/ff/foto23.html)
    Мелиоративные работы на территории национального парка (2002-2003 гг.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto24.html)
    Дом, в котором проживает директор Беловежской пущи (2001 - 2003 гг.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto25.html)
     Пожар в молодняках (август 2003 г.)
(http://bp21.org.by/ru/ff/foto26.html)
    Туристический комплекс и разрушение пущанских традиций (2001 - 2003
гг.) (http://bp21.org.by/ru/ff/foto27.html)
    __________________________
    Обязательно ждем Ваши отзывы или комментарии, которые Вы можете
присылать на адрес электронной почты сайта pushcha-xxi@tut.by или на
форум сайта http://bp21.org.by/ru/forum/
    Служба новостей сайта "Беловежская пуща - XXI век" - http://bp21.org.by/
    Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 7 апреля 2004 г.


    ТУНКИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНВЙ ПАРК
    Спустя семь месяцев после правового акта желание Правительства Бурятии
утратило силу.
    9 апреля 2004 г.на пятом  заседании Верховного суда Республики Бурятия
(РБ) по делу об оспаривании правового акта - постановления Правительства
Республики Бурятия (РБ) от 27 июня 2003 г. No 218 <Об уточнении границ
национального парка <Тункинский>> суд после длительных проволочек наконец-то
приступил к рассмотрению  дела по существу. Напомним читателю краткое
содержание предыдущих частей судебного сериала. Две нефтяные компании <НК>
ЮКОС> и <АК>Транснефть> вознамерились построить нефтепровод <Россия-Китай>
через территорию национального парка <Тункинский>.
    Проектировщиков из московского института  <Гипротрубопровод>(дочернее
предприятие <АК>Транснефть>) нисколько не смутило, что подобный выбор
маршрута магистрального трубопровода противоречит нескольким федеральным
законам. Подсчитали, видимо, что дешевле изменить границы нацпарка, нежели
менять законы. Когда проект на стадии <Обоснование инвестиций> находился на
государственной экологической экспертизе федерального уровня в Москве, один
из чиновников, протиравших штаны в структуре  МПР РФ и по совместительству
ковавший презренный металл в <НК <ЮКОС>, решил взять отпуск и слетать на
Байкал, благо в июне  в столице жарко и душно, а у священного озера-моря
веет живительной влагой.  По дороге он совершенно случайно попал в Улан-Удэ
на заседание правительства РБ, после которого и появилось постановление
Правительства РБ за номером 218. Согласно этому правовому акту из состава
национального парка <Тункинский> выводилось примерно четверть территории и
взамен прирезалось столько же из земель двух  смежных районов, ряду ведомств
и органам местного самоуправления предписывалось <в 6-месячный срок
провести оформление соответствующих актов на землепользование с вынесением
границ в натуре>.
    Часть выведенной  территории чудесным образом совпало с коридором
основного маршрута нефтепровода, который прошелся аккурат по зоне
заповедного режима национального парка в уникальной горнотаежной экосистеме
хребта Хамар-Дабан, где формируется часть стока рек в Байкал. Спустя неделю
после выхода постановления Правительства РБ No 218 председатель экспертной
комиссии ГЭЭ проекта строительства нефтепровода <Россия-Китай> г-н Петросян
на очередном заседании проинформировал экспертов о наличии коридора для
нефтепровода, созданного бурятским правительством.
    Ложка поспела к обеду. На его беду на этом заседании оказались
представители общественности из Международного СоЭС, которые и забили
тревогу. Местные региональные общественные организации БРО по Байкалу
(Улан-Удэ) и <Байкальская экологическая волна> (Иркутск) вкупе с
ГРИНПИС-Россия обратились с заявлением в органы прокуратуры с просьбой
<принять меры прокурорского реагирования по отмене постановления
Правительства РБ No 218>. Прокуратура РБ отреагировала на доводы
общественности, где перечислялись аж пять нарушений федерального
законодательства, и обратилась в Верховный суд Республики Бурятия с
заявлением <о признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства
РБ No 218>. Параллельно 31 член Сосновской коалиции экологических НПО из
16 регионов России подали аналогичное коллективное заявление в Верховный
суд РБ.
    Образовалась необычная  противоборствующая триада: с одной стороны,
органы прокуратуры вкупе с общественностью, а с другой - органы региональной
исполнительной власти  в лице Правительства РБ. Во многом благодаря
широкому освещению в СМИ этих событий и своевременному оповещению экспертов
ГЭЭ проекта ЮКОСА/Транснефти о решении прокуратуры РБ и общественности, ГЭЭ
выносит отрицательное заключение проекту строительства нефтепровода
<Россия-Китай>.
   30 октября 2003 г. на очередном заседании суда представитель Правительства
РБ озвучила Ходатайство  о приостановлении производства по делу на срок до
1 января 2004 г. Мотивировка звучала весьма оригинально: нужно провести
необходимую работу по уточнению границ национального парка и получить
заключение обязательной экологической экспертизы материалов комплексного
экологического обследования участков территорий в соседних с парком районах
для придания им статуса ООПТ. Судья Верховного суда РБ Кротова Л.М. вынесла
Определение, в котором   Ходатайство Правительства РБ было удовлетворено,
несмотря на протесты и разъяснения представителей общественности и
прокуратуры. Тем самым судья своим решением фактически дала добро на
продолжение работ по оформлению вывода части земель из состава парка и
прирезке других земель с территорий соседних районов, которые были
предписаны Постановлением No 218. Представители прокуратуры РБ и
общественность подали частные жалобы в Верховный суд России, в которых
просили Определение Верховного суда РБ отменить.
    4 февраля 2004 г. Верховный суд РФ в открытом судебном заседании
отменяет это Определение Верховного суда РБ <поскольку судьей неправильно
применена норма процессуального законодательства>.
    6 февраля 2004г. на круглом столе <Об уточнении границ национального
парка <Тункинский>> в с. Кырен Тункинского района ( в пределах которого
находится национальный парк <Тункинский>) Председатель Госкомитета РБ по
природопользованию и охране окружающей среды  Носков П.Л. озвучивает позицию
Правительства РБ по отношению к проблеме изменения границ национального
парка. Ввиду того, что проект строительства нефтепровода <Россия-Китай>
временно снят с повестки дня, Правительство РБ основной акцент делает на
вывод из состава парка земель Тункинской долины, где местные жители
осуществляют традиционное природопользование и рекреационную деятельность.
При этом Петр Лукич подчеркивает положительную роль, которую сыграло
Постановление  No 218 в подготовке этого вопроса, и говорит о том, что
теперь его можно и отменить. Он сообщает, что Правительство РБ в ближайшем
будущем поставит вопрос об изменении  границ национального парка
<Тункинский> перед Правительством РФ.
    30 марта 2004 г. на очередном судебном заседании Верховного суда РБ
судья Кротова Л.М. информирует участников судебного процесса об изменившихся
обстоятельствах дела в связи с выходом Постановления Правительства РБ No 37
от 24 февраля 2004 г. <О признании утратившим силу постановления
Правительства РБ No 218 от 27 июня 2003 г.>
    В  Постановлении No 37 сказано: <В целях совершенствования использования
земель особо охраняемых природных территорий Правительство РБ постановляет:
 1. Признать утратившим силу постановление Правительства РБ от 27.06.03г.
No 218 <Об уточнении границ национального парка <Тункинский>.
 2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
                Президент-Председатель Правительства РБ Л.В.Потапов>.
    Получается, что все запланированные акты землепользования и работы по
вынесению новых границ парка в натуре, предписанные к выполнению в
6-месячный срок Постановлением Правительства РБ No 218, выполнены и
завершены и теперь этот правовой акт  можно считать утратившим силу. Мавр
сделал свое дело, мавр может уйти.
    И вот 9 апреля 2004 г. суд возобновил свою работу. В дебюте представитель
Правительства Осташевская М.М. выступила с заявлением и зачитала Ходатайство
Правительства РБ о прекращении судебного дела в связи с тем, что оспариваемый
правовой акт - постановление Правительства РБ No 218 утратил свою силу с 26
февраля 2004 г. (дата публикации в газете <Бурятия>). При этом она сослалась
на ст.220 Гражданского процессуального кодекса.  Адвокат Хайдурова Н.С.,
представлявшая интересы общественности, выразила несогласие, заявив, что эта
статья не дает оснований для принятия Ходатайства. Представители прокуратуры
РБ посовещавшись минут 15 (был объявлен перерыв), сочли возможным согласиться
с Ходатайством Правительства РБ. После этого судья объявила перерыв для
принятия решения. После перерыва судья  огласила свое Определение, согласно
которому, Ходатайство Правительства РБ было отклонено. Процесс
продолжился.
    В ходе длительных дебатов вопрос крутился вокруг того, были ли
совершены какие-либо действия после выхода Постановления No 218,
в результате которых были нарушены права граждан. Адвокат от общественности
предъявила новые документы, которые свидетельствовали об этом.
    Представители прокуратуры РБ в конце концов вернулись к своим
первоначальным требованиям, совпадавшим с требованием общественности:
 - <Признать Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.06.03
No 218 <Об уточнении границ национального парка <Тункинский> противоречащим
федеральному законодательству и нормативным правовым актам Республики
Бурятия.
 - Признать нормативный правовой акт - Постановление Правительства Республики
Бурятия от 27.06.03 Х2218 <Об уточнении границ национального парка
<Тункинский>, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ и не порождающим правовых последствий со дня
его издания>.
    Для проверки вновь выявленных обстоятельств дела представители
прокуратуры предложили перенести судебное заседание. Судья с этим
согласилась, объявила заседание завершенным и назначила следующее судебное
заседание на 16 апреля 2004г. Заржавевший маховик правосудия медленно и со
скрипом начал вращаться.
         Шапхаев С.Г., Бурятское региональное объединение по Байкалу,
                       г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru, 10 апреля 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность