Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1356, 15 апреля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на ответственную индустрию


            КИРГИЗИЯ: С ЗОЛОТОМ ОПЯТЬ НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ


    Уважаемые господа,
    мы обращаемся к вам по поводу возможного финансирования Банком проекта
по добыче золота на месторождении Джеруй в Киргизстане и просим вас
предъявить ряд требований к компании - разработчику проекта при выделении
кредита еще на самой ранней стадии одобрения  проекта.
    Месторождение Джеруй находится в северо-центральной части Киргизстана
на расстоянии около 190 км от столицы Киргизстана, города Бишкека,
юго-восточнее районного центра  Талас. Многие из нас (национальные,
региональные и международные НПО) проводили мониторинг золоторудного проекта
Кумтор, а также делали оценку развития добывающей промышленности в
Киргизстане в общем. Мы сделали вывод из своих исследований, что компании
могут финансировать только 30 процентов от запланированной стоимости
проекта, остальную часть финансирования они запрашивают у общественных
финансовых институтов. И действительно, во время одной из встреч в Лиссабоне
эксперт горнодобывающего отдела ЕБРР сказал, что ЕБРР хотел бы финансировать
проект Джеруй. Также в отчете по стратегии в отношении Киргизстана (от 7
октября 2002 года) ЕБРР рекомендует как можно быстрей развивать
месторождение Джеруй и золотодобывающую отрасль в целом. Как мы выяснили,
компания "Оксус" (связанная с компанией "Ньюмонт") владеет 66.7 процента
акций рудника через совместную компанию "Норокс", оставшимися 33.3 процента
акций владеет государственная акционерная компания "Кыргызалтын". Все
заинтересованные стороны учредили новую компанию "Талас Голд" и собираются
просить сотни миллионов долларов у ЕБРР. К тому же это было условием
продления лицензии на разработку рудника, поставленным киргизским
правительством (компания должна найти финансирование у международных
финансовых институтов).
    Мы считаем, что в долгосрочном плане выгоды для страны от уже
выполняемого в настоящее время золотодобывающего проекта Кумтор сомнительны,
а произошедшая в 1998 году цианидная авария подтверждает наши опасения.
Поэтому мы обращаемся к вам, чтобы выразить наши серьезные опасения по
поводу социальных, экологических последствий от горнодобычи, ее влияния на
человеческое развитие, права человека и безопасность в общем, а также по
поводу проекта Джеруй, в частности.
    У нас вызывают беспокойство следующие факты:
 - Место разработки проекта находится в сейсмически опасной горной зоне, что
делает возможным аварии, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье местных
жителей и экологическую безопасность всего региона.
 - Долина Таласа является историческим местом с многочисленными памятниками,
значимыми для киргизского народа. Это родина легендарного Манаса - героя
национального эпоса. Разработка данного проекта может разрушить
этнокультурное наследие. Также в горах Джеруя были найдены древние
петроглифы, что представляет археологическую ценность для всего мира.
 - Кроме всего прочего, мы хотели бы привлечь ваше внимание к тому, что
разработчики проекта не смогли организовать нормального процесса
консультаций с общественностью. В конце ноября 2003 года Таласским филиалом
ОО "Альянс по репродуктивному здоровью" были проведены два круглых стола с
местным населением. Со стороны компании "Норокс" был только технический
состав (эколог и геолог) и никого из руководства компании. Поэтому
представители компании не смогли ответить на ряд вопросов  НПО и местных
жителей. Жители села Кара-Ой выразили недовольство тем, что они не были
информированы  об  открытии проекта Джеруй, а на церемонию открытия
строительства никто не был приглашен из сельской администрации. Была
составлена резолюция круглого стола, по которой  компании предписывалось
ответить на ряд поставленных участниками  вопросов до 1 января 2004 года.
Однако на общественные слушания, прошедшие 10 февраля 2004 года в городе
Таласе, представители компании так и не явились, а также не дали никаких
письменных ответов на поставленные  в  прошлом году вопросы. Этим они
показали полное неуважение к интересам и правам местного населения,
потенциально подвергающегося  влиянию планируемого месторождения, а также
несоблюдение процедур Банка по информированию и участию общественности.
 - Полный проект ОВОС был предоставлен только в единственном экземпляре, что
послужило препятствием к получению необходимой информации. Нетехническая
часть ОВОС была, в основном, распространена среди представителей местной
власти, а дальнейшее распространение среди общественности зависело от
профессионализма представителей властей и их желания предоставить эту
информацию.
 - 8 сентября 2003 года Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР
отклонило проект ТЭО с замечаниями по проекту Джеруй. Они заключались в
следующем:
 1. Принятый вариант размещения хвостохранилища - в окрестностях горной
гряды Айлампатау (старое название), на расстоянии 22 км от фабрики -
является рискованным в экологическом отношении в настоящих условиях:
 - размещение хвостохранилища предусматривается вблизи населенных мест;
 - протяженность пульпопровода составляет 22 км, трасса значительную часть
своей протяженности идет вдоль реки Чон-Чичкан, пересекает водотоки.
    В отчете и ТЭО не приведена информация, как будет контролироваться трасса
пульпопровода, с какой периодичностью, каким образом и как быстро может быть
обнаружено повреждение пульпопровода, где будут размещены и как устроены
аварийные резервуары; как будут защищены водотоки в случае аварии.
    В качестве дополнительной меры безопасности необходимо строительство
резервной нитки пульпопровода.
 2. Практически не проработан предлагаемый метод обезвреживания хвостовой
пульпы, приведены описания общего характера.
    В значительной части оценка степени воздействия рудника Джеруй на
окружающую среду и население региона будет зависеть от того, насколько
надежно и эффективно будет осуществляться процесс обезвреживания цианидов
в пульпе.
    Необходимо выполнить детальную проработку технологической схемы процесса
с подбором необходимого оборудования, расчетом необходимого количества
реагентов. Проработка технологической схемы процесса с определением
необходимого количества реагентов, параметров проектирования узла
обезвреживания должна быть выполнена на основании результатов тестирования
рудной пробы по принятой схеме прямого цианирования руды (0,6 кг/т) с
получением пробы хвостовой пульпы конкретного состава.
    На этом этапе приведенное в ТЭО утверждение об уменьшении содержания
общих цианидов в пульпе до 0,5 мг/л (и даже до 0,1 мг/л) после
обезвреживания по предлагаемому методу не является обоснованным.
 3. В составе ТЭО отсутствует раздел водопотребления и водоотведения.
Приведенные данные по использованию воды, отведению стоков, их очистке,  в
основном, ориентировочны, носят слишком общий характер.
    Необходимо проработать схему баланса водопотребления и водоотведения
предприятия в целом и по промплощадкам, представить расчеты расходов
водопотребления и водоотведения, решить вопросы очистки хозяйственно-бытовых
стоков.
 4. По разделу "Окончание эксплуатации и восстановление (рекультивация)
земельного участка, использование плодородного слоя почвы, охрана недр"
необходимо:
 - предусмотреть специальный фонд или счет для аккумулирования финансовых
средств и их последующего целевого использования на безопасный вывод рудника
из эксплуатации, проведение необходимого комплекса рекультивационных
мероприятий, мониторинг окружающей среды после завершения эксплуатации
предприятия;
 - на стадии проекта, в соответствии с требованиями нормативно-правовой
документации, необходима разработка проекта рекультивации нарушенных земель.
 5. Будущий золотодобывающий комбинат потенциально является объектом
трансграничного воздействия на окружающую среду. В связи с тем, что
Киргизстан является участником Конвенции об оценке воздействия в
трансграничном контексте, необходимо выполнение требований данной Конвенции.
    Мы требуем от ЕБРР, в случае поддержки данного проекта, заставить
компанию сделать следующее:
 - Предоставить полную информацию о последствиях проекта и о вкладе
разработчиков данного проекта в организацию полноценных и значимых
консультаций со всеми жизненно заинтересованными в нем сторонами.
 - Опубликовать  ОВОС (Оценку воздействия на окружающую и социальную среду).
 - Предоставить независимую экспертизу о том, что контракты по проекту были
получены честным, некоррупционным способом, и опубликовать результаты
независимого расследования.
 - Сделать независимую оценку безопасности предложенных хвостохранилищ и
пульпопровода.
 - Сделать полную оценку долговременных последствий проекта и связанных с
ним добывающих программ на климат в регионе.
 - Удовлетворить требования Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций КР.
 - Привлечь независимую Комиссию по оценке воздействия на окружающую и
социальную среду (так называемую "Dutch Commission") для независимого
исследования ОВОСС проекта Джеруй.
    Мы считаем, что ранее заявленное обязательство Банка об установлении
ясных условий при одобрении проекта заложило бы основу для достоверной и
открытой оценки Банком всех последствий от проекта и альтернатив ему в
долгосрочной перспективе, а также возможность развития региона без
осуществления данного проекта.
    На территории нашей страны на сегодняшний день существует 39
радиоактивных хвостохранилищ, оставшихся еще от советских предприятий, что
представляет угрозу не только для Киргизстана, но и для всей Центральной
Азии. Киргизское правительство в данный момент попросило финансовой помощи
для их реабилитации и закрытия. Учитывая данную ситуацию, мы предложили, во
время консультаций по добывающей промышленности  в Лиссабоне в декабре
2003 года, включить территорию радиоактивных хвостохранилищ, ледниковые и
горные области свыше 2500 метров над уровнем моря в так называемую
"запретную зону". Во время ежегодной встречи ЕБРР в 2003 году президент ЕБРР
заявил, что Банк собирается направить больше средств на развитие малых и
средних предприятий,  а также на использование возобновляемых источников
энергии. В Таласской области, где находится месторождение Джеруй, в избытке
есть водные, рыбные, зерновые ресурсы, а также много солнечных дней в течение
года. Мы считаем, что Банк мог бы направить деньги на альтернативное горной
добыче развитие региона - более устойчивое и экологически безопасное -
например, развитие туризма.
    На наш взгляд, отсутствие таких действий будет четким сигналом о
некритичном подходе Банка в пользу проекта Джеруй и отказе реально оценить
его возможные неоднозначные последствия.
    Мы ожидаем вашего быстрого ответа.
С уважением,
    К.Молдогазиева, Центр человеческого развития "Древо Жизни",
                    Кыргызская Республика
    Н.Аблова, Бюро по правам человека и соблюдению законности,
                    Кыргызская Республика
    Ж.Мадалбекова, Таласский филиал Общественного  объединения
          "Альянс по репродуктивному здоровью", Кыргызская  Республика
    М.Ким, Общественное объединение "Пом  парам",
               Кыргызская  Республика
    Т.Исмаилова, "Гражданское общество против коррупции",
               Кыргызская  Республика
    Б.Макенбаева, "Психическое здоровье и общество",
                       Кыргызская  Республика
    Э.Байсалов, Коалиция за демократию и гражданское общество,
                Кыргызская  Республика
    Р.Дырылдаев, Кыргызкий комитет по правам человека

        ЭкоПравда-Казахстан, No 467, 14 апреля 2004 г., OT@lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами