Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1379,  8 мая 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственную власть


       В НЕФТЯНЫХ ДЕЛАХ БЕЗ ОБМАНОВ И БЕЗЗАКОНИЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
                   (два сюжета на одну тему)


    ТЕРМИНАЛЫ
    Терминальная хрень
    Предновогодние дни выдались на редкость обильными на разборки между
господами из Минтранса, Администрации ЛО и прочая, завалившими своими
"поздравлениями" информационные агенства.
    Начался новый этап передела нефтяных потоков в Финском заливе. И хорошо,
что пока без отстрела "виноватых".
    Сколько же всего запланировано построить здесь терминалов, и насколько
"светлое" будущее ждет всех нас, живущих на его берегах, и на Южном, и на
Северном?
    В самой Северо-Восточной части, в бухте Припортовой, шлепнется (?) в
воду, и опустится на дно залива, труба Северо-Европейского газопровода
Штокман-Ямал-Германия  (ОАО "Газпром"), диаметром в полтора метра.
    В Высоцке АК "Лукойл" наконец достроит и запустит свой терминал для
перевалки в США, или в Европу, 4.5-12.5 млн тонн нефтепродуктов в год. А
поперек трассы танкеров, плывущих из Высоцка, и вокруг Березовых островов,
будут плавать драги, добывая со дна ФЗ железно-марганцевые конкреции, для
их последующей переработки на Сосновоборском "алюминиевом" заводе.
    Южнее, у Приморска, запланировано строительство БТС-3 (АК "Транснефть"),
мощностью до 60 млн. тонн сырой нефти в год. Здесь же предполагается
строительство терминала АК "Транснефтепродукт" для отгрузки 4.5-24.6 млн.
тонн светлых нефтепродуктов (дизтопливо, бензин, авиакеросин). Рядом с
ними в Высочинской портовой зоне появится терминал для отгрузки сжиженного
природного газа, а в соседних кустах через дорогу, воздвигнется завод для
его получения.
    На противоположной стороне Приморского шоссе, напротив огромной белой
таблички с надписью "Транснефть", появится не менее, а скорее более огромный
НПЗ "Приморский" (АК "Роснефть") мощностью в 7-12 млн. тонн.
    В Усть-Луге, собирается строить нефтяной терминал на 4.5 млн тонн
нефтепродуктов, ОАО "Усть-Луга", вместе с пестрой компанией особо доверенных
людей, вроде главного ж/дорожника Вл.Якунина, замминистра Минтранса В.Рукши,
и зам.полпреда в СЗ Л.Совершаевой. Им придется прокопать "лопатами" и своими
белыми ручками два канала глубиной в 14 и 16 метров от устья Луги и до
главного морского фарватера, выкинув на берег неизвестно сколько тонн грунта
вперемешку с Чернобыльским следом.
    Под перекрестный обстрел вице-губернатора ЛО Гр.Дваса,  и чиновников
Минтранса попал "Сургутнефтегаз", главный донор ЛО, приступивший наконец, к
реконструкции НПЗ "Киришнефтеоргсинтез" для глубокой переработки нефти на
25 млн тонн, и еще не отказавшийся от строительства терминала светлых
нефтепродуктов на 10-20 млн тонн в бухте "Батарейная". Напомню, что прежний
проект мазутопровода, похеренный Богдановым за 100 млн. баксов специально
экспортированной под это нефти, не мог быть реализован по чисто техническим
причинам: мазут пришлось бы греть через каждые 3-5 км, на что денег не
хватило бы не только у компании, но и в бюджете РФ.
    Одновременно вспыхнул новый этап битвы за Вистино (Усть-Лужская губа),
где ТНК-ВР под видом то ли "Северо-Западного альянса", то ли "СЗ резерва",
собирается строить терминал на 4.5-18 млн тонн сырой нефти.
    Судьба промзоны уготована не только рекреационно-курортной зоне
Карельского перешейка, но и всему Южному побережью ФЗ.
    Существует еще множество локальных бункеровочных терминалов самых разных
компаний, включая торговый дом "Транснефть", раскиданных по всему побережью
ФЗ, химические терминалы в черте СПб на Кировском заводе и пр.
    Учитывая планы ОАО "Морской порт СПб" и "ПНТ", перевести сюда же весь
поток нефтепродуктов из Эстонии, т.е. почти 26 млн тонн, по максимуму
задействовав для этого и ж/д, и перевалку по Волго-Балту (включая Онегу,
Ладогу и Неву), получим, что на терминалах в ФЗ будет перегружаться
существенно больше 100 млн тонн нефтегрузов в год!
    Сколько же всего будет плавать по ФЗ супертанкеров, сейчас сказать
не сможет никто, по моим оценкам - 1500-2000 в год. Видимо поэтому, как
шутят коллеги, Россия и не подписала Бременскую конвенцию 2003 г. о запрете
на использование устаревших однокорпусных танкеров, т.к. только они и смогут
пролезть впритирку друг к другу по нашим узким фарватерам.
    Обеспокоенность по этому поводу проявляет и сама "Транснефть",
предлагающая углубить существующий фарватер и протаскивать к Приморску
супертанкеры дедвейтом в 130-140 тыс. тонн. Те самые, которые не пролезают
через Датские проливы. При этом теоретическая вероятность аварии оценена в
10-6 или 10-4 в год. Но по оценкам экспертов, при реально сушествующей
аварийности в ФЗ и на Неве, при отсутствии адекватной системы безопасности
и необходимого законодательства, до 2015 г. произойдет не менее 12 серьезных
аварий. После первой же из них, Евросоюз повесит табличку "close" на Датских
проливах.
    Не факт конечно, что все перечисленные проекты, из более двух десятков
предложенных, будут реализованы. Просто на всех нефти может не хватить,
или цена на нее обвалится. Да и "гады", так сказать, едят друг друга поедом.
Например, "Транснефть" не дает "Транснефтепродукту" возможности
использовать свою ЛЭП, а собственную "Транснефтепродукту" построить не под
силу. При этом правление обеих компаний возглавляет один и тот же человек,
министр энергетики Иг.Юсуфов.
    А навстречу танкерам с нефтью, и через те же порты, начнется
доставка в Россию иностранных радиоактивных отходов.
    При нынешнем уровне "ответственности" нефтяных компаний,
безответственности государства перед своими гражданами, и продажности
"экспертов-экологов", Финский залив, а также Нева, Ладога, Онега и т.п.,
как место, где можно ловить рыбу, плавать на яхте, или просто купаться,
т.е просто жить по человечески, будет уничтожен в совсем недалеком будущем.
    Не будут противиться этим планам ни Евросоюз, заинтересованный в
бесперебойных поставках дешевой российской нефти, ни соседняя Финляндия,
имеющая нехилый навар с нефтетранзита до Роттердама, ни, тем более,
российская власть, озабоченная явкой на мартовские выборы, предвыборной
битвой с "нерадивыми" олигархами, собственным величием и чисто шкурными
интересами.
    Если мы будем упираться и реально противодействовать этим планам, то
учитывая нынешнюю ситуацию в стране, никто с нами особенно церемониться
не станет.
    И тем не менее, пока никто не отменил закон "Об экологической
экспертизе" или Конституцию РФ, у нас есть возможность продолжать делать
свое дело и, прежде всего, говорить правду.
    Всего доброго,
      Сутягин Александр, проект "Мониторинг БТС", Санкт-Петербург
                         greenalex99@mail.ru, 26 января 2004 г.

    СЛУШАНИЯ
    Общественные слушания по проекту освоения Приразломного нефтяного
месторождения
    29 апреля в Москве в здании Госуниверситета нефти и газа им Губкина
прошло общественное обсуждение материалов предварительного варианта ОВС
(ПОВОС) по проекту освоения Приразломного нефтяного месторождения (ПНМ).
    О том, что данное событие имело место быть, я узнал совершенно случайно,
наткнувшись в поисках ОВОСа проекта ПНМ на сайт компании "ФРЭКОМ", той
же самой "ФРЭКОМ", что делала ОВОС второй очереди БТС и т.п.
    А из телефонного разговора с менеджером компании Павлом Касьяновым так и
не смог понять в чем же заключается предварительность данного ОВОС, в том,
что данная оценка, следуя закону, предваряет, намечаемую к осуществлению
хозяйственную деятельность, так она уже идет: ледостойкая
морская стационарная платформа (ЛМСП) для добычи нефти в Печорском море
достраивается в Северодвинске.
    Зато узнал, что все заинтересованные общественные организации в слушаниях
в Москве участвовали, да и у меня не все потеряно, остается только купить
билет на самолет до Нарьян-Мара, где 12 мая пройдут подобные слушания.
    Почему для проведения общественных слушаний по данному проекту была
выбрана Москва, в силу ли расположения в ней самой "ФРЭКОМ", заказчика
ОВОС "Морнефтегаза", инвестора проекта "Севморнефтегаза", (дочки "Роснефти"
и "Газпрома"), осталось загадкой.
    Согласно материалам ОВОС и закону, данный проект затрагивает интересы и
безопасность жителей Мурманской области (транспортировка нефти танкерами
в Кольский залив, транспортировка платформы через Белое море), Архангельской
области (строительство и транспортировка платформы из Северодвинска,
дноуглубительные работы в Белом море) и Ненецкого АО (добыча и
транспортировка нефти), и в каждом из этих регионов, заказчик проекта должен
был проводить общественные слушания.
    Еще более загадочным выглядит подготовка ОВОС и проведение ОС после
начала работ по проекту, те постфактум. Тем более что "ФРЭКОМ" уже успело
получить положительное заключение ГЭЭ МПР по ТЭО СРП "ПНМ", те по тому же
проекту, и аж 11 апреля 2003 года. Видимо поэтому, требуемый законом нулевой
вариант, те отказ от намечаемой деятельности, не рассматривался в ОВОС
вообще.
    Возможная причина происходящего проявилась при разглядывании самого ОВОС.
Декларативность данного документа можно пояснить несколькими примерами.
    В ОВОС декларируется, что транспортировка нефти с ПНМ будет
осуществляться танкерами ледового класса дедвейтом 60 тыс. тонн, либо по
подводным трубопроводам на Варандей или до границы ледовой зоны, но
безопасность такой транспортировки не анализировалась, да и танкеров такого
объема на сегодняшний день не существует.
    Утверждается, что в ОВОС рассмотрены все этапы добычи нефти на ПНМ,
начиная от строительства ЛМСП, до ее ликвидации, но оценка риска
транспортировки нефти танкерами до Кольского залива не сделанa.
    Риски аварий на ПНМ оценивались исходя из опыта добычи нефти и ее
транспортировки в Северном море, те в неледовых условиях, но был сделан
вывод, что в существенно более суровых, ледовых условиях Печорского моря,
аварийность будет не выше, а скорее ниже, чем у норвегов.
    Утверждается, что при добыче нефти на ПНМ с помощью ЛМСП будет обеспечен
принцип нулевого сброса буровых отходов, точнее их закачка в специальные
поглощающие скважины. Но возможно ли это обеспечить на практике, и если да,
то каким образом, в ОВОСе не рассматривалoсь вообще.
    Сделан вывод, что освоение ПНМ будет отвечать современным мировым
стандартам освоения арктических нефтяных месторождений, но комплекс
мероприятий предупреждающих загрязнение морских вод нефтью и буровыми
реагентами при этом еще предстоит разработать!?
    Обещано, что на следующих стадиях разработки проекта и ОВОС(видимо когда
начнется добыча нефти?) будут учтены особо ценные и уязвимые участки для
нагула и нереста рыб, но при этом сделан вывод, что особо охраняемых видов
рыб в Печорском море нет, так, одна сайка. А как повлияет обустройство и
работа ЛМСП на сиговые виды рыб,  омуля, семгу, корюшку, нерестящихся и
растущих в Печорской губе и Печорском море?
    Написал же идеолог нефтяных разработок на российском шельфе Баранцева
моря, директор ММБИ, Г.Матишов, что с точки зрения биологических ресурсов,
для России Печорское, Карское моря, Штокмановский регион Баренца не самые
важные. Важнее норвежские разработки в юго-восточной части Баренцева моря.
    Ну, а какая судьба уготована морским птицам Печорского моря, особенно в
случае возможных нефтяных разливов, это вообще забота немногих
чудаков-ученых, типа доктора биолог.наук Ю.В.Краснова, задающего совершенно
неуместные вопросы, типа "Птицы и нефть: достижим ли компромисс в
Печорском море?"
    Такие вот странные игры происходят в Первопрестольной.
    Всего доброго, с Днем Победы,
    Сутягин Александр, проект "Мониторинг БТС"/Беллона СПб
                       greenalex99@mail.ru, 7 мая 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами