Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1394, 27 мая 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



          РОССИЯ: ВНОВЬ О ЗАКОНЕ О МИТИНГАХ И ДЕМОНСТРАЦИЯХ


    Уважаемые коллеги, как и обещал направляю Вам очередную информацию
по проекту федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях", подготовленного ко второму чтению.
    Экспертизу проводил Лев Левинсон, Институт прав человека.
    20 мая законопроект о митингах был рассмотрен на заседании Комитета
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных
организаций в редакции, подготовленной ко второму чтению. Комитет
рекомендовал Думе с учетом одобренных им поправок принять проект.
    21 мая состоялось обсуждение законопроекта на заседании Экспертного
совета Комитета. В состав совета входят представители НПО, конфессий,
ведомств, специалисты в сфере правового регулирования некоммерческой
деятельности. Совет в целом одобрил новую редакцию проекта.
    Почти все принципиальные возражения против первоначальной редакции
законопроекта сняты.
    Закреплен строго уведомительный порядок проведения публичных
мероприятий. Органы исполнительной власти или местного самоуправления
обязаны принять уведомление в любом случае, за исключением некоторых
ограничений по субъектам и территориям проведения публичных
мероприятий.
    Организаторами таких мероприятий не могут быть иностранные граждане
и лица без гражданства, лица, признанные судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения
свободы. Кроме того, организатором не может выступать политическая
партия, общественное или религиозное объединение, деятельность которых
в установленном порядке приостановлена, прекращена или запрещена.
    В целом этот перечень возражений не вызывает. Члены и участники
любого общественного объединения в любом случае могут организовывать
мероприятие как физические лица.
    Нельзя согласиться лишь с лишением иностранных граждан и лиц без
гражданства права выступать организаторами публичных акций. Хотя
Конституции РФ гарантирует право публичных собраний лишь гражданам РФ
(статья 31), согласно статье 11 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, "каждый имеет право на свободу мирных
собраний". А статья 21 Международного пакта о гражданских и политических
правах устанавливает, что пользование этим правом не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые необходимы в демократическом обществе в
интересах государственной или общественной безопасности, общественного
порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и
свобод других лиц.
    По месту проведения имеются следующие запреты (их перечень является
закрытым):
 * проведение мероприятия "создает угрозы обрушения зданий и сооружений"
или иную угрозу безопасности участников мероприятия;
 * пограничная зона (если отсутствует специальное разрешение);
путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных
дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий
электропередачи;
 * территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным
производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых
требует специальных правил техники безопасности;
 * территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ,
зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом понятие
"территории, непосредственно прилегающие к зданиям и объектам"
раскрывается как "земельные участки, границы которых определяются
решениями органов исполнительной власти или органов местного
самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и
градостроительства".
    Устанавливается также, что на территориях объектов, являющихся
памятниками истории и культуры, порядок проведения публичного мероприятия
определяется органом исполнительной власти субъекта РФ "с учетом
особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона"
(т.е. порядок и в этом случае должен быть уведомительным).
    Кроме того, орган власти или местного самоуправления может предложить
организаторам акции изменить место ее проведения, обосновав свое
предложение. Следствием несогласия организаторов с обоснованным
предложением об изменении места (и времени) может стать недопущение
проведения мероприятия.
    С предлагаемыми ограничениями по месту проведения мероприятия можно
согласиться. Хотя целесообразность включения в этот перечень зданий
судов вызывает сомнения, содержащееся в тексте определение территорий,
непосредственно прилегающих к этим зданиям, не препятствует проведению
любого публичного действия если не в непосредственной близости, то
вблизи зданий судов и других перечисленных объектов.
    Согласно поправкам, рекомендованным к принятию, не требуется
предварительного уведомления при проведении собрания и пикетирования
одним участником. Соответственно, на этих мероприятиях не обязательно
присутствие уполномоченного представителя органа власти или местного
самоуправления.
    Срок подачи уведомления сохраняется прежним: не ранее 15 и не позднее
10 дней до даты проведения. Однако о пикетировании группой лиц
уведомление может подаваться в срок не позднее 3 дней.
    Какими бы ни были цели публичного мероприятия, при соблюдении
перечисленных условий орган власти или самоуправления не вправе отказать
в принятии уведомления и проведении акции. "Если текст уведомления, а
также иные данные дают основания предположить, что цели запланированного
мероприятия и формы его проведения будут противоречить" Конституции, а
также запретам, предусмотренным УК и нормами административного
законодательства, орган, в который подано уведомление "незамедлительно
доводит до сведения организатора (организаторов) письменное мотивированное
предупреждение" о том, что "в случае проведения такого мероприятия"
организаторы и иные участники "могут быть привлечены к ответственности в
установленном порядке".
    Принципиальные возражения вызывает лишь норма о регламентации
"порядка направления уведомления" законом субъекта Федерации. Комитет,
не согласившийся с предложением исключить эту новеллу, мотивирует
необходимость ее сохранения невозможностью определения для всех
случаев, когда уведомление подается в орган исполнительной власти,
когда - в орган местного самоуправления. Представляется, однако, что
этот вопрос подлежал разрешению на уровне настоящего Федерального
закона подобно тому, как он решался относительно проведения публичных
мероприятий в Москве во Временном положении, утвержденном Указом
Президента РФ No 765 от 24 мая 1993 г. Делегирование субъектам
Федерации права устанавливать "порядок направления уведомления", даже
при условии сохранения его уведомительного характера, способно
привести к возникновению дополнительных и трудно исполнимых условий
подачи уведомления, например, требований личной явки в орган власти
всех организаторов, нотариального заверения подписей и т.п. Кроме
того, неясно, как будет действовать Федеральный закон и,
соответственно, каким образом реализовываться право мирных собраний в
тех субъектах Федерации, где закон, регулирующий порядок направления,
принят не будет.
    К позитивным изменениям, предложенным ко второму чтению, также
относятся: выведение из сферы действия закона религиозных обрядов и
церемоний (их проведение регулируется Федеральным законом "О свободе совести
и о религиозных объединениях"); разрешение быть организаторами не только
собраний, но и митингов гражданам, достигшим 16-ти лет; установление
допустимого времени проведения мероприятия с 7 до 23 часов (вместо с 7
до 22 в первом чтении); исключение предельного срока проведения
публичного мероприятия одним и тем же организатором (организаторами),
который в редакции первого чтения не должен был превышать пять дней
подряд. Законопроект существенно улучшен с точки зрения юридической
техники, соотнесения правовых норм.
    В то же время остаются сомнения в целесообразности:
 * включения правила "предельной заполняемости территории", наложения
на организаторов мероприятий обязанностей по обеспечению общественного
порядка и безопасности граждан (пусть даже и "в пределах своей
компетенции");
 * введения строго формализованного определения регламента мероприятия
как содержащего "повременное расписание (почасовой план) основных этапов"
его проведения.
    Не совсем очевидно, каким образом будет определяться, является ли
гражданин, подающий уведомление, дееспособным. Нет четкого распределения
компетенции между органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления в части принятия решений, предусмотренных законом.
    Несмотря на имеющиеся замечания, в целом законопроект представляется
приемлемым. Однако допущение регионального регулирования в части
направления уведомления о проведении мероприятия на практике способно
привести к ужесточению процедуры и искажению воли федерального
законодателя. Неприемлемо и ограничение права иностранных граждан и
лиц без гражданства инициировать мирные собрания.
    С уважением
            от Народной Ассамблеи О.Комаровский,
            admin@civitas.ru, www.civitas.ru

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами