Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1422, 24 июня 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                                Право на референдум


                     РОССИЯ: ПРОЩАЙ, РЕФЕРЕНДУМ


    ЗАКОН О РЕФЕРЕНДУМЕ ИЛИ ЗЕРКАЛО "ДЕМОКРАТИИ"
    Вслед за законом о митингах, власть "подарила" нам очередной
законопроект - закон о референдуме, о котором мы уже писали. Теперь
он принят в окончательном третьем чтении Госдумой и одобрен Советом
Федерации.
    Общественность не раз выражала обеспокоенность тем фактом, что новый
закон делает нереализуемой на практике и оставляет чисто декларативной
возможность организации самой демократичной и высшей формы народного
волеизъявления - всероссийского референдума. Но по заявлению главы ЦИКа
А.А.Вешнякова, "новая редакция закона будет защищать референдумы и
демократию в России и не допускать их дискредитации".
    О том, что же собой представляет эта "новая редакция" закона и каким
образом она принималась, читайте в этом выпуске.

    РЕФЕРЕНДУМОВ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
    Или что же из себя представляет новый закон о референдумах на самом деле
    Наблюдатели единодушны: президентский проект не регулирует проведение
референдума. Наоборот, он создает непреодолимые препятствия для референдума.
Авторы законопроекта наполнили текст невиданным количеством бюрократических
"рогаток". Вот лишь некоторые из них:
  Инициативная группа должна состоять из (как минимум) 4500 человек из
45 регионов (было: 100 человек).
  Подписи этих 4500 человек должны быть заверены нотариусами.
  В тех регионах страны, где не создана региональная подгруппа, граждане
не могут участвовать в референдуме.
  Собирать подписи могут только члены региональных подгрупп (то есть,
привлекать в помощь сборщиков подписей они не могут).
  На сбор 2 миллионов подписей отводится всего 45 дней (было: 3 месяца).
  Центризбирком может проверять подписи целых 30 дней (было: 15 дней).
  Допустимое число забракованных подписей снижено до 5% (для сравнения:
Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. "О выборах депутатов Государственной
Думы..." устанавливает этот порог в 25%).
  Референдум не может проводиться в последний год полномочий Президента
или Госдумы, а также в период избирательной кампании, проводимой
одновременно на всей территории России.
  Проверка вопроса, который выносится на референдум, на соответствие закону
осуществляется Центризбиркомом.
  На референдум не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении
полномочий Президента или Государственной Думы.
     11 июня 2004 года Дума приняла законопроект сразу во втором и третьем
чтениях (всего на принятие закона у депутатов ушло 10 дней). Все поправки,
авторы которых пытались сделать закон хоть чуточку менее запретительным,
парламентское большинство "Единой России" игнорировало. Одна за другой они
были отклонены. "И тут вот уже это "разводить" в проценты и в цифры, мы
полагаем, нецелесообразно", - эта реплика одного из авторов проекта
характеризует общее отношение к попыткам улучшить текст.
    О том, как сегодня рассматриваются законопроекты и как депутаты обошлись
с правом граждан на референдум, можно судить по стенограмме заседания
Государственной Думы 11 июня 2004 года (см. ниже).
    Источник: "Права человека в России" (http://www.hro.org), 22.06.2004

    ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ ГОСДУМЫ
    11 июня 2004 г.
    Председательствующий (Слиска Л.). Переходим к рассмотрению пункта 8.
О проекте федерального конституционного закона "О референдуме Российской
Федерации".
  Москалец А.П. Всего по состоянию на 8 июня в комитет поступило сто семьдесят три поправки.
Комитет рассмотрел указанные поправки и сформировал две таблицы. ...Должен
проинформировать вас, что в таблицу принятых поправок внесены, по мнению комитета,
предложения, не только улучшающие редакцию и структуру проекта закона, но и значительно
улучшающие его практическую реализацию.
  По поправке 3
  Мельников И. И. Поправка 3, к статье 15. Мне кажется, эта поправка подтверждает идеологию
законопроекта, а идеология заключается в следующем: на пути инициаторов референдума
расставить барьеры так, что каждый в отдельности, может быть, и можно преодолеть, а в
совокупности, когда их несколько десятков, преодолеть их действительно становится
невозможным. У меня вопрос: что такое протокол регистрации участников референдума? Я
понимаю, что такое лист регистрации, понимаю, что такое протокол собрания. А что такое
протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы?
  Москалец А. П. Уважаемые коллеги, мы в комитете рассмотрели эту поправку и ее
поддерживаем в связи с тем, что, мы полагаем, она уточняет порядок инициирования
референдума.
  По поправке 8 Вешняков А.А. обосновывает отклонение ее из таблицы принятых.
  Вешняков А. А. Речь идет о том, какой период отводится инициативной группе на сбор
подписей. Было предложено в проекте, представленном Президентом Российской Федерации,
сорок пять дней. Поправка, которую поддержал комитет, увеличила этот период до шестидесяти
дней. Мы, еще раз проанализировав ситуацию, считаем, что увеличение до шестидесяти дней
нецелесообразно, и хотели бы, чтобы по этому поводу определились все депутаты
Государственной Думы.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, исходя из общего текста законопроекта "О референдуме
Российской Федерации", можно поддержать предложение представителя президента о замене
срока сбора подписей: вместо шестидесяти дней сорок пять, как это было в первом чтении.
Такая замена не повлияет на концепцию и содержательную часть данного законопроекта.
Комитет согласен.
  По поправке 12.
  Плетнёва Т. В. Уважаемые коллеги, смысл поправки 12 в том, что здесь расширяются, на мой
взгляд, полномочия граждан, так как в статье 6, раздел пятый, абзац второй гласит, что вопросы
о досрочном прекращении срока полномочий президента нельзя выносить на референдум.
..Поэтому это один из важнейших вопросов, и я считаю, что исключать это нельзя. Прошу
поставить на голосование.
  Москалец А. П. Уважаемые коллеги, здесь о чем идет речь? О том, чтобы исключить из текста
закона тезис о том, что на референдум не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении
или продлении срока полномочий президента и Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации. Что мы видим в этой ситуации? Если даже вот так гипотетически
предположить, что они могут рассматриваться, это может вообще привести к возникновению
серьезных дестабилизирующих факторов в целом в стране. ...
  Поправка отклоняется.
  По поправке 18.
  Плетнёва Т. В. В главе 1, статье 7, пункт 2, говорится о том, что если в одном из регионов
вводится чрезвычайное положение, то референдум не назначается. То есть мы никогда не
сможем провести референдум, если у нас будет введено чрезвычайное положение в одном из
регионов. Поэтому, я считаю, это надо исключить. Мы имеем вероятность введения
чрезвычайного положения, вы знаете. И если мы это не сделаем, мне кажется, весь мир будет
смеяться над нами.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, суть данного предложения депутата Плетнёвой сводится к
тому, что только в случае введения чрезвычайного или военного положения на всей территории
страны нельзя проводить референдум.
  .. И поэтому комитет предлагает данную поправку отклонить, тем более что об этом
свидетельствуют и законы о военном положении и о чрезвычайном положении.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 19.
  Плетнёва Т. В. Поправка 19 касается главы 1, статьи 7, в которой говорится, что в последний
год полномочий Президента Российской Федерации нельзя проводить референдум. Это
существенно сужает возможности и рамки прав наших избирателей. Поэтому я считаю, что это
надо исключить: "...в последний год полномочий Президента..."
  Москалец А. П. Уважаемые коллеги, часть 3 статьи 7 законопроекта учитывает, что проведение
референдума и выборов преследует самостоятельные цели. И поскольку одновременное
проведение выборов и референдума может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению
граждан и привести к снижению результатов обеих форм народовластия, законодатель вправе,
на наш взгляд, ввести регулирование, при котором кампания проведения референдума не
совпадает с избирательной кампанией при условии соблюдения принципа периодичности
выборов. ...Комитет предлагает данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 21.
  Плетнёва Т. В. Поправка касается статьи 14 главы 1. Она, в общем-то, носит смысловой
характер. Два миллиона подписей, наверное, очень сложно собрать за такой короткий срок,
поэтому я прошу "два миллиона" заменить на "один миллион".
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, концепция законопроекта построена именно таким
образом, что мы предполагаем необходимость сбора двух миллионов подписей двух миллионов
граждан. Комитет предлагает поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 26.
  Плетнёва Т. В. Поправка 26 касается состава инициативной группы и региональных подгрупп. В
законе сказано, что, если в половине регионов наберется наших агитаторов по сто человек,
только тогда возможна регистрация их. Я считаю, что вообще по этому закону, который мы
сегодня примем, референдума не будет никогда. Это понимают все, по-моему, и те, кто за
голосует, и те, кто против. Поэтому я предлагаю заменить: не в половине субъектов, а в одной
трети регионов, и еще предлагаю заменить: сто на пятьдесят участников, потому что для любой
партии, для любого общественного объединения, которые будут инициировать проведение
референдума, это очень и очень сложные вопросы, и все это понимают.
  Альберт Михайлович, который выступает здесь от имени президента, мы-то все-таки думали...
Мы-то все-таки считаем, что он у нас как бы независимая структура, а, оказывается, у нас
Центризбирком еще и идеолог всего вот этого, того, что нужно власти. Я считаю, что эту норму
надо поддержать, и прошу вас поддержать.
  Москалец А. П. ... В каждую региональную подгруппу должно входить не менее ста участников
референдума. Уменьшение этих цифр, мы полагаем, снижает уровень поддержки инициативы
проведения референдума гражданами Российской Федерации. Предлагаем эту поправку
отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 54.
  Плетнёва Т. В. Поправка 54 касается сроков, того, о чем уже говорил депутат Гудков. Я считаю,
что сорок пять дней - это очень короткий срок. Страна у нас огромная, требуется время, для того
чтобы собрать эти подписные листы и так далее. Я прошу заменить на три месяца, как было в
старом законе.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, когда мы рассматривали этот законопроект в первом
чтении, мы все согласились с тем, что референдум - очень ответственное и важное мероприятие
и для будущего, и для стратегии, и для страны, и вообще для будущего нашего народа. Поэтому
снижать требования к выдвижению инициативы проведения референдума мы считаем
нецелесообразным. Предлагаем поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 96.
  Плетнёва Т. В. ...В главе 1, в статье 60, говорится, что при проведении референдума агитация
допускается только по вопросам, которые вынесены на референдум. Это сужает рамки,
возможности для агитаторов, позволяет власти в случае, если чуть вышел агитатор за эти рамки,
начинает говорить о вопросах, связанных с этим, считать это уже нарушением. Поэтому, я
считаю, необходимо заменить слова о том, что только по вопросам референдума возможна
агитация, словами "по вопросам референдума и связанными с ним".
  Поправка отклоняется.
  По поправке 29.
  Гудков Г. В. ... Мы просто пытались упростить процедуру реализации инициативы проведения
референдума и предложили сделать норму: пятьдесят человек. В принципе у нас голосовались
различные варианты. Но самое главное, что мы предлагали норму для субъектов Федерации
малонаселенных, с населением до пятисот тысяч - двадцать пять человек инициативная группа,
поскольку большие расстояния, так сказать, некомпактное проживание граждан затрудняют
такую процедуру, пытались включить в эту вот политическую жизнь регионы, где люди живут
очень далеко друг от друга. Поэтому...
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, законопроектом предусматривается, что в подгруппу
инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее ста участников
референдума. ... Всё это, вообще, снижает даже уровень инициативы и поддержки проведения
референдума гражданами Российской Федерации. И комитет предлагает эти поправки
отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправкам 44, 45.
  Гудков Г. В. Вот мы зарегистрировали инициативные группы, и дальше идет норма (она в 45-й
поправке содержится), что нужно всем представителям этих групп проводить еще
дополнительное собрание, и далее там идет усложнение процедуры в связи с этим собранием.
Это, по сути дела, никому уже не нужно, поскольку уже зарегистрированы группы, это можно
решить иным способом - заявительным, например, в письменной форме. А мы заставляем
инициаторов референдума проводить после собрания инициативных групп еще общее собрание
и на нем что-то решать, хотя уже всё решено...
  Москалец А. П. ...Инициаторы референдума создают инициативную группу, назначают из
своего числа уполномоченных представителей. В противном случае подразумевается, что
представитель группы может и не поддерживать инициативу данной группы. А главной была
идея - и это было в первом чтении, - что уполномоченные назначаются из числа участников
собрания, а не из числа любых иных лиц. Комитет предлагает данную поправку отклонить.
  Поправки отклоняются.
  По поправке 53.
  Гудков Г. В. ...Мы собрали с вами инициативные группы, зарегистрировали их, нотариально
удостоверили, вручили им доверенности, и мы считаем, что только они, члены инициативной
группы, могут собирать подписи. Почему они, зарегистрировав и оформив как положено
инициативу, уведомив об этом соответствующие органы, избирательные комиссии и так далее,
не могут дать поручение ... своим сторонникам и соратникам участвовать в сборе подписей,
делегировать им эти полномочия?
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, здесь мы также полагаем, что данная поправка
необоснованно снижает требования по выдвижению инициативы проведения референдума. И о
замене цифр - два миллиона на один миллион - мы уже ранее говорили. Комитет предлагает
данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 60.
  Гудков Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы по поводу этой
поправки спорили в комитете. Мы считаем, что для большей демократичности процедуры надо
приблизить эту норму к нормам законов о выборах Президента Российской Федерации и о
выборах депутатов Государственной Думы. Речь идет о количестве подписей, которые подлежат
проверке.
  Рыжков В. А. ... А в сущности, то, что предлагает Геннадий Владимирович, - это 20 процентов, а
наша поправка, под номером 60, - 25 процентов. И то, и другое, на мой взгляд, абсолютно
правильно. В законе о выборах - 25 процентов. Поэтому эту поправку надо поддержать. Я не
понимаю, почему Центризбирком ее не поддерживает. В законе о выборах точно такая норма
есть. Поэтому я поддерживаю и тот вариант, и другой вариант увеличения.
  Москалец А. П. ...Механизм выдвижения инициативы референдума предусматривает и должен
предусматривать реальную поддержку инициативы граждан. И в связи с этим смысл подачи в
ЦИК вот такого огромного количества подписей становится совершенно неясен, и я думаю, это
нецелесообразно. Поэтому комитет предлагает эти поправки отклонить.
  Поправка отклоняется.
  Рыжков В. А. ... Уважаемые коллеги, по законопроекту, который был принят в первом чтении,
на референдум выносятся вопросы государственного значения. Но почему-то авторы не сочли
возможным для народа выносить на референдум обсуждение законопроектов, что совершенно
непонятно. И российская практика, и мировая практика показывают, что выноситься могут в
качестве вопросов государственного значения и проекты законов. Поэтому суть нашей поправки
заключается в том, чтобы дополнить эту статью правом народа выносить на обсуждение
всенародное и на референдум проекты федеральных конституционных законов, федеральных
законов и иных нормативных правовых актов. Это расширяет права наших граждан, и
непонятно, почему мы наших граждан этого права лишаем. Просьба поддержать.
  Москалец А. П. ...Но, вы знаете, во-первых, это далеко не всё, что может быть вынесено на
референдум, если говорить "в том числе", то есть вопросы государственного значения этим не
ограничиваются. Это не очень внятная редакция с точки зрения права, она может повлечь
сложное толкование, вообще неоднозначность, и поэтому мы считаем, что это ухудшает
редакцию статьи, и комитет предлагает данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 13.
  Рыжков В. А.  ...Уважаемые депутаты, это очень важная поправка. В законопроекте есть
перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. Почему-то в этом перечне нет
запрета на проведение референдума о внесении изменений в Конституцию Российской
Федерации, и это очень странно, потому что порядок изменения Конституции специально
оговорен основным законом, есть специальный раздел Конституции, где установлена эта
процедура. ...
  Москалец А. П. Мы полагаем, что это противоречит концепции законопроекта, и как
специалисты видим, что здесь может оказаться, я образно говорю, правовая засада, вообще,
правовой тупик для нового проекта Конституции, который может быть вынесен на референдум.
Ну а если еще корреспондировать это предложение со статьей 135 действующей Конституции, то
никак нельзя поддержать данную поправку. Комитет предлагает ее отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 14.
  Рыжков В. А. Уважаемая Любовь Константиновна, голосованием по поправке 1 депутаты уже
лишили народ права выносить на референдум проекты законов. Вот, в частности, законопроект
о социальных льготах, рассмотрение которого сейчас идет, по этому закону уже не мог бы быть
вынесен на всенародный референдум. Поэтому эта поправка уже утратила смысл, мы ее
отзываем.
  Отзывает 20-ю поправку.
  Рыжков В. А. ... Есть постановление Конституционного Суда, о котором прекрасно знают
Александр Петрович и Александр Альбертович, где сказано, что на проведение референдума у
народа должно быть не менее двух лет между запретительными периодами: год до выборов,
период избирательной кампании и так далее.
  Мы провели тщательный подсчет, Александр Альбертович, и выходит, что двух лет по вашему
проекту закона не получается. Поэтому, когда мы будем готовить обращение в
Конституционный Суд, - а, видимо, нам придется это делать по принимаемому сегодня закону -
это будет один из тех пунктов, по которому мы будем оспаривать данный закон. Чтобы этого не
произошло, прошу вас все-таки поставить на отдельное голосование и поддержать поправку о
том, чтобы убрать вот этот годичный запрет на проведение референдумов и оставить только
периоды избирательных кампаний. Просьба поддержать.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 25.
  Рыжков В. А. ... Это важная поправка. По законопроекту в редакции, принятой в первом чтении,
требуется, чтобы более половины участников регионального собрания проголосовали за то или
иное решение этой группы. Но тогда может получиться так, что люди, которые пришли на
собрание специально большим числом, чем сторонники референдума, могут заблокировать
народную инициативу. Это полный абсурд. Поэтому мы считаем, что нужно просто установить
минимальное число тех, кто поддерживает инициативу. ...
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, мы полагаем, что это будет снижать уровень поддержки
инициативы проведения референдума, и предлагаем данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 36.
  Рыжков В. А. ... Посмотрите, какой механизм в законопроекте, принятом в первом чтении:
избирательная комиссия субъекта, получившая ходатайство о референдуме от собрания группы,
направляет эти материалы в Центризбирком, а Центризбирком проверяет соответствие вопроса
требованиям закона и принимает решение, годится этот вопрос или не годится. То есть мы
Центризбиркому фактически отводим право решать, устраивает его вопрос или не устраивает.
На наш взгляд, это абсолютно неконституционная и незаконная норма. Мы предлагаем другой
механизм: Центризбирком, получив такое ходатайство, немедленно направляет его в
Конституционный Суд, который в установленные законом сроки решает, соответствует
Конституции этот вопрос или не соответствует. ...
  Вешняков А. А. ... По-моему, прописана совершенно разумная процедура, процедура, чтобы с
самого начала по инициативе проведения референдума определиться, соответствует ли вопрос
федеральному конституционному закону в рамках тех полномочий, которые вы в законе можете
установить для Центральной избирательной комиссии. ...Этот механизм дает возможность на
самом начальном этапе четко всегда идти по правовому пути, что потом будут поддерживать
миллионы граждан Российской Федерации, которые начнут участвовать в том числе в сборе
подписей.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, исходя из содержания статей 118 и 125 Конституции
Российской Федерации в компетенцию Конституционного Суда никак не может входить
проверка вопросов референдума на соответствие требованиям Федерального конституционного
закона "О референдуме...". Комитет предлагает данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 38.
  Рыжков В. А. Но здесь я только хочу сказать то, о чем депутат Гостев сказал: КС нельзя, а
избиркому почему-то можно. Это очень странная логика, тем более что всё равно конечную
оценку формулировки дает Конституционный Суд. Это и в старом законе так было. Почему мы
всё время наделяем Центризбирком всё новыми, новыми, новыми полномочиями, которые
вообще не входят в его природу в принципе? Это очень странная постановка вопроса.
  По поправке 49.
  Рыжков В. А. ... Здесь речь идет о том, в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, что,
если в течение двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы не поступает
ходатайство инициативной группы, комиссия принимает решение о прекращении процедур. Мы
считаем, что процедура очень усложнена для граждан, очень стала бюрократической и
издевательской. Срок в два месяца абсолютно нереалистичен даже для крупных, массовых
партий, поэтому три месяца - это тот минимум, в течение которого граждане могут пройти все
вот эти бюрократические крючки, разбросанные по всему закону. Просим поддержать
увеличение срока с двух до трех месяцев.
  Москалец А. П.... Я полагаю, что два месяца - это вполне достаточный срок, и необоснованно
снижать требования к выдвижению инициативы по проведению референдума, мы считаем не
нужно. Комитет предлагает данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  Рыжков В. А. Уважаемые коллеги, посмотрите... Александр Петрович, вы замечательно сегодня
доложили сначала, что надо шестьдесят дней, а потом с такой же легкостью согласились и на
сорок пять дней. Может быть, вы с такой же легкостью поддержите сейчас нашу поправку?
Видимо, вам всё равно, а вот народу не всё равно. То есть собрать два миллиона подписей после
всех тех измывательств, которые будут до начала их сбора, за сорок пять дней практически
невозможно, что бы нам кто ни говорил. Даже то же самое нотариальное заверение: еще надо
нотариуса уговорить прийти на собрание - у них, вообще, не положено, к ним люди ходят... То
есть там столько придумано издевательского, что диву даешься.
  Мы в поправке 55 предлагаем еще раз вернуться к срокам сбора подписей и увеличить до трех
месяцев, потому что процедура усложнена, а сроки сокращены. И вы говорите, что не надо
снижать требования к организаторам проведения референдума. Не забывайте, что это ваши
избиратели и, по сути дела, вы им усложняете выражение их конституционного права. Даже
странно, что вы так вот их не любите.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, Владимир Александрович уже сказал, что мы
рассмотрели этот вопрос и согласованное решение уже имеется, поэтому мы предлагаем эту
поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 66.
  Рыжков В. А. Вот тут я, собственно говоря, не понимаю, о чем мы спорим. Мы воспроизвели
норму закона, избирательного законодательства, что, если количество недостоверных, то есть
фальсифицированных, поддельных, подписей больше 5 процентов, пять и более, а
недействительных, то есть когда гражданин добросовестно расписался, но забыл там что-то
указать, какую-то мелочь, - 25 процентов, тогда, значит, проверка подписных листов
прекращается. Александр Петрович, мы просто приводим в соответствие с законом о гарантиях
и другими законами избирательного законодательства. Здесь-то зачем ужесточать? Что же мы
так людей-то боимся?
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, механизм выдвижения инициативы проведения
референдума предусматривает, как мы знаем, реальную поддержку этой инициативы
гражданами. И сданные в ЦИК России недействительные и недостоверные подписи
свидетельствуют только об одном - об отсутствии такой поддержки. И тут вот уже это
"разводить" в проценты и в цифры, мы полагаем, нецелесообразно. Предлагаем поправку
отклонить.
  Поправка отклоняется.
  Снимается еще ряд поправок.
  Рыжков В. А. Нет, ну, конечно, мы могли бы проголосовать, но это же... видно же, что
происходит.  ...Так, в 77-й поправке идет речь... Я понимаю, что поверить в это невозможно, но
представьте себе, что вдруг однажды это случилось. Но получилось так, что надо проводить
референдум, а тут начался тот самый год, в который его проводить нельзя. Что делать в этой
ситуации?... Чтобы инициатива, если народ вдруг, представим себе такое чудо, по этому
демократическому закону всё сделал и референдум надо проводить, чтобы эти подписи и этот
огромный труд не пропали, чтобы по окончании периода через десять дней референдум был
назначен. Давайте хоть здесь-то народ поддержим.
  Москалец А. П. ...Комитет предлагает поправку отклонить.
  Рыжков В. А. Александр Альбертович, ... Вот разъясните нам с юридической точки зрения, что
происходит, если народ эти два миллиона подписей собрал и начался период, - это пропадает
или нет? В законе ответа нет.
  Вешняков А. А. Уважаемый Владимир Александрович, это действительно серьезный вопрос, но
только здесь нельзя его так решить, как вы предлагаете, и я сейчас поясню почему. Дело в том,
что по Конституции Российской Федерации есть два института, в которых его величество народ
является главным, - это выборы и референдум (статья 3 Конституции). И надо иметь в виду
следующее. Если подошли выборы, то, может быть, в результате этих выборов будет сменена
власть и будут другие депутаты Государственной Думы, другой будет Президент Российской
Федерации, и тот вопрос, который ставил народ, решит сама власть без референдума.
  Поправка отклоняется.
  По поправке 97.
  Рыжков В. А. А вот 97-я, опять очень важная поправка. Речь идет о чем? Я уже к "Единой
России" обращаюсь, попробую такой способ. Значит, смотрите: вынесен вопрос на референдум,
надо создавать агитационную группу, по законопроекту, принятому в первом чтении, вам
придется собирать съезд партии, чтобы создать агитационную группу. Мы предлагаем простую
вещь: не съезд партии, а либо съезд партии, либо ваши руководящие органы... В этом-то что
плохого? Почему мы боимся даже партий, я не знаю, о которых так печемся и президент
говорит? Их-то мы почему заставляем собирать съезд, тратить огромные деньги только для того,
чтобы партия могла участвовать в агитации? Может быть, там вашего генсовета хватит?
Поэтому просьба хотя бы эту поправку поддержать.
  Москалец А. П. А вот мы как раз считаем, что эта поправка может снизить демократизм в
принятии решения политической партией по вопросам агитации в поддержку референдума, и
предлагаем ее отклонить.
  Поправка отклоняется.
  Рыжков В. А. Градус демократизма растет с каждой новой поправкой....Посмотрите: для того
чтобы создать группу граждан по агитации, - по агитации! - надо не менее пятисот человек, да
еще чтобы туда пришел нотариус с гроссбухом своим и в этом зале часа четыре потом ходил у
всех паспортные данные проверял и подписи. Это же маразм, уважаемые коллеги! Поэтому
предлагается оставить эти пятьсот человек, бог с ними, но давайте хотя бы нотариальное
заверение-то уберем, об агитации идет речь. Каждый гражданин вправе выступать за
референдум или нет, это же опрос народа, это мнение народа. Что же мы с вами творим?!
Давайте мы уберем нотариальное заверение в данном случае.
  Москалец А. П. Мы полагаем, что предложенная редакция этой статьи направлена на
обеспечение изначальной достоверности инициативы граждан по проведению агитации, и
предлагаем Думе данную поправку отклонить.
  Поправка отклоняется.
  По поправкам 103 и 104.
  Рыжков В. А. ...В первой речь идет о количестве эфирного времени на центральных теле-,
радиоканалах, а во второй, в 104-й, - на региональных. ...Здесь - час на федеральных и тридцать
минут на региональных. Мы предлагаем десять часов на федеральных и пять часов на
региональных, тогда народ сделает осознанный, осмысленный выбор. Интересно, что вы на это-
то возразите?
  Москалец А. П. ...То, что предлагается общий объем бесплатного эфирного времени в первом
случае увеличить в десять, а во втором случае - более чем в десять раз, мы полагаем в данном
случае не совсем приемлемым. Практики работы нет, мы еще не попробовали, достаточно ли
вообще вот этого времени. Создавать заранее элементы перегруженности эфира, так сказать,
перегруженности этой ситуации, я думаю, не стоит. Комитет предлагает депутатам
Государственной Думы данные поправки отклонить.
  Поправка отклоняется.
  Председательствующий. Я ставлю на голосование проект федерального
конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Кто за то,
чтобы одобрить данный закон во втором чтении? Прошу проголосовать.
  Принято.
  Москалец А. П. Уважаемые депутаты, вам розданы, и вы имеете у себя на
столах все материалы и текст закона, подготовленный к третьему чтению.
Имеется заключение. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены,
замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется.
  ...Комитет предлагает данный законопроект одобрить в третьем чтении.
  Романов В. С. Уважаемые депутаты и не до конца уважаемая та часть зала, которая готова
профанацию продемонстрировать перед всей страной! Мы говорим о федеральном
конституционном законе. Мы говорим о законе, который реально парализует право народа на
референдум. Смехотворны доводы, которые звучали только что, ибо, усугубляя картину,
"Единая Россия" хочет показать маразм, в котором мы сидим. Невозможно принимать в третьем
чтении проекты федеральных конституционных законов, не посмотрев, хоть приличия ради,
формулировки. Такого вопиющего поведения у Думы не было даже по Земельному кодексу, где
хоть что-то принималось. Я призываю сегодня в третьем чтении не рассматривать. "Единая
Россия" полностью берет на себя ответственность за всё, что она творит.
  Председательствующий. Так, всё есть у всех? Все вопросы задали? Все вопросы задали.
Коллеги, на голосование ставится проект федерального конституционного закона "О
референдуме Российской Федерации". В рамках "часа голосования" прошу проголосовать:
одобрить данный законопроект в третьем чтении.
  Одобрен в третьем чтении.
    Полный текст стенограммы: http://www.hro.org/docs/expert/ref-sten.zip

    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
    "Комментарий Льва Левинсона, эксперта Института прав человека",
[http://www.duma.hro.org/script/cat_rem.php?id=123]
    "Комментарий к законопроекту о референдуме", Аркадий Любарев,
[http://hro.org/docs/expert/referendum.php]
    "Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации"
[http://www.akdi.ru/GD/proekt/094824GD.SHTM]

   Право-Природе: российское экологическое законодательство,
                  2004 год, No 89,
                  lawbull@biodiversity.ru, 24 июня 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами