Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1423, 25 июня 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                           Право на разумные законы



                 КАЗАХСТАН: НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОВОС


    ЭКОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    Правовой комментарий по новой Инструкции об ОВОС
    28 февраля нынешнего года Министерством охраны окружающей среды
Республики Казахстан утверждена новая Инструкция по проведению оценки
воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации
от 28 февраля 2004 года (Инструкция об ОВОС). Прошел уже достаточно большой
период времени с момента принятия данного нормативного правового акта.
    Однако семинар по Орхусской Конвенции, проведенный Центром ОБСЕ в
Алматы 11 июня, показал наличие проблемы с осведомленностью среди
экологических НПО о данном правовом документе и тех возможностях, которые
он предоставляет в плане общественного участия в принятии решений. Поэтому
был подготовлен краткий правовой комментарий по Инструкции об ОВОС в
аспекте участия общественности.
 1. Инструкция об ОВОС от 28 февраля 2004 года определяет детально процедуру
и обязанности заказчика по обеспечению участия общественности в оценке
воздействия на окружающую среду. В этом плане отметим, что прежняя
Инструкция об ОВОС 1993 года содержала только несколько кратких и очень
общих положений по общественным слушаниям и доступу к проектной
документации, тем самым на практике она предоставляла решение вопроса об
участии общественности на усмотрение инициатора намечаемой деятельности.
 2. На основании новой Инструкции об ОВОС представители общественности имеют
следующие права:
 - знакомиться с материалами ОВОС в офисе заказчика проектной документации
или в управлении охраны окружающей среды;
 - участвовать в общественных слушаниях по планируемой хозяйственной и иной
деятельности, влияющей на окружающую среду, а также требовать их проведения;
 - представлять заказчику свои отзывы и замечания в отношении намечаемой
деятельности, ее воздействия на окружающую среду.
 3. Пункт 5 комментируемого документа устанавливает обязательность участия
общественности в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду. А
это значит, что в Казахстане решения по любым видам деятельности, по которым
предусмотрена ОВОС, должны теперь приниматься с обязательным соблюдением
требований статьи 6 Орхусской Конвенции. Данное положение вытекает из
содержания пункта 20 Приложения I Конвенции, который предусматривает, что
статья 6 распространяет свое действие на те случаи, "когда участие
общественности предусматривается в рамках процедуры оценки воздействия на
окружающую среду в соответствии с национальным законодательством".
 4. До принятия новой Инструкции об ОВОС действие статьи 6 Орхусской
Конвенции в Казахстане распространялось только на такие крупномасштабные
объекты, как нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, атомные
электростанции, воздушные линии электропередач с напряжением от 220 Кв и
протяженностью более 15 км, проекты поисково-разведочного бурения в
заповедной зоне в северной части Каспийского моря и т.д. В целом, это те
виды деятельности, которые указаны в пунктах 1-19 Приложения I Орхусской
Конвенции, а также в разделе 9 Специальных экологических требований,
утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 июля
1999 года N 1087. Теперь даже решения по строительству таких небольших
объектов, как гаражи, автостоянки, контейнерные заправочные станции,
мини-пекарни и т.д., должны приниматься в Казахстане в соответствии с
требованиями Орхусской Конвенции по общественному участию.
 5. Новая Инструкция об ОВОС содержит специальный раздел об общественном
участии, который включает наряду с другими положениями и отдельные
требования статьи 6 Орхусской Конвенции, а именно отраженные в пунктах 2,
5-7. Это касается таких вопросов, как адекватное и своевременное уведомление
общественности на начальном этапе процедуры принятия решений, определение
заказчиком заинтересованных кругов общественности и проведение обсуждения с
ними намечаемой деятельности, обеспечение доступа к материалам ОВОС,
проведение общественных слушаний и возможности для представления замечаний и
мнений в письменной форме. Но даже те положения статьи 6 Орхусской
Конвенции, которые не получили непосредственного отражения в новой
Инструкции об ОВОС, являются обязательными для соблюдения в Казахстане.
 6. Несомненно, что некоторые положения новой Инструкции об ОВОС, касающиеся
порядка предоставления доступа к материалам ОВОС и учета общественного
мнения при проведении оценки воздействия на окружающую среду, потребуют в
будущем внесения в них корректив и доработки, в том числе с целью более
эффективной реализации требований Орхусской Конвенции. Но на сегодняшний
день необходимо помнить, что  Инструкция об ОВОС от 28 февраля 2004 года
значительно расширяет сферу применения в Казахстане Орхусской Конвенции в
плане участия общественности в принятии решений по конкретным видам
хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду.
    Копия текста новой Инструкции может быть предоставлена по запросу.
    КОНТАКТ: В.Ни, юрист по экологическому праву
             г.Алматы, leep@vadim.network.kz

                  Утверждена
                  приказом Министра охраны окружающей
                  среды Республики Казахстан
                  от 28 февраля 2004 года No 68-п
    "Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации"

    Инструкция
по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду при разработке предплановой,
предпроектной и проектной документации (Извлечение)

 2. Термины и определения
 4. В Инструкции используются следующие основные термины и определения::
общественные обсуждения - обобщенное наименование обязательной составной
части ОВОС, обеспечивающей прямые и обратные информационные связи,
гарантирующие участие населения (общественности) в принятии решений по
реализации намечаемой деятельности, затрагивающей его интересы;:
 3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду
 5. ОВОС осуществляется на основе следующих принципов:
7) обязательного участия общественности - в процессе проведения ОВОС
обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся
общественные слушания (общественные обсуждения материалов ОВОС):
 5. Участники проведения оценки воздействия на окружающую среду
35. В процессе проведения ОВОС заказчик предплановой, предпроектной и
проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность::
 2) обеспечивает информирование и участие общественности в процессе
осуществления ОВОС;
 3) обеспечивает доступ к материалам ОВОС;:
 6. Участие общественности в процедуре
разработки оценки воздействия на окружающую среду
 37. При разработке материалов ОВОС к предплановой, предпроектной и
проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность,
осуществляется учет общественного мнения, в том числе проведение
общественных слушаний.
   Учет общественного мнения обеспечивается участием общественности в
подготовке и обсуждении материалов ОВОС и организуется заказчиком намечаемой
хозяйственной и иной деятельности в порядке, установленном действующим
законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
 38. В процессе разработки ОВОС к предплановой, предпроектной и проектной
документации должна выполняться следующая схема учета общественного мнения,
включая:
 1) информирование общественности;
 2) прямую и обратную связи между заказчиком намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, разработчиком ОВОС, органами местного самоуправления,
общественностью;
 3) учет мнения общественности в разрабатываемой документации в случае его
квалифицированного обоснования, основанного на законодательстве Республики
Казахстан и других нормативных правовых актах.
 39. Информирование общественности и других участников оценки воздействия
на окружающую среду организуется уже на стадии подготовки начального этапа
ОВОС - "обзора состояния окружающей среды".
На этой стадии экологические и социально-экономические положения процедуры
ОВОС публикуются в официальных местных средствах массовой информации - в
периодической печати, по радио, на телевидении и иными способами,
обеспечивающими распространение информации.
 40. Для объектов хозяйственной и иной деятельности повышенной экологической
опасности или тех объектов, значимость которых и уровень воздействия на
окружающую среду выходят за рамки районного администрирования,
предусматривается обязательное информирование общественности через областные
и республиканские средства массовой информации (СМИ).
 41. Для объектов малого бизнеса с незначительными уровнями воздействия на
окружающую среду, санитарно-защитная зона которых не превышает 100 метров,
располагающихся вблизи или непосредственно в жилых массивах (гаражи,
стоянки, контейнерные заправочные станции, мини-пекарни, пивные цеха и так
далее), требуется информирование только того населения, чьи интересы будут
затронуты.
Сообщения могут быть представлены жителям в виде информационных листков,
плакатов, других информационных изданий, размещенных на видных местах в
районе намечаемой деятельности.
 42. В распространяемой информации должны быть представлены следующие
сведения:
 1) название, цель и местоположение намечаемой деятельности и конкретного
документа, по которому будут проводиться общественные слушания;
 2) государственный орган, ответственный за организацию общественных
слушаний;
 3) предусматриваемый порядок участия общественности и представляемые для
этого возможности (сроки и место доступности материалов по ОВОС);
 4) начало осуществления общественных слушаний;
 5) время и место планируемого публичного слушания.
 43. Информация о намечаемой деятельности должна содержать:
 1) характеристику намечаемой деятельности, включая оценку образования
возможных отходов, выбросов;
 2) описание значительности воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду;
 3) описание мер, предусмотренных для предотвращения и (или) уменьшения
воздействия, включая выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую
среду;
 4) рассматриваемые альтернативы намечаемой деятельности;
 5) нетехническое резюме вышеуказанного.
 44. В целях обеспечения обратной связи в информации по любым видам
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду должны содержаться
сведения о возможных способах передачи отзывов и пожеланий общественности
(почтовый адрес, телефон, электронная почта), а также соответствующие
реквизиты ответственных лиц - представителей заказчика и разработчика ОВОС.
 45. Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления представителей
общественности с материалами ОВОС в офисе заказчика (исполнителя) или в
государственных учреждениях, куда они передаются в официальном порядке на
время проведения общественных слушаний.
 46. Условия и сроки проведения общественных слушаний согласовываются
органами охраны окружающей среды.
 47. Принятые решения по участию общественности оформляются протокольно.
В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет
разногласий между общественностью и заказчиком.
Протокол подписывается участниками общественности.
 48. Протокол проведения общественных слушаний прилагается в окончательный
вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой
хозяйственной или иной деятельности.
 49. Для рассмотрения конкретных масштабных и экологически опасных объектов
могут быть созданы инициативные группы и совещательные комитеты с
привлечением к обсуждению специалистов и ученых, имеющих опыт и
соответствующую квалификацию.
 50. На обсуждение общественности представляется в письменной или устной
форме любые замечания, информации, анализ или мнения, имеющие отношение к
намечаемой деятельности, если они не затрагивают аспектов, признаваемых, в
соответствии с законодательством Республики Казахстан, конфиденциальными.
 51. Заказчик и разработчик документации ОВОС представляет разъяснения
технических, технологических и экологических решений, которые приняты в
предплановой, предпроектной или проектной документации общественности через
средства массовой информации и посредством встреч с населением.
 52. Заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам по оценке
воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения
указанной документации и до принятия решения о реализации намечаемой
деятельности.
           Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 482,
                     OT@lorton.com, 25 июня 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность