Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1429, 1 июля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                              Право на чистый город


                       МОСКВА: УЧИМСЯ ДУМАТЬ О МУСОРЕ

                                                           ПРОЕКТ
    ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
    Об обращении с отходами производства и потребления в городе Москве
    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере образования
и обращения с отходами производства и потребления с целью сокращения
объемов образования отходов, сбережения природных ресурсов, повышения
эффективности использования отходов в процессе хозяйственной деятельности
и предупреждения вредного воздействия отходов на здоровье населения и
окружающую среду.
    Правоотношения, связанные с обращением с радиоактивными отходами, а
также с выбросами загрязняющих и опасных веществ в атмосферный воздух и
их сбросов в водные объекты, регулируются соответствующими федеральными
законами и иными федеральными нормативными правовыми актами (далее
федеральным законодательством), законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы (далее законодательством города Москвы).
    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Основные понятия
    В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
городская территориальная система обращения с отходами производства и
потребления - организация деятельности хозяйствующих субъектов по сбору,
сортировке, транспортированию, размещению, переработке и уничтожению
отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных
норм и правил в области обращения с отходами производства и потребления,
сбор информации в области обращения с отходами производства и потребления,
меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения
в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования бытовых
отходов, включая организацию раздельного сбора отходов в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы; обращение
с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию
размещению отходов; отходы производства и потребления - остатки сырья,
материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались
в процессе производства или потребления, а также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства; отходы пищевые - продукты питания,
утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские
свойства в процессах их производства, переработки, употребления или
хранения; вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых
имеется реальная возможность повторного использования непосредственно или
после дополнительной обработки; вторичная продукция - вещества, материалы,
комплектующие изделия, детали, функциональные узлы, блоки, агрегаты от
различных объектов, утратившие свои потребительские свойства и не пригодные
для дальнейшей эксплуатации в соответствии с директивными требованиями и
(или) нормативной документацией, но представляющие собой товарную продукцию;
отходы медицинские - отходы потребления, образующиеся в государственных,
муниципальных и частных лечебно-профилактических учреждениях, станциях
скорой медицинской помощи, станциях переливания крови, социальных учреждениях
длительного ухода за больными, пожилыми людьми и инвалидами, в домах ребенка,
домах для престарелых, хосписах, научно-исследовательских институтах и учебных
заведениях медицинского профиля, ветеринарных лечебницах, аптеках, на
фармацевтических производствах, учреждениях судебно-медицинской экспертизы,
за исключением опасных и биологических отходов; отходы биологические -
биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и
ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов,
гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при
переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения, а также
отходы биотехнологической промышленности; сортировка отходов - разделение
отходов по видам с целью выделения из них вторичного сырья с дальнейшим
использованием; транспортирование отходов - перемещение отходов на
специально оборудованных транспортных средствах между местами и объектами
их образования, хранения, переработки, уничтожения и захоронения;
переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением каких-либо
технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного
использования в производстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
уничтожение отходов - обработка отходов, имеющая целью практически полное
прекращение их существования: производитель отходов - юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, чья производственная или иная хозяйственная
деятельность связана с образованием отходов; проект нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение - документ, определяющий для
производителя отходов годовой норматив образования отходов и предельно
допустимое количество конкретного вида отходов, образуемых у него и
разрешаемых к одновременному размещению на специально отведенных территориях
и в сооружениях; свалка отходов - несанкционированное размещение отходов
сплошным свалочным телом в необорудованных для этого местах или отдельно
расположенные очаговые навалы отходов в необорудованных для этого местах;
захламление территории - несанкционированное размещение отходов сплошным
свалочным телом в необорудованных для этого местах или отдельно расположенные
очаговые навалы отходов.
    Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
 1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется на
основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов в области
охраны окружающей среды, иных федеральных нормативных правовых актов,
Устава города Москвы, настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых
актов города Москвы.
 2. Настоящий Закон устанавливает полномочия органов государственной
власти, права и обязанности юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и их
объединений, граждан и их объединений при обращении с отходами производства
и потребления, определяет основные принципы экологически безопасного,
ресурсосберегающего, экономически выгодного обращения с отходами на
территории города Москвы.
 3. Положения настоящего Закона не распространяются на отходы производства
(остатки сырья, материалов, полуфабрикатов), которые используются
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в хозяйственных
целях непосредственно на самом предприятии.
 4. Требования настоящего закона не распространяются на деятельность в сфере
обращения с опасными отходами.
    Статья 3. Основные принципы функционирования городской территориальной
системы обращения с отходами производства и потребления
    Основными принципами функционирования городской
территориальной системы обращения с отходами производства и потребления
являются: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей
среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной
власти города Москвы за обеспечение безопасных условий проживания населения
и благоприятной окружающей среды; минимизация образования отходов, в том
числе подлежащих захоронению, и уменьшение степени их опасности за счет
внедрения производителями отходов методов экологического аудита,
экологического менеджмента и применения новейших технологий; содействие
органов исполнительной власти города Москвы возможной переработке отходов
их производителями: вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства,
являющихся сырьем для производства продукции на предприятиях города;
широкий доступ населения к информации о состоянии в области обращения с
отходами.
    ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ,
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
    Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в
области обращения с отходами
 1. К полномочиям Московской городской Думы в области обращения с отходами
относятся:
принятие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом города
Москвы законов города Москвы в области обращения с отходами производства и
потребления;
определение основных направлений социально-экономической политики в
области обращения с отходами на территории города Москвы;
утверждение долгосрочных городских целевых программ (более трех лет) в
области обращения с отходами, объемов и источников их финансирования;
иные полномочия, установленные федеральным законодательством, Уставом и
законодательством города Москвы;
 2. К полномочиям Правительства города Москвы в области обращения с
отходами относятся:
обеспечение проведения в городе Москве единой государственной политики в
области обращения с отходами;
осуществление государственного контроля за выполнением федерального
законодательства, законодательства города Москвы и
долгосрочных городских целевых программ в области обращения с отходами;
определение компетенции по государственному управлению в сфере обращения с
отходами органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего
государственное управление в области охраны окружающей среды, и органа
исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в
области обращения с отходами;
обеспечение разработки, утверждения и реализации долгосрочных городских
целевых программ в области обращения с отходами;
утверждение краткосрочных целевых программ (до трех лет) в области обращения
с отходами;
создание и обеспечение функционирования территориальной системы обращения
с отходами производства и потребления;
обеспечение возможности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
с участием населения осуществлять раздельный сбор вторичного сырья (металл,
стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина,
реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование,
электрические батарейки и ртутные термометры, пищевые отходы, лекарственные
средства, продукты сельского хозяйства и т.п.);
участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных целевых
программ в области обращения с отходами;
организация и координация деятельности органа исполнительной власти города
Москвы, осуществляющего государственное управление в области обращения с
отходами, а также территориальных органов исполнительной власти в этой
сфере;
создание экономических, социальных и правовых условий для более полного
использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных
технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного
сырья;
организация научных и маркетинговых исследований с целью выявления
ресурсной ценности отходов производства и потребления и их эффективного
использования;
осуществление межрегиональных и межгосударственных связей в области
обращения с отходами;
организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обучения
правилам обращения с отходами, способствующим ресурсосбережению, обеспечению
безопасности населения и охраны окружающей среды;
принятие решений о размещении, проектировании и строительстве объектов по
хранению, переработке и уничтожению отходов в порядке, установленном
действующим законодательством;
определение дополнительных требований к обращению с опасными отходами
производства и потребления;
осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с
отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
обеспечение ведения государственного кадастра отходов на территории города
Москвы;
иные полномочия в области обращения с отходами производства и потребления,
не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с
отходами.
    Статья 5. Полномочия органа исполнительной власти города Москвы,
осуществляющего государственное, управление в области охраны окружающей
среды
    Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное
управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с компетенцией,
устанавливаемой Правительством Москвы, обеспечивает проведение контроля за
исполнением федерального законодательства, а также законодательства города
Москвы и долгосрочных городских целевых программ в области обращения с
отходами производства и потребления.
    Статья 6. Полномочия органа исполнительной власти города Москвы,
осуществляющего государственное управление в области обращения с отходами
 1. Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий
государственное управление в области обращения с отходами, и его полномочия
устанавливаются Правительством Москвы.
 2. При выполнении своей деятельности в области обращения с отходами
производства и потребления орган исполнительной власти города Москвы,
осуществляющий государственное управление в области обращения с отходами:
участвует в реализации в городе Москве государственной политики по защите
окружающей среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов,
обеспечению экономного использования сырьевых и энергетических ресурсов;
обеспечивает создание условий для введения систем сбора и переработки
отходов и координацию деятельности в этой области;
оказывает методическую, организационную и иную помощь предприятиям,
учреждениям, организациям всех форм собственности в области сбора,
сортировки, транспортирования и переработки отходов как вторичного сырья.
    Статья 7. Полномочия территориальных органов исполнительной власти
города Москвы в области обращения с отходами производства и потребления
 1. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют
свою деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
в пределах своих полномочий и прав, предоставленных им федеральным
законодательством, настоящим Законом и законодательством города Москвы.
 2. К полномочиям территориальных органов исполнительной власти города
Москвы в области обращения с отходами относятся:
организация деятельности специализированных предприятий по экологически
безопасному сбору, размещению, удалению, транспортированию и переработке
отходов производства и потребления, лома черных и цветных металлов и
содействие в деятельности по их размещению;
участие в разработке и реализации на территории района города Москвы
федеральных, городских и других целевых программ в области обращения с
отходами, а также участие в осуществлении контроля за обеспечением
безопасных условий для здоровья граждан и окружающей среды при обращении
с отходами;
участие в мероприятиях по экономическому стимулированию сокращения
образования отходов, их своевременного сбора, сортировки и переработки;
создание условий к недопущению образования свалок и захламлений на вверенной
территории и организация работ по их ликвидации;
создание условий для раздельного сбора отходов по их видам с использованием
стационарных и мобильных приемных пунктов;
осуществление на территории соответствующих районов мер по ликвидации
последствий катастроф, чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с
отходами;
согласование решений по отведению земельных участков и размещению на
территории района объектов по хранению, обезвреживанию и переработке отходов
в порядке, установленном действующим законодательством;
иные полномочия в порядке, установленном федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
    ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С
ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
    Статья 8. Требования к обращению с опасными отходами производства и
потребления
    Производители отходов обязаны соблюдать все требования по обращению с
опасными отходами в соответствии с федеральным законодательством и правовыми
актами города Москвы.
    Статья 9. Требования к городской территориальной системе обращения с
отходами производства и потребления
 1. Управление городской территориальной системой обращения с отходами
производства и потребления осуществляется Правительством Москвы в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством города
Москвы.
 2. Задачами городской территориальной системы обращения с отходами
производства и потребления являются:
обеспечение сбора, сортировки, транспортирования, размещения, переработки
и уничтожения отходов;
обмен информацией в области обращения с отходами;
обеспечение государственного управления и контроля за соблюдением
установленных норм и правил в области обращения с отходами производства и
потребления;
ведение учета и отчетности;
вовлечение населения в раздельный сбор отходов;
внедрение механизмов экономического регулирования эффективного
использования отходов.
 3. Участниками городской территориальной системы обращения с отходами
производства и потребления являются производители отходов,
научно-исследовательские и транспортные организации, предприятия
коммунальной сферы, а также юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющих сбор и переработку вторичного сырья, и
их объединения, Правительство Москвы и создаваемые им органы исполнительной
власти, осуществляющие государственное управление в области охраны
окружающей среды и в области обращения с отходами, иные юридические лица и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с
отходами производства и потребления.
 4. Объектами городской территориальной системы обращения с отходами
производства и потребления являются земельные участки, предприятия, здания,
сооружения, используемые для осуществления деятельности по обращению с
отходами производства и потребления участниками территориальной системы,
перечисленными в п.3 настоящей статьи.
 5. Градостроительное планирование развития территории города Москвы должно
осуществляться с учетом обеспечения функционирования городской
территориальной системы обращения с отходами производства и потребления.
 6. Меры экономического регулирования в рамках городской территориальной
системы обращения с отходами производства и потребления в городе Москве
определяются Правительством Москвы и реализуются в установленном порядке.
 7. Лимиты на размещение отходов устанавливаются производителям отходов,
исходя из следующих условий:
наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя договора
на размещение заявленного количества отходов на объекте размещения,
соответствующем установленным требованиям, проектная мощность которого
позволяет разместить заявленное количество отходов;
наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя на правах
собственности или аренды объекта размещения отходов, соответствующего
установленным требованиям, проектная мощность которого позволяет разместить
заявленное количество отходов;
отсутствие у заявителя технических возможностей по экологически
безопасному использованию или обезвреживанию заявленным к размещению отходов;
экономическая нецелесообразность использования или обезвреживания
заявленных к размещению отходов.
    Статья 10. Требования к обращению с медицинскими и биологическими
отходами
 1. Медицинские и биологические отходы в зависимости от степени их вредного
воздействия на здоровье населения и окружающую среду подразделяются на классы
опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами
исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и в
области охраны окружающей
 2. В соответствии с федеральным законодательством все медицинские и
биологические отходы вне зависимости от профиля деятельности учреждений, в
которых они образуются, подразделяются по степени эпидемиологической,
токсикологической и радиационной опасности на: класс А неопасные; класс Б
опасные (рискованные); класс В чрезвычайно опасные; класс Г - близкие по
составу к отходам производства; класс Д - радиоактивные.
 3. Смешивание медицинских и биологических отходов различного класса
опасности на всех этапах сбора, хранения и транспортирования не допускается.
 4. Сбор и транспортирование медицинских и биологических отходов различного
класса опасности, в том числе содержащих микроорганизмы, вакцины, токсины,
лекарственные средства, радиоактивные вещества и источники ионизирующих
излучений, с целью обеспечения безопасности для здоровья граждан и охраны
окружающей среды осуществляются в соответствии с требованиями экологических,
санитарных, ветеринарных и иных норм и правил.
 5. Медицинские и биологические отходы классов Б и В должны быть подвергнуты
обязательному обезвреживанию и (или) дезинфекции перед сбором в одноразовую
упаковку непосредственно на местах первичного сбора отходов в соответствии с
требованиями нормативных правовых документов. Обезвреживание и (или)
дезинфекция таких отходов должны производиться в том подразделении
учреждения, где они образовались.
 6. Условия и порядок обезвреживания и дезинфекции сборников, многоразовых
контейнеров, межкорпусных и транспортных контейнеров, кузовов транспортных
средств, а также обезвреживание и дезинфекция на местах проливов и
чрезвычайных ситуаций с отходами классов Б и В определяются требованиями
санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-санитарных норм и правил.
 7. Хранение контейнеров с медицинскими и биологическими отходами классов Б
и В совместно с отходами классов А, Г и Д не допускается. Использование
транспортных средств, предназначенных для перевозки отходов классов Б и В,
для других целей не допускается.
 8. Отходы классов Б и В подлежат уничтожению термическим способом на
специальных установках в соответствии с требованиями
санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных
норм и правил. Послеоперационные отходы и эпидемически безопасные
патологоанатомические отходы (органы, ткани и другие) подлежат захоронению
на кладбищах в специально отведенных могильниках.
 9. Сбор, сортировка, хранение, транспортирование, обезвреживание,
дезактивация отходов класса Д осуществляется отдельно от отходов других
классов на специально выделенных местах в соответствии с требованиями норм
и правил радиационной безопасности.
 10. Контроль за соблюдением установленных требований деятельности
производителей медицинских и биологических отходов осуществляют федеральные
органы государственной власти в области санитарно-эпидемиологического
надзора и в области охраны окружающей среды.
    Статья 11. Требования к производителям отходов
    Производители отходов обязаны:
 1. При эксплуатации объектов, на которых образуются отходы, соблюдать
требования федерального законодательства и законодательства города Москвы
по обращению с отходами производства и потребления;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов в хозяйственной
деятельности и лимитов на размещение отходов с целью обоснованного
сокращения их количества и предупреждения вредного воздействия на здоровье
населения и окружающую среду;
внедрять малоотходные технологии на основе современных научно-технических
достижений;
обеспечивать эффективное повторное использование отходов;
обеспечивать временное хранение и использование вторичного сырья либо
заключать договоры с соответствующими организациями по его сбору и
использованию;
обеспечивать сбор, сортировку, безопасное и раздельное хранение,
транспортирование, выполнять мероприятия по специальному складированию,
консервации и сохранению отходов, которые временно не используются;
передавать информацию о составе и классе опасности отходов производства и
потребления органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему
государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечивать хранение и удаление отходов раздельно в зависимости от их
класса опасности и вида;
не допускать уничтожение и порчу отходов, переработка которых может быть
осуществлена на предприятиях Москвы и близлежащих областей;
не допускать смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое
смешивание запрещено применяемыми существующими технологиями переработки;
назначать ответственных должностных лиц в области обращения с отходами
производства и потребления ;
проводить инвентаризацию принадлежащих им отходов и объектов их
размещения, хранения, обезвреживания и переработки;
вести учет образуемых, перерабатываемых, обезвреживаемых и вывозимых для
захоронения отходов;
предоставлять в установленном порядке информацию по обращению с отходами
органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное
управление в области обращения с отходами, в том числе сведения о
превышении лимитов на размещение отходов на территории города Москвы;
проводить мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных
ситуаций при обращении с отходами, и принимать неотложные меры по их
ликвидации;
в случае возникновения угрозы негативного воздействия отходов на здоровье
человека и окружающую среду, в целях уменьшения образования отходов вносить
изменения в ранее установленные нормативы образования отходов и лимиты на
размещение отходов с последующим утверждением этих нормативов и лимитов в
порядке, определенном федеральным законодательством.
 2. При нарушении норм по обращению с отходами хозяйственная деятельность
производителя отходов может быть ограничена, приостановлена или прекращена
в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
 3. При ввозе вторичного сырья на территорию города Москвы для переработки
владелец отходов обязан зарегистрировать в органе исполнительной власти
города Москвы, осуществляющем государственное управление в области обращения
с отходами, договор с организацией, расположенной на территории города
Москвы, на переработку ввозимого вторичного сырья.
    Статья 12. Требования к транспортированию отходов
 1. Порядок и условия транспортирования отходов производства и потребления
по территории города Москвы на объекты обращения с отходами устанавливаются
Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.
 2. Транспортирование отходов производится только на предназначенных для
этих целей и специально оборудованных транспортных средствах, обеспечивающих
предотвращение потерь отходов в пути (россыпи, проливы и другое) в
соответствии с утвержденными маршрутами движения в пункты назначения, при
наличии у водителя транспортного средства разрешения на их транспортирование,
а также документов, подтверждающих наличие договора на прием отходов в
объекте их размещения.
 3. Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий
государственное управление в области обращения с отходами, обеспечивает
оперативный контроль за перемещением транспортных средств по установленному
маршруту с применением радиотехнических средств слежения.
 4. Владелец транспортного средства, используемого для транспортирования
отходов по территории города Москвы, обязан оснастить транспортное средство
по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление в области обращения с отходами, радиотехническим
устройством, позволяющим осуществлять контроль за его перемещением.
 5. Действие настоящей статьи не распространяется на транспортирование
вторичного сырья, относящегося к отходам 5 класса опасности..
    Статья 13. Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих сбор и переработку вторичного сырья
    Для организации функционирования территориальной системы обращения с
отходами производства и потребления юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие сбор и переработку вторичного сырья, могут
создавать объединения, которые:
разрабатывают и представляют в органы исполнительной власти города Москвы
предложения по схеме размещения пунктов приема и переработки вторичного
сырья, предложения по расчету арендной платы за аренду земельных участков,
зданий, строений и сооружений, используемых участниками таких объединений
для сбора и переработки вторичного сырья, организуют производственный
контроль за соблюдением норм и правил по обращению с отходами производства
и потребления участниками объединения, организуют проведение экологического
аудита на организациях участников объединения;
представляют интересы входящих в них юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в органах государственной власти города Москвы;
ходатайствуют о предоставлении кредитов участникам объединения на развитие
деятельности по сбору и переработке отходов производства и потребления.
    Статья 14. Методы экономического регулирования в территориальной
системе обращения с отходами
 1. К методам экономического регулирования в территориальной системе
обращения с отходами в городе Москве относятся:
проведение экологического менеджмента с целью сокращения образования
отходов и увеличения количества отходов, возвращаемых в хозяйственный оборот
в качестве вторичного сырья;
экономическое стимулирование, включая предоставление льготный кредитов
налоговых и других льгот производителям отходов, осуществляющим на
предприятиях города Москвы внедрение современных малоотходных технологий;
стимулирование производителей отходов к использованию отходов в своей
хозяйственной деятельности;
предоставление кредитных, налоговых и других льгот юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования
отходов, их рациональный сбор, сортировку, обезвреживание, рациональное
использование, переработку и уничтожение отходов с применением
ресурсосберегающих и безопасных в отношении человека и окружающей среды
методов и технологий;
создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства в
системе управления твердыми бытовыми отходами, включая налоговые, кредитные
и другие льготы, приоритетное выделение им на льготных условиях земельных
участков;
разработка и внедрение системы упрощенного разрешительного механизма для
осуществления их деятельности;
разработка эффективных технологий работы с отходами, ориентированной на
малый бизнес, а также технических средств, необходимых для реализации
этих технологий;
регулирование тарифов по централизованному вывозу отходов потребления;
целевое финансирование из средств бюджета города Москвы научно-
исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по
переработке, обезвреживанию (обеззараживанию) и уничтожению отходов, по
рациональному сбору, первичной обработке, сортировке, переработке
обезвреживанию* и уничтожению отходов;
разработка и внедрение в соответствии с федеральным законодательством
механизма залоговой стоимости тары и упаковки (стеклянная посуда, тара из
фольги и пластмассы), товарной продукции, утратившей потребительские
свойства (автомобильные аккумуляторы, ртутные термометры, электрические
батарейки, зарядные устройства и др.) при сдаче указанных отходов
потребления в соответствующие приемные пункты.
 2. Основаниями для применения мер экономического стимулирования и
налоговых льгот являются участие производителей отходов в реализации
долгосрочных городских целевых программ в области обращения с отходами,
проведение ими мероприятий по рациональному использованию первичного сырья,
применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, внедрение
оборудования по переработке собственных отходов, использование вторичного
сырья, инвестирование в строительство объектов по переработке и
уничтожению отходов и др.
    Статья 15. Использование вторичного сырья
 1. Правительство Москвы разрабатывает и утверждает городские программы
использования вторичного сырья, включающие меры, направленные на
экономическое стимулирование использования вторичного сырья для нужд
городского хозяйства.
 2. Переработчики отходов при разработке проектов лимитов размещения отходов
указывают имеющиеся производственные и складские помещения прессовое,
грузоподъемное, весовое и аналитическое оборудование (материально-техническое
оснащение), наличие квалифицированного персонала, учитываемых при утверждении
лимитов размещения отходов, исходя из объемов перерабатываемого вторичного
сырья.
    Если имеющееся материально-техническое оснащение и квалификация
персонала не позволяют обеспечить переработку заявленного обьема вторичного
сырья с соблюдением установленных требований, лимитов размещения отходов
не подлежит утверждению.
 3. Основные требования к материально-техническому оснащению и кадровому
обеспечению организаций, осуществляющих сбор и переработку вторичного
сырья, устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом
государственной власти города Москвы в области обращения с отходами с учетом
обеспечения безопасности здоровья граждан и окружающей среды.
    Статья 16. Ввоз вторичного сырья на территорию города Москвы с целью
переработки
    Ввоз вторичного сырья на территорию города Москвы с целью переработки
допускается в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы и на основании зарегистрированного в органе
исполнительной власти города Москвы, осуществляющем государственное
управление в области обращения с отходами, договора между расположенной
на территории города Москвы организацией, перерабатывающей это сырье, и
поставщиком вторичного сырья. В договоре должны быть отражены:
состав и класс опасности отходов;
оптимальные способы использования вторичного сырья, конкретные методы
предупреждения возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
при его переработке;
механизм контроля за ввозом вторичного сырья, соблюдением согласованных
условий хранения, сроков поступления, объемов, состава и качества сырья;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий
договора.
    Статья 17. Предоставление информации при обращении с отходами органу
исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное
управление в области обращения с отходами
 1. Производители отходов, а также юридические лица и индивидуальные
предприниматели (их объединения), осуществляющие сбор и переработку вторичного
сырья, обязаны по запросу органа исполнительной власти города Москвы,
осуществляющего государственное управление в области обращения с отходами,
предоставлять запрашиваемую информацию об обращении с отходами.
 2. Организация и финансирование Информационного обеспечения обращения с
отходами возлагаются на Правительство Москвы в соответствии с законодательством
города Москвы.
 3. Информация по вопросам обеспечения экологической безопасности при
обращении с отходами должна быть доступна без ограничений и предоставляться
производителями отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
гражданам и их объединениям в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
 4. Информация об отходах должна содержать следующие сведения:
о местах и объемах образования различного вида отходов, их свойствах, степени
опасности для здоровья населения и окружающей среды, возможных направлениях
использования ресурсов вторичного сырья;
о местах и условиях размещения различного вида отходов, их объемах, свойствах,
влиянии на состояние объектов окружающей среды, лимитах хранения и уничтожения;
о потребностях производства в городе Москве и других субъектах Российской
Федерации (регионах страны) в ресурсах вторичного сырья;
о применяемых и перспективных технологиях, средствах и методах переработки,
обезвреживания, уничтожения и захоронения отходов, разработчиках технологий и
оборудования, об организациях-изготовителях этого оборудования;
о нормативных правовых актах, инструктивно-методических документах,
требованиях, правилах, положениях, нормах и нормативах, действующих в области
обращения с отходами;
    Статья 18. Просвещение и образование в области обращения с отходами
 1. Органы исполнительной власти города Москвы организуют и обеспечивают
всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской
и воспитательной деятельности среди населения города Москвы по проблемам
безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.
 2. Распространение популярных знаний по безопасному и ресурсосберегающему
обращению с отходами, раздельному сбору отходов потребления в бытовых условиях
осуществляется через средства массовой информации посредством подготовки
целевых теле - и радиопередач, выпуска учебных пособий для студентов и
учащихся средних и общеобразовательных школ города Москвы, издания популярной
литературы, наглядной агитации и листовок, размещения наружной рекламы,
проведения конкурсов, в том числе среди организаций городского коммунального
хозяйства, учреждения специальных премий Правительства города Москвы за
лучшие технические и технологические решения в области обращения с отходами
и другими способами.
    ГЛАВА IV. УЧАСТИЕ В ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА ОТХОДОВ ГОРОДА
МОСКВЫ
    Статья 19. Государственный кадастр отходов города Москвы
    Государственный кадастр отходов города Москвы включает в себя
классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения
отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и о технологиях
переработки и уничтожения отходов.
    Государственный кадастр отходов города Москвы ведется по единой для
Российской Федерации методологии на основе государственных классификаторов
технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством города Москвы. Порядок предоставления
организациями информации, необходимой для ведения Государственного кадастра
отходов города Москвы, определяется нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
    ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ
    Статья 20. Государственный экологический контроль за деятельностью в
области обращения с отходами
    Государственный экологический контроль за деятельностью в области
обращения с отходами производства и потребления осуществляется федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в области
санитарно-эпидемиологического надзора, а также органом исполнительной власти
города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны
окружающей среды.
    Статья 21. Производственный контроль в области обращения с отходами
 1. Производители отходов, а также юридические лица и индивидуальные
предприниматели (их объединения), осуществляющие сбор и переработку вторичного
сырья, проводят производственный контроль, в том числе лабораторные
исследования и испытания, за соблюдением установленных экологических,
санитарных и иных норм и правил по предотвращению негативного воздействия
деятельности по обращению с отходами на здоровье населения и окружающую среду.
 2. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль в области
обращения с отходами, несут ответственность за своевременность, полноту и
достоверность его результатов.
    Статья 22. Мониторинг мест хранения, переработки и уничтожения отходов
    С целью прогнозирования, а также своевременного выявления негативных
последствий воздействия отходов на окружающую среду орган исполнительной
власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области
охраны окружающей среды, проводит мониторинг объектов размещения, переработки
и уничтожения отходов.
    Мониторинг объектов размещения, переработки и уничтожения отходов входит
в единую систему государственного мониторинга окружающей среды.
    ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ II МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОРОДА МОСКВЫ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
    Статья 23. Формы сотрудничества в области обращения с отходами
 1. Город Москва принимает участие в международном и межрегиональном научно-
техническом, экономическом и организационно-правовом сотрудничестве в области
обращения с отходами путем обмена научно-техническими достижениями,
прогрессивными технологиями, опытом материально-технического, организационного
и правового обеспечения решения проблем отходов, проведения и финансирования
совместных мероприятий по ресурсосбережению и более эффективному обращению с
отходами.
 2. Международное и межрегиональное сотрудничество основывается на
добровольности и равноправии отношений сторон и оформляется соответствующим
договором.
    ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
    Статья 24. Виды ответственности за нарушения федерального законодательства
и законодательства города Москвы в области обращения с отходами
 1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами
федерального законодательства и законодательства города Москвы в области
обращения с отходами влечет за собой дисциплинарную, административную,
уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
 2. Предусмотренная настоящим законом ответственность применяется в случаях,
если иное не установлено федеральным законодательством.
    Статья 25. Нарушение правил сбора, хранения, размещения,
транспортирования, переработки и уничтожения отходов
    Нарушение правил сбора, хранения, размещения, транспортирования,
переработки и уничтожения отходов влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, на
юридических лиц в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.
    Статья 26. Реализация продукции (кроме исследовательских образцов),
изготовленной из отходов без сертификата соответствия (декларации
соответствия), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность такой продукции
для окружающей среды
    Реализация продукции (кроме исследовательских образцов), изготовленной
из отходов без сертификата соответствия (декларации соответствия),
удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность такой продукции для окружающей
среды, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц в размере
500 минимальных размеров оплаты труда.
    Статья 27. Непредставление сведений о превышении лимитов на размещаемые на
территории города Москвы отходы органу исполнительной власти города Москвы,
осуществляющему государственное управление в области обращения с отходами
    Непредставление сведений о превышении лимитов на размещаемые на
территории города Москвы отходы органу исполнительной власти города Москвы,
осуществляющему государственное управление в области обращения с отходами,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 200
минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - в размере 800
минимальных размеров оплаты труда.
    Статья 28. Ввоз на территорию Москвы вторичного сырья, для переработки
без регистрации договора на переработку
    Ввоз на территорию Москвы вторичного сырья для переработки без
регистрации в органе исполнительной власти города Москвы, осуществляющем
государственное управление в области обращения с отходами, договора на
переработку отходов с предприятием переработчиком города Москвы влечет
наложение штрафа на должностных лиц в размере 200 минимальных размеров
оплаты труда, на юридических лиц - в размере 500 минимальных размеров
оплаты труда.
    Статья 29. Эксплуатация транспортных средств для транспортирования
отходов без радиотехнических устройств слежения
    Эксплуатация транспортных средств, используемых для транспортирования
отходов производства и потребления по территории города Москвы, без оснащения
радиотехническими устройствами слежения, когда установка таких устройств
обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц в размере 200
минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц в размере 1000
минимальных размеров оплаты труда.
    Статья 30. Производство по делам об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим Законом
 1. Производство по делам об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
 2. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
настоящим Законом, составляются должностными лицами органа исполнительной
власти Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны
окружающей среды города Москвы.
 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим
Законом, рассматриваются должностными лицами органа исполнительной власти
города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны
окружающей среды в городе Москве.
    ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона города Москвы Настоящий
Закон города Москвы вступает в силу со дня его официального опубликования.
                                                   Мэр Москвы Ю.М.Лужков

     Источник: В.Романовская, иформационно-просветительский Фонд
               "Чистая Москва", valery@cleanmoscow.ru, 30 июня 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами