Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1469, 12 августа 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                           Право на думающую власть


          КАЗАХСТАН: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОБОРЫ НЕ ЛУЧШЕ ГАИШНЫХ


    ПОБОРЫ
    <Защитник природы> с глубокими карманами
    Алматы лежит у подножия Заилийского Алатау, и отдых в его живописных
предгорьях давно стал для горожан традиционным. Но каждый желающий выбраться
на природу непременно должен миновать один из пяти экопостов. Как говорят
буквально все водители, которым часто приходится пересекать <экологические
границы>, наиболее <прославившимся> дорожным пунктом является точка,
расположенная по пути в Алма-Арасанское ущелье.
    Недавно одному из сотрудников нашей газеты потребовалось посетить
лагерь отдыха <Юный домостроитель>, расположенный как раз в этом ущелье. В
бывшем пионерлагере проводил каникулы его сын. Журналист направлялся туда по
согласованию с администрацией лагеря.
    Единственной преградой на его пути был экологический пост. Руководство
<Юного домостроителя> было, видимо, хорошо осведомлено о том, какие
неприятности могут ожидать здесь непредупрежденных родителей. и поэтому
заблаговременно выдало ему специальную справку, наличие которой обычно
обеспечивало беспрепятственный проезд. Отдельный пункт в этом документе был
предназначен специально для сотрудников экопоста.
    Но, подъехав к опущенному шлагбауму, журналисту так и не удалось
встретить никого из работников контрольного пункта. Вместо этого к машине
приблизился человек, внешний вид которого не соответствовал какой-либо
униформе. Мятая светлая безрукавка, синие джинсы, стоптанная обувь -
подошедший был, скорее, похож на <вольного гастарбайтера>, ожидающего работы
на проспекте Сейфуллина. Подошедший потребовал оплатить проезд.
    Однако вместо ожидаемых денег ему была предъявлена справка,
утвержденная администрацией лагеря. Потратив менее десяти секунд на ее
изучение, сборщик налога отдал бумагу обратно.
    - Недействительно, - подытожил он свои умозаключения, но, взглянув на
пассажира, понял, что для получения вожделенной суммы ему придется найти
более подходящее обоснование.
    - Посещение лагеря необязательно! - выпалил он после
непродолжительного размышления.
    Эта фраза повергла в шок сидящих в автомобиле. Однако поводов для
сомнений в том, что руководство базы отдыха имеет на экопосте собственных
представителей, было достаточно. Скорее всего, собственные полномочия
подошедший определил себе сам, и на пути к легким деньгам его ничего не
могло остановить.
    Можно было бы добиться правды, вступив с неизвестным мздоимцем в
высококультурную беседу на повышенных тонах либо созвониться с дирекцией
лагеря и прояснить ситуацию. Однако на все это не было времени. Лицо
сборщика подати смягчилось, когда он увидел протянутые ему 200 тенге.
    Из стоящей рядом толпы вынырнул подросток 17-18 лет и, приняв купюру,
деловито сунул ее в карман. Проводив того взглядом, незнакомец в мятой
одежде шагнул было к шлагбауму, когда журналист попросил у него квитанцию об
оплате.
    - Если выдавать квитанцию, то надо платить 368 тенге - еще и за
водителя, - бросил он, отворачиваясь от машины. Так и не получив справку об
уплате дорожного налога, журналист миновал столь недружелюбный <блокпост>.
    На следующий день, желая на собственном примере убедиться в том, что
же происходит на <знаменитом> экологическом посту, мы отправились в
Алма-Арасанское ущелье.
    Подъехав к шлагбауму, машина остановилась, и тотчас у окна со стороны
водителя оказался человек, одетый во что-то, отдаленно напоминающее
спецовку. На этот раз диалог между нами был сокращен до предела.
    - 184 тенге с каждого, - пробубнил сотрудник экопоста.
    Один из нас молча и многозначительно помахал у его носа двухсотенной
бумажкой.
    - Хотя бы по сотне с человека, - <налоговик> окинул взглядом нашу
троицу.
    Добавив к имеющейся купюре еще одну номиналом в сто тенге, мы
благополучно поехали осматривать живописные предгорья, а деньги не менее
благополучно перекочевали в карман смекалистого <защитника природы>. О
квитанции никто, естественно, и не вспоминал.
    Дорожные экопосты отменят: позже
    Экологические посты давно не новшество для автолюбителей как
казахстанских, так и заезжих. Оказывается, решение о введении экопостов
принимается на местном уровне и является прерогативой местных исполнительных
органов власти. Любая административная единица, будь то область, город,
район, имеет право на организацию экологических постов по собственному
усмотрению, дабы защитить окружающую среду региона (области, города,
района). Подсчитать точное число экопостов по всей республике не
представляется возможным из-за отсутствия единого организационного органа.
Хозяин - барин.
    В южной столице экологические посты впервые появились в 1994-м году.
Отмечаться на них, заплатив налог <за загрязнение атмосферного воздуха>,
обязаны все владельцы автотранспорта, не зарегистрированного в Алматы и
Алматинской области, причем при каждом въезде в наш гостеприимный город. Как
нам удалось выяснить, в южной столице экопосты (а всего их четыре, не считая
поста при въезде на Медео) курирует Государственное коммунальное предприятие
<Алматыэкологострой> при городском акимате. Структура была создана в
1994 году постановлением Алматинского маслихата и до 2003 года имела
<эксклюзивное право> шефствовать над экопостами. Однако с 2003 года
городские власти по закону о государственных закупках стали проводить тендер
по контролю над загрязнением атмосферного воздуха города иногородним
транспортом. И, как можно было предположить, тендер выиграло именно
вышеназванное ГКП .
    За комментарием о деятельности экологических постов мы обратились к
генеральному директору ГКП <Алматы-экологострой> Абдигани АТЫМАЕВУ.
    - Абдигани Раманкулович, создание экологических постов - это наше
ноу-хау или приобретенный опыт?
    - Экологические посты практикуются и в других странах. В 1993 году я
был в Юрмале и удивился, когда при въезде в город увидели экопост. Нам
пояснили, что таким образом приезжие возмещают ущерб за загрязнение города,
признанного особо охраняемой экологической территорией Латвии. Через
некоторое время и мы пришли к этой идее, доказав ее востребованность.
    - Какие задачи у вашего ГКП?
    - В 1994 году Алматинский маслихат принял решение о создании
специализированной экологической службы при Государственном коммунальном
хозяйстве <Алматыэкологострой>. Тогда мы находились в прямом подчинении
городского управления охраны окружающей среды и природных ресурсов. В 1995
году вышел закон о государственных предприятиях, по которому министерства и
ведомства не могли иметь свои подразделения, и мы перерегистрировались как
ГКП. Сейчас мы подотчетны акимату города Алматы.
    Наше предприятие хозрасчетное, самофинансирующееся и не получает
бюджетных средств. Определяем для себя объем работ, принимаем участие в
тендере и выполняем нашу основную задачу - участие в улучшении
экологического состояния города. А восемьдесят процентов загрязнения исходит
именно от автотранспорта.
    - И именно ваше предприятие курирует деятельность экологических постов
нашего города?
    - Да. Четыре экопоста на основных направлениях - бишкекском,
капчагайском, кульджинском и талгарском. Основной поток иногороднего
автотранспорта идет именно по этим магистралям. Остальные дороги внутри
города курируют наши мобильные группы. При этом цель экологических постов -
не выжимать деньги из владельцев транспорта, а не допустить въезд машин с
повышенным уровнем вредных выбросов.
    - Судя по вашим словам, к вам не относится пост при въезде на Медео?
    - Правительство издало закон и учредило перечень особо охраняемых
природных территорий, в который входит и Медео. Поэтому с 2000 года Медео
отделилось как особо охраняемая природная территория Алматы. Проблемами
этого уникального урочища занимается специально организованное
государственное учреждение.
    - На курируемых вами постах экологический налог взимается только с
приезжих?
    - Владельцы автотранспорта, зарегистрированного в Алматы и области,
выплачивают его косвенно при покупке бензина, в цену которого заложен налог.
Иногородний транспорт является исключением, и зачастую водители заправляются
кустарным бензином неизвестного происхождения. Такой бензин, нами доказано,
наносит намного больше вреда, чем продающийся в нашем городе. Ежегодного в
Алматы заезжает и выезжает из него 30-40 процентов иногороднего
автотранспорта. Их вредными выбросами дышим мы, а не они. Для того чтобы они
каким-то образом возместили ущерб окружающей среде и населению, маслихат
принял решение о создании экологических постов. Это экономический метод
компенсации ущерба.
    - Налог взимается с автомашины или же, как случается на практике, с
каждого отдельно взятого пассажира?
    - Плательщиком является только хозяин источника загрязнения - владелец
автотранспорта.
    - Учитывается ли то, качественным бензином заправляется авто или
некачественным, превышает или не превышает норму загрязнения? И кто
устанавливает тарифы?
    - В инструкции управления охраны окружающей среды за 1999 год четко
определено, что передвижной автотранспорт однозначно является источником
загрязнения, а его владелец платит экологический налог по месту нахождения
источника. То есть приехал в Алматы, заплати экологический налог. Ежегодно
ставки платежа в зависимости от вида транспорта устанавливает экологическая
комиссия при маслихате.
    - Какой доход ежегодно приносят экологические посты Алматы?
    - Сразу отмечу, что ни одна цифра не берется нами с потолка, а
просчитывается с учетом объема въезжающего транспорта. Ежегодно мы
перечисляем в бюджет города сто процентов наших доходов, а это около 13
миллионов тенге. В зимний период поступает 500-600 тысяч, в летнее время -
миллион-полтора ежемесячно.
    - Ваше предприятие получает какой-то процент от этой суммы?
    - Нет. Мы получаем финансирование после победы в тендере, выполняя
мероприятия по улучшению экологии города. План этих мероприятий ежегодно
разрабатывает акимат.
    - Какие надзорные органы контролируют вашу деятельность?
    - Начиная с прокуратуры, финполиции, финуправления, налоговой и
заканчивая другими надзорными структурами. Кто только нас не проверяет! И
у всех один и тот же вопрос: куда деваются деньги? Сотрудники упомянутых
структур сами сутками дежурили с инспекторами на постах, смотрели,
наблюдали. Конечно, неприятная процедура, но нам удавалось доказывать, что
деньги идут по назначению. По финансовым поступлениям обязательно
отчитываемся перед налоговой, за выполненный объем работ - перед акиматом.
    - Как вы отбираете сотрудников экологических постов?
    - Основной состав гражданский. Мы отбираем людей, прошедших воинскую
службу, с крепким физическим и психическим здоровьем. Ведь среди владельцев
автотранспорта есть <крутые>, дети чиновников и бизнесменов, мнящих себя
хозяевами жизни. Поэтому инспектор экологического поста должен иметь
стальную выдержку.
    Сейчас в нашем штате 30 инспекторов. Кроме того, за счет экологических
средств при Управлении дорожной полиции создано подразделение из 30 человек.
Они курсируют по городу, проверяют уровень токсичности, наказывают за
превышение, вместе с нашими инспекторами дежурят на экопостах. Для большого
города с 250 тысячью автомобилями такой коллектив, конечно, капля в море. Но
с чего-то нужно начинать.
    - А с мздоимством сотрудников часто приходится сталкиваться?
    - Это обстоятельство, конечно, не дает нам спокойно работать. Да и
контролирующие органы всегда с интересом смотрят на нас, потому что там, где
живые деньги, там и интересы, которые действуют как красная тряпка на быка.
Да, бывает, ловим инспекторов, которые на свой риск кладут деньги в карман,
делают фальшивые талоны: Единственный выход - увольнение, чтобы было уроком
для других.
    - Какая зарплата у доблестных работников экопостов?
    - Мизерная. Ставка, штатный состав утверждается не нами, регулируется
инструкциями и законом. Инспектора работают сутки через двое и попадают в
категорию низкооплачиваемых работников. Заработная плата составляет всего
8-9 тысяч тенге.
    - На ваш взгляд, в ближайшее время в Алматы станет легче дышать?
    - В последнее время и правительство, и местные власти повернулись
лицом к экологии. Я помню, как еще несколько лет назад на охрану природы
выделялись смешные суммы. А в этом году только на экологические проблемы
Алматы выделено 300 миллионов тенге. Сейчас усиленно высаживаются зеленные
насаждения, в частности, восстанавливается роща Баума. Мы внедряем на
автотранспорт катализаторы-нейтрализаторы, сокращающие до минимума вредные
выбросы в атмосферу. Вот это то, на что направляются экологические деньги.
Огромные суммы выделяются на строительство объездных дорог. Думаю, в
будущем, когда их построят, необходимость в экологических постах отпадет.
    Забота на показ?
    Руководитель ГКП <Алматыэколого-строй> дал нам подробное разъяснение
ситуации. Но, получив ответы на некоторые, наиболее существенные вопросы,
у редакции возникли новые.
    Экопосты созданы для того, чтобы улучшать экологическое состояние
города. Существует несколько оснований предполагать, что с поставленной
задачей они не справляются. Более того, состояние самих пунктов и
непосредственно прилегающих к ним территорий нельзя назвать экологически
благоприятным.
    Проехав от контрольной точки, расположенной в ущелье Алма-Арасан,
около ста метров в сторону гор, любой человек может насладиться зрелищем
раскиданных у обочины больших куч мусора. Это ли не показатель истинного
положения дел?
    В то же время этот экопост, давно уже заслуживший дурную славу среди
алматинских автомобилистов, находится в районе, природа которого ежедневно
подвергается большой нагрузке. Участок улицы Навои, находящийся выше
проспекта Аль-Фараби, "усыпан" многочисленными кафе. Расположенные по обеим
сторонам дороги места для комфортного времяпровождения раскинулись вплоть
до самого ущелья. Стоит ли говорить о том, какой ущерб наносит окружающей
среде только один такой развлекательный комплекс - с кухней, санузлами,
шашлычницами и т.д.? Чем можно измерить урон, наносимый вереницей таких
заведений и их неисчислимыми посетителями? Между тем экологический пост
находится в окружении этих ресторанов, как бы символизируя собой воплощенную
иронию.
    Из разговора с Абдигани Раманкуловичем мы с удивлением узнали о том,
что экологический налог в обязательном порядке выплачивается только
владельцами автотранспорта, не зарегистрированного в южной столице и ее
области - кроме экопоста по дороге на Медео. Интересно, знают ли об этом те
ярые <защитники природы>, которые опускают шлагбаум перед каждой проезжающей
мимо машиной? Ничего об этом не известно и рядовым автомобилистам, исправно
вносящим кровные 200-300 тенге при каждой попытке выехать за пределы города.
    Неожиданностью для нас стала информация о том, что плательщиком налога
является только хозяин автотранспорта. В этом случае взимание по 184 тенге с
каждого человека, находящегося в салоне машины, заставляет подозревать
наглое вымогательство.
    Интересно, а знают ли обо всем этом надзорные ведомства?
    Ставки платы за загрязнение  окружающей среды по г.Алматы на 2004 год.
За загрязнение  атмосферного воздуха города иногородним транспортом
легковыми, работающими на этидловом бензине// тенге/машина// 258
* то же, с использованием средств снижения// тенге/машина// 217
* грузовым и автобусам, работающим на неэтилированном
  бензине// тенге/машина// 860
* то же, с использованием средств снижения// тенге/машина// 722
* грузовым и автобусам, работающим на дизельном
  топливе// тенге/машина// 2040
* то же, с использованием средст снижения// тенге/машина// 1714
За загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками при
испоьзовании этилированного бензина// тенге/машина// 9703
* дизельного топлива с содержанием серы более 0,2%// тенге/машина// 12476
     В.Лим, С.Бельгибаев, С.Зелепухин, "Мегаполис", www.megapolis.ura.kz
            24 июня 2004 года
      Источник: EcoDigest (21.06-27.06.04), 1 июля 2004 г.,
                З.Бабаханова, НПО "Экологический ПрессЦентр",
                zarina@ecopress.lorton.com


    ВОПРОС К НАЧАЛЬСТВУ
              Открытое письмо министру охраны окружающей среды РК
              Айткуль Самаковой
    Уважаемая
    Айткуль Байгазиевна!
    На страницах <Мегаполиса> регулярно появляются материалы, посвященные
охране окружающей среды. В частности, нас интересовала организация системы
сбора финансовых средств с населения республики на экопостах, и то, каким
образом расходуются полученные средства.
    В течение двух месяцев мы безуспешно пытались прояснить общую картину
происходящего. В этом нам не смогли помочь и те госслужащие, к которым
обращались сотрудники газеты.
    Так в 25 номере еженедельника от 24 июня этого года в статье
<<Экологи> с большой дороги> мы описали ситуацию на экопостах южной столицы.
Такие точки расположены на каждом выезде из города, и при пересечении
каждого контрольного пункта владельцы автомашин обязаны выплачивать
определенную пеню. Здесь же читатели могли ознакомиться с комментарием
Абдигани Атымтаева, генерального директора ГКП <Алматыэкологострой>. В
ведении этого предприятия, состоящего при горакимате, находится четыре из
пяти существующих в Алматы экологических постов: на бишкекском,
капчагайском, кульджинском и талгарском направлениях. Пункт при въезде на
<Медео>, как известно, находится на особом положении.
    Выяснилось, что данное ГКП было создано постановлением Алматинского
маслихата еще десять лет назад и вплоть до прошлого года имело <эксклюзивное
право> шефствовать над экопостами. В 2003 году <Алматыэкологострой> выиграло
объявленный администрацией южной столицы тендер по контролю над загрязнением
атмосферного воздуха города иногородним транспортом. Сейчас в штате ГКП
всего 30 инспекторов, еще 30 состоят в специальном подразделении при
управлении дорожной полиции.
    Позже состоялся разговор с Александром Ерошей, помощником прокурора
города по надзору за реализацией природоохранного законодательства. В этот
раз он пояснил, что все пропускные пункты Алматы относятся к различным
ведомствам. Также по результатам беседы выяснилось, что согласно
установленным правилам экологический налог взимается при въезде в особо
охраняемые природные зоны. При въезде в урочище Медео официальная пеня
составляет 200 тенге с машины. На алмарасанском экопосту данная сумма
составляет 184 тенге с каждого человека. На остальных трех точках деньги
должны выплачивать только те водители, машины которых не зарегистрированы в
городе Алматы или Алматинской области, поскольку с автовладельцев южной
столицы положенная плата взимается косвенно, при покупке бензина. Ставка
налога меняется каждый год. К примеру, в прошлом году она составляла 150
тенге с человека. Но каждый раз плательщик должен получать специальный
талон.
    Между тем рядовым автомобилистам такая информация была не известна, а
опубликованные в газете данные для многих из них стали полной
неожиданностью.
    В различных статьях мы пытались найти ответ на немаловажный вопрос:
какая сумма за определенную единицу времени в действительности поступает на
республиканские экопосты в виде налога? Но, несмотря на все наши усилия,
никакой реакции на публикуемые материалы со стороны официальных органов не
поступило.
    Основная причина отсутствия информационной базы и единого
контролирующего механизма заключается в том, что государственного института,
непосредственно отвечающего за деятельность экологических постов в
республиканском масштабе, нет. Надзорных органов, следящих за денежными
потоками, поступающими в бюджет от каждого пункта, много. Это и прокуратура,
и финансовая полиция, и финансовое управление, различные налоговые службы и
т.д. Но при этом никто не смог предоставить точные сведения о количестве
подобных точек и общей сумме взимаемых за них денег.
    К примеру, ГКП <Алматыэкологострой> пытается организовать систему
экологического контроля самостоятельно: оно хозрасчетное,
самофинансирующееся, не получает бюджетных средств, участвует в тендерах, а
объем работ определяет самостоятельно. Но сколько таких предприятий по
республике - неизвестно.
    Решение о введении пунктов сбора эконалога принимается на местном
уровне и является прерогативой исполнительных органов власти. Любая
административная единица, будь то область, город, район, имеет право на
организацию экологических постов по собственному усмотрению, дабы защитить
окружающую среду на своей территории. Подсчитать их точное число по всему
Казахстану оказалось попросту невозможным.
    Такие контрольные точки создаются, чтобы поддерживать в норме
состояние окружающей среды. При этом состояние самих пунктов и
непосредственно прилегающих к ним территорий нельзя назвать экологически
благоприятным. Существует несколько оснований предполагать, что с
поставленной задачей они не справляются.
    Сейчас 80 процентов загрязнения в городе до сих пор исходит именно от
автотранспорта. Не спасают положение даже устанавливающиеся на транспорт
катализаторы-нейтрализаторы, сокращающие вредные выбросы в атмосферу. При
этом до 30 процентов транспорта южной столицы может заправляться кустарным
бензином неизвестного происхождения (такие данные приведены представителем
прокуратуры города). Это топливо наносит намного больше вреда, нежели
бензин, продающийся на городских автозаправках.
    В этом году на решение экологических проблем одного Алматы выделено
300 миллионов тенге. Решать такие, никогда не теряющие своей актуальности
вопросы только госдотациями малоэффективно. Одна из главных целей системы
экопостов состоит в том, чтобы обеспечить постоянное поступление средств. Но
не каждый владелец частной автомашины сможет вспомнить, когда он получал
квитанцию об оплате налога на каком-либо экопосту. Тем не менее отмечаться
надо всем - часто сборщиков не останавливает даже наличие документов,
разрешающих проезд.
    Затрагиваемая здесь тема не исчерпывается только задымленностью
атмосферы. Южная столица обладает большим штатом людей, которые ответственны
за чистоту улиц. При этом любой человек может увидеть горы мусора,
прогулявшись по городу в течение одного дня.
    Часть выручаемой в виде эконалога суммы предназначена для компенсации
ущерба, наносимого природе. Но два месяца никто не может ответить на
поставленные нами вопросы. Известно, что в обязанности Министерства охраны
окружающей среды не входит контролирование системы экопостов. Однако, как
выяснилось, обращаться больше некуда.
    В связи с этим редакция <Мегаполиса> просит Вас содействовать
прояснению ситуации и искренне надеется на сотрудничество.
               "Мегаполис", www.megapolis.ura.kz, 5 августа 2004 года
      Источник: EcoDigest (2.08-8.08.04), 10 августа 2004 г.,
                З.Бабаханова, НПО "Экологический ПрессЦентр",
                zarina@ecopress.lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность