Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1511, 23 сентября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                                Право на информацию


      КАК ДЕЛА С ПРАВОМ НА ЭКОИНФОРМАЦИЮ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ?


    ПИСЬМО
    Уважаемая редакция!
Данный доклад был сделан на международном форуме "Экологическая
культура и информация в интересах устойчивого развития", который
проходил в Брянске с 21 по 23 сентября 2004 года.
    С уважеием Л.Комогорцева
           lkk@online.debryansk.ru, 23 сентября 2004 г.

    ДОКЛАД
    Нарушение права на достоверную экологическую информацию
и последствия этого для здоровья населения
    К.х.н.Комогорцева Л.К., д.э.н. Петрухин Ю.П.- депутаты Брянской
    областной думы
    Предотвращение вреда, в том числе и невосполнимого, для жизни и
здоровья граждан невозможно без своевременного получения полной
информации о наличии того или иного техногенного воздействия и доведения
её до общественности.
    Классическим примером нарушения права на своевременную достоверную
информацию является сокрытие факта наличия радиоактивного йода над всей
территорией Брянской области сразу после Чернобыльской катастрофы в 1986
году. Достаточно было предупредить население об элементарных мерах
предосторожности: не покидать помещений, принимать препараты йода и пр.,
и сегодня Брянская область не лидировала бы по количеству случаев рака
щитовидной железы, особенно у детей. Только за один 2001 год в регионе
зарегистрировано 200 случаев рака щитовидной железы.
    Второй, не менее яркий пример нарушения права на предоставление
своевременной достоверной экологической информации - это пример, связанный
с программой переселения населения с загрязнённых радионуклидами территорий.
Так, из Юго-Западных районов Брянской области было переселено более
3500 семей в Почепский район. Часть семей поселили вдоль забора арсенала,
где хранится 7500 тонн новейшего химического оружия.
    Всё население п.Речицы вышло на митинг протеста после объявления о
строительстве завода вблизи арсенала для уничтожения химического оружия.
Население Почепского района почти 50 лет не подозревало об опасном соседе -
химическом арсенале. Естественно, что никто не требовал материального воз-
мещения за риск проживания.
    Тем более, вызывает вопросы недавнее секвестрование Госдумой закона
<Об уничтожении химического оружия>, в результате чего население зоны
защитных мероприятий Почепского арсенала, а это около 40 тысяч жителей
лишаются прав на социальную защиту, например, на бесплатное медицинское
обследование.
    Скорей всего, именно с неблагоприятной экологической обстановкой в
регионе связан факт большого числа патологий у девочек, приводящих к
нарушению репродуктивной функции.
    В целом, следует отметить слабую информированность населения и
общественности не только о наличии техногенных объектов, но и о наличии
тех или иных экологических прав и, соответственно, нормативной документации.
При анализе выполнения ряда федеральных экологических законов было
выявлено невыполнение многих статей этих законов на региональном уровне.
И, прежде всего, таких базовых законов, как законы <Об охране окружающей
среды>, <Об отходах производства и потребления>, Водный кодекс, Лесной
кодекс, закон <Об экологической экспертизе.
    Именно отсутствие своевременной и достоверной  информации общественности
приводит к  серьёзным последствиям, в том числе и для здоровья нынешнего и
будущего поколения, как в случае радиоактивного облучения щитовидной железы
в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Кстати, при этом страшный удар
был нанесён иммунной системе в целом.
    Пассивность населения, в том числе и по предъявлению требований в
судебном порядке на возмещение вреда, нанесённого здоровью, связано с
незнанием своих прав и из-за отсутствия специалистов юристов, желающих и
умеющих защищать истцов.
    Что же следует предпринять для скорейшего устранения указанных нарушений
экологических прав? Прежде всего, следует усилить просветительское
направление. Это и правовое воспитание, и усиление внимания социальной
экологии, экологическому праву в образовательных программах.
    Конечно же, необходим мониторинг нарушений экологических прав граждан,
анализ экологического законодательства, особенно в части его реализации
в регионах Российской Федерации.
    Далее, необходима кропотливая и долговременная работа по установлению
влияния техногенного воздействия на здоровье человека, особенно важно
спрогнозировать отдалённые  последствия этого воздействия.
    Конечно же, нужна серьезная и полная база региональных экологических
законов. Нам совершенно непонятна позиция председателя экологического
комитета Брянской облдумы С. Ковалева, который должен представлять интересы
загрязненных юго-западных районов, депутат от города Клинцы, когда он на
последнем заседании думы потребовал снять с рассмотрения в первом чтении
закон <Об охране окружающей среды в Брянской области>, поддержанный
единогласно депутатами комитета.
    Для большей эффективности эколого-правовой деятельности необходимо
усиление взаимодействия экологических и правозащитных общественных
организаций и власти, создание общественных советов и комиссий. Это позволит
оказывать большее влияние на природоохранные структуры, в том числе и
правоохранительные, для повышения ответственности при принятии общественно-
значимых экологических решений. Это, прежде всего, касается повышения
ответственности при проведении государственных экологических экспертиз,
оценок воздействия на окружающую среду.
    И, конечно же, необходимо усилить взаимодействие со СМИ для более
успешного и эффективного решения вышеперечисленных задач.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами