Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1516, 28 сентября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                                      Право на воду


       ДОСТУП К ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА


    Аспекты международного и внутригосударственного права
    В условиях истощения ресурсов питьевой воды, все большего превращения
ее в дефицитный товар и передачи части водных ресурсов в пользование частных
и юридических лиц на основе концессионных соглашений становиться актуальным
показать, насколько человечество готово адекватно обеспечить право каждого
человека на доступ к питьевой воде и каким образом все аспекты, связанные
с обеспечением данного права, реализуются современным международным правом
и национальным законодательством, включая РФ.
    Вода является необходимым источником нормального функционирования всех
экосистем Земли. К сожалению, уже сегодня её не хватает во многих частях
мира. Глобальное изменение климата ещё больше осложняет ситуацию с
водоснабжением.
    Последние научные оценки свидетельствуют о том, что изменение климата
на 20% усиливает нехватку воды в мире. На сегодняшний день 1,5 млрд. чел.
лишены доступа к питьевой воде.
    По оценкам ВОЗ, 80% заболеваний передаётся через заражённую воду [1].
    Прогноз подтверждает, что проблема доступа к питьевой воде в будущем
будет ухудшаться. Грунтовые воды являются крупнейшим источником питьевой
воды на планете. По данным Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), грунтовые воды обеспечивают потребности в питьевой воде
на 75% [2].
    Основными причинами острой нехватки питьевой воды являются:
неравномерное распределение воды, как в географическом, так и в
социально-экономическом плане, разрушение водосборных бассейнов,
обезлесение, вредное воздействие методов ведения сельского хозяйства,
сброс токсических отходов.
    Из Доклада ООН "О состоянии водных ресурсов мира" следует, что только
2,53% от общего количества воды является пресной, тогда как остальная ее
часть - соленые воды. Примерно две трети пресной воды заключены в ледниках
и постоянном снежном покрове. Помимо доступной пресной воды в озерах,
реках и водоносных горизонтах, искусственное хранение в резервуарах
добавляет еще 8 000 куб. км. Водные ресурсы являются возобновляемыми за
исключением некоторых грунтовых вод.
    Люди отбирают 8% совокупного годичного объема возобновляемой пресной
воды, присваивают 26% суммарного объема годичного испарения и 54%
доступного стока [3].
    Человечество в настоящее время контролирует сток во всем мире.
    С увеличением населения растёт потребность в питьевой воде. Таким
образом, вода для любого использования становится все более редким ресурсом.
    Примерно 2 млн. тонн промышленных отходов, химических веществ, продуктов
человеческой жизнедеятельности и сельскохозяйственных стоков ежедневно
сбрасывается в воды. По приблизительной оценке во всем мире в воду
сбрасывается 1500 куб. км отходов. Если исходить из того, что 1 л сточных
вод загрязняет 8 л. пресной воды, то объем загрязненной воды во всем мире
составляет порядка 12000 куб. км. В 2000 г. из-за болезней (шистосомоз,
трахома, заражение гельминтами желудочно-кишечного тракта и т.п.), вызванных
отсутствием должного уровня санитарии и гигиены и употреблением не
качественной воды, по экспертной оценке умерло более 2 млн. 200 тыс. чел.
    В соответствии с международным правом, каждый человек обладает
одинаковыми правами на основе принципа равенства. Степень доступа любого
человека к питьевой воде во многом зависит от того, как трактуется данное
право.
    В доктрине международного права имеется два основных подхода к
происхождению прав человека.
    Согласно сторонникам естественного права человек обладает правами с
момента появления на свет. Они принадлежат только ему, неотчуждаемы,
непередаваемы.
    Что касается сторонников позитивных прав, то, по их мнению, правами
человек наделяется непосредственно государством.
    Известно, что человек состоит из 65% воды, и, следовательно, не может
обойтись без воды, причем качественной. Таким образом, право человека на
доступ к питьевой воде входит в категорию естественных прав.
    Если не согласиться с данным выводом, и отнести это право к категории
позитивных прав, то степень доступа к питьевой воде целиком будет зависеть
от соответствующего государства, особенно в условиях ограничения ресурсов
воды.
    В доктрине международного права существует две точки зрения в отношении
права на доступ к питьевой воде:
  1. Право на доступ к воде направлено на обеспечение каждому человеку
минимального количества воды хорошего качества, которого было бы достаточно
для него, то есть которое позволило бы человеку удовлетворять его насущные
потребности (утоление жажды, приготовление пищи и поддержание гигиены), а
также обеспечить производство продуктов питания для личного потребления.
  2. Это право тесно связано с другими правами человека, в частности,
экономическими, социальными и культурными.
    Право человека на доступ к питьевой воде регулируется на международном
и национальном уровнях.
    В международном праве приняты следующие конвенции, регулирующие вопросы
прав человека:
    Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о
гражданских политических правах 1966 г., Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Американская
конвенция о правах человека 1969 г. и дополнительный Протокол к ней 1988 г.,
Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция о правах
ребёнка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин 1979 г., Протокол по проблемам воды и здоровья 1999 г., принятый к
Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных
озёр.
    Однако следует подчеркнуть, что только в трёх документах прямо
закреплено право человека на доступ к питьевой воде: Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребёнка,
дополнительный Протокол к Американской конвенции о правах человека.
    Приведем некоторые положения международных актов, касающихся прав
человека на доступ к питьевой воде.
    Ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека гласит: "Каждый человек имеет
право на такой жизненный уровень, пищу, одежду, жилище, медицинский уход и
необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания
благосостояния его самого и его семьи:" [4] .
    В данном случае право на доступ к питьевой воде вытекает из понятия
"пища", так как оно включает в себя не только качественное продовольствие,
но качественную, а значит чистую, питьевую воду.
    Ст. 1, 11, 12 Международного Пакта об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.) гласят: "Все народы для достижения своих целей
могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами без
ущерба для каких-либо обязательств:" и "признаётся право каждого на
достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное
питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни" и "право
каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического
здоровья" [5].
    Ст. 11 Международного Пакта о гражданских и политических правах
(1966 г.) гласит: "Все народы для достижения своих целей могут свободно
распоряжаться естественными богатствами и ресурсами:" [6].
    Протокол по проблемам воды и здоровья [7] к Конвенции по охране и
использованию трансграничных водотоков и международных озёр уточняет:
"Стороны руководствуются следующими принципами и подходами: равный доступ
к питьевой воде, как с точки зрения адекватного количества, так и
адекватного качества, следует предоставлять всем членам общества, особенно
тем, кто находится в неблагоприятном положении или страдает от социального
отчуждения", "Стороны принимают все соответствующие меры в целях
обеспечения: адекватного снабжения питьевой водой, адекватных
санитарно-профилактических мероприятий, также Стороны добиваются доступа
к питьевой воде для всех".
    Декларация социального прогресса и развития, провозглашённая
Генассамблеей ООН 11 декабря 1969 г., направлена на "равноправное участие
развивающихся и развитых стран в использовании достижений науки и техники
и на всё более широкое применение науки и техники на благо социального
развития общества" [8].
    Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря
1974 г., признаёт, что каждое государство в первую очередь несёт
ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному
прогрессу своего народа, за выбор своих целей и средств развития,
мобилизацию и всестороннее использование своих ресурсов, постепенное
осуществление экономических и социальных реформ и обеспечение всестороннего
участия своего народа в процессах развития и использования его результатов.
    Декларация о праве на развитие (1986 г.) закрепляет: "человек является
основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и
бенефициарием права на развитие" [9].
    В сентябре 1990 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах
детей главы государств и правительств приняли в Нью-Йорке Всемирную
декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, в которой
они обязались содействовать снабжению водой всех детей.
    Во Всемирном договоре о водных ресурсах (1998 г.) упор делается на
личном праве на воду и на участии гражданина. В нём доказывается
необходимость бесплатного предоставления воды, необходимой для
удовлетворения насущных потребностей.
    В соответствии с Планом действий, принятым на конференции ООН по водным
ресурсам, проведённой в 1977 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата, все
народы вправе иметь качественную питьевую воду в количествах, достаточных
для удовлетворения их основных потребностей.
    Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.) выделяет: "Каждый
имеет право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Государства-участники настоящей Хартии предпримут необходимые меры по охране
здоровья своего народа и по обеспечению медицинской помощью всех, кто в ней
нуждается"; "Все народы свободно распоряжаются своими материальными и
природными ресурсами. Это право проводится в жизнь исключительно в интересах
народа. Ни при каких обстоятельствах народ не может быть лишен этого права";
"Все народы имеют право на общую удовлетворительную окружающую среду,
благоприятную для их развития" [10].
    Дополнительный Протокол к Американской конвенции о правах человека в
области экономических, социальных и культурных прав уточняет: " каждый
человек имеет право жить в здоровой окружающей среде и иметь доступ к
благам коллективного пользования".
    В мае 1985 г. Совет Министров окружающей среды ЕС принял Общую программу
в области водных ресурсов.
    В июне 1990 г. участники Монреальского форума разработали Монреальскую
хартию в области питьевой воды. В марте 1997 г. первый Всемирный форум по
проблемам питьевой воды разработал Марракешскую декларацию.
    ЕС создает свое законодательство о праве человека на доступ к питьевой
воде - принимает директивы. 16 июня 1975 г. Совет Европейского Экономического
Сообщества принял Директиву (75/440/EEC). В преамбуле изложены цели, для
достижения которых была принята Директива: необходимо сократить загрязнение
воды и защитить против последующего ухудшения; необходимо защитить
здравоохранение, осуществлять наблюдение за поверхностными водами (surface
waters), проводить очистку питьевой воды; необходимо рассмотреть в свете
новых технических и научных знаний ценности, определяющие качество
поверхностной воды, используемой для употребления питьевой воды; необходимо
создать такие законы, благодаря которым будет достигнута основополагающая
цель - защита окружающей среды и усовершенствование качества жизни.
    4 мая 1976 г. Совет Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) принял
Директиву (76/464/EEC) [11] . Директива предусматривает составление двух
списков. В списке No 1 будут перечислены некоторые индивидуальные вещества,
отобранные, главным образом, на основе их токсичности за исключением тех,
которые являются биологически безопасными, а в списке No 2 будут содержаться
вещества, оказывающие вредное воздействие на водную окружающую среду.
    Совет ЕЭС 15 июля 1980 г. принял Директиву, касающуюся питьевой воды
(80/778/EEC) [12] . Основная цель данной Директивы состоит в установлении
определённых стандартов, которым должна соответствовать вода,
предназначенная для потребления.
    3 ноября 1998 года Совет Европейского Сообщества принял Директиву о
качестве питьевой воды (98/83/EC) [13] . Основная цель этой Директивы -
определять качественные стандарты, встречающиеся в воде, которая
предназначена для потребления человеком. Нормы Директивы призваны защитить
человеческое здоровье. В связи с этим одним их основных требований к воде -
она должна быть чистой (без примесей). Государства-члены должны убедиться
в том, что питьевая вода:
  - не содержит веществ, которые могут нанести вред здоровью человека;
  - вода соответствует минимальным требованиям, установленным Директивой.
    На национальном уровне некоторых стран имеется более детальное
регулирование данной проблемы.
    В соответствии с Конституцией Франции "государство гарантирует всем
охрану здоровья, материальную безопасность" [14]. Применительно к питьевой
воде это положение означает, что государство должно поощрять разработку
оборудования по производству и распределению воды, с тем, чтобы все
граждане, включая бедные слои населения, имели к ней реальный доступ. Такое
обязательство подтверждается французским законом о воде 1992 г., в котором
провозглашено, что право пользоваться водой принадлежит всем.
    В мае 1990 г. французский сенат принял поправку к законопроекту о
реформе гражданского исполнительного производства от 9 июля 1991 г., в
соответствии с которым "отключение подачи газа, электричества и воды в
результате неуплаты может производиться, лишь после получения кредитором
исполнительного документа, требования которого остались невыполненными. В
решении, принятом 11 марта 1996 г., Суд Большой инстанции Руан признал
ответственность одной водоснабжающей компании в связи с неправомерным
прекращением подачи воды, "считая, что поставщик, услуги которого остались
неоплаченными, должен обратиться к судье с целью добиться принудительной
оплаты долга. В случае отсутствия распоряжения, прямо разрешающего
поставщику принимать такую меру, ему запрещается прекращать подачу воды,
так как снабжение водой входит в услуги, способствующие нормальным условиям
жизни семьи". Это судебное решение, хотя и единственное в своем роде,
является тем не менее подходом, направленным на то, чтобы сделать из права
на питьевую воду реальность, поставленную под защиту закона.
    3 января 1992 г. был принят французский Закон о воде (French Water
Act) [15]. В преамбуле закона указывается, что водные ресурсы принадлежат
всей нации. Использование воды принадлежит всем, в пределах установленных
законов и имеющихся прав граждан. Положения Закона нацелены на рациональное
управление водными ресурсами за счет: сохранения водных экосистем, участков
и заболоченных земель; защиты от загрязнения, восстановления поверхности
земли; защиты океанской воды в пределах границ территориальных вод; развития
и защиты водных ресурсов; повышения ценности воды как экономического
ресурса; доставки нормальной питьевой воды для населения.
    Выделяют следующие органы управления водными ресурсами: Префект,
комитет бассейна (basin committee), водная комиссия местного уровня,
ассоциация по водным вопросам местного уровня, региональные и общие советы
(regional and general councils). Ежегодно разрабатывается Программа развития
водного хозяйства и План управления водными ресурсами.
    В 1972 г. был принят Федеральный закон США "О контроле за недопущением
загрязнения воды" (Federal Water Pollution Act), именуемый также законом
"О чистой воде"(Clean Water Act) с изменениями и дополнениями от
1987 г.[16]. Основные цели закона следующие:
  1. Поддержание и восстановление химической, физической и биологической
целостности национальных водных ресурсов. Для достижения этой цели
предусмотрено:
  - устранение распространения загрязнителей в судоходных водах;
  - улучшение качества воды;
  - запрещение распространения ядовитых загрязнителей в водах;
  - выделение финансовых средств из федерального бюджета для создания
государственного оборудования очистки воды;
  - проведение исследования для развития технологий, которые впоследствии
будут способствовать устранению загрязнителей из судоходных вод, вод
смежных (прилегающих water contiguous zone) зон и океанов;
  2. Реализация Конгрессом США политики, заключающейся в признании за
штатами прав и обязанностей по предотвращению, устранению и уменьшению
загрязнения, а также планирования и использования водных ресурсов в
соответствии с настоящим законом.
  3. Реализация Конгрессом США политики, заключающейся в убеждении
иностранных государств предпринимать те же самые меры, которые осуществляют
США в соответствии с данным законом по предотвращению, устранению и
уменьшению загрязнения воды.
  4. Участие общественности в решении таких вопросов. При этом Правительство
США должно издавать инструкции, регламентирующие принципы участия
общественности.
    Основной орган управления, действующий в соответствии с данным законом -
Агентство по охране окружающей среды во главе с Администратором.
    В 1991 г. в Великобритании был принят закон "О водных ресурсах" [17].
Согласно Закону управление водными ресурсами осуществляется непосредственно
государством. Закон ставит перед государством следующие цели: сохранение,
рациональное перераспределение водных ресурсов в Англии и Уэльсе; надлежащее
использование водных ресурсов в Англии и Уэльсе.
    В Российской Федерации вопросы, связанные с правом на доступ к питьевой
воде регулируются только законами федерального уровня: ФЗ "Водный кодекс
РФ" от 16 ноября 1995 г. в редакции от 19.02.2004 г. [18], ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.[19].
    Водный кодекс предусматривает, что водное законодательство в соответствии
с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов. Водный кодекс предусматривает, что лица, не являющиеся
собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные
объекты: право долгосрочного пользования и право краткосрочного пользования.
Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами может
осуществляться водопользователем на основе договора концессии на право
пользования водным объектом, договора аренды водного объекта, а также
договора на водопользование.
    Водный кодекс даёт следующее определение договора концессии: "договором
концессии на право пользования водным объектом признается соглашение
федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами
(правообладатель) и заинтересованного лица (пользователь) об установлении,
изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с
использованием и охраной водных объектов в установленных границах, для
указанной цели, в течение установленного срока и на определенных условиях"
[20]. Договор концессии на право пользования водным объектом заключается в
письменной форме на основании результатов торгов (конкурса, аукциона).
Сроки действия договора концессии на право пользования водными объектами
определяет правообладатель в зависимости от целей использования водных
объектов, их экологического состояния и состояния гидротехническихсооружений, образующих такой водный объект, с
учетом предложений
органов власти, согласующих условия пользования такими водными
объектами. Срок действия такого договора не может быть менее 3 и более 49
лет.
    Водным кодексом предусматриваются положения об охране водных объектов
и об ответственности за нарушение их. Лица, виновные в нарушении водного
законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную
ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности
устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
  Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
содержит положения о том, что питьевая вода должна быть безопасной в
эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому
составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
    1 декабря 1999 г. Государственной Думой РФ был принят Закон "О питьевой
воде" [21]. Целями и задачами настоящего Федерального закона являются:
установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и
юридических лиц в питьевой воде; установление хозяйственно-экономических
основ питьевого водоснабжения; установление государственных гарантий
надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за
правонарушения в области питьевого водоснабжения.
    Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения в соответствии
с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Правонарушением в области питьевого водоснабжения признается несоблюдение
положений настоящего закона, санитарных норм и правил, правил пользования
системами водоснабжения и иных нормативных правовых актов, регулирующих
охрану источников питьевого водоснабжения, обеспечение граждан и юридических
лиц питьевой водой и нормальное функционирование систем питьевого
водоснабжения.
    Лица, виновные в совершении правонарушений в области питьевого
водоснабжения, несут ответственность в соответствии с законодательством
РФ. 23 декабря 1999 г. Совет Федерации отклонил данный закон и предложил
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать
согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по указанному
Федеральному закону [22].
    9 февраля 2004 г. Государственной Думой был принят в третьем чтении
Закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении [23]. Так как он ещё не
одобрен Советом Федерации и не подписан президентом, на данный момент этот
закон представляет собой только проект.
  Состав воды подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения
должен соответствовать следующим требованиям:
  - сухой остаток не должен превышать 1000 мг/дм3 (по согласованию с
органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора допускается
содержание сухого остатка до 1500 мг/дм3);
  - концентрация хлоридов и сульфатов не должна составлять более 350 и 500
мг/дм 3 соответственно, общая жесткость не должна превышать 7 моль/м3 (по
согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического
надзора допускается содержание до 10 моль/м3);
  - содержание химических веществ не должно превышать значения предельно
допустимых концентраций химических веществ для воды водных объектов,
используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также
допустимых уровней радиационного фона.
    Оценка качества воды источника питьевого водоснабжения в месте
предполагаемого водозабора осуществляется на основе данных об анализах проб
воды, отбиравшихся ежемесячно в течение последних трех лет.
    В тексте, одобренном Государственной Думой РФ, предусматривается
процедура подготовки воды, предназначенной для питья, процедура обработки
воды перед подачей водопользователям. В данном тексте выделяется одно из
основных требований - проведение производственного контроля качества
питьевой воды. Этим занимаются лица, эксплуатирующие системы питьевого
водоснабжения.
    В нем содержится 7 приложений, в которых излагаются нормативные
требования к питьевой воде.
    Анализ действующего законодательства РФ по данному вопросу показывает,
что в стране только сейчас предпринимаются первые шаги к попытке решить
проблему, связанную с кризисом водных ресурсов, и при этом ни в одном из
федеральных законов РФ прямо не закреплено право человека на доступ к
питьевой воде. Следует подчеркнуть, что, учитывая важность вопроса, в
зарубежных странах  созданы специализированные органы контроля и надзора,
занимающиеся только данной проблематикой.
    Положительным моментом можно отметить тот факт, что в некоторых
субъектах РФ принимаются акты по этой проблеме, однако данное
правотворчество никем не координируется.
    Примечания
  1. Предварительный доклад подкомиссии по поощрению и защите прав
     человека / Взаимосвязь между осуществлением экономических, социальных
     и культурных прав и содействием осуществлению права на доступ к
     питьевой воде и санитарным услугам. E/CN.4/SUB.2/2002/10.
  2. Там же.
  3. Доклад ООН о состоянии водных ресурсов мира "Вода для людей, вода
    для жизни". Программа оценки водных ресурсов мира 2003.
  4. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. / Действующее международное
     право / Под ред. Колосова Ю.М. и Кривчиковой Э.С. М., 2002. С. 222.
  5. Там же. С. 224, 227.
  6. Там же. С. 233.
  7. Предварительный доклад Подкомиссии по поощрению и защите прав
     человека / Взаимосвязь между осуществлением экономических, социальных
     и культурных прав и содействием осуществлению права на доступ к
     питьевой воде и санитарным услугам // E/CN.4/SUB.2/2002/10.
  8. Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Пункт (а) ст. 13.
  9. Декларация о праве на развитие - от 4 декабря 1986 г. Пункт 1 ст. 2.
  10. www.hro.org. Африканская Хартия прав человека 1981 г.
  11. www.europa.eu.int - 76/464/EEC
  12. www.europa.eu.int - 80/778/EEC
  13. www.europa.eu.int - 98/83/EC
  14. Конституция Франции 1946 г. Пункт 11 преамбулы.
  15. French Water Act - www.oieau.fr (English version).
  16. Clean Water Act - www.epa.gov.
  17. Water Resources Act - www.hmso.gov.uk.
  18. www.asdg.ru.
  19. Гарант. 2001.
  20. Водный кодекс. Ред. 19.02.2004 г. Ст. 4, 13.
  21. www.akdi.ru.
  22. http://council.gov.ru. Постановление Совета Федерации Федерального
     Собрания от 23 декабря 1999 г. No 536-СФ "О Федеральном законе "О
     питьевой воде и питьевом водоснабжении".
  23. www.waterlaws.ru.

  Аслан Абашидзе, доктор юридических наук, профессор
  Наталия Кислицына, бакалавр Российского университета
  Дружбы Народов
           "Обозреватель" (Москва), 15 июля 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами