Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1544, 27 октября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



                КАЗАХСТАН: КАК ВЕСТИ СБОР ПОДПИСЕЙ


    Из опыта экологического клуба "Биосфера"
    Гость редакции Вестника "Зеленое спасение" - Владимир Павлович
Карманов, председатель экологического клуба "Биосфера" (г.Риддер,
Казахстан). "Биосфера" является одной из старейших в республике
общественных экологических организаций, которая успешно действует с
1989 года (подробнее см. www. greensalvation.org).
    Одной из форм работы клуба является сбор подписей под обращениями
граждан и общественных организаций к Президенту страны, в Парламент и в
другие ведомства. Например, клуб "Биосфера" принимает активное участие в
антиядерной кампании общественных организаций Республики Казахстан. Было
собрано несколько тысяч подписей против планов ввоза и захоронения
радиоактивных отходов других государств на территории страны. В.П.Карманов
любезно согласился ответить на наши вопросы. Возможно, опыт "Биосферы" будет
интересен тем, кто ведет агитационную работу.
 Вопрос: Почему именно сбор подписей избран вашей организацией как одна из
основных форм работы?
 Ответ: Начиная с июня 2001 года экологический клуб "Биосфера" участвует в
антиядерной кампании вместе с коллегами из "Экоцентра" (Караганда), "ИРИС"
(Семипалатинск), "Зеленого спасения" (Алматы) и других общественных
организаций Казахстана. Кампания направлена против внесения поправок в
законодательство страны, разрешающих ввоз и захоронение радиоактивных
отходов других государств. Мы включились в кампанию, начав сбор подписей
против принятия подобного решения. Почему именно сбор подписей? Это
достаточно эффективная и оперативная форма работы, которая применяется
нашей организацией уже на протяжении многих лет! Это не просто мероприятие
с плакатами, а целая агитационная кампания, во время которой распространяются
листовки, раздаются тексты обращений, ведется сбор подписей. Мы стараемся
проводить его в самых людных местах, чтобы как можно больше людей
ознакомились с нашими материалами. Идущий по улице человек за 150 метров
видит плакаты. Он начинает анализировать информацию, даже не подходя к нам,
даже не подписываясь под документом. Мы считаем, что человек, прошедший
мимо, обязательно вернется через час либо два, или на следующий день, но
уже как заинтересованное лицо, и поддержит наши требования! Бывали случаи,
когда люди приводили целые семьи, а студенты приходили группами. Наиболее
заинтересованным мы дополнительно предоставляем брошюры, буклеты, листовки
для дальнейшего распространения. Они передаются из рук в руки. Все это
позволяет вести работу с населением комплексно.
    О результатах нашей деятельности мы стараемся сообщать в средствах
массовой информации, изданиях общественных организаций. Тексты обращений и
собранные подписи передаем в соответствующие государственные органы или
депутатам Парламента страны, с которыми работаем.
 Вопрос: Как люди относятся к планам ввоза радиоактивных отходов в
Казахстан?
 Ответ: В разных местах люди по-разному реагируют на идею ввоза и
захоронения иностранных радиоактивных отходов. Это зависит от близости
населенного пункта к бывшему Семипалатинскому ядерному полигону, от наличия
промышленных предприятий, от осведомленности населения и других причин.
Так, в городе Серебрянске Восточно-Казахстанской области, в котором сейчас
не работает большинство промышленных предприятий, людей волновали одни
вопросы, а жителей Семипалатинска - совершенно другие. В Алматы наибольшую
активность проявили студенты, их интересовали различные аспекты данной
проблемы.
 Вопрос: Какие группы населения наиболее активны при сборе подписей?
 Ответ: Лучше всего работать со студенчеством. Возьмем, например, Казахский
национальный университет (КазНУ). В нем учатся студенты из
Восточно-Казахстанской, Карагандинской областей, со станции Аягуз, то есть
из районов, которые десятилетиями подвергались воздействию радиоактивных
осадков. Студенты из западных областей страны знают о полигоне Азгир и
многочисленных карьерах уранодобывающих предприятий. Негативный жизненный
опыт формирует осмысленное отношение к ввозу отходов и его возможным
последствиям. Молодые очень переживают за будущее Казахстана, и это отрадно!
Чувствуется осознанная тревога. Об их активности можно судить по количеству
подписей, которые удавалось собрать за день - по 180-250, и по колоссальному
числу заданных ими вопросов. Студенты очень активно высказывались против
ввоза и захоронения иностранных радиоактивных отходов. Пенсионеры
откликаются хуже. Это заметно даже в Семипалатинске. Но мы стараемся
работать со всеми, агитируем и пенсионеров, и школьников, как бы ни было
порой трудно.
 Вопрос: Наверное, вы разрешаете ставить свою подпись только
совершеннолетним?
 Ответ: Мы с коллегами из других общественных организаций договорились, что
человек, достигший 16 лет, может ставить свою подпись. В этом возрасте он
уже может осознать проблему, отвечать за себя и свои действия. Мы не
агитируем граждан сразу подписываться под нашими обращениями, а предлагаем
взять материал и внимательно ознакомиться с ним. Может быть, появятся
дополнительные вопросы. Лучше пусть человек придет завтра, но уже осмысленно
поставит свою подпись. И люди приходят, более того - приводят своих друзей
и коллег.
 Вопрос: Много ли финансовых средств необходимо для проведения такой работы?
 Ответ: Если не считать личное время и труд, то нет. Обычно на подготовку
уходит мало средств, так как мы максимально используем собственные материалы
и опираемся на поддержку наших коллег. Средства нужны для поездок в другие
города, но мы стараемся совмещать сбор подписей с участием в семинарах и
конференциях. Обычно задерживаемся на несколько дней, останавливаемся у
своих знакомых. Проводим агитационные мероприятия, одновременно со сбором
подписей организуем выставки в библиотеках. Их руководители, как правило,
идут нам навстречу. Ведь у нас всегда приличная подборка литературы.
 Вопрос: Требует ли сбор подписей специального разрешения властей?
 Ответ: Есть Указ Президента Республики Казахстан No 2126 от 17 марта 1995
года, который регламентирует проведение митингов, шествий, установку
палаток, юрт и т.п., но сбор подписей не входит в этот список. Поэтому
специальное разрешение местных властей не требуется. Тем не менее власти
часто настаивают на получении такого разрешения, из-за чего и возникают
конфликты. Чтобы их избежать, мы все-таки идем в соответствующие учреждения,
знакомимся, рассказываем о своей деятельности, объясняем, почему хотим
вести сбор подписей, и показываем наши агитационные материалы.
 Вопрос: Как различные органы власти относятся к сбору подписей?
 Ответ: Чиновники по-разному относятся и к антиядерной кампании, и к сбору
подписей. Например, в городе Алматы я обратился к полковнику городского
управления МВД, курирующему деятельность общественных организаций. Он был
настроен категорически против сбора подписей, хотя в этом нет криминала и
нарушения закона. Он не захотел это признать и направил меня в городской
акимат. В акимате ко мне отнеслись с пониманием, считая, что сбор подписей -
это нормальное цивилизованное явление, но тем не менее дали список улиц,
где я ни в коем случае не должен стоять. Подобные разрешения, как правило,
даются в устной форме, поэтому всегда важно записать фамилию, имя чиновника
и его телефон. Уважая закон и не желая идти на конфронтацию, мы обычно не
возражаем и считаем, что консенсуса можно достичь почти всегда. Мы хотим
быть понятыми на любом уровне власти.
 Вопрос: Расскажите подробнее об отношении правоохранительных органов к вашим
акциям.
 Ответ: Мы стараемся не вступать в конфликт, поэтому соблюдаем элементарные
правила. Сбор подписей ведем в одиночку, так как присутствие двух-трех и
более единомышленников может расцениваться как несанкционированный митинг,
и вас могут привлечь к административной ответственности. Стоим таким образом,
чтобы не мешать движению прохожих по тротуару. Плакаты размещаем в
дозволенных местах. Хотя мы законопослушные граждане, однако были случаи,
когда наши действия и плакаты не нравились представителям полиции. Так
было в городах Серебрянске, Астане и Алматы. Реально мыслящие люди, которые
делают осознанный выбор, очень неудобны. Гораздо проще иметь дело с
послушными марионетками, коими мы не хотим быть.
 Вопрос: А как вы действуете в случае неадекватной реакции правоохранительных
органов?
 Ответ: В качестве иллюстрации неадекватной реакции правоохранительных
органов расскажу о случае, который произошел со мной в Серебрянске в
сентябре 2001 года. Это было в самом начале антиядерной кампании. Мы стояли
очень скромно, не мешали движению. Плакаты были развешаны на стенах зданий.
Придраться было не к чему. Подъехали полицейские, стали выяснять, кто мы
такие, почему здесь стоим. Мы предъявили документы. Офицер потребовал от
меня разрешение акима Серебрянска на сбор подписей. Я объяснил, что в этом
нет необходимости, поскольку сбор подписей не регламентируется
законодательством. Но он стал ссылаться на какие-то законы, по которым наша
организация должна была взять официальное разрешение у акима. Тогда я стал
настаивать, чтобы мне четко разъяснили: какой именно нормативно-правовой акт
регламентирует сбор подписей, кем и когда он принят. Мне не был дан
исчерпывающий ответ. Чувствовалось, что полицейский не владеет информацией.
Тогда я попытался его убедить, что он не прав, и показал ксерокопию газеты
"Казахстанская правда" с указом Президента. Но он стоял на своем и уже в
более грубой форме потребовал убраться. Я доказывал, что это противозаконно.
Дискуссия продолжалась минут 20-30.
 Вопрос: Как дальше развивались события?
 Ответ: Ничего не добившись, полицейский уехал, но буквально через полчаса
приехали прокурор, более старший по званию офицер полиции и представитель
КНБ. Они в один голос убеждали меня, что проведение нашей организацией сбора
подписей против ввоза и захоронения радиоактивных отходов является
незаконным, на что я потребовал официальных доказательств. Мне был
предъявлен отпечатанный на принтере лист с тем же указом Президента без
каких-либо изменений и дополнений. Однако представители силовых структур
интерпретировали документ по-своему и доказывали, что разрешение на
проведение мероприятия необходимо, хотя об этом и не написано. Прокурор
Серебрянска повторял: "Есть закон, но вы читайте между строк. Если здесь
говорится об установке юрт и шествиях, то в принципе можно понимать под этим
и сбор подписей". Я ответил, что это произвольное толкование закона. Но
прокурор заявил, что здесь они являются представителями закона. Требования
показать официальный документ, в котором говорится о необходимости
обязательного разрешения акима на сбор подписей, были восприняты как грубый
протест и сопротивление, что меня невероятно удивило. Тон разговора стал
меняться. Я понял, что не смогу ничего доказать, и немного поумерил пыл.
Однако продолжал настаивать, чтобы мне предъявили официальный документ, если
он существует в природе! Их доводы были неубедительны, и тогда в разговор
вмешался представитель КНБ. Молодой человек вместе с прокурором стали
обвинять меня в организации несанкционированного митинга. Я парировал и
попросил показать участников митинга, чего они, конечно, сделать не смогли.
    Мне было приказано снять агитационные плакаты. Я возразил, что они не
носят провокационный характер и не призывают к бунту, а являются
информативными экологическими. Это тоже было воспринято как протест, и
последовал еще более грубый приказ снять плакаты. Я в очередной раз
отказался. Тогда полицейские сорвали их, а мне было предложено проехать в
полицейское управление.
 Вопрос: Вам удалось доказать свою правоту?
 Ответ: Хотя я находился в полицейском управлении более трех часов, мое
задержание не было зафиксировано. Тем не менее на меня было заведено дело,
которое разбухало буквально на глазах, пополняясь докладными сотрудников
полиции. На требования предъявить доказательства незаконности моих
действий отвечали, что на суде все будет ясно. Напоминание о праве на
адвокатскую защиту и на телефонный звонок проигнорировали, ответив, что
такая возможность будет позже, после составления протоколов. Волею судеб
мое пребывание в этом заведении не осталось незамеченным. Благодаря помощи
коллег о случившемся узнали мои родственники и депутат Парламента Республики
Казахстан. Он позвонил в полицейское управление, чтобы выяснить причину
моего задержания. Полицейские были удивлены, что информация распространилась
так быстро и даже дошла до депутатов в Астану. Оперативность - это важный
элемент в нашей работе! Когда я вышел из полицейского управления,
очевидцы инцидента узнавали меня и удивлялись, что я так быстро был отпущен.
Пришлось объяснять, что задержание было незаконным, об этом узнали коллеги
и депутат Парламента, что законы не могут нарушаться ни полицией, ни
прокурором, ни КНБ.
    Через несколько дней капитан полиции привез мне из Серебрянска в Риддер
(Лениногорск) изъятые плакаты и фотопленку и принес извинения за инцидент.
Я отказался принять извинения.
 Вопрос: Как Вы считаете, подобное могло случиться только в провинции?
 Ответ: Увы, данная ситуация типична не только для периферии. Аналогичный
случай произошел со мной в Астане. К сожалению, часто чиновники пытаются
инкриминировать нам нарушение несуществующих законов, им нужен козел
отпущения, из нас хотят сделать правонарушителей. Наша общественная
организация защищает права граждан на здоровую окружающую среду, опираясь
на Конституцию и законодательство страны! Хоть законом и не регулируется
сбор подписей, мы готовы понять властные структуры и пойти им навстречу.
Но нам бы хотелось, чтобы властные структуры тоже уважали права граждан.
Мы - за соблюдение закона на всех уровнях.
 Вопрос: А с какими проблемами еще сталкивалась ваша организация?
 Ответ: Бывают случаи, когда мешают руководители учреждений, возле которых
проводится сбор подписей. Думаю, что они получают указания от силовых
структур. В этом я убедился весной прошлого года в Алматы, когда выставил
плакаты возле одного из институтов. Они были сорваны сотрудниками службы
безопасности. Как мне заявила директор учреждения, она получила указания
из вышестоящих органов, чтобы плакаты были ликвидированы, что ее "молодцы"
и сделали.
 Вопрос: Какие рекомендации Вы можете дать активистам и общественным
организациям, желающим проводить сбор подписей?
 Ответ: Хотелось бы предупредить тех, кто планирует проводить сбор подписей
и вести агитацию, что существует очень много нюансов, которые надо знать.
Прежде всего должен быть настрой на такую работу, которая требует больших
моральных и физических усилий. Очень непросто в одиночку общаться с большим
количеством людей под пристальным вниманием властей. Необходимо заранее
оповестить ваших коллег, где, когда и до какого времени вы будете вести
сбор подписей. Помимо плакатов и копий текста обращения желательно иметь
дополнительный раздаточный материал, поясняющий, в чем суть проблемы. Чем
больше его будет, тем лучше! Необходимо иметь копии указа Президента
No 2126 от 17 марта 1995 года, который регламентирует проведение митингов,
шествий, установку палаток, юрт и т.п. Желательно, чтобы это была ксерокопия
текста, опубликованного в официальной прессе, например в "Казахстанской
правде". Это может пригодиться в разговоре с представителями
правоохранительных органов и других силовых структур, так как далеко не
все из них знают этот указ! Желательно также иметь тексты Конституции
Республики Казахстан и закона "Об охране окружающей среды".
 Вопрос: Что делать в случае возникновения проблем с полицией?
 Ответ: Если вас все же попытаются задержать, попробуйте обратиться за
поддержкой к прохожим, разъясняя им, что нарушаются ваши права. Попросите
их оповестить ваших коллег и редакции местных газет. Вы должны знать
необходимые телефоны. Я уверен, что найдется редакция, которая откликнется
и начнет выяснять, почему задержан представитель общественной организации.
Очень важно, чтобы коллеги своевременно узнали о вашем задержании и начали
действовать! Желательно также иметь своего адвоката.
 Вопрос: Что бы Вы хотели пожелать активистам НПО?
 Ответ: Необходимо помнить, что одна организация не сможет многого добиться!
Нужна четкая координация действий и обмен информацией между участниками
кампании! Только в едином порыве, как пальцы, сжатые в кулак, мы сможем
защитить наши права и улучшить экологическую ситуацию в Казахстане! Это
наша страна, наш дом, и мы должны его беречь!
    От редакции: Эта беседа состоялась в апреле 2003 года. В июне
В.П.Карманов был в очередной раз задержан во время проведения сбора подписей
в городе Усть-Каменогорске. Суд признал его виновным в совершении
административного правонарушения (организации несанкционированного митинга)
и наложил штраф. Случай с В.П.Кармановым, его опыт проведения сбора подписей
наглядно показывают, как в Республике Казахстан на практике выполняются
Орхусская конвенция и национальное законодательство в области доступа
населения к информации и участию в процессе принятия решений по вопросам,
касающимся окружающей среды.
     Материал подготовили Сергей Соляник и Ирина Мануйленко.

     Источник: выпуск No 17 вестника "Права человека и природы",
               Казахстан, г.Алматы, ecoalmati@nursat.kz

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами