Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1561, 12 ноября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                     Право на ответственнную власть



  ДУНАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК: ОДЕССИТЫ - ПРОТИВ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ


                   Генеральному прокурору Украины Г.Васильеву
                   Верховная Рада Украины, В.Литвину
                   Кабинет Министров Украины, В.Януковичу
                   СМИ
            Копии: EU Parliament, EU Commission,  UNESCO
                   Ms. Jane Robertson Vernhes,
                   Ms. Margot Wallstrom
                   Ms.Soledad Blanco Mangudo, Ms.Annika Agerblad
                   Dr. Herve Lethier, Mr. Philip Weller (ICPDR)
                   Ms.Marianna Bolshakova, Mr.Nick Bonvoisin
                   Dr. Eladio Fernandez-Galliano, Dr. Jan Kvet
                   Mr.Tobias Salate, Dl Ulrich Eichelmann, Mr.Sergei Moroz

     ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ДУНАЙСКОГО
      БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА ЮНЕСКО И УГРОЗЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
      2 ноября 2004г. в помещении Дунайского биосферного заповедника
(далее ДБЗ) появились четыре сотрудника милиции и следователь Дунайской
транспортной прокуратуры С.В.Кузнецов предъявил директору ДБЗ
А.Н.Волошкевичу и его сотрудникам Постановление от 25 сентября 2004г. о
возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ДБЗ. Пришедшие
изъяли всю документацию заповедника - 340 томов бухгалтерской отчетности с
1998 г. вместе с компьютером, входящую и исходящую переписки, приказы,
договора, материалы предыдущих проверок, др. Выемка длилась семь часов
(14.30-21.30).
    Пункт 1 Постановления гласил:  "возбудить уголовное дело относительно
должностных лиц Дунайского биосферного заповедника по факту злоупотребления
служебным положением, нецелевого и неэффективного использованием ими
государственных средств на общую сумму 47070,95 грн. по ст.364 ч.2 УК
Украины". Так старший прокурор отдела надзора прокуратуры Одесской области
за соблюдением природоохранного законодательства Л.Г.Шпак через 38 дней
после возбуждения уголовного дела, неожиданно приступил к своим обязанностям
и действительно парализовал деятельность заповедника - организации
международного значения, в том числе, и возможность выполнения функций охраны его
территории. Ни директор, ни остальные обвиняемые, как оказалось, при
проведении следственных действий, по информации следователя С.В.Кузнецова,
не имели права пригласить защитника, поскольку, объяснил следователь,
"уголовное дело открыто по факту совершения преступления, а не против
конкретных лиц".
    В постановлении о возбуждении уголовного дела было указано, что
должностные лица Дунайского биосферного заповедника, злоупотребляя своим
служебным положением, вопреки интересам службы, в своих и интересах третьих
лиц, допустили нецелевое и неэффективное использование государственных
средств, что послужило причиной нанесения вреда интересам государства с
тяжелыми последствиями. Старший прокурор не назвал конкретных должностных
лиц заповедника, которые  действовали "вопреки интересам службы, из
корыстных мотивов, в своих и в интересах третьих лиц...". Непонятно было
и то, каким образом прокурор установил злоупотребления служебным положением
без выяснения служебных обязанностей и полномочий обвиняемых не конкретных
лиц!? А также установил корыстные мотивы не установленных лиц!? Но
если нет конкретно виновных, а следствию недостает данных, то такая ситуация
не отвечает ст.364 ККУ, по которой открыто уголовное дело, а значит и
требованиям Криминально-процессуального Кодекса Украины. Все это указывает
не только на отсутствие признаков преступления, но и не позволяет возбудить
уголовное дело. Постановление вынесено с нарушением уголовно-процессуального
законодательства (ст.ст. 94, 98  КПК Украины).
    Постановление о возбуждении уголовного дела, предъявленное через 38
суток  базируется на акте ревизии КРо в Килийском районе Одесской области
No 10 от 05.03.2002г, который был пристально изучен прокуратурой и
природоохранными органами еще в 2002 году и не дал повода для подобных
действий еще тогда. Претензии к А.Н. Волошкевичу, как директору, датируются
1992 годом, при этом его обвиняют в дорогой балансовой стоимости факса,
который был подарен заповеднику Международным фондом охраны природы (WWF)
до того, как Волошкевич стал его директором. А для того, чтобы выдвинуть
столь "серьезные обвинения", его авторы пошли на настоящий подлог
документов и приписали в замшелый акт 1992 года пару лишних слов.
    Согласно п. 2 Постановления, уголовное дело направлено для проведения
досудебного расследования в Дунайскую транспортную прокуратуру. Однако, это
не согласуется со сферой деятельности и компетенцией транспортных прокуратур.
К сфере компетенции транспортных прокуратур относятся преступления,
содеянные на воздушных и водных путях Украины, в метрополитенах, поездах,
на вокзалах и территориях станций в их рельсовых границах от входного до
выходного светофоров, на перегонах вне границ станций - на железнодорожном
полотне с насыпью, если преступления связаны с функционированием
железнодорожного транспорта, в портах, на причалах и пристанях, на воздушных
и водных судах, а также должностных преступлений, содеянных работниками
железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сотрудниками
органов внутренних дел на транспорте. Преступление, предусмотренное ст.364
ККУ, не входит в сферу транспортных прокуратур. Привлечение именно
транспортной прокуратуры связано с принципиальным несогласием Национальной
академии наук Украины и подчиненного НАН Украины Дунайского биосферного
заповедника (ДБЗ) с проектом строительства судового хода Дунай - Черное море
через устье Быстрое. Именно поэтому Минтрансом Украины против заповедника
была организована широкомасштабная  компания, одним из главных направлений
которой стали тотальные проверки деятельности ДБЗ.
    На протяжении 2003-2004 г.г. заповедник перенес более 20 проверок, в том
числе Килийской районной прокуратуры, Одесской межрайонной природоохранной
прокуратуры, Одесской областной прокуратуры, Килийским РО УМВД Украины в
Одесской области (отдел по борьбе с экономическими преступлениями),
Килийской госадминистрацией, Службой безопасности Украины (районного и
областного уровней), Управлением по борьбе с организованной преступностью
(Измаильский отдел), Измаильской территориальной инспекцией Минприроды
Украины, Главной экологической инспекцией Украины, Комплексной комиссией
Минприроды Украины, Государственным экологическим инспектором по Килийскому
району, КРО Килийского района, КРУ Одесской области. Часть названных
инстанций проверяли деятельность заповедника за этот период по 3-5 раз, а
отдельные проверки длились по две недели. Нередко, на очередную проверку,
проверяющим приходилось занимать очередь. При явном произволе
происходившего, ни одной из проверяющих структур нарушений обнаружено не
было. Гнев власти обрушивался на проверяющих. Так с занимаемой должности был
уволен главный контролер-ревизор в Одесской области А.П.Курынин. Это далеко
не первая жертва.
    Мы расцениваем такие действия госструктур, как желание дестабилизировать
работу заповедника с целью уменьшения контроля за строительством
глубоководного судоходного пути "Дунай - Черное море". Вся история создания
ГСХ через украинскую часть дельты Дуная с 2001 года по настоящий момент
сопровождается искажениями реально существующих факторов экологического,
экономического и технологического их содержания, различного рода
подтасовками, грубой фальсификацией, непрофессионализмом, примитивной ложью.
Прибегая к разного рода фальсификациям, власть хочет скрыть собственные,
неправовые действия, нанесшие огромный ущерб природной среде Черного моря.
Но это ей тоже не удалось.
    С 6 по 8 октября с.г. в Украине находились представители ЕС.
Приуроченный к приезду миссии ЕС, в Одессе состоялся международный Форум
неправительственных организаций бассейна реки Дунай "Сохраним Дунайский
румыно-украинский биосферный заповедник "Дельта Дуная", организованный
Международным социально-экологическим союзом (Одесское отделение),
Украинской коалицией за дикую природу и WWF Living Waters Program (Париж).
Форум посвящался приезду представителей совместной делегации Европейской
Комиссии и международных конвенций Бернской, Дунайской, Рамсарской, Эспо и
Орхусской. "Такого собрания Украина и Дунайская дельта еще не видели" -
писала пресса. Основными задачами данного визита ЕС были: обсудить
информацию, предоставленную Украиной и запросить дополнительную, обсудить
вопросы мониторинга, снижения негативного воздействия канала на окружающую
среду и компенсаций, выяснить планы Украины, связанные с этим проектом,
призвать Украину остановить строительные работы, пока не будут проведены
всестороннее исследования оценки воздействия  на окружающую среду фазы II
строительства канала.
    8 октября в Киеве состоялась встреча НПО Украины с миссией ЕС.
Представители НПО Украины высказали свое негативное отношение к
строительству канала через заповедную территорию международного уровня,
установили контакты, передали в миссию пакеты документов.
    В свою очередь, миссия ЕС сообщила НПО о заверении административных
органов Украины о прекращении работ до проведения анализа мониторинга и
обещании сотрудничать с общественными организациями. Директор заповедника
А.Н.Волошкевич и директор Одесского филиала Института биологии южных морей
НАН Украины (ОфИНБЮМ), доктор биологических наук Б.Г.Александров в программе
мониторинга, одобренной Министерством, сформулировали цели и задачи для
сложившейся в ДБЗ ситуации: важно минимизировать ущерб, наносимый природе,
а для этого необходим мониторинг. Работы должны сопровождаться комплексным
экологическим мониторингом  в соответствии с требованиями Государственной
инспекции охраны Черного моря. Предварительно, 01.09.2003г., Министерство
охраны окружающей среды утвердило такую Программу комплексного мониторинга
производства дноуглубительных работ. Поскольку речь шла о крупноомасштабных
объемах работ на объекте государственного значения, проходящих в пределах
самой ценной части ДБЗ европейского значения, к выполнению программы
министр Поляков С.В. предполагал привлечь в качестве экспертов и исполнителей
специалистов крупных специализированных учреждений Украины: ДБЗ, ОфИНБЮМ,
Институтов НАН Украины: гидробиологии, ботаники, геологических наук и
других.
    Что же произошло по факту? Строительные работы на шельфе начались в
нерестовый период. Практически ни одна организация Национальной академии
наук, указанных в Программе Министерства охраны природы, привлечена не была.
Любые попытки прояснить ситуации результатов не дали. И только после двух
месяцев производства работ на наиболее продуктивном в биологическом
отношении участке шельфа Черного моря стало известно, что главным
исполнителем мониторинга был назначен проектный Институт Минтранса Украины
"ЧерноморНИИПроект", который, в свою очередь, проигнорировал Программу
Министерства охраны окружающей среды и привлек к работам государственного
масштаба частную фирму "Ноосфера" и Одесский центр Южного
научно-исследовательского института рыбного хозяйства.
    Строительство первого этапа канала закончено, а мониторинг состояния
биоты так и не начался. Вся ответственность за этот вопиющий факт лежит на
Министерстве охраны окружающей природной среды Украины. Напомним, что в
период государственного запрета во время нереста рыбы на мелководном
шельфе северо-западной части Черного моря проводились широкомасштабные
дноуглубительные работы, запрещенные здесь во все времена года. Создание
прорези в баровой части гирла Быстрое велись и ведутся выше проектного
объема, с нарушением утвержденной технологии дноуглубления - с двойной
перевалкой грунта. Специальный земснаряд М-30 рыхлил грунт на мелководье,
а немецкое судно "Густав Мебиус" выбирал грунт на глубине и отвозил его на
свалку, указанную в проекте, т.е. происходило двойное загрязнение шельфа
моря. За данное нарушение ГП "Дельта-лоцман", ответственное за производство
строительных работ, было оштрафовано на 100 грн. (!?).
    Цинизм ситуации заключается в том, что Госинспекция охраны Черного моря
неутвержденную технологию в нерестовый период легализовала. Из-за двойной
перевалки часть извлекаемого грунта разносилась течением Дуная, что
способствовало росту косы, практически перекрывшей вход в гирло Восточное.
Из-за фактора беспокойства от проходящих судов погибели колонии пестроносой
и речной крачек. Согласно "Положения" о ДБЗ даже маломерным судам и
небольшим лодкам нельзя подплывать к гнездящимся колониям ближе, чем на 150
метров. Соблюдать такое расстояние легко могли бы и суда, производившие
работы. И дело не в денежном эквиваленте ущерба, речь идет о
морально-этических последствиях - о тысячах уничтоженных жизней.
    Как показал опыт сооружения судоходного канала в дельте Волги, главным
экологическим отрицательным фактором было перераспределение стока. Визуально
это же наблюдается и на Быстром. Отсутствие мониторинговых данных не
позволяет принимать адекватных решений. Главным стратегическим документом
для любого заповедника, определяющим его зонирование и деятельность в самых
различных отраслях, является Проект организации территории. Эта работа была
выполнена на деньги Минтранса Харьковским НИИ экологических проблем по
заданию Минприроды. Ни руководство ДБЗ или НАНУ не видели ни технического
задания, ни содержания самого документа. Новое зонирование ДБЗ выполнили
те, кто никогда не видел дельты Дуная. Минтранс и Министерство охраны
природы 25 октября отвезти документ о перезонировании  заповедника в
штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже.
    Высший хозяйственный суд Украины рассматривает дело об изъятии у
заповедника всех проток и внутренних водоёмов!? Судебный процесс начался
согласно приказа Минтранса от 10 июля 2003 года. Пока заповедник отстаивает
гирло Быстрое, водно-болотные Рамсарские угодья могут лишиться воды.
    30 ОКТЯБРЯ 2004 К ДИРЕКТОРУ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА ЯВИЛСЯ
НЕИЗВЕСТНЫЙ, НАЗВАЛСЯ ПОМОЩНИКОМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ УКРАИНЫ В.КРУКА И ЗАЯВИЛ: "ТЕПЕРЬ Я ХОЗЯИН ДЕЛЬТЫ!"
    ТРЕБУЕМ:
 1. Отменить постановление о возбуждении уголовного дела против должностных
    лиц ДБЗ от 25.09.2004 г. и закрыть уголовное дело No 051200400099.
 2. Усилить охрану офиса ДБЗ и ее личного состава.
 3. Остановить незаконные работы по строительству канала Дунай-Черное море
    в самой биологически ценной части дельты Дуная.
 4. Не утверждать Проект организации территории ДБЗ без участия в нем
    специалистов ДБЗ.
 5. Передать отчет по результатам экологического мониторинга строительства
    ГСХ, выполненного частной фирмой "Ноосфера", на экспертизу специалистам,
    указанных в Программе мониторинговых исследований, переданной Министром
    охраны природы в Кабинет Министров Украины (письмо 8672-к/33-2
    от 01.09.2003г.).
 6. Оценить реальный ущерб, нанесенный шельфу Черного моря и дельте;
    взыскать его в пользу ДБЗ.
 7. Закрыть дело об изъятии проток на территории ДБЗ.

     Алла Шевчук, председатель Одесского отделения
                  Международного Социально-экологического Союза
     Юрий Романов, председатель Общественного совета при госуправлении
                   экологии в Одесской области

                   8 ноября 2004 г.,  No 79

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами