Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1576, 27 ноября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственную власть



               ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППИРОВКИ "ЭКСПЕРТОВ"
        (злоключения Данилова - не исключение, а правило)


    Как известно, только что физик В.Данилов получил 14 лет "строгача".
И засудил его вовсе не суд. И даже не присяжные. Его засудили "эксперты".
К сожалению, стараниями нашей бюрократии эти "специалисты" давно отбились
от контроля нашего общества и начали сбиваться в многочисленные
организованные группировки. Другими словами, банды.
    Мы не знакомы с состоянием дел среди физиков, хотя академик Ю.А.Рыжов
уже обнаружил в связи с делом В.Данилова факт злостного злоупотребления
званием "эксперт".
    Проиллюстрируем поэтому тезис об образовании в России тайного и
безответственного ордена "экспертов" на примере практики подбора
"независимых эко-специалистов". И назовем некоторых завсегдатаев
экспертного процесса по объектам химического оружия, которые прижились
и благоденствуют в органе охраны природы России, несмотря на постоянные
изменения в его руководстве и структуры.
    Возглавляют комиссии по государственной экологической экспертизе
технической документации на объекты уничтожения химоружия обязательно люди,
которые служат или в армии, или в МЧС (МВД), то есть в ведомствах, которые
далеки не только от технологических проблем, но и от повседневной практики
решения вопросов экологии, медицины, юриспруденции. Вот они, эти лица -
В.И.Купаев (армия, военно-инженерная академия), В.Н.Тушонков (армия,
военно-инженерная академия), И.А.Пушкин (МЧС, академия гражданской защиты),
Ю.Н.Шебеко (МВД-МЧС, НИИ пожарной охраны).
    Непременными участниками государственных экологических экспертиз
выступают доктора и кандидаты военных наук В.И.Купаев и В.Н.Тушонков. Хотя
трудно понять, чем они занимаются на рабочем месте в военно-инженерной
академии (не подготовкой же войны против жителей Горного, Щучьего и Почепа),
тем не менее такая квалификация вряд ли полезна при анализе решений
технических, медицинских, экологических и юридических вопросов по объектам
уничтожения химоружия. Если не предположить, что полезно... отсутствие
квалификации. Во всяком случае, когда г-ну В.Н.Тушонкову доверили возглавить
экспертирование процесса тайной перевозки бывших в употреблении
стратегических ракет по изношенным путям-дорогам города-миллионника Перми,
он запамятовал поинтересоваться, а проведена ли в той технической
документации... оценка риска этих бездумных действий.
    Доктора и кандидаты юридических наук А.И.Иойрыш, Г.И.Осипов, Г.А.Волков,
А.И.Юрени и другие члены команды юридического обеспечения процесса
экспертирования не могли не видеть несоответствий, иногда просто вопиющих,
представленной на экспертизу документации действующим в стране федеральным
законам, нормам, правилам и процедурам. Назовем лишь некоторые из откровенно
проигнорированных сими "юристами" документов. Это федеральные законы "Об
уничтожении химического оружия", "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера","О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ряд
других, а также СНиПы, СанПиНы, ГОСТы и т.д. Только по одному объекту в
Мирном (Марадыковском) проектировщики СоюзпромНИИпроекта не выполнили нормы
21 официального государственного документа, имеющего обязательную силу. Тем
не менее перечисленные лица юридической ориентации "не заметили" того, что
одобренная ими проектная документация не могла иметь при таком подходе
исполнителей проектов ни малейшей юридической легитимности.
    Доктора и кандидаты технических наук И.А.Пушкин, Ю.Н.Шебеко, В.В.Батырев,
Б.С.Шержуков, А.В.Шевченко, М.К.Петросян, А.В.Песков и многие другие не
могли не обнаружить, что технологий уничтожения химоружия в том понимании,
в котором они работают в своей профессии многие годы, особенно при советской
власти, не существует, однако поди ж ты... Им хватило всего лишь слов
разработчиков "технологии" из ГСНИИОХТа. Эти доктора и кандидаты наук не
могли не заметить, что в комплектах проектной документации объектов по
уничтожению химоружия в Марадыковском (2001 год) и Леонидовке (конец 2002
года) отсутствовала Декларация о промышленной безопасности. Конечно, можно
было бы подумать, что СоюзпромНИИпроект из Москвы к 2001-2002 годам еще не
обрел вкуса к этому обязательному с 1997 года элементу проектной
документации. Однако на самом деле все было  прозаичнее - вряд ли
известный в узких кругах "Базальт" мог обеспечить безусловную безопасность
вскрытия кассетных авиационных химических боеприпасов, вот и не стали
рисковать и решили пропихнуть документацию без обязательного элемента.
Этот фокус повторили проектировщики "Гипросинтеза" из Волгограда:
в октябре 2002 года - в материалах государственной экологической экспертизы
уже построенного объекта по ликвидации иприта и люизита также не нашлось
места для Декларации о его промышленной безопасности, хотя через несколько
недель тот объект начал свою работу. И причина была не в отсутствии опыта
изготовления подобных деклараций у "Гипросинтеза". Во всяком случае для
объекта по ликвидации артиллерийских химических боеприпасов в Плановом
(Щучьем) этот же институт подготовил в 1999 году Декларацию в четырех томах
и для люизитного объекта в Камбарке - тоже создал необходимый многотомник.
Ясно, что если один и тот же проектный институт в 2002 году создал Декларацию
о промышленной безопасности объекта в Камбарке и не создал ее для однородного
объекта в Горном, значит все знали, что безопасность объекта в Горном
обеспечена быть не может. И если всего этого не разглядели "специалисты",
перечисленные в начале этого абзаца, стало быть они находились в сговоре
с проектировщиками. Или же давно перестали быть... специалистами.
    Да и доктора медицинских наук Ю.Ю.Елисеев, Н.В.Русаков могли бы заметить,
что гигиенических стандартов (ПДК и ОБУВ) на опаснейшие ОВ и токсичные
продукты их превращения в окружающей среде, которые были бы утверждены по
всем правилам государства, где они зарабатывают на жизнь, на момент
экспертиз не существовало - ни для рабочих зон проектируемых объектов, ни
для атмосферы населенных мест. Соответственно, рассмотрение представленной
им проектной документации в принципе было невозможно. Однако представители
самой гуманной профессии ничего этого "не заметили".
    И доктор химических наук А.Л.Чимишкян - небезызвестный в очень узких
кругах специалист по организациии производств химоружия - не мог не знать,
что после первой стадии уничтожения ОВ образуются отнюдь не безвредные, а
весьма опасные химические вещества, которые нельзя просто так "размещать"
на полигонах в дополнение к иным неприятностям будущих жителей России.
Только ему это было как-то невдомек.
    Мы уж не говорим об экспертах А.В.Носове и Н.Е.Кручининой, которым по
должности было положено заметить, что уровень опасности ОВ для жителей
зоны защитных мероприятий (ЗЗМ) в экспертированных ими проектных документах
по объекту в Щучьем не просчитывался, и всерьез говорить об организации
экологического мониторинга не приходилось. В связи с отсутствием на момент
экспертиз самой ЗЗМ, которая была бы утверждена по действующим в стране
правилам.
    Конечно, были исключения. Однако после того, как Л.А.Федоров написал
зимой 1997-1998 годов особое мнение по проектной документации на объект в
Щучьем с подробным перечислением лежащих на поверхности недостатков,
государственные борцы за чистоту родной природы к следующим экспертизам его
уже не подпустили (несмотря на просьбу главы природоохранного ведомства
Курганской области В.Г.Василюка). А когда В.Л.Алексенко в декабре 1999 года
подготовила особое мнение по проектной документации во время второй экспертизы
по Щучьему, она также рассталась с членской карточкой завсегдатаев клуба
"экологических экспертов" ведомства охраны природы России. И тоже рассталась
навсегда.
    С тех пор больше коллизий с экспертами не возникало.
    Видимо, дорога к Храму давно заросла.
    Что-то необратимо плохое стряслось с профессией лиц, называющих себя
независимыми экспертами. Похоже, вокруг государственных экологических
экспертиз объектов по уничтожению химоружия, сложилась очень устойчивая
группировка лиц, чьи корыстные интересы и, возможно, низкая квалификация
вряд ли имеют отношение к интересам всего общества и составляющих его
граждан. Во всяком случае то время, когда всем этим экспертным делом
заправлял в МПР РФ г-н А.М.Амирханов (2001-2002 годы), характеризовалось
тем, что только за один лишь 2002 год число отклоненных экспертными
комиссиями проектов сократилось в 13 раз. И об этом даже пришлось
проинформировать в одном из докладов президента страны. Похоже, без
каких-либо последствий.
    Остается, пожалуй, добавить, что деньги на оплату труда "специалистов",
участвующих в независимой от проектировщиков экологической экспертизе
проектов, перечисляют в МПР... проектировщики.
    Таковы действующие правила

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами