Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1740, 10 мая 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


                 АКЦИЯ ГРИНПИСА В ЗАЩИТУ РУССКОГО ЛЕСА


    БЕЗДАРНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС: КОРРУПЦИЯ - ВМЕСТО ЛЕСА
    21 апреля 2005 г. Москва. Сегодня активисты Гринпис России провели возле
здания правительства РФ акцию протеста. Они требуют отозвать из Госдумы для
доработки проект нового Лесного кодекса, первое чтение которого назначено
на 22 апреля.
    10 участников акции в красочных костюмах <деревьев> блокировали въезд в
здание Белого дома. В руках они держали плакаты с требованием отозвать
бездарный проект нового Лесного кодекса из Думы. В ответ на действия
активистов из здания правительства вышли сотрудники службы безопасности и
попытались разогнать пикет. Они же переписали всех журналистов,
присутствовавших на акции. Вслед за этим к Белому дому прибыл наряд милиции.
Все активисты были задержаны и отправлены в ОВД Пресненского района.
Одновременно трое альпинистов развернули над аркой Новоарбатского моста
огромный плакат с надписью <Отзовите бездарный Лесной кодекс из Думы!>.
    Комментирует события координатор лесной кампании Гринпис Алексей
Ярошенко:
    "Лесная реформа в России необходима. Однако строиться она должна на
основе четкого закона, дающего однозначные ответы на важнейшие
управленческие вопросы. Предлагаемый же правительством кодекс - это
бездарный и расплывчатый документ, в котором большинство важнейших вопросов
оставляется на усмотрение федеральных чиновников. Это создает идеальные
условия для дальнейшего роста коррупции>.
    Новый Лесной кодекс - творение людей, далеких от леса и вообще от
реальной российской жизни. За все время его обсуждения законопроект не
получил ни одной положительной оценки от лесоводов-практиков. По мнению
большинства лесных специалистов России, принимать кодекс в таком виде
нельзя. Его надо или переделать заново, или внести в него многочисленные
принципиальные исправления. Несмотря на жесткую критику нового лесного
закона, практически ни одно из существенных замечаний к проекту
разработчиками учтено не было.
    Одной из главных экологических проблем кодекса является то, что он не
определяет общие требования к ведению хозяйства в так называемых "защитных"
лесах - зеленых зонах городов и поселков, водоохранных лесах и им подобных.
    Более того, эта очередная законодательная <времянка> неизбежно приведет
лесную отрасль и леса России к упадку: разорению российского лесного
хозяйства, истреблению наиболее ценных лесов, войнам за передел
собственности в лесной отрасли.
    Пока еще не поздно остановиться. Гринпис призывает правительство РФ
отозвать проект нового Лесного кодекса из Государственной Думы и направить
его на доработку. В рабочую группу по исправлению законопроекта должны войти
лучшие специалисты по лесному хозяйству, представители лесной промышленности,
науки, общественных организаций. Это позволит учесть весь набор предложений
и замечаний, поступивших из регионов России, в адрес нового Лесного кодекса.
    Информация для редактора
 1. Ныне действующий Лесной кодекс был принят в 1997 году.  По мировым
меркам, это не так уж и давно. В большинстве стран с развитым лесным
хозяйством главные лесные законы действуют по 15-20 лет. Принято считать,
что более частое изменение лесного законодательства ведет к хаосу и
нестабильности в лесной отрасли.
    У России, однако, свой путь. Первый после распада СССР лесной закон -
"Основы лесного законодательства" был принят в 1993 году; следующий - Лесной
кодекс - в 1997 году. Впоследствии он неоднократно подвергался
<усовершенствованию>. Очень существенные поправки были внесены в кодекс
летом 2004 г. печально известным Федеральным законом 122-ФЗ (эти поправки
так и не успели вступить в силу, поскольку были отменены последующим
законом 199-ФЗ). 28 декабря 2004 года, в соответствии с Федеральным законом
No 199-ФЗ (подготовленным тем же правительством, что работало над проектом
нового Лесного кодекса), в действующий кодекс был внесен самый большой и
существенный набор поправок, практически полностью изменивший систему
управления лесами. 22 апреля 2005 г. - то есть меньше, чем через четыре
месяца после последнего обновления, - очередной проект Лесного кодекса
передан на рассмотрение в Государственную Думу.
    Вся эта чехарда лишний раз показывает, что у правительства нет четкого
представления о том, что же именно оно хочет сделать с российской системой
лесоуправления и как эта система должна в итоге выглядеть.
 2. Все основные <лесные> субъекты РФ дали отрицательное заключение на проект
Лесного кодекса и предлагают либо отзвать его, либо радикально переделать.
 3. Более сотни общественных организаций подали иск в Пресненский районный
суд Москвы на правительство РФ. Основание: игнорирование исполнительным
органом власти многотысячных обращений с просьбой отозвать новый Лесной
кодекс как законопроект, нарушающий права граждан и противоречащий
национальным интересам.
    На сегодняшний день количество замечаний и предложений к законопроекту о
лесе составляет около 6 000. Большинство из них не только не было учтены, но
даже не рассматривались разработчиками кодекса.
    Основными недостатками проекта, которые и должны быть исправлены в первую
очередь, являются следующие.
 1. Противоречие процедуры создания особо охраняемых природных территорий
(ООПТ) на землях лесного фонда действующему законодательству об ООПТ.
Отсутствие однозначного указания, к какой категории защитности относятся
леса существующих особо охраняемых территорий.
 2. Несоответствие ограничений на лесопользование, устанавливаемых Особой
частью Лесного кодекса, режимам, устанавливаемым в соответствии с действующим
Федеральным законом <Об ООПТ> и существующей нормативной базой.
 3. Игнорирование Лесным кодексом требований природоохранного
законодательства по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения
живых организмов и участков естественных лесных экосистем, не подвергшихся
антропогенному воздействию.
 4. Неясность формулировки, допускающей ограничение пребывания граждан в
лесах, находящиеся в аренде или собственности.
 5. Отсутствие правовых основ для участия общественности в принятии наиболее
значимых решений в области управления лесами.
 6. Отсутствие единых требований к ведению хозяйства в защитных лесах,
несоответствие установленного режима использования многих категорий
защитности лесов первой группы целевому назначению этих категорий,
отсутствие логики в значительной части статей, касающихся управления
защитными лесами; противоречия с законодательством об особо охраняемых
природных территориях.
 7. Наличие нерыночного механизма (повышения платы за использование лесных
ресурсов), засталяющего лесопользователей использовать не менее 30% от
каждого вида лесных ресурсов вне зависимости от конкретных условий
лесопользования.
 8. Отсутствие эффективной системы охраны лесов от нелегальных рубок и
контроля соблюдения лесного законодательства.
 9. Отсутствие ограничений на строительство капитальных сооружений (в том
числе на коттеджное строительство) в тех категориях защитности, где это
строительство может противоречить целевому назначению лесов.
 10. Отсутствие правовых основ для определения того, в каких объемах
арендаторы и собственники лесного фонда обязаны проводить лесохозяйственные
мероприятия.
 11. Игнорирование Лесным кодексом требований природоохранного
законодательства о государственной экологической экспертизе.
 12. Отсутствие перечня технических регламентов на ведение лесного хозяйства
и лесопользование.
    Конкретные предложения от российских неправительственных природоохранных
организаций по исправлению этих недостатков переданы в Рабочую группу по
Лесному кодексу Государственной Думы (ранее аналогичные предложения
передавались в Минэкономразвития). С ними можно ознакомиться на сайте
www.forestforum.ru (в разделе "Проекты нового Лесного кодекса").
    Важнейшим природоохранным недостатком Лесного кодекса является отсутствие
четких и однозначных общих требований к ведению хозяйства в защитных лесах,
или так называемых "лесах первой группы". Для исправления этого недостатка
предлагается добавить в проект следующую статью.
    Статья 94. Лесопользование в защитных лесах.
 1. Хозяйственные мероприятия, проводимые в защитных лесах, должны
обеспечивать непрерывность существования лесной среды и выполнения лесом
защитных и средообразующих функций. Для обеспечения этой цели в защитных
лесах проводятся рубки промежуточного пользования, выборочные и постепенные
рубки, при которых ширина вырубаемых сплошь участков (включая участки
технологической сети лесосек) не превышает высоты господствующего полога
древостоя.
    Иные рубки могут проводиться в защитных лесах в исключительных случаях
на основании разрешения федерального органа исполнительной власти по
управлению лесным фондом. Основанием для данного разрешения может служить
невозможность сохранения биологической устойчивости данного древостоя, или
необходимость проведения сплошной рубки для имитации естественной динамики
конкретного типа леса.  В разрешении должны определяться сроки и методы
проведения лесовосстановительных работ на участках проведенных рубок.
 2. В защитных лесах запрещается строительство сооружений и объектов
инфраструктуры, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, без
осуществления перевода лесных земель в нелесные в порядке, определенном
настоящим кодексом и иными федеральными законами.
 3. В защитных лесах запрещается подсочка лесов.
             Источник: news@baikalwave.eu.org, 10 мая 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами