Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1833, 11 августа 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                                      Право на леса



          НЕ ДОПУСТИМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТА ЛЕСНОГО КОДЕКСА
                      ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ


    КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
    Эколого-правовой центр "Право на жизнь", Гражданское движение "Земля
России - достояние народа" предлагают активизировать коллективные правовые
действия в защиту природных ресурсов как общественного достояния российского
народа
    На рассмотрении Государственной Думы находится проект нового Лесного
кодекса РФ. Законопроект одобрен в первом чтении. В соответствии со статьей
119, п.6 Регламента после первого чтения Государственная Дума может принять
решение о всенародном обсуждении законопроекта.
    18 мая 2005 г. в приемную Государственной Думы на имя руководителей
фракций и каждого депутата поступили коллективные обращения, подписанные
7,5 тысячами граждан, с едиными правовыми требованиями (на данный момент
количество обращений достигло 10 тысяч):
 * на основании ст.2, 3, 9, 18, 32, 24 Конституции РФ, п. 6 ст.119
Регламента Государственной Думы принять решение о всенародном обсуждении
проекта Лесного кодекса;
 * на основании ст.2, 3, 9, 18, 32, 24 Конституции РФ, п.4 ст.14 Регламента
Государственной Думы отменить решение Совета Государственной Думы о
направлении проекта Лесного кодекса на рассмотрение в первом чтении;
 * на основании ст. 2, 3, 15, 18, 32 Конституции РФ возвратить проект
Правительству РФ.
    Указанные требования основаны на положениях действующей Конституции
России и являются волеизъявлением граждан реализовать свои права,
гарантированные ее статьями 3, 32, 24.
    Изменения лесного законодательства, заложенные в законопроекте,
непосредственно затрагивают права всех граждан России, их нынешних и будущих
поколений. В соответствии с ч. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от
9 января 1998 г. 1-П: "Лесной фонд является публичным достоянием
многонационального народа России и является государственной собственностью
особого рода, имеющей специальный правовой режим".
    По действующему законодательству лесные земли изъяты из гражданского
оборота.
    Проект же предусматривает введение частной собственности на лесные земли.
Положения проекта закрепляют возможность частной собственности на эти земли
иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Лесные
правоотношения рассматриваются как имущественные правоотношения, связанные
с оборотом лесных земель. Лесные земли рассматриваются как недвижимое
имущество, товар, подчиняющийся законам рынка.
    Формальное отсутствие в проекте положений о возможности приватизации,
продажи лесных земель не исключает этого путем применения Гражданского и
Земельного законодательства, а также ФЗ "Об обороте лесных земель", на
который имеется множество ссылок. Проект не случайно закрепляет лишь
возможность иметь в частной собственности земли лесного фонда, не указывая
механизма их передачи из государственной собственности в частную. Этот ход
направлен на усыпление общественного мнения и уже применялся при принятии
Земельного кодекса РФ.
    Таким образом, последствия принятия проекта по своей значимости для
граждан и всего государства сравнимы с последствиями приватизации основных
средств производства.
    Требования граждан проигнорированы Правительством РФ, направившим
законопроект в Государственную Думу без его опубликования и всенародного
обсуждения, Президентом РФ и большинством депутатов Государственной Думы,
одобрившими антиконституционный законопроект.
    Происходящий в Государственной Думе процесс "доработки" проекта Лесного
кодекса имеет целью спасти и протащить любой ценой концепцию, базирующуюся
на праве частной собственности на лесной фонд. Концепция всего проекта
базируется на статьях - 2, 4, 42. Они закрепляют право частной собственности
на лесные земли, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства,
превращают леса в товар, а лесные правоотношения в имущественные,
регулируемые гражданским Кодексом. Таким образом, лесные земли вводятся в
гражданский оборот, который в настоящее время запрещен.
    Данные статьи разработчики оставляют неприкосновенными, что делает
бессмысленными какие-либо поправки и доработки, поскольку сохранение базовых
статей диктует все содержание кодекса, написанного под собственников или
крупных арендаторов, обладающих правами фактических собственников. Принятие
поправок, их рассмотрение и даже принятие является спектаклем. Если Лесной
кодекс принять в концепции,  закрепленной в статьях 2,4,42, в действие
вступят положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. Все
природоохранные и другие нормы, якобы улучшающие проект, отпадут как ненужная
шелуха, поскольку никакой общественный или государственный контроль над
правом собственника недвижимого имущества невозможен. Права собственника
защищены не только ГК РФ, но и Конституцией. Вторым этапом будет принятие
закона "Об обороте лесных земель". Именно он поставит точку в вопросе - кто
хозяин российских лесов.
    Президенту РФ направлены обращения более 10000 граждан с требованиями не
менять концепцию лесных правоотношений в России.
    Воля народа, выраженная в главном требовании не допустить принятия
Лесного кодекса, базирующегося на концепции частной собственности на лесные
земли, опубликовать проект и организовать его всенародное обсуждение,
проигнорирована.
    В официальном заключении на проект Лесного кодекса от 27 мая 2005 г.
Президентом РФ одобрен проект с концепцией введения права частной
собственности на леса России, в том числе, и право собственности иностранных
граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства.
    По мнению Президента, в связи с введением права частной собственности
необходимо лишь урегулировать порядок ограничения собственниками права
граждан России на пребывание в лесах. Кроме того, Президент считает, что
приостанавливать хозяйственную деятельность коммерческих структур следует не
на основании решения уполномоченного органа государственной власти, а по
решению суда.
    В отношении граждан подобных замечаний нет, а ведь проект, предусматривая
несудебный порядок запретов на пребывание в лесах, допускает лишь судебный
порядок для обжалования гражданами этих запретов. Президентом полностью
одобрены положения о превращении лесов России в недвижимое имущество - товар,
подчиняющийся законам рынка.
    Позиция Президента выражена в официальном заключении No Пр-896 от
27.05.2005 г., направленном в Госдуму. Замечания заключения Президента
направлены на усиление защиты прав частных собственников в ущерб интересов
государства и большинства граждан.
    Выдержки из заключения:
    "Не оспаривая законопроект в целом...
    Учитывая предполагаемое введение частной собственности на леса
недопустима неопределенность в вопросе ограничения прав граждан на
пребывание в лесу...
    .. не решена проблема собственности... Необходимо отметить, что статья
130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит лес к недвижимому
имуществу. Законопроект следует привести в соответствие с гражданским
законодательством...
    ...Представляется, что приостановление соответствующей хозяйственной
деятельности должно осуществляться не в административном, а в судебном
порядке...".
    Информация Министерства природных ресурсов РФ, некоторых
проправительственных общественных организаций о том, что Президент отклонил
проект ЛК, преследуют цель усыпления общественного мнения для облегчения
ситуации, которая явно свидетельствует о полном отторжении обществом идеи
приватизации и распродажи природных ресурсов страны.
    14 апреля 2005 г. в Пресненский суд г. Москвы обратились граждане и
организации из разных регионов России с заявлением об оспаривании бездействия
Правительства, отказавшего гражданам России не только в опубликовании проекта
нового Лесного кодекса, но и в предоставлении любой информации о разработке
Лесного кодекса РФ в нарушение статьи 24 Конституции РФ.
    Приняв дело к производству в апреле 2005 г., 25 июля при отсутствии
правовых оснований, по ходатайству Правительства РФ судья Пресненского суда
г.Москвы Е.В.Литвиненко незаконно прекратила производство по делу, открыто
продемонстрировав свою полную зависимость от исполнительной власти в лице
Правительства РФ. Действия суда нарушают положение статьи 120 Конституции РФ,
закрепляющей принцип независимости судей и подчинения только Конституции РФ
и федеральному законодательству. Решение суда о прекращении дела попирает
и гарантированное статьей 46 Конституции право граждан России на судебную
защиту, и отдельно закрепленное право на обжалование действий, бездействия и
решений органов государственной власти, нарушающих права и свободы граждан.
    То же самое заявление от другой группы граждан и общественных организаций
принято судьей Пресненского суда Печениной Т.А., которая указала в
определении, что имеются все основания для принятия заявления граждан к
рассмотрению. Будет ли и дальше судья Печенина Т.А. независима и
беспристрастна, когда Правительство РФ потребует прекратить принятое ею
дело?
    Все ветви власти нарушают Конституцию России, не обеспечивают
возложенные на них обязанности по обеспечению реализации конституционных
прав граждан.
    В настоящее время ситуация с рассмотрением Лесного кодекса в
Государственной Думе находится в критической стадии, необходимы самые
активные правовые действия в защиту конституционных прав граждан России и
ее государственных интересов.
    Судебная защита является наиболее реальным и эффективным механизмом
влияния на действия и решения власти, нарушающей конституционные права
большинства граждан России. Однако пока весь груз работы несут на себе
только Эколого-правовой центр "Право на жизнь" и небольшие региональные
общественные организации, граждане, выполняющие всю правовую и информационную
работу, достигнуть положительного результата практически невозможно.
Огромное количество различных по своему характеру организаций (Костромское
областное экологическое движение "Во имя жизни", Региональная общественная
организация "Звенящие кедры России", Региональная общественная организация
Экологический клуб "Улукиткан", Алтайская региональная общественная
организация кумандинцев "Исток", Пермская гражданская палата, Комитет
солдатских матерей г. Кострома, Костромское дворянское собрание, другие
региональные организации коренных малочисленных народов, региональные
экологические организации, детские организации, школы, библиотеки) собрали
10 тыс. подписей под правовыми документами по проекту Лесного кодекса. Эти
люди защищают интересы всего общества, а его наиболее состоятельная во всех
смыслах этого слова и дееспособная часть - крупные общественные организации,
лесопромышленный комплекс, средний и малый бизнес - находится в позиции
стороннего наблюдателя.
    У граждан достаточно сил для защиты природных ресурсов России как
общественного достояния нынешних и будущих поколений российского народа.
Конституция РФ и действующее законодательство являются надежной правовой
базой для этого. Нам необходимо объединить усилия и возможности всех слоев
общества и отстоять национальные интересы России.
    Предлагаем принять участие в защите права граждан на лесной фонд как
достояние нынешних и будущих поколений российских граждан. Предлагаем
продолжить направлять обращения в Государственную Думу. Под документами
необходимо собрать подписи. Заверение подписи требуется только на
доверенности для суда. Порядок оформления доверенности разъясняется в
ее тексте.
    Копии всех документов после подписания, а также копии квитанций об
отправке просим направить по адресу: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 41,
офис 2, "Право на жизнь".
    Это необходимо для того, чтобы ваши обращения были зарегистрированы
общественными организациями. Все эти документы - наши доказательства в
будущих судебных процессах.
    О.А.Яковлева, Член Московской областной коллегии адвокатов, Почетный
адвокат России Эколого-правовой центр "Право на жизнь"
    Костромское областное экологическое движение "Во имя жизни"
    Региональная общественная организация "Звенящие кедры России"
    Региональная общественная организация Экологический клуб "Улукиткан"
    Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "Исток"
    Пермская гражданская палата
    Для контактов: law@biodiversity.ru

   Право - Природе: российское экологическое законодательство. 2005, No 127
           lawbull@biodiversity.ru, 10 августа 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность