Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1861, 8 сентября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


              БЕЛОРУССИЯ: ДИСКУССИЯ ВОКРУГ АВТОЗАПРАВОК


    Заправят по полной
    Конституционный суд Беларуси рассмотрел коллективное обращение граждан по
вопросам защиты их прав в области охраны окружающей среды. Речь в нем шла о
размещении автозаправочных станций в непосредственной близости от жилых и
общественных зданий. Своими протестами против такого соседства жители Минска
и некоторых других белорусских городов уже успели надоесть местным властям,
которые просто игнорируют требования жалобщиков. Обращение в КС РБ группы
минчан серьезно повлияло на чаши весов в этой борьбе. Более того,
Конституционный суд фактически выступил против планов правительства и
Лукашенко. Правда, всего лишь в роли советчика, пишет сегодня <БДГ>.
    Положение вещей
    С 1998-го по 2004 год в Беларуси было построено и реконструировано более
250 АЗС с комплексом сервисных услуг. Наиболее высокими темпами ведется
строительство автозаправочных станций на республиканских автомобильных
дорогах, в Минске и городах областного подчинения, что, естественно, вызывает
протест населения, которое и без того не избаловано экологически чистой
средой. Однако на коллективные заявления, протесты и даже пикетирование
власти везде отвечали одним убойным аргументом: новые АЗС экологически
безопасны и строятся по современным технологиям, применяемым во всем мире.
Это правда, но не вся.
    Действительно, прогресс не стоит на месте. Изменились конструктивные и
архитектурные решения при проектировании и строительстве автозаправочных
станций, уделяется значительное внимание решению экологических проблем.
Верно, все строящиеся в Беларуси АЗС по своим техническим характеристикам,
дизайну и безопасности для окружающей среды соответствуют современным
стандартам. Резервуары для хранения топлива и трубопроводы делаются с
двойными стенками и считаются экологически безопасными. При этом применяются
сигнализаторы потери герметичности, а также современное топливораздаточное
оборудование, оснащенное системами возврата паров нефтепродуктов
(рекуперации), образующихся при сливе автоцистерн и при заправке
автотранспорта. Значительные изменения претерпели очистные сооружения, как и
многие другие технологические решения. Если сравнивать АЗС 10-летней давности
с нынешними, то можно смело сказать, что произошел серьезный прорыв в деле
защиты окружающей среды. Но все это вовсе не означает, что функционирование
АЗС безопасно для людей, особенно если станция стоит в густонаселенном
районе города.
    Как говорят независимые экологи, какими бы современными ни были
оборудование и технологии, автозаправочные станции все равно остаются
экологически неблагоприятными и потенциально опасными объектами. Они
привлекают в район своего действия дополнительное количество машин, которые
не только выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, но также имеют свойство
ломаться, совершать аварии и давить людей. Нельзя скидывать со счетов и
пресловутый человеческий фактор, который может привести к крупной аварии
на объекте.
    Защитник обиженных
    Согласно сообщению КС РБ, поступившее обращение граждан относительно
строительства АЗС было тщательно проанализировано и сопоставлено с
действующим законодательством: законами <Об охране окружающей среды>, <О
государственной экологической экспертизе>, <О промышленной безопасности
опасных производственных объектов>, постановлением Совета Министров от 30
марта 2004 года <О программе развития сети автозаправочных станций в
Республике Беларусь на период до 2010 года>, другими нормативными правовыми
актами РБ и международными соглашениями. КС РБ изучил также материалы о
строительстве АЗС на территории Минска, откуда и поступило коллективное
обращение.
    Как выяснилось в результате рассмотрения дела, сведения о согласовании
строительства АЗС с общественностью и о проведении общественных экологических
экспертиз отсутствуют на всех объектах - как построенных, так и значащихся в
планах. Между тем, как констатировал КС РБ, действующее законодательство
предусматривает <участие граждан и общественных организаций в решениях
вопросов безопасности окружающей среды, в том числе проведение независимыми
специалистами общественной экологической экспертизы, которая выступает как
составная часть государственной экологической экспертизы>.
    В связи с этим КС РБ <предложил Министерству природных ресурсов и охраны
окружающей среды принять меры к реализации требований Конституции и законов
Республики Беларусь, международных соглашений, которые предусматривают
информирование граждан о состоянии окружающей среды, а также установление
порядка и условий участия общественности в решении вопросов, связанных с ее
охраной>.
    На первый взгляд кажется, что борцы за чистоту экологии одержали победу
над исполнительной властью, которая не желала прислушиваться к их мнению. Но
это лишь на первый взгляд, поскольку решение КС РБ имеет форму предложения,
к которому можно прислушаться, а можно и нет. Учитывая, что программа
строительства АЗС принималась Советом Министров под непосредственным
кураторством президента и что в этой программе затрагиваются интересы
государственной программы возрождения села, можно практически со
100-процентной вероятностью предсказать, насколько эффективным окажется
предложение КС РБ.
    Программа как она есть
    К концу 2004 года сеть АЗС страны насчитывала 647 объектов общего
пользования. Из них 393 принадлежали организациям, входящим в состав
концерна <Белнефтехим>, 254 - другим субъектам хозяйствования, среди которых
лидерами являются совместные предприятия <ЛУКойл-Белоруссия>,
<СлавНефть-Старт>, <Юнайтед Компани>. Из автомобильных дорог наиболее
обеспечены заправками М-1/Е-30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской
Федерации (Редьки), М-3 Минск - Витебск, М-4 Минск - Могилев, М-6 Минск -
Гродно, М-7 Минск - Ошмяны - граница Литовской Республики, М-8 граница
Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины. Среди городов
самыми обеспеченными автозаправочными станциями являются Минск и областные
центры, где спрос позволяет построить еще много АЗС.
    Но, как показал анализ ситуации, недостаточно развита сеть
автозаправочных станций в районах, отдаленных от областных центров и
республиканских автомобильных дорог, что существенно тормозит реализацию
программы возрождения села. Ввиду низкого спроса на топливо строительство
новых АЗС в этих районах просто нерентабельно.
    Выход из ситуации и был предложен в постановлении Совмина <О программе
развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на период до
2010 года>. Программа должна была стимулировать строительство АЗС в сельской
местности <путем направления средств, полученных от аукционов за
предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных
участков в аренду под строительство АЗС в г.Минске, городах областного
подчинения, в придорожной полосе (контролируемой зоне) кольцевой дороги
вокруг г.Минска>. Иными словами, за счет аукционной продажи прибыльных мест
власти намерены финансировать и строительство АЗС в сельской местности.
Всего, как предусмотрено программой, к 2010 году в Беларуси будет построено
295 новых автозаправочных станций. При этом непосредственно в столице и
областных городах с молотка уйдет 78 престижных мест. Чтобы программа шла
гладко, 12 января 2005 года президент подписал указ No 11 <О некоторых
вопросах развития сети автозаправочных станций>, который юридически закрепил,
кто и как будет проводить аукционы по продаже права аренды земли для
строительства АЗС.
    Ни в самой программе, ни в указе Лукашенко ничего не сказано о проведении
общественной и независимой от власти экологической экспертизы строительства
АЗС. Это никому не нужно (кроме, разумеется, самой общественности), поскольку сводит на нет весь замысел и реализацию
программы, которая предусматривает привлечение инвестиций на сумму 152 666,1
тыс. долларов. Никто из инвесторов просто не пойдет на аукцион и не будет
выкладывать огромные суммы за право строительства АЗС в Минске, если над ним
дамокловым мечом будет висеть общественная экологическая экспертиза,
результат которой можно заранее определить как неблагоприятный. Риэлторы
хорошо знают, что если возле многоквартирного жилого дома расположена АЗС,
то стоимость жилплощади в нем автоматически падает  минимум на 10%. Понятно,
что владельцы квартир будут категорически против этого и уж точно докажут
экологически неблагоприятный момент от строительства АЗС.
    Учитывая все эти нюансы, власти в программе строительства АЗС изначально
определили места расположения будущих автозаправочных станций, которые
останутся неизменными, несмотря на все предложения КС РБ и выводы независимых
экологических экспертов. Так, согласно программе в Минске до 2010 года будет
построено 17 новых АЗС: на Игуменском тракте - ул.Чижевских, ул.Столетова,
ул.Тимирязева, ул.Карастояновой - ул.Некрасова, ул. Слободской - ул.Есенина,
ул. Одинцова - ул.Скрыпника, ул.Долгобродской, пр-т Дзержинского,
ул.Матусевича, пр.Пушкина (в районе предприятия <Спецавтотранс>),
ул.Бабушкина, ул.Железнодорожной, ул.Мирошниченко, три АЗС на МКАД и одна на
пересечении Московского шоссе и автодороги Заславль - Колодищи. Так что
защитников окружающей среды ждет впереди еще долгая и, скорее всего,
безуспешная битва.
        kazulka@tut.by, 7 сентября 2005 г.
        http://www.charter97.org/rus/news/2005/09/02/sud

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами