Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1887, 4 октября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


                            ДЕЛА ВОЛОГОДСКИЕ


    Коллеги!
    По просьбе активистов водоохранных экоНГО в г.Вологде даю эту информацию.
Очень интересно то, что подобные действия происходят во всех регионах
России - практически во всех областных и районных городах, а также часто в
крупных поселках. Эти действия являются частью экологического движения, но
как мало мы об этом знаем. По нашему наблюдению, руководители школьных
экогрупп, являясь учителями биологии, экологии, географии, химии, очень
незащищены от произвола школьной администрации и гороно, которые не любят
тех, кто "высовывается". Поэтому эта часть экологического движения делает
свое дело по сохранению и восстановлению природы "потихоньку". Только при
непосредственной информационной и ресурсной поддержке социальных и
экологических общественных организаций, в ходе проектного финансировании их
деятельности, они активизируются. Это многочисленный ресурс.
         С уважением, И.Кулясов
                                    ***
                                 Администрации г.Вологды,
                                 Главе города Вологда.
                                 От учащихся школы 37 г.Вологды
    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    С 1996 года школьным экологическим объединением ведётся мониторинг реки
Шограш, протекающей в черте города. Эта малая река в настоящее время
находится в состоянии, близком к критическому. Наши многолетние наблюдения
выявило основные источники загрязнения реки и динамику изменения их влияния
на водоём. Мы не требуем немедленного прекращения деятельности предприятий,
но некоторые действия произвести всё-таки необходимо. И это под силу
городской администрации. Согласно данным исследования, верхнее и среднее
течение реки не загрязняется промышленными стоками. Определяющий вид влияния
на реку - рекреационная нагрузка, т.е. непосредственное влияние горожан на
реку. Особенно выделяются четыре проблемы. Это:
 1. Стирка белья в реке. Современные стиральные порошки содержат большое
количество ядовитых веществ, попадание которых в воду крайне нежелательно.
 2. Отдых горожан на берегу Шограша. Некоторые даже рискуют купаться в нем
(хотя это опасно для здоровья). Это относится и к притоку Шограша - реке
Евковке, протекающей в районе ул. Дзержинского и образуемому ей пруду. Но
даже после спокойных пикников на берегу остаются пластиковая и стеклянная
посуда, бумага и другой мусор. Подростки калечат немногие оставшиеся на
берегу деревья, вырезая на коре свои инициалы, ломая ветки и превращая их в
скамейки. Эти реки надо включить в список запрещенных для купанья объектов,
передаваемый летом местными СМИ. Это же относится и к рыбе, которую ловят в
реке.
 3. Мытьё машин на берегу. Это не только загрязняет воду моющими средствами.
При постоянном спуске к берегу люди вытаптывают траву и способствуют
быстрому разрушению берега. Часто ставшие ненужными тряпки и бутылки, в
которых носили воду, остаются на берегу. Решить эту проблему тоже достаточно
легко: существует закон об охране окружающей среды, запрещающий
несанкционированное мытьё автомашин у рек, достаточно лишь ввести практику
его применения.
 4. Особое внимание хотелось бы обратить на заросли борщевика в районе
среднего течения. С ними так же необходимо бороться во избежание серьёзных
травм населения. Напомню, что борщевик - мощное, ядовитое растение,
попадание на кожу даже его испарений вызывает ожоги. Размножается он очень
быстро, уже достигнув железнодорожного тоннеля, борщевик может
распространиться и в центр города. В Санкт-Петербурге для борьбы с ним
используют ядохимикаты, но следует помнить, что это станет "гвоздём в гроб"
Шограша.
    Большая часть этих проблем решается при помощи проведения воспитательной
работы с населением: установки аншлагов, обращения через СМИ. Если население
будет лучше относится к реке, то, по крайней мере верхнее течение Шограша,
не будет потеряно для города. Особенно обидно, что эта река представляет
собой уникальный водоём, по берегам располагаются места, еще и сейчас не
потерявшие своей красоты -недаром именно на Шограше (в местечке
Кирики-и-Улита) находится единственный в Вологодском районе ландшафтный
памятник. Там же находится и место, где стояла церковь, в которой венчались
Сергей Есенин и Зинаида Райх. Осановская роща на берегу реки - одно из
любимейших мест отдыха горожан, на берегу располагаются дачи. Мы верим, что
Вы сможете принять меры по сохранению этой реки для наших детей!
            С уважением, Экологическое общество школы 37
                             ***
    Паламарь Наталия, ученица 8А класса
160032, Вологда, school37@vologda.eduru
МОУ "Средняя общеобразовательная школа 37" г.Вологды.
    ВЫБОР
   Чернобыль,
   Арала гибель,
   Отравленные реки -
   Все это наша гибель.
     А чистый воздух, небо,
     Все это наша жизнь.
     У нас есть выбор.
     И все знают: мы хотим
   Нормально жить,
   Хотим здоровья, счастья,
   Больше ничего.
   Хотим хорошую семью,
     Детей нормальных, не уродов.
     Но просто так
     Мы не добьемся ничего.
     Давайте, люди, поможем
   Уголку природы
   И станет на душе
   Просторно и легко.
    ЖИЗНЬ
    Экология - это слово знакомое,
    И не надо им пренебрегать;
    Ведь мы живем на Родине,
    Она любимая,
    И каждый обязан ее охранять.
      Везде ты слышишь слово экология.
      Она страдала раньше и сейчас.
      От наших рук, от человечьих рук.
      Ну почему же так?
      Поймите это, люди,
      Что жили раньше лучше, чем сейчас.
    Ведь загрязняется природа:
    Небо, солнце и вода.
    А вы подумали о тех,
    О братьях наших меньших:
    О воробьях, орлах, лягушках и червях.
    Они страдают больше нас,
      И мы должны вмешаться.
      Собрать все силы в кулаках и убираться.
      Убрать весь мусор, и поймете вы,
      Что жить нам станет лучше.
                         ***
    РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЭКОГРУППЫ СШ 37 ВОЛОГДЫ
в рамках Дней по борьбе с экологической опасностью (апрель-май)
 1) Благоустройство территории школы и школьных посадка деревьев, кустарников
 - обустройство цветников: посеяны семена бархатцев на 3-х газонах, посажены
многолетники на 1 клумбе, астры и др.
 - уборка мусора на территории школы; подкормка, посадка и пересадка
комнатных растений в кабинетах школы, генеральная уборка школьных помещений.
 2) Научно-исследовательская работа:
 - участие в заочном этапе конкурсов научно-исследовательских проектов,
творческих работ, рисунков, фотографий детского экологического движения
"Зеленая планета" в г. Москва учащихся 8а класса. Победителями регионального
этапа конкурса и II общероссийского конкурса научно-исследовательских и
прикладных проектов старшеклассников в сфере охраны, восстановления и
управления водными ресурсами учащиеся 10Б класса Мухин Иван и 11Б класса
Косоногое Алексей. Они были приглашены 26 апреля 2004 года в Москву
Директором Института консалтинга экологических проектов Давыдовой Н.Г. и
награждены Председателем Национального Номинационного Комитета Косариковым
А.Н. ценными подарками. Мухин Иван и Парменова Елена в работе конференции,
организованной в области экологии при Министерстве природных ресурсов.
 - Проведена школьная научно-практическая конференция по и охране реки
Шограш.
 - Учащиеся 8А класса участвовали в городском конкурсе "Мой чистый город",
получили благодарственное письмо.
 - Проведено организационное собрание участников экологического лагеря.
 - Проведены занятия с учащимися 8 класса в Евковской роще по "Искусственный
биоценоз и его охрана".
 - Проведен химический анализ воды в реке Шограш в рамках нашей программы по
ее мониторингу.
 3) Повышение экологической грамотности учащихся и родителей, родительские
собрания, где обсуждались вопросы культуры населения 5-микрорайона, здоровья
учащихся.
 - Проведены уроки в 10-11 классах по охране здоровья человека и влиянию на
него окружающей среды, в 6-8 классах - по охране природы.
 - Проведены уроки в 6-8 классах в игровой форме "Эти животные",
"Удивительные растения", где особое внимание уделили редким и исчезающим
животным и растениям.
 - проведены групповые, индивидуальные беседы о необходимости бережного
отношения ко всему живому.
 4) Участие в городских, региональных, российских, международных олимпиадах и
конференциях 4 года.
 - на городской конференции научно-исследовательских проектов "Мир через
культуру" - 11 чел.
 - на межрегиональной конференции "Человек на Земле" - 8 чел.
 - на научно-практической конференции "Мир науки" - 7 чел.
 - на Российском заочном конкурсе "Познание и творчество"-1 чел.
 - Участие в городских и областных и экологических олимпиадах: первые места в
течение 10 лет. Получено 24 диплома 1, 2, 3, 4 степени, грамоты и подарки.
 - Благодарственные письма за участие в городском конкурсе "Мой чистый
город". Всё это - результат научно-исследовательской работы, проведенной в
экологическом лагере учителями Самодуровой Г.И. и др.
 - Проведены факультативы "Экология животных", "Особо охраняемые растения",
"Экология человека".
 - Участники факультатива "Экология животных" (7а класс) приняли участие в
городском конкурсе рисунков по охране и восстановлению памятников
садово-паркового искусства.
 - Озеленены коридоры школы, оформлен кабинет биологии, проводятся работы по
подготовке к оформлению цветников. Школа получила грамоту от Управления
образования "Зеленая школа - Зеленый сад".
 - Дети ухаживали за животными и катались на лошадях, знакомились с
историческим прошлым г. Вологды, природой родного края в музеях и на
выставках.
 - Проведена выставка экологических проектов, рефератов, поделок к Дню
открытых дверей, оформлен стенд "СПИД".
 - Самодурова Г.И. и Мухин Иван участвовали в работе I Всероссийского
детского экологического форума "Зеленая планета" в г. Москва в октябре 2003
г. Там успешно защитили проект по исследованию и охране реки Шограш и
получили диплом от Международной Академии общественного развития с
присуждением звания Мухину И. "Доктор общественного развития". Работу 4-х
учащихся 7а класса представили на заочный конкурс научно-исследовательских
проектов по экологии "Зеленая планета" в г. Москву и все участники получили
приглашения на I Международный детский экологический форум "Зеленая планета"
в г. Москву, который состоялся осенью 2004 года. В работе форума приняли
участие 2 учащихся, стали лауреатами в номинации "Наш вклад в будущее".
 - Принимали участие в городских соревнованиях "Класс, свободный от курения",
"Лучший по успеваемости". Участвовали в анкетировании по профилактике
алкоголизма и наркомании.
                             ***
    Диана Савкова, СШ 7 г. Вологды, ученица 10А класса, участница
Круглого стола
    СПАСЕМ ШОГРАШ!
    В нашем городе есть неприметные, на первый взгляд, места, небольшие речушки.
Эти реки - частичка нашей малой родины. Они нуждаются в человеческой защите.
К сожалению, не всем дано услышать в обычном журчании воды жалобный стон и
призывы о помощи.
    Но есть люди неравнодушные. Среди них те, кто собрался в апреле за "круглым
столом" в школе-интернате 2 для обсуждения проекта реставрации водосбора
реки Шограш: депутат ЗСО А. В. Смирнов, члены организации "Молодежное
единство", ведущие специалисты департамента природных ресурсов Вологодской
области, учителя школы-интерната 2, школы 29, учителя и ученики школ 7 и 37,
а также завуч ДЮЦ "Лидер" Л.А. Симонова, с чьей легкой руки и заработал этот
проект. К сожалению, не пришли на "круглый стол" самые заинтересованные, как
нам кажется, люди - представители ЖКХ.
    Возможно, не все знают о существовании в Вологде небольшой речки Шограш,
которая протекает через 5-й и Завокзальный микрорайоны. Но ее нынешнее
состояние вызывает опасение. Шограш потихонечку умирает. Некогда чистая,
прозрачная, она стала грязной и мутной. В настоящее время в русло реки
безжалостно выбрасывают бытовые отходы. Мониторинг состояния Шограша,
проводимый в течение нескольких лет учениками школы 37, подтвердил низкое
качество воды, ужасное состояние реки в целом. Назрела необходимость спасать
реку.
    Проект "НКО-население" через реставрацию водосбора малой реки Шограш в
Вологде был представлен на "круглом столе" Антониной Кулясовой, научным
сотрудником Центра независимых социологических исследований.
    Рождение проекта проходило в несколько этапов. Прежде всего, проводились
тщательные исследования состояния реки.
    Вторым этапом было анкетирование местного населения. В нем принимали
участие не только горожане, ежедневно наблюдающие реку из окон своих домов,
пенсионеры, но и обычные школьники, которым небезразлична судьба родного
Шограша.
    В анкетах поднимались такие вопросы:
 - организация мероприятий по очистке берегов;
 - личная оценка состояния реки вологжанами;
 - готовность выйти на благоустройство территории;
 - заинтересованность в очищении зоны.
    В опросе приняло участие около тысячи респондентов. Результаты оказались
очень разными. Наибольший интерес и желание помочь выразили ребята из
экологических лагерей (32%). К сожалению, наименьший процент желающих помочь
реке составляют сами предприятия, постоянно загрязняющие Шограш (5,5%).
Тесты показали, что большинство видят реку с негативной стороны, оценивают
ее состояние словами: "грязь", "муть", "безобразие" и др. Многие жители
используют речку в бытовых целях, что небезопасно для здоровья. Например,
поливают огороды и даже пьют воду.
    На "круглом столе" были подведены итоги конкурса детских рисунков "Будущее
реки Шограш", где ребята отразили свое видение проблем реки и их решение.
    Интересными и неравнодушными были выступления учащихся школ 7 и 37. Их
предложения по благоустройству реки Шограш имеют практическую значимость.
    С большим интересом знакомились участники "круглого стола" с ландшафтным
проектом преобразования участка поймы реки, представленным ландшафтным
дизайнером Вадимом Кулигановым.
    По мнению Антонины Кулясовой, проект должен стать началом возрождения
малых рек Вологды. В его рамках планируется высадить иву и другие кустарники
для I укрепления берегов, облагородить тропинки песком и щебнем, создать
небольшую альпийскую горку и клумбы и засадить их цветами. Намечены
конкретные шаги - выходы на уборку территории. Активное участие примут в
этом и школьники, и молодежные организации, предприятия - все, кто верит в
будущее нашей речки. 3 июня этого года запланирован уникальный праздник реки
Шограш. Будем рады, если в этих мероприятиях примет участие как можно больше
вологжан.
          (Газета "Русский Север", 18 мая 2005 г., с. 6)
                            ***
    Диана Савкова, СШ 7 г. Вологды, ученица 10А класса
    И ЗАПОЮТ ПТИЦЫ НАД ШОГРАШЕМ
    С каждым днем окружающий нас мир изменяется. Завтра небо уже не будет
таким, как сегодня; молоденькая березка под окном станет на день старше, а
потоки речной воды устремятся в даль с новой силой.
    Природа меняется по собственным естественным законам, и не каждому в
голову может прийти мысль о том, что человек может изменить окружающий мир
своими руками. Вопрос в том, как его изменить: разрушить или возродить?
    Хочу рассказать вам о субботнике на реке Шограш в Вологде, в котором
принимали участие не только взрослые, но и учащиеся 10А класса средней
школы 7.
    31 мая вышли к берегам реки Шограш. Работа предстояла нелегкая: высадить
по берегам молодые деревья, убрать мусор. Ребята разделились на три группы.
Несколько юношей взялись копать ямки для саженцев, другие - уносить
сломанные ветки, девчонки собирали в пакеты мусор и сгребали старые листья.
    Мне стало любопытно, каким же они видят будущее речки Шограш.
    У самого берега - несколько ребят. Подхожу ближе и вижу, с каким
необыкновенным старанием они сажают иву. Юля Никитина твердо держит
тоненький стволик на уровне почвы, Володя Печерский и Руслан Шаков, не боясь
испачкаться, присыпают корень землей, Наташа Иринаркова несет воду для
полива. Очень важно правильно посадить саженец, от этого зависит его
дальнейшая жизнь. Стоит своими руками посадить деревце, и уже чувствуешь за
него ответственность, представляешь себе, каким сильным и красивым оно будет
спустя несколько лет. (Мы в этот день посадили 50 ив-самострижек,, 5 дерен
пестролистных и три клена.)
    Елена Кашина:
 - Самостоятельно посадив дерево, каждый из нас лишний раз задумается,
прежде чем срубить его.
    Екатерина Крюкова:
 - Речка сегодня особенно нуждается в очистке русла и озеленении берегов.
А еще мне бы хотелось видеть район, в котором я живу, приятным для прогулок
и, конечно, чистым.
    Ольга Михайловна Барболина, учитель школы 7, один из руководителей
Проекта "Будущее реки Шограш":
 - Прежде всего, я - учитель биологии, и чувствую свою ответственность за
будущее и, а также хотелось бы воспитать это чувство у своих учеников. Труд
обязательно принесет положительные плоды. Если мы все вместе будем
стараться, то через несколько по берегам реки не будет расти гигантский
борщевик, в воде запестрят куальницы, а на деревьях будут петь птицы...
    А еще мне запомнились слова художника-зайнера Вадима Андреевича Кулиганова,
который объяснил свое присутствие на субботнике тем, что любит Родину,
хочет, чтобы жизнь на Земле продолжалась.
            (Газета "Русский Север", 8 июня 2005 г., с. 7)
                            ***
    Диана Савкова, СШ 7 г. Вологды, ученица 10А класса
    ПОДАРОК МАЛЕНЬКОМУ ШОГРАШУ
    Давно в Завокзальном микрорайона Вологды не проходило никаких праздников. И
потому совсем не странно, что, услышав громкую музыку, радостные ребячьи
возгласы, жители удивленно выглядывали из своих окон, выходили на улицу. В
этот день отмечался Праздник речки Шограш.
    Этого события с нетерпением ждали и мы, школьники. Какой длинный и
нелегкий путь пришлось пройти, чтобы к знаменательному дню именинница
порадовала нас своей чистотой и живописностью (речь идет о том участке реки,
который к празднику благоустроили экологи). До самого последнего дня русло
Шограша очищали от мусора, по берегам высаживали деревья, сгребали сухие
ветки.
    На стадионе школы-интерната 2 собрались все те, кому не безразлична
судьба речки. Большинство - ребята из экологических отрядов школ 7, 29, 37 и
школы-интерната 2. На празднике состоялась церемония награждения участников
конкурса рисунков "Будущее реки Шограш", а также наиболее активных
участников проекта "Отработка модели взаимодействия "НКО - население" через
реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде". Каждый ребенок был
отмечен памятным подарком. Воздух был буквально наполнен счастьем, радостью
и восторгом.
    После награждения каждая школа представила свои таланты, самых ярких
звездочек. Здесь и народные танцы с великолепными костюмами, и замечательные
песни о том, как важно охранять природу и заботиться о ней, много стихов и,
конечно, аплодисменты восхищенной публики.
    На этом сюрпризы не закончились. В гости к ребятам приехали большие куклы -
дружелюбный кот Леопольд и проказники-мышата. Вокруг них мгновенно
образовалась толпа детворы. Каждому непременно хотелось пожать лапу
Леопольду, подержать за хвостик непоседливых мышат. Когда же дети поближе
познакомились друг с другом, то началось самое интересное - игровая
программа с конкурсами, караоке, хороводами. Всех объединяла любовь к
маленькому Шограшу.
    Но некоторые и в этот день продолжали работать. Ученики 37-й школы брали
пробы в реке. По внешнему виду было понятно, что состояние Шограша оставляет
желать лучшего. И все же у нас есть надежда, что речка станет чистой.
Безусловно, с нашей помощью.
    В завершении праздника учащиеся 7-й школы вместе с организаторами сделали
речке "подарок". Мальчишки ловко залезали на деревья и прикрепляли к ветвям
плакаты: "Река Шограш - XXI век" и "Жители города за чистую воду". И хотя
праздник закончился, добрые дела будут продолжаться.
       Kulyasov Ivan Pavlovich & Kulyasova Antonina Alekseevna
       Center for Independent Social Research (CISR)
        ku@indepsocres.spb.ru, 4 октября 2005 г.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ
    Отзывы о проекте реставрации р. Шограш в г. Вологде
    Как мы уже писали в апреле-июне 2005 г., Центр независимых
социологических исследований (ЦНСИ, Санкт-Петербург) при поддержке
населения, НГО <Лидер> и <Комитета экологии и природопользования
Общественной палаты Вологодской области>, экогрупп СШ 7, СШ 29, СШ 37 и
школы-интерната 2, ЖКХ, Правительства Вологодской области и государственных
природоохранных структур, депутатов Законодательного собрания Вологодской
области и Вологодской городской Думы, ряда предприятий проводит проект
<Отработка модели взаимодействия <НКО - население> через реставрацию
водосбора малой реки Шограш в г. Вологде>. Данный проект реализуется при
финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества через АНО <Российский
региональный экологический центр (РРЭЦ)>, 119049 Москва, ул. Бол. Якиманка,
д. 39/20, стр.1, тел. (095) 238-17-96, 238-46-66, факс: 238-27-76, E-mail:
info@rusrec.ru, www.rusrec.ru. Координатор проекта Кулясова Антонина
Алексеевна, к.э.н., научный сотрудник Центра независимых социологических
исследований (ЦНСИ), 191040 Санкт-Петербург, а/я 193, тел/факс (812)
118-37-96; т/д (812) 273-44-28, e-mail: ku@indepsocres.spb.ru.
    Проект близится к концу, и организаторами получен ряд отзывов, которые мы
обнародуем, т.к это может быть интересно участникам экологического движения.
    01. Отзыв Отдела природопользования и охраны окружающей среды
Администрации г.Вологды о проекте "Отработка модели взаимодействия "НКО -
население" через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологда".
    Проблема состояния малых рек в черте города Вологды стоит достаточно
остро. Без привлечения к решению этой проблемы широких слоев населения города
решить ее в современных условиях весьма проблематично. Именно поэтому в
природоохранной структуре Администрации города инициатива проекта была
поддержана. Учащиеся и педагоги школ 7 и 37 города Вологды работали над
изучением экологического состояния реки Шограш во время проведения летних
экологических лагерей уже с 1996 года при финансовой поддержке городского
экологического фонда.
    Переход от изучения проблемы к ее решению практическими методами, особенно с
привлечением подрастающего поколения, имеет большое воспитательное значение.
Реставрация отдельного участка реки Шограш, приведение ее в порядок
собственными силами населения города - пример для остальных жителей.
Основной целью, к которой следует стремиться, является постоянное
поддержание реки и прилегающей территории в чистоте и порядке. Хочется
надеяться, что дело не закончится единовременной акцией.
    Малые реки города ждут своих спасителей. Без заинтересованности жителей
проблему не решить, поэтому организация подобных проектов имеет большое
значение.
      Начальник отдела Е.А.Куликова
    02. Отзыв администрации школы-интерната 2 г. Вологды
    Проект "Отработка модели взаимодействия "НКО - население" через
реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде" (03-10.2005) вызвал живой
интерес среди учащихся, педагогов и родителей нашей школы. Мы считаем, что
такие мероприятия воспитывают у учащихся чувство патриотизма, бережное
отношение к природе, любовь к своему краю, своей Родине. Дети с энтузиазмом
принимали активное участие в выполнение практической части проекта: очистка
русла реки Шограш от мусора, посадка кустов и деревьев, скашивание травы.
    Праздник реки Шограш стал кульминацией проекта. Ребята принимали активное
участие в празднике и с радостью принимали от руководителя проекта подарки.
Особые слова благодарности мы выражаем координатору проекта Кулясовой
Антонине Алексеевне, к.э.н., научному сотруднику центра независимых
социологических исследований (ЦНСИ), координатору проекта по Вологде
Симоновой Людмиле Александровне, зам. директора по воспитательной работе ДЮЦ
"Лидер" и Управлению образования г. вологды за реализацию данного проекта,
за неравнодушное отношение к окружающей нас природе.
            Зам. директора в УВР школы-интерната 2 Оленичева О.И.
    03. Отзыв Серебряковой Валентины Владимировны - воспитатель (учитель
географии школы-интерната 2 г Вологды).
    В течение 2-х последних лет являюсь руководителем экологического лагеря.
В 2005 году нам предложили принять участие в проекте "Отработка модели
взаимодействия "НКО - население" через реставрацию водосбора малой р. Шограш
в г. Вологде" (03-10.2005). проект вызвал живой интерес не только у юных
экологов, но и многих учащихся школы-интерната. Ребята 7-х - 9-х классов
принимали участие в очистке поймы и русла р. Шограш от мусора. В июне члены
экологического лагеря ежедневно, независимо от погоды, отправлялись к реке.
Ребята доставали со дна реки кровати, колеса, бутылки: все это они делали с
энтузиазмом, большой ответственностью и верой в лучшее. Это был хороший
воспитательный момент в широком масштабе, так как проект привлек внимание
людей разных возрастных категорий. Чувствовалась поддержка родителей,
дедушек и бабушек, жителей МКР школы-интерната.
    Считаю, что начатое дело надо продолжать, тем более, что для этого есть
все основания и главное из них - воспитание экологической культуры людей.
    04. Отзыв Болдаревой Ксении, ученицы 8А класса школы-интерната 2 г.Вологды
    я участница проекта по очищению реки Шограш. Мы с нашей школой в прошлом
году проводили уборку берегов реки Шограш и очень удивились, когда увидели,
насколько загрязнена эта территория. И жители этого района, не жалея
окружающую среду, выбрасывают отходы прямо на берег. Мы хотим видеть наш
город чистым!!! Но, к сожалению, не все горожане осознают, какую угрозу
своему городу они несут, выбрасывая стеклянные бутылки, картонки (бумажки),
мебель. Теперь мы призываем горожан этого района: "Люди, не загрязняйте
окружающую вас природу. Храните ее, пока она есть!"
              21.09.05 год
    05. Отзыв Маншиновой Марины, ученицы 8А класса школы-интерната 2 г.Вологды.
    Я одна из участниц проекта по очищению реки Шограш. В прошлом учебном
году мы всем классом проводили уборку берега реки и были удивлены тем, что
жители этого района не уважают природу. Т.к. по берегу реки построены жилые
дома, поэтому воды в Шограше вредна для здоровья. Если пройтись по берегу
реки, ничего хорошего не увидишь: на берегу - бумажки, фантики, бутылки
(стеклянные, пластиковые), пакеты и т.д., а в реке старые холодильники,
ломанные кровати, матрасы:
    Нашей школе очень хочется помочь природе и самим себе. Я считаю, что
защищать природу необходимо, и чем больше людей будет заинтересовано в этих
проектах, тем лучше будет все, кто дышит и живет!
    06. Отзыв Гневашевой Ольги, ученицы 5Б класса школы-интерната 2 г.Вологды.
    Летом я была в экологическом лагере. Мы с ребятами убирали мусор с
берегов реки Шограш. Чего там только не было! Со дна реки доставали колеса,
железяки и паралон. Это была трудная задача, но нам хотелось, чтобы она была
чистая.
    Если люди относятся к природе бережно, тогда бы природа и весь мир стал
чище и прекрасней. Вода в реке скоро будет чистая как стекло.
    07. Отзыв администрации школы 37 г. Вологды
    Экологическая работа, выполненная участниками проекта "Отработка модели
взаимодействия "НКО - население" через реставрацию водосбора малой р. Шограш
в г. Вологде" (03-10.2005) вызвала большой интерес у учащихся школы,
родителей, жителей микрорайона и города. Ребята пропагандировали среди
сверстников, родителей и жителей микрорайона экологические знания, любовь к
родному городу.
    Администрация школы выражает благодарность всем участникам проекта и
учителю биологии Галине Ивановне Самодуровой за огромную, важную работу в
данном направлении. Проект очень важен для учащихся школы. Он воспитывает в
детях бережное отношение к природе, экологическую гражданственность. А
вопросы экологии в настоящее время являются первостепенными.
      Зам. директора по воспитательной работе школы 37 г.Вологды Г.В.Токарева
    08. Отзыв учителя биологии, организатора проекта "Отработка модели
взаимодействия "НКО - население" через реставрацию водосбора малой р. Шограш
в г.Вологде" (03-10.2005) в школе 37 г. Вологды Самодуровой Г.И.
    Проект считаю важным для жителей города, но особенно он важен для
подрастающего поколения как воспитание гражданской ответственности в детях.
    Выражаю огромную благодарность ЦНСИ г. Санкт-Петербурга, Комиссии
Европейского Сообщества и РРЭЦ, руководителю проекта Кулясовой Антонине
Алексеевне.
    Тот факт, что есть общественные организации, радеющие за общее дело,
реально работающими с педагогами и детьми, придает нам силы и уверенность. Мы
познакомились с интересными людьми, определили стратегию дальнейшей работы,
многому научились, отдохнули. Это прекрасный подарок учителю и детям. Удачи
и дальнейших успехов вам!
              Самодурова Г.И.
    09. Отзыв Приваловой Татьяны, ученицы 9Б класса школы 37 г. Вологды.
    Мне очень понравилось участвовать в чистке реки Шограш. Я думаю, что мы
сделали доброе дело, и очень помогли обрести речке новую жизнь. Река должна
быть украшением, и радовать глаз людей, а не вызывать отвращение. Я не жалею
о том, что мы сделали. Хоть это была сложная работа, но и в то же время
интересная и увлекательная. Мы сделали все, что было в наших силах. Я думаю,
что мы должны охранять и защищать все, что нас окружает. Я хочу, чтобы эта
река Шограш несла чистые воды. Мы не только чистили реку, но и изображали на
листе бумаги Шограш, которую мы хотим видеть в будущем. Мои родители
похвалили меня в этой сложной работе. Мама и папа радуются за меня, что их
дочь любит и защищает окружающую среду.
    10. Отзыв Узоровой Надежды, ученицы школы 37 г. Вологды
    в июне месяце я ходила в экологический лагерь, и мы ходили на речку
очищать ее. Я думала, что это совсем неинтересно, но получилось наоборот.
Река была очень сильно загрязнена, в ней мы нашли телевизоры, унитазы,
раковины, кресла, доски и многое другое. Это была интересная, заманчивая
уборка.
    Потом у нас был праздник в честь этой маленькой речушки. Мы собрались на
стадионе школы-интернат 2. Нас благодарили за помощь в уборке. Также мы
рисовали саму реку, и я за свои два рисунка получила приз - фотоальбом с
шоколадкой "Аленка". Праздник понравился, и считаю, что он удался. Нас всех
снимали на камеру новости Вологды, и потом показали по телевизору.
    Моя мама вначале была немного против, но узнав, что мы трудились не
просто так, а для всех нас, для народа, то сразу поменяла свое мнение об
этом. В общем, в целом мне это понравилось.
    21.09.05 год
    11. Отзыв на проект "Отработка модели взаимодействия "НКО - население"
через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде" (03-10.2005)
    Учащиеся МОУ "Средняя образовательная школа 7" г. Вологды с большим
энтузиазмом и пониманием участвовали в данном проекте. Вместе с родителями,
соседями и пожилыми людьми они участвовали в опросе об отношении к малой
реке Шограш. Около 50 детей представляло будущее реки в рисунках. Ученицы
10А красса савкова Диана и Крюкова Катя принимали участие в Межсекторальном
круглом столе "Проблемы реки Шограш и подходы к их решению", где выразили
огромное желание принять участие в благоустройстве участка реки. Ребята 10-х
классов школы 7 участвовали в озеленении поймы Шограша, высадив около 50
кустов ивы-самострижки, терна, кленов. В июне месяце экологический отряд
убирал мусор с территории, выбранной в качестве модельного участка. Ученица
10А класса савкова Диана освещала работу по проекту в областной газете
"Русский Север" (было опубликовано 3 статьи).
    С удовольствием принимали участие дети в празднике реки. Благодаря этому
мероприятию они смогли осознать, что делают большое дело совместно с
учениками других школ, которых здесь собралось немало, что проектом
интересуются взрослые, т.е. ход праздника освещался в СМИ. Правильным в
осуществлении проекта является обеспечение материалами каждой его формы
(готовые бланки анкет; бумага, краски, карандаши; хозинвентарь; рассада).
Приятно детям было получить дипломы и подарки. Учащиеся нашей школы с
удовольствием принимали участие в этом проекте, т.к. осознавали, что речка
Явковка, территорию вокруг которой мы благоустраивали уже в течение 7 лет,
является притоком р. Шограш. Участие в проекте позволило еще раз убедиться в
том, дела по спасению природы сближают различные слои населения, сближают
учащихся школ.
    Благодарим координаторов проекта Кулясову А.А. и Симонову Л.А. за
предоставленную возможность участвовать в большом экологическом мероприятии
в г. Вологде.
      23.09.2005 Директор школы 7 Фролова Н., учитель биологии Барболина О.
    12. Отзыв о проекте "Отработка модели взаимодействия "НКО - население"
через реставрацию водосбора малой р.Шограш в г.Вологде" (03-10.2005).
    Наши дети, ученики школы 7 г. Вологды под руководством учителя О.М.
Барболиной участвовали в данном проекте. Считаем, что участие в практической
реализации данного проекта стало важным и полезным этапом в жизни наших
детей. Выполняя работы, связанные с благоустройством реки Шограш, участвуя в
конкурсе плакатов "Будущее реки Шограш глазами детей", ребята осознали
личную ответственность за сохранение малых рек Вологодчины. Дома ребята с
энтузиазмом рассказывали о том, как своими руками садили молодые деревья на
берегу реки. Важно и то, что работой детей руководили чуткие неравнодушные
люди. Итогом реализации проекта стал благоустроенный участок берега реки
Шограш и ее русло. Считаем, что реализация проекта должна быть продолжена.
          Родители детей - участников проекта.
    13. Отзыв руководителя экологического отряда школы 29, учителя биологии
Сушковой Валентины Дмитриевны о проекте "Отработка модели взаимодействия
"НКО - население" через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде"
(03-10.2005).
    В проекте приняли участие 80 учащихся школы. Часть из них была на
конференции, проведенной руководителем проекта Кулясовой Антониной
Алексеевной. Проект поддержан участниками конференции. Тема проекта
злободневная и поддержана единогласно. Учащиеся 9-х классов добросовестно
работали, выгребли мусор, затарили его; он утилизован. Это был пример для
младших школьников и взрослых.
    Наша задача продолжить санитарную очистку и облагораживание территории
реки Шограш. Учащиеся правильно поняли цель и задачи проекта. Они активно
участвовали в конкурсе рисунков на тему "Шограш - река будущего". Лучшие из
них были награждены. Были награждены и активно работающие на очистке реки
Шограш. Осенью этот участок территории отличается от соседних. Поэтому есть,
над чем работать, продолжая проект по очистке реки Шограш.
                  Сушкова
    14. Отзыв учащихся школы 29 г. Вологды о проекте "Отработка модели
взаимодействия "НКО - население" через реставрацию водосбора малой р.Шограш
в г.Вологде" (03-10.2005).
    В нашем учебном заведении проведена экологическая очистка участка р.Шограш
и прилегающей к ней территории. Измерена с помощью приборов загрязненность
реки на этом участке. Сделаны посадки на прилегающей территории древесных
культур. Директор школы Куликова Л.М. поддержала наши начинания. Учащиеся
работали с желанием. Видны были результаты нашей работы - собрано огромное
количество мусора, который вывезен. Проект заставляет задуматься и
продолжать работу по очистке реки на других территориях (наиболее
захламленных). От нас, учащихся, зависит в будущем экология. Юля Осовская,
лллевинская Маша, Балакирева Наташа принимали участие в конкурсе рисунков
среди учащихся "Шограш - река будущего".
    15. Отзыв родителей микрорайона о проекте "Отработка модели
взаимодействия "НКО - население" через реставрацию водосбора малой р.Шограш
в г.Вологде" (03-10.2005).
    На конференции, проведенной организатором проекта Кулясовой А.А., проект
был полностью поддержан и одобрен учащимися, родителями и общественностью.
Большинство учащихся приняли активное участие в санитарной очистке
территории, прилегающей к реке. Были проведены насаждения древесных пород,
потом территория, прилегающая к руслу реки, была обкошена. Эта работа
встретила полное понимание родителей и общественности.
    16. Отзыв Малышевой Любови Константиновны, 51 год.
    По территории нашего микрорайона протекает река Шограш, которая является
притоком реки Вологды. Вода из реки Вологды поступает водопровод, пить ее
невозможно. Весной 2005 года стали проводиться работы по очистке речки
Шограш силами учащихся школ. Приятно было смотреть на то, с каким
энтузиазмом ребята взялись за работу. Они вытаскивали из речки мусор, садили
деревья. В течение мая-июля поддерживали порядок. Мы, жители этого
микрорайона, благодарим и поддерживаем организаторов проекта по очистке
малыъ рек.
         21 сентября 2005 Малышева
   Kulyasov Ivan Pavlovich & Kulyasova Antonina Alekseevna
   Center for Independent Social Research (CISR)
   ku@indepsocres.spb.ru, 4 октября 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность