Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1985, 10 января 2006 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



      АЭРОПОРТ В ГЕЛЕНДЖИКЕ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ


    ПЛАНОВ - ГРОМАДЬЕ
    АЭРОПОРТ МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА. В Геленджике идет подготовка к началу
строительства нового аэропорта международного класса. Аэропортовый комплекс
будет возведен на въезде в город со стороны Новороссийска, в районе местечка
Тонкий Мыс, на месте уже существующей инфраструктуры регионального аэропорта.
Решение о начале работ было принято после прошедшего в конце июля прошлого
года в Геленджике заседания Президиума Госсовета РФ, где обсуждались вопросы
развития курортов и туризма в России.
    Первоначально предполагалась только реконструкция старого аэропорта с
удлинением существующей взлетно-посадочной полосы на 300-400 м, но затем было
решено развивать новую инфраструктуру. Как рассказал ИАА SeaNews начальник
отдела капитального строительства Администрации города Геленджика Вячеслав
Марков, сейчас на утверждении в Минтрансе находится окончательный - шестой
вариант размещения взлетно-посадочной полосы, разработанный Государственным
проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской
авиации "Аэропроект".
    Все шесть вариантов предполагали различное расположение ВПП и
сопутствующей инфраструктуры, выбранный окончательный вариант в меньшей
степени затрагивает прилегающие к аэропорту земли сельхозназначения и
курортно-реакционной зоны. Под строительство отведен участок площадью 200 га.
    Проект предполагает возведение взлетно-посадочной полосы длиной
3,2 км, способной принимать самолеты типа ЯК-42, ТУ-134, ИЛ-96-300 и
другие современные лайнеры, в том числе типа Boeing-767. Сегодня аэропорт
в состоянии принимать только АН-24,  ЯК-40 и самолеты классом ниже.
    В 2003 г. аэропорт Геленджика принял 22 тыс. пассажиров, тогда как
аэропорт Анапы принимает до 180 тыс. человек в год. Проектная мощность
нового терминала составляет 600-800 тыс. пассажиров в год. В настоящий
момент идет оформление земельного участка под строительство, начало работ
намечено на середину 2005 г., завершить строительство планируется в 2007 г.
    Стоимость работ не называется, однако ранее план только реконструкции
существующего аэропорта предполагал привлечение $ 55 млн. Впервые в России
аэропорт подобного класса будет построен на средства  федерального бюджета и
частных инверторов. Государство возьмет на себя вопросы строительства ВВП
и сопутствующей инфраструктуры, остальные объекты будут строиться за счет
инвестора, который по условиям инвестиционного соглашения станет и
управлять новым аэропортом.
    Аэропорт принадлежит ОАО "Авиационные линии Кубани" (АЛК), контрольным
пакетом которой владеет компания "Базовый элемент". Ей же принадлежит и
краснодарский международный аэропорт. Планируется, что оператором нового
аэропортового комплекса в Геленджике будет управляющая компания "Аэропорт
Геленджик", входящая в состав ОАО  "АЛК". Инвертором проекта вместе с
государством выступает корпорация "Базовый элемент", которая в последнее
время скупает различные активы на территории края.
        С.Евмененко, "SeaNews.ru", 11 марта 2005 г.
        http://www.seanews.ru/default.asp?l=r&a=l&v=d&g=1&i=17307&n=1

    МЭР-ПЕРЕБЕЖЧИК
    РЕФЕРЕНДУМЫ СЕРГЕЯ ОЗЕРОВА. 10 сентября в 10 часов в администрации
Геленджика состоятся общественные слушания по проекту аэропорта
    Год назад, в июле 2004 г., в Геленджике проводилось заседание Президиума  Госсовета  РФ с участием Президента  России  Владимира
Путина. На заседании был рассмотрен вопрос о необходимости строительства в
городе-курорте нового крупного аэропорта. Как было продекларировано: в целях
"расширения рекреационной зоны Черноморского побережья". Однако была у этого
еще одна неафишируемая подоплека - планируемое в районе Геленджика
строительство новой правительственной резиденции.  Не могут же руководители
государства добираться до этой резиденции откуданибудь из Сочи или Анапы.
Надо, чтобы аэропорт был поближе. Далее последовали  официальные действия на
самом высшем уровне - поручение Президента России No Пр-1354 ГС от
12.08.2004 г. и поручение Председателя Правительства РФ No МФ-П 12-49 от
27.08.2004 г. И процесс реализации этого глобального проекта  развернулся
со скоростью самолета. Уже проведена значительная часть экспертиз,
произведен выбор земель под строительство сооружений аэропорта. Можно очень
скоро ожидать начала самого строительства.
    Речь идет  о создании в Геленджике "аэропорта международного класса",
который сможет принимать самолеты типа ЯК-42, ТУ-134, ИЛ-96 и даже Боинг-767.
Мощность нового аэропорта, согласно заявлениям, будет составлять 600-800 тыс.
пассажиров в год. Заказчиком и инвестором проекта является корпорация
"Базовый элемент", в лице своей дочерней фирмы - ОАО "Управляющая компания
"Аэропорт "Геленджик". Но основное финансирование строительства аэропорта,
которое обойдется в несколько миллиардов долларов, ляжет на плечи
федерального бюджета.
    Официально проект называется "Реконструкция взлетно-посадочной полосы
аэропорта Геленджик". Однако речь идет о строительстве совершенно новой
взлетно-посадочной полосы. Располагаться эта взлетно-посадочная полоса
длиной более трех километров будет на обширном  земельном участке между
районом Тонкого мыса и поселком Виноградный. Здесь находятся участки плотной
жилой застройки, рядом находится крупный микрорайон Северный. По официальным
денным, которые, скорее всего, занижены, в зону повышенного шумового
воздействия от взлета и посадки самолетов, где уровень шума будет достигать
85 дБА, попадает полоса длиной 5 км, шириной 1,6 км и общей площадью 7,7 км.
В этой зоне люди жить не должны.
    Помимо жилой застройки, в зоне намечаемого строительства и недопустимого
шумового воздействия находятся образовательные и рекреационные учреждения,
проходят автодороги, коммуникации, связывающие Тонкий Мыс и Голубую Бухту с
городом. Все это будет разрушено. Согласно официальным данным, в эту зону
попадают 150 га жилых территорий, 32 га санитарно-курортных территорий, 32 га
общественных центров,  11 га пляжных зон. Согласно обоснованию инвестиций
строительства аэропорта, жилая и курортная застройка должны  быть вынесены.
Это означает, что предстоит массовое переселение  жителей. В полном объеме
провести такое переселение будет  настолько затратно, что, скорее всего,
большая часть людей, чье жилье окажется вблизи от аэропорта, будут
обречены жить в неблагоприятных для их жизни и здоровья условиях.
    Территории, на которых намечено строительство аэропорта, имеют двойной
охранный статус. Во-первых, это 2-я зона санитарной охраны курорта Геленджик.
Во-вторых, это 2-я зона горно-санитарной охраны месторождений минеральных
вод. Всего лишь в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы
расположены Южно-Солнцедарское и Геленджикское месторождения минеральных вод.
Согласно требованиям закона, на этих, особо охраняемых природных территориях
не могут, в принципе, строиться такие вредные в экологическом отношении
объекты, как аэропорты международного значения. Но "высшие" государственные
интересы (проектными материалами уже сейчас заложено строительство при
аэропорте "правительственного  павильона" для приема Президента и других
высокопоставленных лиц), как оказалось, выше даже закона.
    К сожалению, они выше и элементарного здравого смысла. Некий "сон разума"
в этой аэропортовой лихорадке охватил обширные круги чиновничества. Ну, не
безумие ли, внутри города-курорта располагать транспортный объект, несущий
колоссальное загрязнение, и во многом перечеркивающий привлекательность
курорта? Судя по тональности  многочисленных совещаний по теме строительства
аэропорта, а также интервью различных  высокопоставленных лиц, они так не
считают. Создание аэропорта преподносится как ключевой фактор развития
курорта. При этом, почему-то не учитывается то, что  Геленджик привлекает
огромное количество отдыхающих во многом благодаря тому, что здесь нет
загрязняющих среду промышленных и транспортных  объектов. Как в известном
романе Джорджа Оруэлла "1984 год", в котором министерство, ведавшее войной,
называлось "министерством мира", а министерство, ведавшее охраной  порядка  -
"министерством любви", поборники строительства аэропорта оправдывают
необходимость строительства крайне вредного для курорта  объекта тем, что его
строительство критически необходимо для развития  курорта. В реальности же,
аэропорт станет фактором колоссального загрязнения окружающей среды и будет
работать против курорта.
    Вот, например, что пишет журнал "Национальная безопасность и геополитика
России": "Авиация является самым экологически опасным видом транспорта. У
современных самолётов суммарный выброс вредных веществ в атмосферу достигает
30-40 кг/100 пассажиро-километров. Основная масса выбросов самолётов
концентрируется в районах аэропортов во время прохода самолётов на низких
высотах и при форсаже двигателей. На малых и средних высотах (до 5000-6000 м)
загрязнение атмосферы окислами азота и углерода удерживается несколько дней,
а затем вымывается влагой в виде кислотных дождей. По своей токсичности,
современный реактивный лайнер эквивалентен 5-8 тысячам легковых автомобилей и
расходует столько кислорода на сжигание топлива, сколько необходимо его для
дыхания более двумстам тысячам человек. На восстановление содержания такого
количества кислорода в атмосфере необходимо несколько тысяч гектаров
соснового леса. Авиация оказывает очень сильное  шумовое воздействие,
особенно в районах аэропортов, а также - значительные электромагнитные
загрязнения от радиолокационных станций".
    Такие вот "блага цивилизации" падут на головы жителей и отдыхающих в
результате создания "аэропорта международного класса".  Пойдет ли это на
пользу курорту, ведь люди едут сюда отдыхать, а не дышать отравленным
воздухом и подвергаться гулу авиалайнеров?
  Неудивительно, что идея строительства аэропорта была встречена в штыки
общественностью и населением города. Большинство его жителей, особенно те,
кому "посчастливилось" жить в районе проектируемого  аэропорта, выступают
против этого проекта. Но защитить свое конституционное право на благоприятную
окружающую среду им не дают. В нарушение требований законодательства, от
общественности скрывается  информация об этом проекте, местные жители не
вовлечены в процесс оценки воздействия аэропорта на окружающую среду, до
самого последнего времени не были организованы общественные слушания. Чтобы
администрация города назначила проведение общественных слушаний, пришлось
добиваться этого через прокуратуру.
    К сожалению, реализацию этого проекта самым активным образом поддерживает
мэр Геленджика Сергей Озеров. Он известен как поборник курортного развития
Геленджика, многого достигший на этом поприще. Ведь именно он, не так давно,
в 2000 году, активно поддержал проведение городского референдума по вопросу
недопустимости строительства в Геленджике грузового порта. Тогда его позиция
в защиту курорта и мнение жителей города были общими. В те времена стоял
вопрос: "Курорт или порт?". Сейчас вопрос звучит очень похоже: "Курорт или
аэропорт?". И жители города снова против. И место почти то же самое - район
Тонкого мыса. Но времена изменились.  Если  раньше городская власть активно
содействовала общественной инициативе, то сейчас она всячески ей препятствует.
    Безусловно, в отношении создания в Геленджике международного аэропорта
также должен быть проведен местный референдум. Именно референдум должен все
расставить по своим местам, а не решения, принимаемые в "высоких" кабинетах.
Жители города имеют полное право решать свою судьбу - хотят ли они жить,
слыша ежедневно рев самолетов, готовы ли они жертвовать чистым воздухом
Геленджика.
    10 сентября  в 10 часов в Администрации Геленджика состоятся общественные
слушания по проекту аэропорта. Известно, что их стараются организовать и
провести так, чтобы по их итогам можно было  составить  соответствующие
документы о том, что "население города поддерживает строительство аэропорта".
Если это удастся, остановить этот безумный проект будет чрезвычайно сложно.
Все зависит от активной позиции жителей города. Именно они должны сказать:
"Геленджику - чистое небо!".
         А.Рудомаха, "Новая газета Кубани", 8 сентября 2005 г.
         http://pressa.kuban.info/article/ngk/19172/

    МИТИНГ
    ЖИТЕЛИ ГЕЛЕНДЖИКА ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА АЭРОПОРТА. 25 декабря в
микрорайоне Северный города Геленджик состоялся митинг против строительства
аэропорта на Тонком Мысе в черте города. В митинге, который был организован
геленджикским отделением партии "ЯБЛОКО", приняли участие 350 человек.
    На митинге выступали специалисты в области градостроительства,
экологии, а также представители политических партий: заместитель председателя
партии "Яблоко" Сергей Митрохин; члены местных отделений партий "Родина",
ЛДПР.
    Выступающие говорили о непоправимом ущербе,  который нанесет строительство
аэропорта в черте города. Так, жители домов, которые оказались близ
планируемого строительства и будут снесены, не получат адекватной компенсации.
Тысячи семей будут испытывать шумовое  воздействие, а также загрязнение
воздуха отработанными газами  от самолетов. Нарушение экологического баланса
в курортной зоне поставит крест на будущем развитии курортной зоны. Уже
сейчас началась вырубка виноградников и реликтовых сосен, занесенных в
красную книгу.
    В своем выступлении Сергей Митрохин сказал, что действие главы
муниципального образования Геленжик С.П.Озерова по продавливанию того проекта
являются "произволом сбесившегося князька, пользующегося поддержкой
кремлевских чиновников и олигархов". По его мнению, проект является
экономически нецелесообразным, так как аэропорт будет отпугивать отдыхающих
в гораздо больших количествах, чем привлекать их на курорт. Заместитель
Председателя партии "Яблоко" высказал предположение, что аэропорт строится в
интересах чиновников и олигархов с целью сокращения дороги к их роскошным
виллам, находящимся на побережье.
    Председатель инициативной  группы жителей С.А.Булдаков зачитал резолюцию
митинга, в которой содержится требование немедленно прекратить строительство
аэропорта. В случае невыполнения этого требования местное отделение партии
"Яблоко" через месяц призовет жителей на общегородской митинг, целью которого
будет выражение недоверия С.П.Озерову и требование его отставки.
          "Yabloko.ru", 26 декабря 2005 г.
          http://www.yabloko.ru/Forums/Main/posts/402493.html

    РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА
    К Администрации муниципального образования г.-курорта Геленджик
    Рассмотрев вопросы строительства ВПП аэропорта города  Геленджик
на митинге, жители города курорта Геленджик решили:
  1. Немедленно  прекратить строительные работы по реконструкции
ВПП аэропорта города Геленджик по варианту #6.
  2. Провести общественную независимую экологическую  экспертизу
с участием инициативной группы настоящего митинга.
  3. Требуем  проверки  соответствия  проектной  документации  и
порядка ее разработки действующему законодательству.
  4. Требуем от городской администрации обеспечения предусмотренного рядом
законов РФ участия общественности в проведении экологической экспертизы.
  5. Требуем обеспечить участие в общественной экологической экспертизе
экспертов, предложенных Инициативной группой настоящего митинга.
  6. Провести главой муниципального образования города курорта Геленджик
С.П.Озерова совещание с инициативной группой до 15 января 2006 г.
  7. Прокурору города курорта Геленджик остановить незаконное строительство
ВПП. Привлечь в качестве прокурорского надзора к ответственности лиц,
виновных в нарушении конституционных и гражданских прав граждан города-
курорта Геленджик и ряда законов РФ.
  8. Обеспечить полную гласность и доступность информации граждан о
реконструкции аэропорта и строительства ВПП в городе-курорте Геленджик.
  9. Оставить за собой право в случае не выполнения требований указанных в
пунктах 1-5 организовать 23 февраля 2006 г. общегородской митинг с повесткой
дня: 1) Выражение недоверия главе муниципального образования города
        курорта Геленджик Озерову С.П.
  2) Выражение недоверия депутатам городской думы города курорта Геленджик.
  3) Проведение референдума о прекращении строительства аэропорта в
     городской черте города курорта Геленджик.
    На митинге присутствовало 350 человек. Резолюция принята единогласно.
    Город курорт Геленджик, микрорайон Северный, 25 декабря 2005г.
         http://www.azur.ru/gelendzhik/news.php?view=718

   ПОСЛЕВКУСИЕ
   ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА АЭРОПОРТА В ГЕЛЕНДЖИКЕ ОЦЕНИЛИ В 4,5 МЛРД. РУБЛЕЙ
   Как сообщали  ЮГА.ру, в аэропорту Геленджик идет  подготовка  к
ведению строительных работ.
    "Конкурс на проведение строительных работ выиграло ЗАО "Трансстрой".
Сейчас на территории аэропорта проходит предстроительная подготовка,
подготовка техники, проведение инженерных  коммуникаций. Строительство новой
взлетно-посадочной полосы будет начато тогда, когда государство выкупит
необходимый для  застройки земельный участок у частных собственников. Ожидали
этого в текущем году, но, по всей видимости, произойдет в следующем", -
сообщил генеральный директор холдинговой компании "Аэропорты Юга" Павел
Плишкин.
    Заказчиком строительных работ выступает Минтранс РФ. "Средства на
строительство взлетно-посадочной полосы будут перечисляться из федерального
бюджета, но сумма финансирования на 2006 год пока не определена", - сообщил
генеральный директор.
    Он также добавил, что новый аэровокзальный комплекс будет строить частный
инвестор - ООО "Аэропорт Геленджик". "В данный момент к разработке проекта
нового аэровокзального комплекса в Геленджике привлечена крупная иностранная
компания, размер инвестиций еще не определен. Но инвестором, скорее всего,
выступит ООО "Аэропорт Геленджик", - сказал он.
    Аэропорт Геленджик является приписным аэропортом "Авиационных линий
Кубани" и в настоящее время не действует. По оценкам экспертов, проект
строительства нового аэропорта в Геленджике оценивается в 4,5 млрд. рублей.
    В состав холдинговой компании "Аэропорты Юга" входят "Авиационные линии
Кубани", аэропорты Анапы, Геленджика и ООО "Югаэрострой".
              ИА "Интерфакс", 28 декабря 2005 г.,
              http://www.yuga.ru/news/63455/index.html

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2006 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами