Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1988, 13 января 2006 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственную власть



                  УКРАИНА: МИНЫ, ДЕНЬГИ, ЛЮДИ, ЗАКОНЫ


    ЕВРОУТИЛИЗАТОРЫ ВСЕ ТЕ ЖЕ...
    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕНДЕР НА УНИЧТОЖЕНИЕ УКРАИНСКИХ МИН МОЖЕТ
ОБЕРНУТЬСЯ КОРРУПЦИОННЫМ СКАНДАЛОМ
    В 1999 г. Украина подписала Оттавскую конвенцию о запрете противопехотных
мин, ратификация которой затянулась до мая сего года. Столь значительная
временная задержка была вызвана отсутствием необходимых средств для
уничтожения около 7 млн. мин, складированных на территории государства.
Весомый вклад в разрешение проблемы обязалась внести Еврокомиссия, которая
зарезервировала 7 млн. евро для реализации проектов утилизации около 6 млн.
мин типа ПФМ-1/-1С с жидким взрывчатым веществом и 700 тыс. мин типа МОН,
ПОМ, ОЗМ и ПОМЗ. Взамен Украина обязалась депонировать ратификационные
грамоты и в течение трех лет освободиться от смертоносного наследия. К
сожалению, экономический аспект превратил стремление к скорейшему достижению
гуманитарных ценностей в разменную политическую монету с явными признаками
коррупции европейских и украинских чиновников.
    Тендерный комитет делегации Еврокомиссии на Украине принял решение о
победителе в проекте по уничтожению мин ПФМ-1. Им стал консорциум, который
возглавляет немецкая государственная компания GTZ, ранее одержавшая победы
в тендерах по программе TACIS на Украине по предотвращению распространения
ВИЧ/СПИД, повышению энергетической эффективности, а также проблемам миграции,
экономики и финансов.
    Сразу замечу, что тендерный процесс сопровождался многочисленными
нарушениями, фальсификациями и откровенным лоббированием со стороны менеджера
проекта и тендерного комитета. Так, на начальном этапе из участия в конкурсе
были удалены все украинские претенденты, в том числе ГП "Укроборонсервис",
ГосНИИ ХП (головной институт по разработке и утилизации боеприпасов), ГП
НПО "Павлоградский химический завод", фирма "Трансимпекс". Причина -
недостаточный опыт международной утилизации боеприпасов. Особенно цинично
это звучит в отношении Павлоградского химзавода, последние 10 лет
ликвидировавшего баллистические ракеты по договору СНВ. "Укроборонсервис" и
"Трансимпекс" также хорошо известны своим участием в противоминных акциях ООН
в Ливане. Затем на сайте Еврокомиссии появилась информация об отмене
тендеров. При этом было отмечено, что в случае их возобновления, об этом
будет объявлено дополнительно, а все заинтересованные лица не должны
обращаться с предложениями или запросами.
    Однако на самом деле то, что сейчас пытаются называть тендерной
процедурой, продолжилось. Менеджером проекта были приглашены два консорциума,
из которых был составлен короткий список. Правилами же Еврокомиссии
предусмотрено его размещение в Интернете в течение 24 часов после появления,
а сам список должен содержать не менее четырех  претендентов - в противном
случае тендер или отменяется, или процедура начинается заново.
    После того, как незаконная конкурсная процедура все же началась,
представитель от Украины в тендерном комитете, заявивший о недопустимости
нарушения законов Украины и правил Еврокомиссии, о несоблюдении требований
технического задания, процедуры проведения и фальсификации сведений,
содержащихся в тендерном предложении консорциума, возглавляемого GTZ,
почему-то был немедленно заменен единоличным решением заместителя министра
обороны по вооружению. Основанием для таких действий почему-то стало письмо,
подписанное руководителем подразделения делегации Еврокомиссии на Украине,
которая сама, кстати, не принимала участия в заседании. Причиной замены
послужило "...высказывание украинским экспертом мыслей, которые отличались
от мыслей других экспертов-оценщиков...". Интересно, что это требование было
энергично поддержано МИД и даже Минэкономики Украины, которое не имело
никакого отношения ни к минам, ни к тендеру, зато фигурировало как партнер
фирмы GTZ.
    В тендерном комитете участвуют три оценщика с правом голоса, один из них
украинский, другой - менеджер проекта от Еврокомиссии П. Брускини, а третий -
административный работник делегации на Украине. Как нам стало известно,
противоречие во мнениях возникло между двумя экспертами - от Украины и от
Еврокомиссии. По правилам проведения тендеров, лица, участвовавшие в
подготовке конкурсной документации, не имеют права участвовать в тендерной
процедуре. Это требование, однако, не было применено к менеджеру проекта от
Еврокомиссии, который подготовил окончательную версию тендерного досье.
Обошло оно и Вячеслава Тарана, который в качестве советника заместителя
министра обороны по вооружению принимал участие в согласовании документов с
украинской стороны и был срочно отправлен на замену "неудобному" эксперту.
Контакты с претендентами также являются основанием для исключения из числа
оценщиков. Однако сотрудничество господина Тарана с двумя партнерами GTZ
по консорциуму - германскими фирмами LUTHE и Doring, а также незнание
английского языка не помешали ему в кратчайший срок не только ознакомиться
с тендерными заявками по проектам (не менее четырехсот страниц английского
технического текста), но и вынести "экспертное" заключение - лучшим является
предложение GTZ. Если же сопоставить участие в этом консорциуме шведской
фирмы DYNASAFE и шведское происхождение менеджера проекта, которому была
известна вся информация об участниках, становится понятным наличие в ее
заявке критики предлагаемой другим претендентом технологии утилизации...
    Технология же самой GTZ включала открытый подрыв некондиционных
боеприпасов, либо их возврат Министерству обороны, что полностью противоречит
требованиям технического задания, согласованного Украиной с Еврокомиссией.
Предполагалась также разборка кассетных боеприпасов, хотя технического
описания представлено не было. Имеющаяся на Украине техническая документация
на кассетные боеприпасы, содержащие противопехотные мины ПФМ-1, запрещает их
разборку. Об этом же предупреждали контрактную администрацию и российские
разработчики из НПО "Базальт", и "Правила эксплуатации предприятий", заранее
переданные украинской стороной в рамках перечня нормативных документов и
порядка получения разрешений на выполнение соответствующих работ. Но, как
говорится, настоящим экспертам они не понадобились...
    Наличие ложных сведений в тендерной заявке также влечет за собой
немедленное исключение претендента из дальнейшего рассмотрения. Руководитель
же проекта GTZ и ряд ключевых экспертов указали, что обладают опытом
промышленной утилизации боеприпасов на Украине, в России и Приднестровье,
хотя это противоречит действительности. Более того, в Приднестровье, где
проект ОБСЕ по уничтожению боеприпасов был сорван, а участники получили
компенсацию, не утилизировав ни одного снаряда, мог быть получен только опыт
невыполнения контрактных обязательств и присвоения средств европейских
налогоплательщиков путем финансовых афер.
    Даже этот неполный перечень вопиющих нарушений украинского
законодательства и нормативных документов Еврокомиссии был бы достаточен для
прекращения тендерной процедуры и проведения тщательного расследования как в
делегации Еврокомиссии, так и в соответствующих украинских органах. Но ничего
не произошло. Чтобы понять причину этого преступного бездействия, необходимо
вернуться в 2002 г., когда на Украине проводился первый международный проект
по утилизации противопехотных мин типа ПМН. Владимир Терещенко, работавший
тогда руководителем главного управления Госкомиссии по вопросам ОПК, лично
курировал его выполнение, а исполнителем был как раз Вячеслав Таран,
генеральный директор НТЦ "Спивдружнисть". Это название стало нарицательным в
истории Украины. С ним связаны и взрывы в Новобогдановке, и многочисленные
факты хищений, отраженные в официальных документах. Интересно другое. В
феврале 2002 г. председателем наблюдательного совета центра был избран...
В.И.Терещенко. Европейских аудиторов должен был бы насторожить этот факт, а
также другой, о котором тоже не очень любят вспоминать: заказчик, то есть
агентство NAMSA, потратил 800 тыс. долларов, а по документам "Спивдружнисти"
прошло лишь немногим более 500 тысяч.
    И вот господин Терещенко, уже в качестве замминистра, в ноябре сего года
подписал очередное соглашение с NAMSA, теперь уже на сумму 8 млн. евро, а
курировать его от Украины и выполнять будет господин Таран, его советник, с
таким блеском "защитивший" интересы Украины в тендере по утилизации мин ПФМ-1.
    Впрочем, сам тендер "успешно" завершен, подписание контракта с
победителем, как и получение предоплаты, произойдет немедленно. Украина будет
обязана депонировать ратификационные грамоты и уничтожить в течение четырех
лет около 7 млн. мин. Проблема лишь в том, что выдать консорциуму GTZ
необходимые лицензии на проведение работ без нарушения действующего
законодательства и требований технического задания невозможно. С высокой
долей вероятности можно предполагать, что это и станет причиной срыва
выполнения контракта. Разумеется, по вине Украины, а следовательно (как и в
Приднестровье) - финансовые компенсации и "новый международный опыт"
утилизации боеприпасов для одних и необходимость выплаты штрафов и
выполнения опасных работ за свой счет - для других.
          Н.Печорина, Военно-Промышленный Курьер, 28.12.2005 - 10.01.2006
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.116.articles.defence_01

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2006 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.1

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами